Напоминание

Конспект подгруппового занятия по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста "Составление рассказа-описания о еже с использованием схем"


Автор: Киселёва Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №231
Населённый пункт: г. Ижевск, Удмуртская республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект подгруппового занятия по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста "Составление рассказа-описания о еже с использованием схем"
Раздел: дошкольное образование





Назад




КИСЕЛЁВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА

МБДОУ №231 г. Ижевск

Воспитатель

Конспект подгруппового занятия по формированию связной

монологической речи детей старшего дошкольного возраста

Тема занятия: «Составление рассказа-описания о еже с использованием

схем»

Цель занятия: развивать связную речь у детей.

Задачи:

Образовательная:

1. Учить детей составлять рассказ – описание используя схему.

2.

Упражнять

в

умении

составлять

рассказ

связно,

в

логической

последовательности .

3. Активизировать словарный запас детей.

4. Формировать понятие о многозначности слов.

Развивающая:

1. Развитие связной речи.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления.

Воспитательная: воспитание дисциплины, умения слушать других.

Оборудование: герой – Бычок; картина; схемы для составления рассказа,

картинок, с помощь которых объясняется многозначность слова «иголка».

Ход занятия.

Этапы занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность

детей

1. Организацион-

ный момент.

2. Введение в тему.

Цель: развивать

интерес, внимание

3. Работа над

многозначностью

слова «иголка».

-Здравствуйте ребята!

-Сядет, тот, кого я назову ласково.

Р а з д а е т с я

с т у к

в

д в е р ь .

Воспитатель

открывает,

заходит

бычок, плачет, ревет:

- Ой-ёй-ёй, болит!

- Бычок, что случилось?

- Язык болит!

-

А й - я й - я й !

Ты ,

н а в е р н о е ,

поранился,

когда

жесткое

сено

жевал?

- Да нет, я укололся!

- А чем ты укололся?

- Не знаю!

- Ребята, как вы думаете, чем мог

уколоться бычок?

- А какие бывают иголки?

- Бычок, ты что-то шил и укололся

швейной иголкой?

- Нет!

- Тебе прививку от гриппа сделали

в язык?

- Да нет!

Какие ребята, еще иголки бывают?

-

Ты

еловую

веточку

пожевать

- здравствуйте!

(Воспитатель

называет ласково

и дети садятся)

- Чем-то острым,

иголкой.

- Швейные..

- Медицинские…

-

Е л о в ы е ,

сосновые…

.

4. Составление

рассказа по схеме.

пытался?

- Нет!

- Может, ты чертил циркулем или

ел кактус?

- Да нет же! Гулял я однажды по

лугу, травку щипал. Гляжу, лежит

на

тропинке

маленький,

колючий

шарик.

Решил

я

с

ним

поиграть,

лизнул его и укололся.

-

Ребята,

вы

догадались,

что

за

шарик это был?

- Почему же нельзя трогать ежа и

тем более, лизать его?

-

А

иголки,

как

мы

выяснили,

бывают разные.

( В о с п и т а т е л ь

п о к а з ы в а е т

предметные

картинки

с

разными

видами иголок.)

- Давайте составим предложения со

словом «иголка»

(4-5 ответов)

- Ребята, а чем похожи все иголки?

- Бычок, ты понял, почему нельзя

было ежика лизать?

-

Понял,

понял!

Он

покры т

иголками,

и,

поэтому,

оче нь

колючий. Вот только, кроме того,

что он колючий, я совсем ничего

про ежа не знаю. Может, вы мне

что-нибудь расскажете?

-

Конечно,

расскажем.

А

чтобы

р а с с к а з

п о л у ч и л с я

б о л е е

интере сным

и

полным,

н а м

помогут наши схемы-подсказки.

-Ежик.

-

Он

колючий,

покрыт иголками.

- Они длинные,

тонкие, острые.

Что нам помогает увидеть ежика?

(На

панно

помещаем

карточку-

схему с изображением глаза.)

- Какого цвета еж?

На

панно

помещаем

карточку-

схему с изображением цвета.

- Какие части тела вы увидели у

ежа? (На панно ставим карточки-

схемы

изображающие

части

тела

ежа.)

-

Если

бы

мы

могли

е ж и ка

погладить, выставляется карточка-

схема с

изображением руки, чем

покрыто тело ежа?

- Иголки какие?

(На

панно

помещаем

карточку-

с х е м у

с

г р а ф и ч е с к и м

изображением,

обозначающим

иголки).

