Напоминание

"Жиры"


Автор: Золотухина Ольга Ивановна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ " СШ 17"
Населённый пункт: город Норильск Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Жиры"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока «Жиры».

Цели урока:

Сформировать представление о жирах как о химических веществах, изучив

химический состав и химические свойства жиров, закрепить умения писать

уравнения реакции этерификации, подготовка к ЕГЭ

Актуализировать знание о жирах из курса биологии.

Воспитание патриотизма, интереса с предмету

Развитие мышления

Оборудование и реактивы:

презентация к уроку, подготовленная с использованием Интернета

маргарин, олифа, растительные, животные жиры, глицерин, мыло, FAIRY (жидкость для

мытья посуды), раствор KMnO

4

, раствор Na

2

CO

3

.

Вступительное слово.

Девиз

урока:. 2

мин.

«Настоящий

ученик

учится

открывать

неизвестное

с

помощью известного и тем самым приближается к учителю.» Гете

Стадия вызов.

Вступительное

слово

учителя:

У

меня

на

столе

"Черный

ящик",

в

котором

находится

вещество,

которое

на

нашем

уроке

станет

объектом

исследования.

Вам

необходимо угадать его:

-

Путешествуя

по

России,

Пушкин

отведал

приготовленный

хорошенькой

калмычкой чай с ЭТИМ ВЕЩЕСТВОМ и солью. "Не думаю, чтобы другая народная кухня

могла произвести что-нибудь такое", - вспоминал поэт.

( ЕСЛИ УЧАЩИЕСЯ НЕ УГАДЫВАЮТ.ВТОРОЙ ВОПРОС)

- У животных ЭТО - источник энергии, тепла, воды.

Учащиеся –ЖИРЫ.

Учитель открывает черный ящик, там находиться растительное масло, сливочное

масло, рыбий жир. 4 мин.

Ребята давайте поработаем с таблицей, заполните графу, что вы знаете о жирах.

Я знаю о жирах

Хочу узнать

Узнал новое

Учащиеся самостоятельно заполняют первую графу. ( ответы: источник энергии,

эндогенной

воды,

относят

к

эфирам,

строительный

материал

клетки,

запасающая

функция). Молодцы. 2 мин.

Самостоятельно

заполните

2

графу

–Хочу

узнать

(Строение,

физические

,

химические

свойства,

значение).

Ребята,

какие

новые

знания

сегодня

на

уроке

вам

необходимо приобрести. Что изучить тему ЖИРЫ.

Учащиеся перечисляет , что отметили в тетрадях.

Учитель на доске пишет слово -ЖИРЫ , для составления кластера в течении урока.

3 мин

Стадия осмысления. Работа в группах. ( выберите командира в своей группе),

представите групп подходят к столу и берут карточку с заданием.

И получают оценочные листы. Тексты. 2 мин.

На работу с текстами 7 минут и оформление на А3

Группа 1 –Строение молекулы жиров.

( на листах А3 пишут информацию,

руководитель группы представляет. Другой учение дописывает единый кластер) 3 мин.

1. Дайте определение жирам.

2. Напишите строение молекулу жиров.( уравнение реакции)

Состав жиров определили французские ученые М. Шеврель и М. Бертло.

Жиры – это природные соединения, представляющие собой сложные эфиры

трехатомного спирта глицерина и трех высших карбоновых кислот.

Н

2

С – ОН Н

2

С – О – СО – R

1

НО - Н

Н С – ОН + 3R – СООН → H С - О – СО – R

2

+ НО - Н

Н

2

С - ОН Н

2

С – О – СО – R

3

НО – Н

глицерин общая формула жиров

Радикалы R,, R.; и R3 означают, что одновременно образуются разные карбоновые

кислоты. Природные жиры чаще всего содержат следующие жирные кислоты:

В состав некоторых входят остатки и насыщенных, и ненасыщенных карбоновых кислот.

Группа 2. Классификация жиров. На столах учащихся –растительное масло, сливочное

масло, орехи, семя подсолнечника, говяжий жир. ( на листах А3 пишут информацию,

руководитель группы представляет. Другой учение дописывает единый кластер) 3 мин.

1. Дайте классификация жиров.

Жиры содержатся во всех растениях и животных. ( при помощи фарфорового

пестика на фильтровальной бумаги, давят орехи и семечки. Показывают жирное

пятно.

Животные жиры (бараний, свиной, говяжий и т.п.), как правило, являются

твердыми веществами с невысокой температурой плавления (исключение – рыбий

жир). Жиры состоят главным образом из триглицеридов предельных кислот.

Растительные жиры – масла (подсолнечное, соевое, хлопковое и др.) – жидкости

(исключение – кокосовое масло). В состав триглицеридов масел входят остатки

непредельных кислот

Жиры

твердые жидкие

(Называют – маслами.)

в основном животного растительного происхождения

происхождения (исключение (исключение- кокосовое масло)

рыбий жир). Как правило, Содержат R непредельных КК-

содержат R предельных КК - олеиновая, линолевая

стеариновой, пальмитиновой.

Группа 3- Физические свойства жиров. ( на листах А3 пишут информацию,

руководитель группы представляет. Другой учение дописывает единый кластер) 3 мин.

1. Опишите физические свойства жиров.

Все жиры легкоплавкие, нерастворимы в воде, но хорошо растворимы в бензине, ацетоне

и т.д., и это способность используется для чистки одежды от жировых пятен.

1. Плотность жиров меньше плотности воды.

1. эксперимент: В пробирку налить воды и капнуть несколько капель растительного масла.

результат: капли растительного масла плавают на поверхности воды.

