Автор: Золотухина Ольга Ивановна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ " СШ 17"
Населённый пункт: город Норильск Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "ПОВЫШЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ХИМИИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ".
Раздел: среднее образование
1
ПОВЫШЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ
ХИМИИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ.
В своей педагогической практике я заметила, что по окончании 8
класса и
переходе в 9 класс интерес к изучению химии, у учеников
постепенно пропадает. Я думаю, что это связано с увеличением объема
информации,
которую
необходимо запомнить,
в
том
числе
и
читая
параграф учебника. Сложный и большой материал учебника пугает ребят.
Для решения этой проблемы я поставила перед собой одну из наиболее
важных
целей
–
создать
условие
для
формирования
устойчивой
положительной мотивации к изучению предмета. Для достижения данной
цели я использую разнообразные современные технологии, но приоритет
отдаю технологии критического мышления.
Данная технология является
адекватной
системно-деятеятельностному
подходу
и
способствует
достижению
поставленной
цели.
Технология
критического
мышления
удобна тем, что в зависимости от способностей учащихся каждого класса
можно подобрать различные методические приемы для реализации целей
урока.
Технология
критиче ского
мышления
–
одна
из
новых
образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов
20
века
американскими
психологами
Д.Стилом,
К.
Мередитом
и
Ч.
Темплом. Особенностями этой технологии являются:
*учебный процесс строится
на закономерностях взаимодействия
личности и информации,
закономерностях
и механизмах процессов
познания;
*на этапах технологии могут применяться разнообразные формы и
стратегии работы с текстом, организация дискуссий;
*особенности
технологии позволяют всё обучение проводить на
основе
принципов
сотрудничества,
совместного
планирования
и
рефлексии. [4]
Проанализировав педагогическую литературу, узнала, что в основ-
ном данную технологию применяют на уроках гуманитарного цикла, моти-
вируя это тем, что при изучении этих дисциплин учащиеся работают с мак-
симальным количеством текстовой информации. При изучении химии уче-
ники также работают с текстовой информацией (параграфы учебника, за-
дачники). Умение работать с химическими текстами – это положительный
аспект в учебной деятельности ученика. Я считаю, что необходимо обу-
чать ребят работать с текстовой информацией, выделять в ней самое глав-
ное, формировать личностное отношение к данному материалу. Необходи-
мо обучать ребят умению воспринимать и преобразовывать необходимую
информацию. Таким образом, формируется способность к критическому
2
мышлению при сохранении и даже некотором повышении химических зна-
ний.
На уроках я
использую тексты как источник знаний: ученик не
только читает данный материал, но и размышляет, выделяет главное в
тексте, самостоятельно находит ответы на поставленные вопросы .
Основа технологии РКМ – трехстадийная структура урока:
1)
этап вызова (диагностика собственных знаний по заданной теме;
пробуждение интереса к получению новой информации; постановка
персональных целей обучения);
2)
этап осмысления (вступление в контакт с новой информацией и ее
систематизация; корректировка поставленных целей обучения);
3)
этап рефлексии (размышления, перестройка первичных
представлений и формирование «собственного» нового знания;
постановка новых целей обучения). [2]
На уроках химии данную технологию можно использовать при изучении
самых разнообразных тем. Реализации задач на каждой стадии урока с при-
менением технологии РКМ способствуют разнообразные педагогические
приемы.
На стадии вызова наиболее эффективными приемами,
способствующими актуализации знаний учащихся, являются следующие:
1. Кластер (графическая систематизация информации).
Сначала необходимо записать ключевое слово в середине доски,
затем записать слова, которые приходят на ум в связи с данной темой, а
потом по мере того, как возникают идеи необходимо установить связи
между ними.[3]. Например, при изучении в 8 классе темы «Химическая
связь» использую прием «Кластер». ( приложение1).
Также кластер может быть оформлен в виде таблицы. Например, на
уроке в 10 классе по теме «Жиры» на стадии вызова ученики вспоминают,
что им, известно, по данному вопросу, и заносят информацию в таблицу:
Таблица 1.
Я знаю
Хочу узнать
Узнал новое
По мере работы с различными источниками информации таблица по-
полняется новыми данными, а затем ее содержание обсуждается на стадии
рефлексии.
2. Проблемная ситуация.
Так , при изучении темы « Кислород» в 9 классе создаю проблемную
ситуацию: «Современный пассажирский самолет при полете в течение 9
часов расходует около 75-90 т этого вещества». Что это за вещество?
Ученики выдвигают свои гипотезы. И в ходе обсуждения формулируют
тему урока. Тема урока Кислород. При изучении темы «Жиры», создается
проблемная
ситуация:
«Путешествуя
по
России,
Пушкин
отведал
3
приготовленный хорошенькой калмычкой чай с ЭТИМ ВЕЩЕСТВОМ и
солью. "Не думаю, чтобы другая народная кухня могла произвести что-
нибудь такое", - вспоминал поэт». При обсуждении учащиеся называют
тему урока.
