Автор: Забрамная Екатерина Александровна
Должность: магистрант 2 курса
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Юго-Западный Государственный Университет"
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: Научная статья
Тема: Федеральное и региональное законодательство в области нормирования шумового загрязнения
Раздел: среднее профессиональное
ФГБОУ ВО "Юго-Западный Государственный Университет"
Магистрант 2 курса Забрамная Екатерина Александровна
Федеральное и региональное законодательство в области
нормирования шумового загрязнения
В
настоящее
время
в
законодательстве
Российской
Федерации
содержатся отдельные нормы по охране окружающей среды от акустического
загрязнения и защите человека от вредного акустического воздействия.
Так, акустическое загрязнение окружающей среды в соответствии с
Федеральным
законом
от
10
января
2002
года
№
7-ФЗ
«Об
охране
окружающей среды» является одним из видов негативного воздействия на
окружающую
среду.
Этим
же
законом
установлены
понятия
нормативов
допустимого
воздействия
на
окружающую
среду,
а
также
обязанность
органов
государственной
власти
различных
уровней
принимать
меры
по
предупреждению и устранению негативного воздействия на окружающую
среду.
В
Федеральном
законе
от
4
мая
1999
г.
№
96-ФЗ
«Об
охране
атмосферного
воздуха»
содержится
определение
вредного
физического
воздействия на атмосферный воздух, к которому относится, в том числе,
акустическое воздействие, а также устанавливаются предельно допустимые
нормативы такого воздействия.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-
эпидемиологическом
благополучии
населения»
регулирует
отношения
в
области реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на
охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В нем установлены
санитарные ограничения к показателям факторов, негативно воздействующих
на человека и правовые нормы по их обеспечению.
Вместе с тем положения указанных законов касаются всех факторов
среды
обитания,
которые
оказывают
или
могут
оказывать
негативное
воздействие
на
окружающую
среду,
состояние
здоровья
человека
и/или
будущих
поколений.
В
этой
связи
в
них
установлены
наиболее
общие
требования,
которые
применительно
к
акустическим
факторам
носят
ограниченный характер [1].
В связи с этим объективно необходимо принятие федерального закона,
ограничивающего
шумовое
воздействие
на
здоровье
граждан.
Несколько
вариантов проекта такого закона находятся в настоящее время в комитете по
экологии
Государственной
думы
Федерального
собрания
Российской
Федерации.
Во многих государствах имеются законы, ограничивающие шумовое
воздействие
на
здоровье
граждан,
особенно
находящихся
в
больницах,
санаториях,
домах
отдыха,
пансионатах,
домах-интернатах,
а
также
при
строительстве,
размещении
и
эксплуатации
аэродромов
и
взлетных
площадок.
Такие
законы
существуют
в
Германии,
Франции,
Италии,
Югославии, Венгрии, Словакии, США, Японии.
В
отсутствии
специального
федерального
закона,
регулирующего
правовые
отношения
в
области
акустического
воздействия,
субъекты
Российской Федерации пытаются урегулировать этот вопрос на региональном
уровне. В качестве примеров можно привести закон г. Москвы от 12.07.2002
№ 42 «Об административной ответственности за нарушение покоя граждан и
тишины в ночное время в городе Москве» (который с 01.01.2008 г. в связи с
в в ед е н и е м
« Код е кс а
го р од а
Мо с к в ы
о б
а д м и н и с т р а т и в н ы х
правонарушениях»
[2]
носит
название
«О
соблюдении
покоя
граждан
и
тишины в ночное время в городе Москве»), закон г. Санкт-Петербурга от
12.01.2004 № 793-2 «Об административной ответственности за нарушение
покоя граждан и тишины в ночное время на территории Санкт-Петербурга».
Главой
администрации
Н.
Новгорода
принято
распоряжение
от
08.09.1994 № 1968-р «О платежах за шумовое воздействие окружающей
природной среды в г. Н. Новгороде».
В законе г. Москвы установлен период ночного времени с 23 до 7 часов,
дан перечень помещений и территорий, защищаемых от нарушения покоя
граждан и тишины в ночное время, указаны действия, нарушающие покой
граждан и тишину в ночное время, а также установлена административная
ответственность
за
рассматриваемое
нарушение.
Перечень
помещений
и
территорий, защищаемых от нарушения покоя граждан и тишины в ночное
время
включает
помещения
объектов
проживания,
отдыха,
прохождения
стационарного
лечения
граждан
и
пребывания
детей,
места
общего
пользования
указанных
объектов
и
прилегающие
к
этим
объектам
территории, а также площадки отдыха на территории микрорайонов и групп
жилых домов.
К действиям, нарушающим покой граждан и тишину в ночное время на
защищаемых территориях и в защищаемых помещениях в городе Москве
отнесены любые действия, повлекшие нарушение покоя граждан и тишины в
ночное
время.
Это
использование
различных
звуковоспроизводящих
устройств,
и
устройств
звукоусиления,
звуковых
сигналов
охранной
сигнализации
автомобилей,
пиротехнических
средств,
производство
ремонтных,
строительных,
разгрузочно-погрузочных
работ,
игра
на
музыкальных инструментах, крики, свист, пение, а также иные действия,
сопровождающиеся звуками.
Совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан в ночное
время
в
соответствии
с
[2]
влечет
предупреждение
или
наложение
административного штрафа в следующих пределах: на граждан – в размере
от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до
четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до сорока
тысяч рублей.
Проанализировав законодательную базу, можно сделать вывод, что они
стимулируют
проведение
необходимых
исследовательских,
проектных
и
практических работ по снижению акустического загрязнения окружающей
среды.
Список использованных источников
1
Иванов,
И.Е.
/
О
разработке
федерального
закона
«Об
охране
окружающей
среды
от
акустического
загрязнения
и
защите
человека
от
вредного акустического воздействия»// Строительная физика в 21-м веке. . –
2006 –№17. – С. 52-59.
2 Кодекс города Москвы об административных правонарушениях (с
изменениями на 20 сентября 2017 года) [Текст]: Закон города Москвы от
21.11.2007. № 45
// Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный
ресурс] / НПП «Гарант-Сервис».