Автор: Дайтбегова Патимат Магомедовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №11 "Сосна"
Населённый пункт: Республика Дагестан,Унцукульский район, с. Ашильта
Наименование материала: Доклад
Тема: "Патриотическое воспитание в ДО"
Раздел: дошкольное образование
Патриотическое воспитание в ДО.
Одна из важнейших задач современного общества – гражданско-
патриотическое воспитание подрастающего поколения была актуальной
вчера, остается важной сегодня и будет завтра.
Гражданско-патриотическое воспитание детей необходимо начинать в
дошкольном детстве, являющемся важнейшим периодом становления
человеческой личности. Именно в это время закладываются нравственные
основы будущего гражданина.
С чего начинается патриотическое воспитание? В первую очередь с любви к
своей малой родине – семье, родному дому, детскому саду, к родной улице и
городу. Без любви к ней невозможна любовь и уважение в стране в целом.
А между тем, не уважая страну, человек не будет уважать и окружающее его
общество, близких людей
Любовь и уважение к родине одна из главных целей патриотического
воспитания, которая должна прививаться к ребенку наравне с
формированием бережного отношения к природе и всему живому,
воспитанием уважения к труду, развитием интереса к обычаям и традициям,
формированием элементарных знаний о правах человека, расширением
представлений о городах, знакомством детей с символами государства (герб,
флаг, гимн), развитием чувства ответственности и гордости за достижения
страны.
Цели и задачи патриотического воспитания сегодня прочно вошли в
образовательный процесс нашего ДО, им подчинена развивающе –
воспитательная среда детского сада. Ниши активного действия ребенка
наполнены довольно обширным наглядным и дидактическим материалом
(материал о символах Казахстана, о флаге и гербе нашей области, материал
об истории возникновения города Костаная, его первостроителях и о
земляках-героях, образцами малых форм (сказками, пословицами,
потешками), музыкальных произведений, народно – прикладным искусством,
подвижными играми разных народов). Есть у нас и довольно большая
коллекция фотоснимков, рассказывающих о прошлом и настоящем нашего
города.
В каждой группе имеются национальные куклы, которые помогают ребенку
легко понять значение государственной символики, ознакомиться с культурой
и традицией разных народов.
В соответствии с ГОСО и программами: «Алғашқы қадам», «Зерек бала»,
«Мектепке барамыз» нравственно – патриотическое воспитание детей
начинаем с младшего дошкольного возраста.
В младшем возрасте чувство любви к Родине начинаем воспитывать у
ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу,
бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и
ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что
видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его
душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но,
пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в
становлении личности патриота.
В среднем возрасте закрепляем раннее полученные знания и постепенно
знакомим ребенка с детским садом, своей улицей, городом, Родиной, её
настоящим и прошлым, с государственными символами (флаг, герб,
гимн),столицей Республики Казахстан – Астана. Расширяем представления о:
том, что армия охраняет нашу Родину;
том, что в армии есть танкисты, моряки, лётчики, пехотинцы,
ракетчики;
том, что они смелые, сильные, ловкие;
людях других национальностей;
традициях и обычаях своего и других народов, воспитываем симпатию
к ним;
приобщаем к истокам культуры народов Казахстана.
В старшем возрасте расширяем знания ребенка о родной стране, о
государственных и народных праздниках. Формируем представления о
Президенте Республики Казахстан, о том, что он служит народу, решает
различные проблемы своего народа. Расширяем представления о символике
страны (флаг, герб, гимн), ее назначении. Дети узнают символы Республики
Казакстан, знают о том, что Государственный Гимн слушают и поют стоя с
приложенной правой рукой к левой части груди, мальчики снимают головные
уборы. Приобщаем детей к активному участию в государственных
иобщественных праздниках (День Независимости, 8 Марта, Праздник
Наурыз, День защитника Отечества, День защиты детей) путем разучивания
стихов, песен, танцев к утренникам и развлечениям. Знакомим с казахскими
народными традициями и обычаями. Обогащаем и углубляем знания об
истории родного края, о культуре и быте народов Казахстана (татары, русские
и др.). Воспитываем доброжелательное и уважительное отношение к людям
других национальностей, проживающим на территории Республики
Казахстан.Знакомим с названиями государств, граничащих с Казахстаном, с
особенностями быта и культуры людей, проживающих там.