3. «Перепутанные логические цепочки».
На доске или слайде записаны верные и неправильные цитаты. Уче-
ники должны прочитать и поставить «+» там, где они считают, что выска-
зывание верное, и знак «-» там, где неверное. Правильность выполнения
работы проверяется после изучения нового материа
ла.
Утверждения
Неметаллы – обладают свойствами металлов
Неметаллы могут быть жидкостями, твердыми веществами, газами.
Инертные газы в реакции не вступают , соединений не образуют
Газы- водород, хлор, фтор, азот образуют трехатомные молекулы
Кислород образует два газа: О
2
и О
3
.
Йод похож на металл, т.к. имеет блеск и твердый
Неметаллы хрупкие вещества
Неметаллы проводят тепло и электрический ток
Неметаллов в ПСХЭ больше, чем металлов
Большинство неметаллов это жидкие вещества
4. Составление списка «известной информации».
При изучение темы дисахариды. В 10 классах использую решение
задач на определение молекулярной формулы вещества. Решение задачи
приводит к формуле С
12
Н
22
О
11.
Из молекулярной формулы выясняется, что
данное вещество не относится к моносахаридам. Выясняем, что в данном
веществе количество атомов углерода в 2 раза превышает количество
атомов
углерода
в
моносахариде -
глюкозе.
Отсюда
ученики
могут
предположить, что данное вещество относится к дисахаридам. Сообщаем,
что
название
вещества
-
сахароза
–
химическое
название
обычного
сахара.
5. Прием загадки-ситуации. ( Приложение 2).
На
стадии
осмысления
целесообразно
использовать
следующие
приемы:
1. Основным приемом ТРКМ является Инсерт. В дословном переводе
с английского – означает: интерактивная система записи для эффективного
чтения
и
размышления. Например,
при
изучении
темы
«Основания»
учащиеся используют прием «маркировка». Они получают текст и делают
в нем соответствующие пометки:
V" - известная информация
"-" противоречит моим первоначальным представлениям;
"?" - непонятная информация;
"+" - новая информация [3].
Время на работу отводится в соответствии с объемом текста. Затем
материал обсуждается и информация заносится в кластер. ( Приложение 3).
4
2. Прием «Самоанализ».
На уроках повторения материала, подготовки к итоговым контрольным
работам и на первом уроке после каникул я использую работу с таблицами. Это
позволяет
быстро
ученикам
вспомнить
основные
вопросы
изученного
материала.
Например,
в 9 классе изучение неметаллов начинается во второй
четверти, а заканчивается в третьей. Поэтому на первом уроке в третьей четверти
ученики работают с таблицей.
Таблица 2.
5
Вопросы
ответы
дополнения и
исправления
Какие особенности проявляют атомы неме-
таллических элементов в строении?
Как изменяются окислительные свойства в
ПС а) по периоду
б) по главной подгруппе
Как определить для атома
неметалла степень
окисления?
С какой группой веществ обязательно взаи-
модействуют неметаллы?
Какой характер проявляют высшие оксиды и
гидроксиды неметаллов?
Закончите уравнения реакций:
Fe + Br
2
;
N
2
O
3
+ H
2
O
3. Другой прием «Лист решения проблем» применяю для решения
задач.
Необходимо
детально,
поэтапно
разобрать
материал.
Ученик
определяет проблему и затем решает ее.
Задача: « Какой объем займет азот массой 84 грамма».
Таблица 3.
Проблема
Что есть для
решения
Чего не хватает
Решение
Определите
объем азота
V = n х Vm
Неизвестно
количество
вещества
Определите
количество
вещества азота
n= m : M
m = 84 г
Молярной массы
кислорода
М (N
2
)=
14+14=28г/моль
n=84 : 28 = 3 моль
Определите
объем азота
n=3 моль
Vm= 22,4 моль/л
V= 3 моль х 22,4
моль/л = 67,2 л
4. Прием толстых и тонких вопросов.
- Тонкие вопросы требуют воспроизведения знания материала.
- Толстые вопросы – проблемные.
Вопросы записываются на доске или выводятся на экран в начале
урока или помогают ученикам анализировать их содержание. Например, на
уроке в 8 классе по теме
«Получение кислорода
и водорода» , ученики
выбирают для себя вопросы, на которые потом отвечают.
Таблица 4.
Тонкие
Толстые
6
1. Как собрают водород и кислород?
2. Что вы должны помнить, когда соби-
раете газ методом вытеснения воздуха?
3. Как доказать наличие водорода и кис-
лорода?
4. Что лежит в основе обнаружения во-
дорода и кислорода?
