Автор: Золотухина Ольга Ивановна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ " СШ 17"
Населённый пункт: город Норильск Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Жиры"
Раздел: среднее образование
Тема урока «Жиры».
Цели урока:
Сформировать представление о жирах как о химических веществах, изучив
химический состав и химические свойства жиров, закрепить умения писать
уравнения реакции этерификации, подготовка к ЕГЭ
Актуализировать знание о жирах из курса биологии.
Воспитание патриотизма, интереса с предмету
Развитие мышления
Оборудование и реактивы:
презентация к уроку, подготовленная с использованием Интернета
маргарин, олифа, растительные, животные жиры, глицерин, мыло, FAIRY (жидкость для
мытья посуды), раствор KMnO
4
, раствор Na
2
CO
3
.
Вступительное слово.
Девиз
урока:. 2
мин.
«Настоящий
ученик
учится
открывать
неизвестное
с
помощью известного и тем самым приближается к учителю.» Гете
Стадия вызов.
Вступительное
слово
учителя:
У
меня
на
столе
"Черный
ящик",
в
котором
находится
вещество,
которое
на
нашем
уроке
станет
объектом
исследования.
Вам
необходимо угадать его:
-
Путешествуя
по
России,
Пушкин
отведал
приготовленный
хорошенькой
калмычкой чай с ЭТИМ ВЕЩЕСТВОМ и солью. "Не думаю, чтобы другая народная кухня
могла произвести что-нибудь такое", - вспоминал поэт.
( ЕСЛИ УЧАЩИЕСЯ НЕ УГАДЫВАЮТ.ВТОРОЙ ВОПРОС)
- У животных ЭТО - источник энергии, тепла, воды.
Учащиеся –ЖИРЫ.
Учитель открывает черный ящик, там находиться растительное масло, сливочное
масло, рыбий жир. 4 мин.
Ребята давайте поработаем с таблицей, заполните графу, что вы знаете о жирах.
Я знаю о жирах
Хочу узнать
Узнал новое
Учащиеся самостоятельно заполняют первую графу. ( ответы: источник энергии,
эндогенной
воды,
относят
к
эфирам,
строительный
материал
клетки,
запасающая
функция). Молодцы. 2 мин.
Самостоятельно
заполните
2
графу
–Хочу
узнать
(Строение,
физические
,
химические
свойства,
значение).
Ребята,
какие
новые
знания
сегодня
на
уроке
вам
необходимо приобрести. Что изучить тему ЖИРЫ.
Учащиеся перечисляет , что отметили в тетрадях.
Учитель на доске пишет слово -ЖИРЫ , для составления кластера в течении урока.
3 мин
Стадия осмысления. Работа в группах. ( выберите командира в своей группе),
представите групп подходят к столу и берут карточку с заданием.
И получают оценочные листы. Тексты. 2 мин.
На работу с текстами 7 минут и оформление на А3
Группа 1 –Строение молекулы жиров.
( на листах А3 пишут информацию,
руководитель группы представляет. Другой учение дописывает единый кластер) 3 мин.
1. Дайте определение жирам.
2. Напишите строение молекулу жиров.( уравнение реакции)
Состав жиров определили французские ученые М. Шеврель и М. Бертло.
Жиры – это природные соединения, представляющие собой сложные эфиры
трехатомного спирта глицерина и трех высших карбоновых кислот.
Н
2
С – ОН Н
2
С – О – СО – R
1
НО - Н
Н С – ОН + 3R – СООН → H С - О – СО – R
2
+ НО - Н
Н
2
С - ОН Н
2
С – О – СО – R
3
НО – Н
глицерин общая формула жиров
Радикалы R,, R.; и R3 означают, что одновременно образуются разные карбоновые
кислоты. Природные жиры чаще всего содержат следующие жирные кислоты:
В состав некоторых входят остатки и насыщенных, и ненасыщенных карбоновых кислот.
Группа 2. Классификация жиров. На столах учащихся –растительное масло, сливочное
масло, орехи, семя подсолнечника, говяжий жир. ( на листах А3 пишут информацию,
руководитель группы представляет. Другой учение дописывает единый кластер) 3 мин.
1. Дайте классификация жиров.
Жиры содержатся во всех растениях и животных. ( при помощи фарфорового
пестика на фильтровальной бумаги, давят орехи и семечки. Показывают жирное
пятно.
Животные жиры (бараний, свиной, говяжий и т.п.), как правило, являются
твердыми веществами с невысокой температурой плавления (исключение – рыбий
жир). Жиры состоят главным образом из триглицеридов предельных кислот.
Растительные жиры – масла (подсолнечное, соевое, хлопковое и др.) – жидкости
(исключение – кокосовое масло). В состав триглицеридов масел входят остатки
непредельных кислот
Жиры
твердые жидкие
(Называют – маслами.)
в основном животного растительного происхождения
происхождения (исключение (исключение- кокосовое масло)
рыбий жир). Как правило, Содержат R непредельных КК-
содержат R предельных КК - олеиновая, линолевая
стеариновой, пальмитиновой.
Группа 3- Физические свойства жиров. ( на листах А3 пишут информацию,
руководитель группы представляет. Другой учение дописывает единый кластер) 3 мин.
1. Опишите физические свойства жиров.
Все жиры легкоплавкие, нерастворимы в воде, но хорошо растворимы в бензине, ацетоне
и т.д., и это способность используется для чистки одежды от жировых пятен.
1. Плотность жиров меньше плотности воды.
1. эксперимент: В пробирку налить воды и капнуть несколько капель растительного масла.
результат: капли растительного масла плавают на поверхности воды.