2. эксперимент: В пробирку налить спирта и капнуть несколько капель растительного

масла.

результат: жиры растворяются в спирте.

Жиры не растворимы в воде, но хорошо растворимы в спирте и других органических

растворителях (бензине, бензоле).

Температура плавления жира тем выше, чем больше в нем содержится предельных кислот.

Она также зависти от длины углеводородной цепи жирной кислоты; температура

плавления растет с ростом длины углеводородного радикала.

Группа 4. Химические свойства жиров. ( на листах А3 пишут информацию,

руководитель группы представляет. Другой учение дописывает единый кластер) 5 мин.

1. Какие химические свойства характерны для жиров и почему?

Ответы :

1. Реакция горения.

2. Жидкие жиры превращают в твердые путем реакции гидрогенизации (гидрирования).

При этом водород присоединяется по двойной связи, содержащейся в углеводородном

радикале молекул масел. Но практическое применение в жизни человека имеет реакция

гидрирования.

Н

2

С – О – СО – С

17

Н

33

Ni, Pt

Н

2

С – О – СО – С

17

Н

35

Н С - О – СО – С

17

Н

33

+ 3 Н

2

→ Н С – О – СО – С

17

Н

35

Н

2

С – О – СО – С

17

Н

33

Н

2

С – О – СО – С

17

Н

35

триолеат глицерина тристеарат глицерина

Маргарин – это твердый жир, содержащий только остатки предельных карбоновых

кислот. Поэтому маргарин не будет проявлять свойства непредельных УВ.

3. - можем ли мы отличить натуральное сливочное масло от маргарина?

ОПЫТ

:

3 капли растительного масла + 2 капли Na

2

СО

3

+ 2 капли раствора KMnO

4

встряхивают.

Малиновая окраска исчезает. Значит произошло обесцвечивание раствора KMnO

4

, что

показало и доказало наличие кратных связей в растительных жирах

.

4. Одним из важнейших свойств жиров, как и других сложных эфиров, является реакция

гидролиза–(гидро – вода, лиз – разрушение). В незначительной степени гидролиз

протекает и при хранении жира под действием влаги, света и тепла. Жир прогоркает- т.е.

приобретает неприятный вкус и запах, обусловленный образующимися кислотами:

Н

2

С – О – СО – С

17

Н

35

СН

2

- ОН

Н

С – О – СО – С

17

Н

35

+ 3 Н

2

О ↔ СН – ОН + 3С

17

Н

35

СООН

Н

2

С – О – СО – С

17

Н

35

СН

2

– ОН

Данная реакция является обратимой.

Если нагревать жир с раствором щелочи, то разложение будет необратимым и пройдет до

конца.

Н

2

С – О – СО – С

17

Н

35

СН

2

- ОН

Н

С – О – СО – С

17

Н

35

+ 3 NaОH → СН – ОН + 3С

17

Н

35

СООNa

Н

2

С – О – СО – С

17

Н

35

СН

2

– ОН

Эта реакция называется омылением, т.к. образующиеся соли щелочных металлов

(натриевые и калиевые) и высших КК являются мылами.

Группа 5. Применение жиров. Готовят презентацию. Руководитель группы представляет.

Другой учение заканчивает кластер. 3 мин.

Творческая группа представляет кратковременный проект.

1. Получение мыла 3мин

2. Приготовление льняных красок. 2 мин

Молодцы. Ребята давайте вернемся к нашей таблице. Заполните последнею графу, что вы

сегодня узнали на уроке.

ВЫВОДЫ: 2 мин.

1.

Жиры – это сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот.

2.

Жиры бывают животного и растительного происхождения, которые

отличаются наличием в них различных карбоновых кислот.

3.

Основным свойством всех жиров является растворения гидролиза:

водный и щелочной (омыление)

4.

Жиры имеют важное значение в жизни человека, т.к. они выполняют

очень важные функции в организме, такие как энергетическая,

защитная, строительная.

Как вы думаете, достигли мы тех целей, которые ставили в начале урока?

Давайте закончим наш урок любимым нашим приемом синквейном. 3 мин

Спасибо за урок. Руководители групп сдайте оценочные листы.

Тест проверка знаний.

Вариант 1.

1.Общая формула, соответствующая сложным эфирам:

1. R - COH 2.R-O-R1

3. R - OH 4. R – COOR1

2. Название процесса получения сложных эфиров:

1.Гидрогенизация. 2.Гидратация.

3.Ароматизация. 4.Этерификация.

3.Реакция, лежащая в основе переработки растительных масел в маргарин:

1.Гидратация. 2.Полимеризация.

3.Гидрирование. 4.Дегидрирование.

4.Какой из перечисленных ученых синтезировал жиры из глицерина и карбоновых кислот:

1.Бертло. 2.Бутлеров. 3.Шеврель.

Вариант 2.

1.Исходные вещества для получения сложных эфиров:

1.Карбоновые кислоты и основания. 2.Карбоновые кислоты и альдегиды.

3.Карбоновые кислоты и спирты. 4.Карбоновые кислоты и кетоны.

2.Для получения маргарина («мягкого масла») не используют:

1.Подсолнечное масло. 2.Свиной жир.

3.Рапсовое масло. 4.Кукурузное масло.

3.Тип химической реакции, характерной для жиров всех видов:

1.Гидратация. 2.Гидролиз.

3.Гидрирование. 4.Этерификация.

4.Вещество, которое нельзя получить путем переработки жиров:

1.Глицерин. 2.Глюкоза.

3.Стеариновая кислота. 4.Мыло.

Ответы:

Вариант 1. Вариант 2.

1.4 1.3

2.4 2.2

3.3 3.2

4.1 4.2



В раздел образования