Напоминание

"ПОВЫШЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ХИМИИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ".


Автор: Золотухина Ольга Ивановна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ " СШ 17"
Населённый пункт: город Норильск Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "ПОВЫШЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ХИМИИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ".
Раздел: среднее образование





Назад




1

ПОВЫШЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ

ХИМИИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО

МЫШЛЕНИЯ.

В своей педагогической практике я заметила, что по окончании 8

класса и

переходе в 9 класс интерес к изучению химии, у учеников

постепенно пропадает. Я думаю, что это связано с увеличением объема

информации,

которую

необходимо запомнить,

в

том

числе

и

читая

параграф учебника. Сложный и большой материал учебника пугает ребят.

Для решения этой проблемы я поставила перед собой одну из наиболее

важных

целей

создать

условие

для

формирования

устойчивой

положительной мотивации к изучению предмета. Для достижения данной

цели я использую разнообразные современные технологии, но приоритет

отдаю технологии критического мышления.

Данная технология является

адекватной

системно-деятеятельностному

подходу

и

способствует

достижению

поставленной

цели.

Технология

критического

мышления

удобна тем, что в зависимости от способностей учащихся каждого класса

можно подобрать различные методические приемы для реализации целей

урока.

Технология

критиче ского

мышления

одна

из

новых

образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов

20

века

американскими

психологами

Д.Стилом,

К.

Мередитом

и

Ч.

Темплом. Особенностями этой технологии являются:

*учебный процесс строится

на закономерностях взаимодействия

личности и информации,

закономерностях

и механизмах процессов

познания;

*на этапах технологии могут применяться разнообразные формы и

стратегии работы с текстом, организация дискуссий;

*особенности

технологии позволяют всё обучение проводить на

основе

принципов

сотрудничества,

совместного

планирования

и

рефлексии. [4]

Проанализировав педагогическую литературу, узнала, что в основ-

ном данную технологию применяют на уроках гуманитарного цикла, моти-

вируя это тем, что при изучении этих дисциплин учащиеся работают с мак-

симальным количеством текстовой информации. При изучении химии уче-

ники также работают с текстовой информацией (параграфы учебника, за-

дачники). Умение работать с химическими текстами – это положительный

аспект в учебной деятельности ученика. Я считаю, что необходимо обу-

чать ребят работать с текстовой информацией, выделять в ней самое глав-

ное, формировать личностное отношение к данному материалу. Необходи-

мо обучать ребят умению воспринимать и преобразовывать необходимую

информацию. Таким образом, формируется способность к критическому

2

мышлению при сохранении и даже некотором повышении химических зна-

ний.

На уроках я

использую тексты как источник знаний: ученик не

только читает данный материал, но и размышляет, выделяет главное в

тексте, самостоятельно находит ответы на поставленные вопросы .

Основа технологии РКМ – трехстадийная структура урока:

1)

этап вызова (диагностика собственных знаний по заданной теме;

пробуждение интереса к получению новой информации; постановка

персональных целей обучения);

2)

этап осмысления (вступление в контакт с новой информацией и ее

систематизация; корректировка поставленных целей обучения);

3)

этап рефлексии (размышления, перестройка первичных

представлений и формирование «собственного» нового знания;

постановка новых целей обучения). [2]

На уроках химии данную технологию можно использовать при изучении

самых разнообразных тем. Реализации задач на каждой стадии урока с при-

менением технологии РКМ способствуют разнообразные педагогические

приемы.

На стадии вызова наиболее эффективными приемами,

способствующими актуализации знаний учащихся, являются следующие:

1. Кластер (графическая систематизация информации).

Сначала необходимо записать ключевое слово в середине доски,

затем записать слова, которые приходят на ум в связи с данной темой, а

потом по мере того, как возникают идеи необходимо установить связи

между ними.[3]. Например, при изучении в 8 классе темы «Химическая

связь» использую прием «Кластер». ( приложение1).

Также кластер может быть оформлен в виде таблицы. Например, на

уроке в 10 классе по теме «Жиры» на стадии вызова ученики вспоминают,

что им, известно, по данному вопросу, и заносят информацию в таблицу:

Таблица 1.

Я знаю

Хочу узнать

Узнал новое

По мере работы с различными источниками информации таблица по-

полняется новыми данными, а затем ее содержание обсуждается на стадии

рефлексии.

2. Проблемная ситуация.

Так , при изучении темы « Кислород» в 9 классе создаю проблемную

ситуацию: «Современный пассажирский самолет при полете в течение 9

часов расходует около 75-90 т этого вещества». Что это за вещество?

Ученики выдвигают свои гипотезы. И в ходе обсуждения формулируют

тему урока. Тема урока Кислород. При изучении темы «Жиры», создается

проблемная

ситуация:

«Путешествуя

по

России,

Пушкин

отведал

3

приготовленный хорошенькой калмычкой чай с ЭТИМ ВЕЩЕСТВОМ и

солью. "Не думаю, чтобы другая народная кухня могла произвести что-

нибудь такое", - вспоминал поэт». При обсуждении учащиеся называют

тему урока.

