Автор: Киселёва Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №231
Населённый пункт: г. Ижевск, Удмуртская республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект подгруппового занятия по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста "Составление рассказа-описания о еже с использованием схем"
Раздел: дошкольное образование
КИСЕЛЁВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА
МБДОУ №231 г. Ижевск
Воспитатель
Конспект подгруппового занятия по формированию связной
монологической речи детей старшего дошкольного возраста
Тема занятия: «Составление рассказа-описания о еже с использованием
схем»
Цель занятия: развивать связную речь у детей.
Задачи:
Образовательная:
1. Учить детей составлять рассказ – описание используя схему.
2.
Упражнять
в
умении
составлять
рассказ
связно,
в
логической
последовательности .
3. Активизировать словарный запас детей.
4. Формировать понятие о многозначности слов.
Развивающая:
1. Развитие связной речи.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления.
Воспитательная: воспитание дисциплины, умения слушать других.
Оборудование: герой – Бычок; картина; схемы для составления рассказа,
картинок, с помощь которых объясняется многозначность слова «иголка».
Ход занятия.
Этапы занятия
Деятельность воспитателя
Деятельность
детей
1. Организацион-
ный момент.
2. Введение в тему.
Цель: развивать
интерес, внимание
3. Работа над
многозначностью
слова «иголка».
-Здравствуйте ребята!
-Сядет, тот, кого я назову ласково.
Р а з д а е т с я
с т у к
в
д в е р ь .
Воспитатель
открывает,
заходит
бычок, плачет, ревет:
- Ой-ёй-ёй, болит!
- Бычок, что случилось?
- Язык болит!
-
А й - я й - я й !
Ты ,
н а в е р н о е ,
поранился,
когда
жесткое
сено
жевал?
- Да нет, я укололся!
- А чем ты укололся?
- Не знаю!
- Ребята, как вы думаете, чем мог
уколоться бычок?
- А какие бывают иголки?
- Бычок, ты что-то шил и укололся
швейной иголкой?
- Нет!
- Тебе прививку от гриппа сделали
в язык?
- Да нет!
Какие ребята, еще иголки бывают?
-
Ты
еловую
веточку
пожевать
- здравствуйте!
(Воспитатель
называет ласково
и дети садятся)
- Чем-то острым,
иголкой.
- Швейные..
- Медицинские…
-
Е л о в ы е ,
сосновые…
.
4. Составление
рассказа по схеме.
пытался?
- Нет!
- Может, ты чертил циркулем или
ел кактус?
- Да нет же! Гулял я однажды по
лугу, травку щипал. Гляжу, лежит
на
тропинке
маленький,
колючий
шарик.
Решил
я
с
ним
поиграть,
лизнул его и укололся.
-
Ребята,
вы
догадались,
что
за
шарик это был?
- Почему же нельзя трогать ежа и
тем более, лизать его?
-
А
иголки,
как
мы
выяснили,
бывают разные.
( В о с п и т а т е л ь
п о к а з ы в а е т
предметные
картинки
с
разными
видами иголок.)
- Давайте составим предложения со
словом «иголка»
(4-5 ответов)
- Ребята, а чем похожи все иголки?
- Бычок, ты понял, почему нельзя
было ежика лизать?
-
Понял,
понял!
Он
покры т
иголками,
и,
поэтому,
оче нь
колючий. Вот только, кроме того,
что он колючий, я совсем ничего
про ежа не знаю. Может, вы мне
что-нибудь расскажете?
-
Конечно,
расскажем.
А
чтобы
р а с с к а з
п о л у ч и л с я
б о л е е
интере сным
и
полным,
н а м
помогут наши схемы-подсказки.
-Ежик.
-
Он
колючий,
покрыт иголками.
- Они длинные,
тонкие, острые.
Что нам помогает увидеть ежика?
(На
панно
помещаем
карточку-
схему с изображением глаза.)
- Какого цвета еж?
На
панно
помещаем
карточку-
схему с изображением цвета.
- Какие части тела вы увидели у
ежа? (На панно ставим карточки-
схемы
изображающие
части
тела
ежа.)
-
Если
бы
мы
могли
е ж и ка
погладить, выставляется карточка-
схема с
изображением руки, чем
покрыто тело ежа?
- Иголки какие?
(На
панно
помещаем
карточку-
с х е м у
с
г р а ф и ч е с к и м
изображением,
обозначающим
иголки).
- Как вы думаете, где живет еж?