- Как вы думаете, где живет еж?

( Н а

п а н н о

в ы с т а в л я е т с я

соответствующая карточка-схема.)

Еж дикое или домашнее животное?

- Что ежик делает зимой?

(На панно появляется графическая

карточка-схема

с

изображением

снега и норы)

- Чем питается ежи?

На панно выставляется

карточки-

схемы.

-

Как

называются

детеныши

ежей?

- Глаза.

- Серый.

- Голова, на

голове глаза, нос,

рот, уши,

туловище и

четыре

маленькие лапки.

- Тело ежика пок-

рыто иголками.

- Колючие,

острые.

- Ежик живет в

лесу.

- Дикое.

Зимой ежики

впадают в спячку.

- Насекомыми,

змеями, мышами,

слизнями.

- Ежата.

4.1 Образец

рассказа

Цель: учить

составлению

рассказа по схеме.

5. Физкультминут-

ка

Цель: продолжать

развивать

координацию

речи с движением.

На

панно

помещаем

карточку-

с х е м у

с

г р а ф и ч е с к и м

изображением ежат.

Послушайте,

какой

рассказ

я

составила.

Это еж. Ежик серый. У ежа есть

голова, уши, рот, нос, туловище и

маленькие

лапки.

Ежик

живет

в

лесу.

Зимой

спит

в

норе.

Ежик

питается

корешками

растений,

я год ами,

люб ит

л а ко м и т ь с я

насекомыми, змеями. У ежа ежата.

О п и с а н и е

е ж а

л о г о п е д

о б я з а т е л ь н о

с о п р о в о ж д а е т

д в и ж е н и е м

у к а з к и

п о

составленной модели.

- Ребята, а ведь в лесу кроме ежей

ж и в е т

м н о го

д ру г и х

д и к и х

животных со своими детенышами.

Я

п р е д л а г а ю

в а м

н е м н о г о

отдохнуть и поиграть в игру «На

водопой»

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамой-ежихой катился ежонок,

З а

м а м о й - м е д в е д и ц е й

ш е л

медвежонок,

За мамою-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

Дети шагают,

Идут топая,

Крадутся,

Идут на

корточках,

Идут вперевалку,

как медвежата,

Прыгают,

Идут шагом на

6. Рассказывание

детьми.

Цель: учить детей

составлять рассказ с

опорой на схему.

7 .

И з м е н е н и е

лексической

наполняемости

предложений.

Введение

запрещающих

знаков.

Ц е л ь :

о б у ч е н и е

детей

употреб-

лению

в

описании

местоименной

связи.

8. Итог занятия.

Все мамы и дети напиться хотят

Дети

продумывают

свой

рассказ,

затем заслушивается 2-3 рассказа о

еже.

-

Молодцы,

очень

хорошие

и

полные рассказы составили.

- Ребята в рассказе слово «ежик»

повторяется очень часто.

В нашу модель описания ежа я

ввожу

уже

знакомый

вам

значок

«запрещения слова».

Он

будет

с и г н а л и з и р о ват ь ,

замени

слово

«еж»

на

маленькое

слово.

Кто

хочет

попробовать.

- Молодцы.

- А тебе, Бычок, понравился наш

рассказ?

Бы ч о к

бл а год а р и т

д е т е й

з а

интересный

рассказ,

прощается,

уходит.

-

Ребята,

вам

понравилось

наше

занятие?

А

чем

вам

понравилось

заниматься

больше

всего?

Что

нового вы сегодня узнали?

-

Я

д у м а ю ,

в а ш и

з н а н и я

свои места.

Рассказы детей.

Э т о

е ж .

О н

с ерый.

У

е ж а

е с т ь

г о л о в а ,

уши,

рот,

но с,

т у л о в и щ е

и

маленькие

лапки. Он живет

в

ле су.

Зимой

с п и т

в

н о р е .

Ежик

питается

корешками

рас-

тений,

ягодами,

любит

лакомить-

ся

насекомыми,

змеями.

У

него

ежата.

Дети отвечают.

обязательно

пригодятся

вам

в

будущем. А еще я очень рада, что

мы с вами смогли помочь Бычку

узнать

много

нового

о

ежах.

Н а д е ю с ь ,

т е п е р ь

о н

б у д е т

осторожнее, и больше с ним такой

неприятности не случится.

План – схема описательного рассказа

Картинки разных видов иголок



В раздел образования