2. эксперимент: В пробирку налить спирта и капнуть несколько капель растительного
масла.
результат: жиры растворяются в спирте.
Жиры не растворимы в воде, но хорошо растворимы в спирте и других органических
растворителях (бензине, бензоле).
Температура плавления жира тем выше, чем больше в нем содержится предельных кислот.
Она также зависти от длины углеводородной цепи жирной кислоты; температура
плавления растет с ростом длины углеводородного радикала.
Группа 4. Химические свойства жиров. ( на листах А3 пишут информацию,
руководитель группы представляет. Другой учение дописывает единый кластер) 5 мин.
1. Какие химические свойства характерны для жиров и почему?
Ответы :
1. Реакция горения.
2. Жидкие жиры превращают в твердые путем реакции гидрогенизации (гидрирования).
При этом водород присоединяется по двойной связи, содержащейся в углеводородном
радикале молекул масел. Но практическое применение в жизни человека имеет реакция
гидрирования.
Н
2
С – О – СО – С
17
Н
33
Ni, Pt
Н
2
С – О – СО – С
17
Н
35
Н С - О – СО – С
17
Н
33
+ 3 Н
2
→ Н С – О – СО – С
17
Н
35
Н
2
С – О – СО – С
17
Н
33
Н
2
С – О – СО – С
17
Н
35
триолеат глицерина тристеарат глицерина
Маргарин – это твердый жир, содержащий только остатки предельных карбоновых
кислот. Поэтому маргарин не будет проявлять свойства непредельных УВ.
3. - можем ли мы отличить натуральное сливочное масло от маргарина?
ОПЫТ
:
3 капли растительного масла + 2 капли Na
2
СО
3
+ 2 капли раствора KMnO
4
встряхивают.
Малиновая окраска исчезает. Значит произошло обесцвечивание раствора KMnO
4
, что
показало и доказало наличие кратных связей в растительных жирах
.
4. Одним из важнейших свойств жиров, как и других сложных эфиров, является реакция
гидролиза–(гидро – вода, лиз – разрушение). В незначительной степени гидролиз
протекает и при хранении жира под действием влаги, света и тепла. Жир прогоркает- т.е.
приобретает неприятный вкус и запах, обусловленный образующимися кислотами:
Н
2
С – О – СО – С
17
Н
35
СН
2
- ОН
Н
С – О – СО – С
17
Н
35
+ 3 Н
2
О ↔ СН – ОН + 3С
17
Н
35
СООН
Н
2
С – О – СО – С
17
Н
35
СН
2
– ОН
Данная реакция является обратимой.
Если нагревать жир с раствором щелочи, то разложение будет необратимым и пройдет до
конца.
Н
2
С – О – СО – С
17
Н
35
СН
2
- ОН
Н
С – О – СО – С
17
Н
35
+ 3 NaОH → СН – ОН + 3С
17
Н
35
СООNa
Н
2
С – О – СО – С
17
Н
35
СН
2
– ОН
Эта реакция называется омылением, т.к. образующиеся соли щелочных металлов
(натриевые и калиевые) и высших КК являются мылами.
Группа 5. Применение жиров. Готовят презентацию. Руководитель группы представляет.
Другой учение заканчивает кластер. 3 мин.
Творческая группа представляет кратковременный проект.
1. Получение мыла 3мин
2. Приготовление льняных красок. 2 мин
Молодцы. Ребята давайте вернемся к нашей таблице. Заполните последнею графу, что вы
сегодня узнали на уроке.
ВЫВОДЫ: 2 мин.
1.
Жиры – это сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот.
2.
Жиры бывают животного и растительного происхождения, которые
отличаются наличием в них различных карбоновых кислот.
3.
Основным свойством всех жиров является растворения гидролиза:
водный и щелочной (омыление)
4.
Жиры имеют важное значение в жизни человека, т.к. они выполняют
очень важные функции в организме, такие как энергетическая,
защитная, строительная.
Как вы думаете, достигли мы тех целей, которые ставили в начале урока?
Давайте закончим наш урок любимым нашим приемом синквейном. 3 мин
Спасибо за урок. Руководители групп сдайте оценочные листы.
Тест проверка знаний.
Вариант 1.
1.Общая формула, соответствующая сложным эфирам:
1. R - COH 2.R-O-R1
3. R - OH 4. R – COOR1
2. Название процесса получения сложных эфиров:
1.Гидрогенизация. 2.Гидратация.
3.Ароматизация. 4.Этерификация.
3.Реакция, лежащая в основе переработки растительных масел в маргарин:
1.Гидратация. 2.Полимеризация.
3.Гидрирование. 4.Дегидрирование.
4.Какой из перечисленных ученых синтезировал жиры из глицерина и карбоновых кислот:
1.Бертло. 2.Бутлеров. 3.Шеврель.
Вариант 2.
1.Исходные вещества для получения сложных эфиров:
1.Карбоновые кислоты и основания. 2.Карбоновые кислоты и альдегиды.
3.Карбоновые кислоты и спирты. 4.Карбоновые кислоты и кетоны.
2.Для получения маргарина («мягкого масла») не используют:
1.Подсолнечное масло. 2.Свиной жир.
3.Рапсовое масло. 4.Кукурузное масло.
3.Тип химической реакции, характерной для жиров всех видов:
1.Гидратация. 2.Гидролиз.
3.Гидрирование. 4.Этерификация.
4.Вещество, которое нельзя получить путем переработки жиров:
1.Глицерин. 2.Глюкоза.
3.Стеариновая кислота. 4.Мыло.
Ответы:
Вариант 1. Вариант 2.
1.4 1.3
2.4 2.2
3.3 3.2
4.1 4.2