Напоминание

"Работа с одаренными детьми"


Автор: Лекомцева Наталия Евгеньевна
Должность: уитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "Кармановская средняя школа"
Населённый пункт: с. Карманово Смоленской области
Наименование материала: Программа
Тема: "Работа с одаренными детьми"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кармановская средняя школа»

Гагаринского района Смоленской области

Рассмотрено

на заседании МО

Протокол № 1

от 29.08. 2016 г.

_______________

Л.Б. Новикова

Согласовано

Заместитель директора по

УВР МБОУ«Кармановская

средняя школа»

___________ Л.Б.Серкова

30 августа 2016 г.

Утверждаю

Директор МБОУ

«Кармановская средняя

школа»

__________ Т.И.

Иванова

Приказ №1

31 августа 2016 г.

ПРОГРАММА

«Работа с одаренными детьми»

Учитель информатики: Лекомцева Н.Е.

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Таланты трудно распознать,

Не всякий может в них поверить.

Таланты надо воспитать,

Их надо развивать, в них верить!

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного

российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования

.

Именно поэтому так

важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе

дополнительного образования. Работа с одаренными в разных областях, их поиск, выявление и

развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность.

Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью,

исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с

головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют

способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к

решению разнообразных задач.

Именно поэтому н

еобычные способности ребенка, чтобы

развиваться, должны найти применение в какой-либо деятельности.

Данная

программа

направлена

на

развитие

умственных

и

творческих

способностей

ученика,

формирование

и

развитие

навыков

самостоятельной

работы,

самообучения

и

самоконтроля.

Цель: создание благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских

навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей.

Задачи:

Организовать мониторинг с целью выявление одарённых детей с использованием

различных диагностик;

Применять на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;

Ранжировать средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления,

инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной

деятельности; активное внедрение в образовательный процесс новых образовательных

технологий;

Организовать участие обучающихся в разнообразной внеурочной и внешкольной

деятельности;

Организовать индивидуальную работу с одарёнными детьми;

Создавать условия, способствующие более активному участию учащихся в олимпиадах,

конкурсах, викторинах, конференциях различного уровня.

Педагогические методики: Метод проектов (Л.С.Выготский), метод индивидуального подхода

(Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская), развивающее обучение (И.С.Якиманская).

Показатели результативности: развитие познавательной активности, памяти, развитие

творческой активности, участие в олимпиадах, конкурсах, способность к рефлексии и

самоанализу .

Принципы работы с одаренными детьми:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для

развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном

участии учителя;

принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг,

помощи, наставничества.

Ожидаемые результаты:

Для учащихся:

Творческая самореализация выпускника школы;

Повышение результативности участия в предметных олимпиадах, конкурсах,

конференциях и т.д.;

Для учителя:

Формирование системы работы с одарёнными учащимися

Обеспечение преемственности в работе средней и старшей школы

Повышение собственной квалификации как учителя в связи с переходом на новые

образовательные стандарты

Этапы работы

Содержание мероприятия

Форма работы

Сроки

реализации

1. Подготовительный:

Составление плана работы с

одаренными детьми по

информатике

Изучение интересов и

склонностей учащихся:

уточнение критериев всех видов

одаренности (Приложение 2.

Анкетирование для

обучающихся: Оценка степени

развития видов одаренности у

учащихся. Методика «Карта

интересов», А.И. Савенков .

Анкетирование для педагогов:

«Определение интенсивности

познавательной

потребности», В.С. Юркевич

).

3.

Формирование

списков

обучающихся.

Заседание ШМО

Анкетирование

Собеседование

Составление банка данных

Август

До 15 сентября

2. Развивающий:

Развитие умений и навыков

самостоятельного

приобретения знаний

Совершенствование навыков

научной организации труда

Развитие информационной

культуры учащихся

Формирование

исследовательских навыков

Обобщение и

систематизация знаний

Содействие в

профессиональной

ориентации

Работа с научно-популярной

литературой, учебной и

справочной литературой,

ресурсами ИНТЕРНЕТ

В течение года

Подготовка и участие в

школьном и муниципальном

этапах Всероссийской

олимпиады школьников

I - II четверть

Подготовка и участие в

конкурсах:

1.

