Напоминание

"Подготовка пианиста к публичному выступлению"


Автор: Радченко Ирина Альбертовна
Должность: преподаватель по классу специального фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДМХШ города Белгорода
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: доклад
Тема: "Подготовка пианиста к публичному выступлению"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПОДГОТОВКА ПИАНИСТА К КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ.

Концертное выступление - итог длительной, кропотливой работы каждого

исполнителя.

На

сцене

нужно

сосредоточиться,

собраться

и

донести

до

слушателя

замысел

композитора,

свои

эмоции,

чувства

и

переживания,

связанные

с

воплощением

произведения

в

жизнь.

Это

очень

важный

и

ответственный

момент,

поэтому

он

в

большей

или

меньшей

степени

сопряжен с волнением.

Нередко волнение способствует большей яркости исполнения, но во

многих случаях оно сказывается отрицательно, что проявляется по-разному.

Некоторые исполнители играют на эстраде скованно, формально; у других

игра

приобретает

нарочитый,

искусственный

характер.

Волнение

часто

приводит к потере текста, запинкам, остановкам и т. д. Известно, что были

превосходные виртуозы, которые боялись эстрады и обычно играли перед

публикой гораздо ниже своего настоящего уровня.

Обладание эстрадной выдержкой зависит от психологического склада

натуры,

так

как

пребывание

на

сцене,

тем

более

музыкальное

исполнительство

и

актерская

игра,

связано

с

сильным

психическим

давлением. Поведение на эстраде - это поведение в экстремальной ситуации,

суть которой заключается, во-первых, в направленности внимания множества

людей при воздействии их биополей, во-вторых, в общественной значимости

публичного выступления.

Волнение зачастую является фактором, препятствующим полноценному

раскрытию возможностей исполнителя, поэтому необходимо искать пути его

преодоления,

или

научиться

направлять

его

на

раскрытие

музыкального

образа.

Для

уменьшения

степени

волнения

лучше

всего

полностью

сосредоточить

внимание

на

самом

произведении.

Если

музыкант

концентрируется на исполняемом музыкальном произведении, то качество

игры значительно увеличивается по сравнению с тем, когда исполнитель

думает о том, какое впечатление он произведет на публику. К. Станиславский

говорил об узком и широком круге внимании актера, выходящего на сцену.

Под узким вниманием он имел в виду направленность актера только на то,

что он делает на сцене. Под широким - мысли о том, как он выглядит перед

зрителями, что они скажут о его исполнении. В целях уменьшения волнения

К.

Станиславский

советовал

начинающим

находиться

в

узком

круге

внимания, и тогда актер имеет все шансы хорошо справиться с ролью.

Нередко причиной излишнего эстрадного волнения является боязнь играть

наизусть.

Поэтому

крепкое,

правильное

и

заблаговременное

выучивание

произведения на память уменьшат эту боязнь. Н. А. Римский-Корсаков часто

повторял,

что

«эстрадное

волнение

тем

больше,

чем

хуже

выучено

сочинение». Для начинающих музыкантов необходимо помнить известное

правило: на сцене случайной может оказаться неудача, но никогда случайно

не возникает успех.

Важным критерием готовности программы к выступлению является

исчезновение ощущения технических трудностей. Более того, немаловажное

значение

имеет,

в

связи

с

этим,

наличие

технических

резервов:

резерва

беглости, резерва выносливости, резерва силы и т.д.

Уверенность движений не менее важна, чем уверенность памяти. Если

движения рук и пальцев вдруг становятся менее уверенными, то это сразу же

отражается

на

звучании

и

эмоциональном

тонусе

игры.

Уверенность

движений зависит от гармоничного состояния игрового аппарата, а это – в

свою очередь – связано с тем, насколько молодой исполнитель контролирует

свой пианистический аппарат в течение всего периода подготовительной

работы.

Мы

часто

забываем,

что

мелкие

засорения

аппарата

лишними

напряжениями во время подготовительной работы, нередко разрастаются на

эстраде до уровня «зажима», мешающего игре.

Одной из самых распространенных причин волнения является внушённая

извне

мысль

о

возможном

провале.

Попав

на

благоприятную

почву

недостаточно

бдительного

сознания,

она

может

развиться

в

опасное

самовнушение. Даже случайное (пусть самое невинное) замечание друга о

возможном

провале

может

привести

к

катастрофе,

если

музыкант

не

подготовлен

к

таким

разговорам

и

не

умеет

их

игнорировать.

Важно

тренировать устойчивость к психическим помехам, которые характерны для

исполнительской деятельности. Все оборачивается к лучшему только в том

случае, если сознательно направить свои мысли на что-нибудь приятное. На

сцену лучше всего выходить с чувством уверенности и верой в удачу. При

недостаточной

уверенности

музыканта,

при

мысли

о

провале,

можно

воспользоваться

маской

уверенности;

на

первых

порах,

искусственная

и

наигранная, она со временем становится частью характера. Простой совет:

если волнуешься, очень помогает просто притвориться спокойным.

Обуреваемый волнением исполнитель даже самому близкому другу не

должен признаваться, что боится выступления; он не должен признаваться в

этом и самому себе. Следует всё время повторять: «Я с нетерпением жду

концерта». И если повторять это достаточно часто вслух или про себя, страх

перед выступлением постепенно будет уступать место чувству уверенности.

Любая форма волнения обостряется усталостью. Нельзя, особенно в

период

подготовки

к

концерту

допускать

состояния

утомления

как

физического,

так

и

эмоционального.

Не

зря

Н.