( Н а
п а н н о
в ы с т а в л я е т с я
соответствующая карточка-схема.)
Еж дикое или домашнее животное?
- Что ежик делает зимой?
(На панно появляется графическая
карточка-схема
с
изображением
снега и норы)
- Чем питается ежи?
На панно выставляется
карточки-
схемы.
-
Как
называются
детеныши
ежей?
- Глаза.
- Серый.
- Голова, на
голове глаза, нос,
рот, уши,
туловище и
четыре
маленькие лапки.
- Тело ежика пок-
рыто иголками.
- Колючие,
острые.
- Ежик живет в
лесу.
- Дикое.
Зимой ежики
впадают в спячку.
- Насекомыми,
змеями, мышами,
слизнями.
- Ежата.
4.1 Образец
рассказа
Цель: учить
составлению
рассказа по схеме.
5. Физкультминут-
ка
Цель: продолжать
развивать
координацию
речи с движением.
На
панно
помещаем
карточку-
с х е м у
с
г р а ф и ч е с к и м
изображением ежат.
Послушайте,
какой
рассказ
я
составила.
Это еж. Ежик серый. У ежа есть
голова, уши, рот, нос, туловище и
маленькие
лапки.
Ежик
живет
в
лесу.
Зимой
спит
в
норе.
Ежик
питается
корешками
растений,
я год ами,
люб ит
л а ко м и т ь с я
насекомыми, змеями. У ежа ежата.
О п и с а н и е
е ж а
л о г о п е д
о б я з а т е л ь н о
с о п р о в о ж д а е т
д в и ж е н и е м
у к а з к и
п о
составленной модели.
- Ребята, а ведь в лесу кроме ежей
ж и в е т
м н о го
д ру г и х
д и к и х
животных со своими детенышами.
Я
п р е д л а г а ю
в а м
н е м н о г о
отдохнуть и поиграть в игру «На
водопой»
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосенок
За мамой-лисицей крался лисенок,
За мамой-ежихой катился ежонок,
З а
м а м о й - м е д в е д и ц е й
ш е л
медвежонок,
За мамою-белкой скакали бельчата,
За мамой-зайчихой косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат.
Дети шагают,
Идут топая,
Крадутся,
Идут на
корточках,
Идут вперевалку,
как медвежата,
Прыгают,
Идут шагом на
6. Рассказывание
детьми.
Цель: учить детей
составлять рассказ с
опорой на схему.
7 .
И з м е н е н и е
лексической
наполняемости
предложений.
Введение
запрещающих
знаков.
Ц е л ь :
о б у ч е н и е
детей
употреб-
лению
в
описании
местоименной
связи.
8. Итог занятия.
Все мамы и дети напиться хотят
Дети
продумывают
свой
рассказ,
затем заслушивается 2-3 рассказа о
еже.
-
Молодцы,
очень
хорошие
и
полные рассказы составили.
- Ребята в рассказе слово «ежик»
повторяется очень часто.
В нашу модель описания ежа я
ввожу
уже
знакомый
вам
значок
«запрещения слова».
Он
будет
с и г н а л и з и р о ват ь ,
замени
слово
«еж»
на
маленькое
слово.
Кто
хочет
попробовать.
- Молодцы.
- А тебе, Бычок, понравился наш
рассказ?
Бы ч о к
бл а год а р и т
д е т е й
з а
интересный
рассказ,
прощается,
уходит.
-
Ребята,
вам
понравилось
наше
занятие?
А
чем
вам
понравилось
заниматься
больше
всего?
Что
нового вы сегодня узнали?
-
Я
д у м а ю ,
в а ш и
з н а н и я
свои места.
Рассказы детей.
Э т о
е ж .
О н
с ерый.
У
е ж а
е с т ь
г о л о в а ,
уши,
рот,
но с,
т у л о в и щ е
и
маленькие
лапки. Он живет
в
ле су.
Зимой
с п и т
в
н о р е .
Ежик
питается
корешками
рас-
тений,
ягодами,
любит
лакомить-
ся
насекомыми,
змеями.
У
него
ежата.
Дети отвечают.
обязательно
пригодятся
вам
в
будущем. А еще я очень рада, что
мы с вами смогли помочь Бычку
узнать
много
нового
о
ежах.
Н а д е ю с ь ,
т е п е р ь
о н
б у д е т
осторожнее, и больше с ним такой
неприятности не случится.
План – схема описательного рассказа
Картинки разных видов иголок