Напоминание

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО


Автор: Лебедева Татьяна Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Васильсурская средняя школа
Населённый пункт: п.Васильсурск Воротынский район Нижегородская обл
Наименование материала: статья
Тема: Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО
Раздел: начальное образование





Назад




ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и

полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование

активной позиции учащихся в учебном процессе.

Нижегородская область является стартовой площадкой для адаптации, апробации и

внедрения в образовательную практику метода проектов.

В ФГОС НОО большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской

деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В

основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений

ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого

мышления.

ЗАНИМАЯСЬ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ,

УЧАЩИЕСЯ УЧАТСЯ:

Самостоятельному, критическому мышлению.

Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать

обоснованные выводы.

Принимать самостоятельные аргументированные решения.

Научатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в Федеральном

государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом

названо формирование универсальных учебных действий.

Проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов

детей, а значит проекты можно считать

здоровьесберегающими технологиями

В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений

самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном

пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать

критическое мышление.

Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных

навыков. Это и социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение

принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение

выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают. Это и коммуникативные

навыки: учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое

мнение и спокойно отстаивать своё. Навыки, которые формируются в ходе проектной

деятельности – это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать,

сравнивать, классифицировать и т.д. Это исследовательские навыки: учиться проводить

исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.

Во 2 классе обучающиеся Васильсурской школы в рамках внеурочной работы выполнили

индивидуальные проекты «Были о пыли».

Дети самостоятельно определяли от чего зависит уровень запылённости помещений

школы. Решали проблему почему сколько ни убирай пыль, она всегда появляется снова.

Второклассники определяли санитарные условия учебного кабинета, достаточно ли 1 раз в

день делать влажную уборку, почему надо надевать сменную обувь и т.д. При подведении

итогов сделали вывод, что все мы пассажиры корабля по имени «Земля», значит пересесть

из него просто некуда. Вот потому-то все жители должны сообща свой общий дом.

При работе над проектом «Шоколадная страна» дети выясняли кто придумал шоколад, где

он впервые появился и как из горьких плодов получается любимое сладкое лакомство.

В конце исследования пришли к выводу, что шоколад полезен, потому что делает

хорошим настроение, помогает решать задачи и примеры.

Большой творческий проект «Моя малая Родина» выполнили в 1 четверти обучающиеся

всей начальной школы. Дети вместе с родителями работали в группах «художники»,

«поэты», «историки», «библиотекари»., пришли к выводу, что

«Красив посёлок Васильсурск в любое время года»,

«Закаты здесь такие, словно в сказке - золотые»,

«Зимою снегом занесён, погружён как будто в сон».

Заключительным этапом работы над любым проектом является презентация работы перед

аудиторией и , конечно же, награждения активных участников.

На этом фото активные участники работы над проектами: Забебенин И., Сахаров Д.,

Забебенин С., Иванов Д., Макаров М., Белова М., Сорвашкина А., Шляпина А., Левакова

Н..с учителем начальных классов Лебедевой Т.В..

Работать над проектом или исследованием , я пришла к выводу, что способны к этой

деятельности дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Кому-то по

силам реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои

таланты в групповом проекте. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. И эта

задача падает на плечи взрослых.

Учитель начальных классов

МБОУ Васильсурская СОШ

Лебедева Т.В.



В раздел образования