КИТ

2.

Инфознайка

3.

Олимпус

4.

Другие конкурсы

В течение года

Факультативные курсы:

«Юный мультипликатор»,

«Сам себе режиссер»

В течение года

«Смотр знаний»

май

Индивидуальные занятия,

консультации

По мере

необходимости в

течение года

3. Творческий:

Развитие творческих

способностей учащихся,

самореализация учащихся

Выполнение творческих

работ, сообщений к уроку

Участие в предметных

неделях

Внеклассные мероприятия

по информатике

В течение года

4. Исследовательский:

Совершенствование

исследовательских навыков

Формирование

аналитического и

критического мышления

Самостоятельное

применение учащимися

знаний, умений и навыков

Привлечение учащихся к

проектной деятельности

Выполнение

исследовательских работ

В течение года

В течение года

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

В течение года

5. Для учителя:

Этап самообразования и

повышения квалификации

Изучение научно-

популярной, учебной и

методической литературы

В течение года

Участие в конкурсах

педагогического мастерства

различного уровня

В течение года

Участие в работе школьного

МО и РМО

В течение года

Посещение и участие в

работе методических

семинарах, школьного,

муниципального и

регионального уровня

В течение года

Создание в учебном

кабинете картотеки

материалов повышенного

уровня сложности

В течение года

Отчет о результатах

выполнения программы

Май- июнь

Смотр знаний

май

План

работы с одаренными детьми

на 2016-2017 учебный год

Содержание работы

Сроки

ПРОЕКТЫ:

«Я знаю!» (Формирование правовых знаний)

«У нашей школы день рождения»

Сентябрь-октябрь

Апрель – май

Ноябрь-декабрь

Творческие и исследовательские работы:

Методы мошенничества в Интернете

«Секрет долгой жизни – не укорачивать её» (профилактика вредных

привычек)

1 полугодие

2 полугодие

Подготовка к конкурсам и олимпиадам

В течение года

Участие в конкурсах, олимпиадах и дистанционных проектах

В течение года

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

В течение года

Внеклассные мероприятия:

Единый урок по безопасности в сети Интернет

Час компьютерной грамотности: «Методы мошенничества в

Интернете».

Всероссийская акция «Час кода 2016»

Онлайн уроки «Финансовая грамотность»

В течение года

Приложение 1

Рекомендации для учителей по работе с одарёнными детьми

1.

Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка

2.

Совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний.

3.

Для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростка, причем

не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому

занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна

создаваться ситуация успеха.

4.

Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и

во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество

часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. При этом должен

присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий.

5.

Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано

понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.

6.

Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке:

не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку

сознание его незаурядных возможностей.

7.

На уроках и вне активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая

познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная

самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает

проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер.

8.

Необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных

заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся.

9.

Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до

своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть

на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.

10. Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной

умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к

учителю, а потом и к самому себе – обязательные составные части успешности уроков.

11. Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной

подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к «уяснению

для себя», экспериментированию.

12. Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к

серьёзной творческой работе.

13. Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень

самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью – и не очень удачная шутка

может их надолго выбить из колеи.

14. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте

доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.

15. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то

интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг.

16. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не

наоборот.

17. Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите,

что вас нужно уважать, а не бояться.

18. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим

человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.

Приложение 2

Методика «Карта интересов» (А.И. Савенков).

Инструкция: «Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно

самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка.

Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь

следующей шкалой:

(++) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) – оцениваемое и противоположенное свойство личности выражены не четко, в

проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности,

противоположенное оцениваемому.