Перельман

утверждал:

«Настоящий музыкант отдыхает не от музыки, а для музыки».

Широко распространен взгляд, согласно которому концертное исполнение

всегда будто бы хуже репетиционного. Наблюдения показывают, что многие

артисты лучше играют при слушателях: контакт с аудиторией стимулирует у

них большую содержательность исполнения.

Как установить контакт со слушателем? Надо не только не пугаться

большой зрительской аудитории, а

исполнять программу для слушателя.

Публика пришла в концертный зал ради той музыки, которую ты будешь

исполнять, а не ради того, чтобы усмотреть недостатки твоего выступления.

Поблагодари слушателей за то, что они пришли на твой концерт. Не бойся

зрителя: он твой друг и помощник.

Можно по-разному подойти к присутствию многочисленной публики в

зале. Можно направить свою любовь к зрителю (и это наверняка будет

взаимно), а можно, проигнорировав незримую помощь публики, остаться

один на один со своими страхами. Нужно ли объяснять какой из упомянутых

подходов принесет благодатные плоды? Волноваться нужно не за себя, а за

музыку, которую исполняешь.

Важнейшее

условие

для

успешного

выступления

музыканта

-

эмоциональное

состояние.

У

каждого

музыканта-исполнителя

имеется

собственный оптимальный уровень эмоционального возбуждения, который

позволяет ему наиболее успешно реализовывать творческий замысел. Если

возбуждение выше этого уровня, то ослабевает воля, снижается способность

контролировать и анализировать результаты исполнительского процесса. А в

тех

случаях,

когда

эмоций

не

достаточно,

выступление,

как

правило,

проходит бесцветно, неинтересно.

Другим не менее важным показателем готовностью программы является

импровизационная

свобода

игры.

Исполнение

может

считаться

художественно

созревшим

лишь

при

наличии

эмоционально-логической

непрерывности,

когда

не

теряется

внимание

и

сохраняется

характер

произведения. К подобному исполнению можно отнести слова Л. Бетховена:

«… я вижу и слышу цельный образ во всем его охвате, стоящим перед моим

внутренним взором, как бы в окончательно отлитом виде…».

Перед главным событием, чем меньше занимается музыкант, тем лучше.

Он

должен,

не

напрягая

внимания,

просто

просматривать

программу.

Опытные

музыканты

советуют

накануне

концерта

проиграть

программу

только один раз, не разделяя музыку на куски и не повторяя их отдельно. На

этой стадии не рекомендуется разрывать единство музыкальной ткани. Если

музыкант чувствует, что ему нужно позаниматься, он должен ограничить себя

упражнениями

или

проигрыванием

других

произведений,

не

входящих

в

программу концерта. В конце концов, если программа не готова, учить ее уже

слишком поздно.

В день концерта важна каждая мелочь. Скажем, перед выходом из дома,

одеваться следует не торопясь, а на дорогу к месту выступления нужно

предусмотреть время с большим запасом, чтобы не создать дополнительных

ситуаций

беспокойства.

В

артистической

ничто

не

должно

волновать

музыканта; даже лучшим друзьям доступ должен быть закрыт, чтобы они не

могли принести с собой мысли о возможных волнениях и опасениях.

Самый плохой способ провождения времени перед выступлением – это

бессодержательный

разговор

за

кулисами,

рассеивающий

внимание

исполнителя, его творческий настрой. Ничем не лучше и молчаливое нервное

хождение по артистической комнате. А. П. Щапов советовал перед выходом

на сцену заставлять себя спокойно сидеть в удобной позе при несколько

расслабленной

мускулатуре,

тренируя

этим

столь

необходимую

для

выступления волевую выдержку.

Выходя на сцену и уходя со сцены, никогда не нужно торопиться.

Чтобы

понять,

как

не

следует

передвигаться

по

сцене,

достаточно

проследить,

как

держатся

другие

исполнители.

Хорошая

осанка

придаёт

внешнему виду уверенность.

Пианистам бывает трудно приспособиться к незнакомому инструменту.

Весь концерт может быть загублен чрезмерно высоким или слишком низким

стулом – обстоятельство, непосредственно связанное с привычками. Очень

важно и освещение: затемненная клавиатура раздражает не меньше, чем свет,

бьющий в глаза. Обо всем нужно заблаговременно позаботиться, включая

температуру

артистической

(исполнителю,

особенно

маленькому,

должно

быть комфортно за кулисами). Вовремя подумать о таких вещах очень важно!

Главное,

что

должен

понять

молодой

исполнитель:

сценическое

выступление – это не только испытание нервной системы на прочность, но и

радо сть

от

общения

с

публикой,

творче ское

вдохновение

и

профессиональный

рост.

Чем

больше

выходишь

на

сцену,

тем

больше

проявляется уверенность. Сама сцена – лучшее лекарство от волнения.

Пианист должен всю свою работу поставить под творческий контроль.

Не только работу над техникой, звуком, стилем и прочим, но и работу над

владением собой, работу над верой в свои творческие силы.

Список литературы:

1. Бочкарев Л. Психологические аспекты подготовки музыкантов-

исполнителей к концерту. - М., 1975.

2. Бочкарев Л. Психологические аспекты публичного выступления

музыкантов-исполнителей. - М., 1975.

3. Овсянкина Т. Музыкальная психология. СПб., 2007

4. Петрушин В. Психология и педагогика художественного творчества.

- М., 2008

5. Тарханов А. О влиянии музыки на человеческий организм.

«Северный вестник». Спб., 1983.



В раздел образования