3. «Перепутанные логические цепочки».

На доске или слайде записаны верные и неправильные цитаты. Уче-

ники должны прочитать и поставить «+» там, где они считают, что выска-

зывание верное, и знак «-» там, где неверное. Правильность выполнения

работы проверяется после изучения нового материа

ла.

Утверждения

Неметаллы – обладают свойствами металлов

Неметаллы могут быть жидкостями, твердыми веществами, газами.

Инертные газы в реакции не вступают , соединений не образуют

Газы- водород, хлор, фтор, азот образуют трехатомные молекулы

Кислород образует два газа: О

2

и О

3

.

Йод похож на металл, т.к. имеет блеск и твердый

Неметаллы хрупкие вещества

Неметаллы проводят тепло и электрический ток

Неметаллов в ПСХЭ больше, чем металлов

Большинство неметаллов это жидкие вещества

4. Составление списка «известной информации».

При изучение темы дисахариды. В 10 классах использую решение

задач на определение молекулярной формулы вещества. Решение задачи

приводит к формуле С

12

Н

22

О

11.

Из молекулярной формулы выясняется, что

данное вещество не относится к моносахаридам. Выясняем, что в данном

веществе количество атомов углерода в 2 раза превышает количество

атомов

углерода

в

моносахариде -

глюкозе.

Отсюда

ученики

могут

предположить, что данное вещество относится к дисахаридам. Сообщаем,

что

название

вещества

-

сахароза

химическое

название

обычного

сахара.

5. Прием загадки-ситуации. ( Приложение 2).

На

стадии

осмысления

целесообразно

использовать

следующие

приемы:

1. Основным приемом ТРКМ является Инсерт. В дословном переводе

с английского – означает: интерактивная система записи для эффективного

чтения

и

размышления. Например,

при

изучении

темы

«Основания»

учащиеся используют прием «маркировка». Они получают текст и делают

в нем соответствующие пометки:

V" - известная информация

"-" противоречит моим первоначальным представлениям;

"?" - непонятная информация;

"+" - новая информация [3].

Время на работу отводится в соответствии с объемом текста. Затем

материал обсуждается и информация заносится в кластер. ( Приложение 3).

4

2. Прием «Самоанализ».

На уроках повторения материала, подготовки к итоговым контрольным

работам и на первом уроке после каникул я использую работу с таблицами. Это

позволяет

быстро

ученикам

вспомнить

основные

вопросы

изученного

материала.

Например,

в 9 классе изучение неметаллов начинается во второй

четверти, а заканчивается в третьей. Поэтому на первом уроке в третьей четверти

ученики работают с таблицей.

Таблица 2.

5

Вопросы

ответы

дополнения и

исправления

Какие особенности проявляют атомы неме-

таллических элементов в строении?

Как изменяются окислительные свойства в

ПС а) по периоду

б) по главной подгруппе

Как определить для атома

неметалла степень

окисления?

С какой группой веществ обязательно взаи-

модействуют неметаллы?

Какой характер проявляют высшие оксиды и

гидроксиды неметаллов?

Закончите уравнения реакций:

Fe + Br

2

;

N

2

O

3

+ H

2

O

3. Другой прием «Лист решения проблем» применяю для решения

задач.

Необходимо

детально,

поэтапно

разобрать

материал.

Ученик

определяет проблему и затем решает ее.

Задача: « Какой объем займет азот массой 84 грамма».

Таблица 3.

Проблема

Что есть для

решения

Чего не хватает

Решение

Определите

объем азота

V = n х Vm

Неизвестно

количество

вещества

Определите

количество

вещества азота

n= m : M

m = 84 г

Молярной массы

кислорода

М (N

2

)=

14+14=28г/моль

n=84 : 28 = 3 моль

Определите

объем азота

n=3 моль

Vm= 22,4 моль/л

V= 3 моль х 22,4

моль/л = 67,2 л

4. Прием толстых и тонких вопросов.

- Тонкие вопросы требуют воспроизведения знания материала.

- Толстые вопросы – проблемные.

Вопросы записываются на доске или выводятся на экран в начале

урока или помогают ученикам анализировать их содержание. Например, на

уроке в 8 классе по теме

«Получение кислорода

и водорода» , ученики

выбирают для себя вопросы, на которые потом отвечают.

Таблица 4.

Тонкие

Толстые

6

1. Как собрают водород и кислород?

2. Что вы должны помнить, когда соби-

раете газ методом вытеснения воздуха?

3. Как доказать наличие водорода и кис-

лорода?

4. Что лежит в основе обнаружения во-

дорода и кислорода?