Если вы затрудняетесь дать оценку какому-то качеству, потому что у вас нет для этого сведений,

оставьте соответствующую вопросу клетку в бланке ответов пустой.

Лист вопросов:

1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными

понятиями.

2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные оригинальные

решения.

3. Учиться новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно

изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6. Любит сочинять рассказы или стихи.

7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного или других.

8. Интересуется механизмами и машинами.

9. Инициативен в общении со сверстниками.

10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме

движений.

11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

12. Не боится новых попыток, всегда стремиться проверить новую идею.

13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания,

не тратит много времени на то, чтобы запомнить.

14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину,

слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную)

вещь.

15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-

либо конфликта.

17. Интересуется актерской игрой.

18. Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых

поделок, игрушек.

19. Сохраняете уверенность в окружении большого количества незнакомых людей.

20. Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях.

21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например,

использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и др. вещи).

23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не заноют.

24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок,

открыток и т.д.

25. Хорошо поет.

26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную

мысль.

27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и

вопросы на «поиск».

29. Легко общается с детьми и взрослыми.

30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.

33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально

должен был бы учится в более старшем классе, чем учиться сейчас.

34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей,

рисунков, в строительстве детских домов на игровой площадке.

35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии, чувств.

36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное

отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает

недосказанное.

40. Бегает быстрее всех в классе.

41. Любит решать трудные задачи, требующие умственного усилия.

42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения

для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, гида можно слушать

музыку.

46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния

главных героев, их переживания, чувства.

47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин,

механизмов.

49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год

или два.

54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроения.

55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что

обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о

которых рассказывает.

57. Стремиться вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем- то с увлечением

рассказывает.

58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его

возраста.

60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанные

варианты.

63. Умеет делать выводы и обобщения.

64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

65. В пении и музыке стремится выразить вои чувства и настроение.

66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о

чем-то уже знакомом и известном всем.

67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные состояния.

68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных проектов

(модели летательных аппаратов, автомобили, корабли)

69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх.

71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях

предметов.

72. Продуктивен, чем бы не занимался, способен предложить большое количество самых

разнообразных идей и решений.

73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и

справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки,

детективы и т.д.)

74. Может высказывать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается

воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке,

скульптуре.

75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.

76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства,

настроения.

77. Любит игры - драматизации.

78. Быстро и легко осваивает компьютер.

79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80. Физически выносливее сверстников.

Обработка результатов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

51 52 53 54 55 56 57 58 59 60

61 62 63 64 65 66 67 68 69 70

71 72 73 74 75 76 77 78 79 80

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются).

Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом.

Полученные баллы характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов

одаренности:

Интеллектуальная;

Творческая;

Академическая;

Художественно-изобразительная;

Музыкальная;

Литературная;

Артистическая;

Техническая;

Лидерская;

Спортивная.

Анкета «Определение интенсивности познавательной потребности» (В.С. Юркевич).

1. Как часто ученик подолгу занимается какой-нибудь умственной работой (час-полтора –

для младшего школьника; несколько часов подряд, не отрываясь – для

подростков и т.д.)?

а. Часто.

б. Иногда.

в. Очень редко.

2. Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос «на сообразительность»?

а. «Помучиться», но самому найти ответ.

б. Когда как.

в. Получить готовый ответ от других.

3. Много ли читает дополнительной литературы?

а. Постоянно много.

б. Неровно. Иногда много, иногда ничего не читает.

в. Мало или совсем ничего не читает.

4. Насколько эмоционально относится к интересному для него занятию, связанному с

умственной работой?

а. Очень эмоционально.

б. Когда как.

в. Эмоции ярко не выражены (здесь надо учитывать общую эмоциональность ребенка).

5. Часто ли задает вопросы?

а. Часто.

б. Иногда.

в. Очень редко.

Примечание. Ответы «а» свидетельствуют о сильно выраженной познавательной

потребности, «б» – об умеренной, «в» – о слабо выраженной.



В раздел образования