Автор: Купреева Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №29"
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование навыков здорового образа жизни младших школьников"
Раздел: начальное образование
Формирование навыков здорового образа жизни младших
школьников
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна,
своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших
детей? Как привить навыки здорового образа жизни?
Всё большее количество детей приходит в школу, уже имея те или иные
заболевания. За период обучения ребенка в школе его здоровье ухудшается еще
больше. По статистическим данным, в России 30-35 % детей, поступающих в
школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз
возрастает число больных с нарушениями зрения, опорно-двигательного
аппарата, в 4 раза увеличивается количество детей с нарушениями психического
здоровья, в 3 раза - с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта.
Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении количества детей,
страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет.
Состояние здоровья детей и их успеваемость в учебе тесно взаимосвязаны,
вследствие этого неудовлетворительное состояние здоровья детей ведет к целому
комплексу школьных проблем. Дети большую часть дня находятся в школе и,
получая домашние задания, продолжают процесс обучения дома, что в целом
сказывается на общем здоровье учащихся негативно, вызывая утомляемость и
снижение уровня учебной мотивации, познавательных интересов.
Сбережение здоровья детей - одна из острых проблем современной жизни.
Главной целью своей работы по здоровьесбережению я поставила - воспитать
у детей потребность вести здоровый образ жизни, который предполагает
выполнение правил сохранения и укрепления здоровья: содержать в чистоте
тело, одежду и жилище, правильно питаться, сочетать труд и отдых, вести
подвижный образ жизни, отказаться от вредных привычек и т.д. Я определила
следующие задачи:
1. Сформировать у детей адекватное представление о строении собственного
тела, помочь ребенку создать целостное представление о своем теле.
2. Научить " слушать" и "слышать" свой организм.
3. Осознать ценность своей и ценность жизни другого человека.
4. Формировать потребность в физическом и
нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни.
5. Привить навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть
возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих
сверстников.
6. Развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни
другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли.
7. Научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами.
8. Формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех
видов деятельности.
Для реализации поставленных задач я использую разнообразную работу
как на уроках, так и на переменах и во внеурочной деятельности. Это и уроки
физической культуры, и обязательные физкультминутки, и зрительная,
пальчиковая, дыхательная гимнастика во время остальных уроков, и подвижные
игры на переменах, и своевременное проветривание кабинетов. Обязательно
здоровому образу жизни уделяется внимание на всех, без исключения, уроках
при изучении соответствующих тем. Во внеурочной деятельности много
внимания этому вопросу уделяем при проведении кружка «Азбука здоровья», где
используются такие методические приемы, как рассказы и беседы; заучивание
стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание
иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые
игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры;
пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.
Помимо этого, проводится обязательная работа с родителями: как в
индивидуальных беседах, так и на родительских собраниях: здоровый образ
жизни, гигиена полости рта, профилактика ОРВИ и гриппа, необходимость
зарядки по утрам, дневного сна у первоклассников (если у ребенка есть такая
потребность), здоровое питание, необходимость соблюдения режима дня, в т.ч.
в выходные и праздничные дни, грамотное использование компьютера и прочих
гаджетов и т.п.
Очень радует то, что почти все дети, помимо общеобразовательной школы,
занимаются в спортивных школах и секциях. Так ученики моего класса
занимаются футболом (10 человек), спортивной гимнастикой (3 человека),
плаванием (7 человек), настольным теннисом (4 человека), спортивным
ориентированием (3 человека), борьбой (2 человека).
Таким
образом,
младший
школьный
возраст
является
наиболее
благоприятным к избирательным воздействиям, что имеет большое значение для
дальнейшего развития личности. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в
данном
возрасте
необходимо
формировать
ценностное
отношение
к
своему
здоровью и здоровью окружающих, формировать культуру здоровья, мотивацию
на ведение здорового образа жизни.