Знакомя детей с казахстанскими воинами, которые защищали свою Родину в
годы Великой Отечественной войны, с героическими подвигами Б.
Момышулы, А. Молдагуловой, М. Маметовой, развиваем интерес к армии,
уважительное отношение к доблести и героизму солдат.
Формируем представления о природных богатствах, достижениях нашей
республики, воспитываем чувство гордости за свою страну
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в
играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только
патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со
взрослыми и сверстниками.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей в нашем
ДО являются тематические занятия на такие темы, как «Моя семья», «Мой
любимый детский сад», «Мой район и город, в котором я живу», «Я и мое
имя», «Костанай – город мой». «Наша Родина – Казахстан», «День
независимости», «Милые мамы», «Наурыз», «День – единства трудящихся»,
«Наши защитники», «Этот День Победы…», которые повышают детскую
мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в
колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы,
индивидуальные задания. Мы приучаем детей самостоятельно анализиро
-вать увиденное, делать обобщения, выводы. предлогаем найти ответ в
иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.
Систематическая работа коллектива ДО по данному направлению проводится
при активном участии родителей воспитанников и в тесной связи с
общественными организациями и учреждениями города.
Дедушкам и бабушкам наших детей мы предлагаем рассказать
воспитанникам детсада о прошлом нашего города, об участии их в защите
нашей страны в годы войны. Мамам и папам – рассказать о зданиях на улицах
города, о предприятиях Костаная. По нашим советам в выходные дни
родители водят детей к речке Тобол.
Вместе с детьми посетили музей г. Костаная, где рассказали его юным
экскурсантам о прошлом нашего города и его первостроителях. Увидели дети
в музее образцы полезных ископаемых, которые добываются в нашем районе,
составили некоторое представление о местной флоре и фауне.
Были проведены у нас также экскурсии к памятникам нашим землякам,
павшим на фронтах Великой Отечественной войны. На площади воспитатели
рассказывали детям, кому поставлены эти памятники, рассказывали о
доблести и мужестве наших земляков. Были у нас проведены тематические
беседы с демонстрацией фотоснимков, плакатов и репродукций картин. Во
время этих бесед мы побуждали детей делать выводы и заключения о том, что
они узнали, давать нравственные оценки событиям, о которых шла речь. На
занятиях все дети стремились отвечать на вопросы, дополняли рассказы
товарищей.
Знакомя детей с прошлым города, мы рассказываем им и о его трудовой
жизни в настоящем. При этом даем воспитанникам задание на дом – узнать,
где работают их родители. Одновременно просим родителей больше
рассказывать малышам о своей работе. Представление о созидательной силе
труда складывается у ребенка не только благодаря тому, что он увидел и
услышал, но и в результате собственного участия в общественно полезных
делах. Если дети вместе с взрослыми сажали деревья в детском саду,
участвовали в субботнике, приводя в порядок двор, то они скорее смогут
ощутить свою причастность к трудовым делам людей, проявить бережное
отношение к народному достоянию.
От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, от того, что поразило
его воображение, от того, какие уроки извлек он из объяснений о событиях
современности и историческом прошлом страны, зависит и становление
личности гражданина. Вот почему нужно помогать ребенку, открывать
историческое прошлое и настоящее нашей Родины
В преддверии 20 – летия «Дня независимости» в детском саду начала
работать экспериментальная площадка по толерантному воспитанию
Цель: формирование толерантной личности, способной строить отношения с
другими людьми на основе искренних человеческих отношений.
Задачи:
1.
Создание толерантного пространства дошкольной организации.
2.
Иницировать умения ребенка осуществлять социальные коммуникации на
основе тактичного и уважительного отношения к окружающим людям в
независимости от пола, возраста, национальности.
3.
Формирование толерантного сознания на основе самопознания, овладения
эмоциональной палитрой чувств.
4.
Развитие способностей к восприятию многообразия мира, культуры,
традиции и обычаев казахского, русского и других народов РК.
Первые шаги по стране толерантности , а считаем толерантность синонимом
патриотизма, наши дети уже сделали. Имеются определенные результаты.