1. Дайте объяснение, почему именно

таким способом можно собрать водород

и кислород.

2. В чем различия в способах собира-

ния кислорода и водорода?

3. Предположите, что будет, если водо-

род в смеси с кислородом поджечь?

4. Что произойдет, если стакан, запол-

ненный водородом или кислородом

открыть?

Стадия рефлексия. Это тщательное взвешивание, оценка и выбор. В

процессе

рефлексии

та

информация,

которая

была

новой,

становится

присвоенной,

превращается

в

собственное

знание.

Она

становится

основной целью деятельности учащихся и учителя.

На этой стадии можно

использовать приемы: кластер, эссе, самоанализ, шесть шляп критического

мышления, ключевые слова, взаимообучение, синквэйн.[4].

Например, при изучении химических свойств органических веществ

я использую прием «Синквэйн». Учащиеся пересматривают то, что они

когда-то знали, узнали новое и систематизируют полученные знания. На

данном этапе приобретается важное умение резюмировать информацию,

излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. [1].

Например:

Метан

Бесцветный, природный

Горит, не растворяется, хлорируется

В промышленном синтезе применяется

Углеводород

Прием

«эссе»

- В

конце

урока

на

стадии

рефлексия

предлагаю

учащимся

выразить

свои

мысли

по

изученному

материалу

в

форме

сочинения-эссе.

Это

небольшая

работа,

состоящая

из

нескольких

предложений и содержащая личностную оценку. Обычно предлагается два

вопроса, на которые нужно дать краткий, но в то же время полный ответ.

Примерные вопросы:

- Что вы узнали по пройденной теме?

- Что хотели бы узнать в большем объеме?

Целесообразность

использования

технологии

критического

мышления состоит в том, что учащиеся самостоятельно, в соответствии со

своими

умственными

и

психофизиологическими

возможностями

добывают

знания,

применяя

разнообразные

формы

работы

и

средства

обучения.

Например,

работу

с

таблицами,

работу

в

парах,

в

группах,

взаимопроверку, работу с текстами.

Результатом

использования

технологии

критического

мышления

применяемой

в

образовательном

процессе,

подтверждается

динамикой

уровня обученности по предмету:

7

при

100%

успеваемости

(8-11

класс),

качество

знаний

учащихся

по

предмету составляет (2013-2014 год -52%; 2014-2015 год -55% ; 2015-2016

год - 57% (средний показатель по четвертям

8-11 класс). Также мои

ученики являются победителями и призерами конкурсов и конференций

разного уровня.

Я считаю, что выбранная мною технология результативна, так как

она позволяет мне достигнуть целей, поставленных в процессе обучения, а

именно:

сделать

обучение,

с

одной

стороны,

содержательным

и

практическим, а с другой стороны - доступным и интересным.

Таким образом, путем введения в обучение элементов технологии

критического

мышления

на

уроках

развивается

творческий

потенциал

ученика и увеличивается его активность.

«Каждый получает ровно столько, сколько вкладывает сам». И я буду

мотивировать учеников стремиться к этому.

Литература.

1 .

Бутенко

А.В.,

Ходос

Е.А.

Критическое

мышление:

метод,

теория,

практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.

2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология

развития. – СПб : Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.

3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. «Развитие критического мышления

на уроке: Пособие для учителя – М.: Просвещение, 2004 г.

4. Клустер Д. Что такое критическое мышление. – М.: ЦГЛ, 2005. -156с.

5. Хаяперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000. – 126с.

8

6. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в

системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003. – 272с.

Приложение 1.

Химическая

связь

Металли

ческая

Водород

ная

Ионная

Ковал

ентная

неполяр

ная

полярная

9

Приложение 2.

Загадка-ситуация “ Серебряные бокалы ”.

Весной 327 г. до н.э. знаменитый греческий полководец Александр

Македонский вторгся в пределы Индии. Однако здесь он встретил не

только

мужественное

сопротивление

свободолюбивого

народа,

но

и

другого грозного врага – кишечные заболевания. До крайности уставшие и

изнуренные болезнями солдаты не выдержали, взбунтовались и принудили

отдать приказ о возвращении домой.

Как

видно

из

оставленного

историками

описания

этого

похода,

военачальники армии Александра Македонского заболевали значительно

реже,

чем

рядовые

воины,

хотя

вместе

с

ними

переносили

невзгоды

походной жизни и пили одну и ту же воду.

В чем причина ?

Причина этого загадочного явления была найдена лишь спустя 2250 лет.

Она состояла в том, что рядовые воины греческой армии в то время

пользовались

в

походах

оловянными

бокалами,

а

военачальники

серебряными.

Почему,

пользуясь

серебряными

бокалами,

военачальники

армии

Александра

Македонского

были

менее

подвержены

кишечным

заболеваниям в этом походе?

Приложение3.

10

11



В раздел образования