1. Дайте объяснение, почему именно
таким способом можно собрать водород
и кислород.
2. В чем различия в способах собира-
ния кислорода и водорода?
3. Предположите, что будет, если водо-
род в смеси с кислородом поджечь?
4. Что произойдет, если стакан, запол-
ненный водородом или кислородом
открыть?
Стадия рефлексия. Это тщательное взвешивание, оценка и выбор. В
процессе
рефлексии
та
информация,
которая
была
новой,
становится
присвоенной,
превращается
в
собственное
знание.
Она
становится
основной целью деятельности учащихся и учителя.
На этой стадии можно
использовать приемы: кластер, эссе, самоанализ, шесть шляп критического
мышления, ключевые слова, взаимообучение, синквэйн.[4].
Например, при изучении химических свойств органических веществ
я использую прием «Синквэйн». Учащиеся пересматривают то, что они
когда-то знали, узнали новое и систематизируют полученные знания. На
данном этапе приобретается важное умение резюмировать информацию,
излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. [1].
Например:
Метан
Бесцветный, природный
Горит, не растворяется, хлорируется
В промышленном синтезе применяется
Углеводород
Прием
«эссе»
- В
конце
урока
на
стадии
рефлексия
предлагаю
учащимся
выразить
свои
мысли
по
изученному
материалу
в
форме
сочинения-эссе.
Это
небольшая
работа,
состоящая
из
нескольких
предложений и содержащая личностную оценку. Обычно предлагается два
вопроса, на которые нужно дать краткий, но в то же время полный ответ.
Примерные вопросы:
- Что вы узнали по пройденной теме?
- Что хотели бы узнать в большем объеме?
Целесообразность
использования
технологии
критического
мышления состоит в том, что учащиеся самостоятельно, в соответствии со
своими
умственными
и
психофизиологическими
возможностями
добывают
знания,
применяя
разнообразные
формы
работы
и
средства
обучения.
Например,
работу
с
таблицами,
работу
в
парах,
в
группах,
взаимопроверку, работу с текстами.
Результатом
использования
технологии
критического
мышления
применяемой
в
образовательном
процессе,
подтверждается
динамикой
уровня обученности по предмету:
7
при
100%
успеваемости
(8-11
класс),
качество
знаний
учащихся
по
предмету составляет (2013-2014 год -52%; 2014-2015 год -55% ; 2015-2016
год - 57% (средний показатель по четвертям
8-11 класс). Также мои
ученики являются победителями и призерами конкурсов и конференций
разного уровня.
Я считаю, что выбранная мною технология результативна, так как
она позволяет мне достигнуть целей, поставленных в процессе обучения, а
именно:
сделать
обучение,
с
одной
стороны,
содержательным
и
практическим, а с другой стороны - доступным и интересным.
Таким образом, путем введения в обучение элементов технологии
критического
мышления
на
уроках
развивается
творческий
потенциал
ученика и увеличивается его активность.
«Каждый получает ровно столько, сколько вкладывает сам». И я буду
мотивировать учеников стремиться к этому.
Литература.
1 .
Бутенко
А.В.,
Ходос
Е.А.
Критическое
мышление:
метод,
теория,
практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.
2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология
развития. – СПб : Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.
3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. «Развитие критического мышления
на уроке: Пособие для учителя – М.: Просвещение, 2004 г.
4. Клустер Д. Что такое критическое мышление. – М.: ЦГЛ, 2005. -156с.
5. Хаяперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000. – 126с.
8
6. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003. – 272с.
Приложение 1.
Химическая
связь
Металли
ческая
Водород
ная
Ионная
Ковал
ентная
неполяр
ная
полярная
9
Приложение 2.
Загадка-ситуация “ Серебряные бокалы ”.
Весной 327 г. до н.э. знаменитый греческий полководец Александр
Македонский вторгся в пределы Индии. Однако здесь он встретил не
только
мужественное
сопротивление
свободолюбивого
народа,
но
и
другого грозного врага – кишечные заболевания. До крайности уставшие и
изнуренные болезнями солдаты не выдержали, взбунтовались и принудили
отдать приказ о возвращении домой.
Как
видно
из
оставленного
историками
описания
этого
похода,
военачальники армии Александра Македонского заболевали значительно
реже,
чем
рядовые
воины,
хотя
вместе
с
ними
переносили
невзгоды
походной жизни и пили одну и ту же воду.
В чем причина ?
Причина этого загадочного явления была найдена лишь спустя 2250 лет.
Она состояла в том, что рядовые воины греческой армии в то время
пользовались
в
походах
оловянными
бокалами,
а
военачальники
–
серебряными.
Почему,
пользуясь
серебряными
бокалами,
военачальники
армии
Александра
Македонского
были
менее
подвержены
кишечным
заболеваниям в этом походе?
Приложение3.
10
11