Напоминание

"Поддержка семьи и повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах развития и образования."


Автор: Польшина Ирина Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Гармония" детский сад № 49 "Дом радости"
Населённый пункт: город Новоуральск Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: "Поддержка семьи и повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах развития и образования."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Поддержка семьи и повышение компетентности родителей воспитанников в

вопросах развития и образования.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как

нелегко

порой

объяснить

родителям,

что

ребенка

надо

не

только

накормить

и

красиво

одеть,

но

и

общаться

с

ним,

научить

его

думать,

размышлять.

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду,

сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Ведущие цели нашей работы по взаимодействию детского сада с семьёй –

создание

в

группе

необходимых

условий

для

развития

ответственных

и

взаимозависимых

отношений

с

семьями

воспитанников,

обеспечивающих

целостное

развитие

личности

дошкольника,

повышение

компетентности

родителей в области воспитания.

Вопрос социального партнёрства с родителями актуален во все времена и

отвечает новым социальным запросам, отражающим Федеральную целевую

программу развития образования на 2016 – 2020 годы. А также положениям,

изложенным в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.

№599

«О

мерах

по

реализации

государственной

политики

в

области

образования

и

науки»

(п.

2)

и

от

1

июня

2012

года

«О

Национальной

стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков

развития личности ребенка. Их взаимодействие – одна из приоритетных задач

деятельности. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение,

то

должны

решать

эту

проблему

«всем

миром»:

детский

сад,

семья,

общественность. Мы стараемся

помочь родителям

стать своему ребенку

настоящим другом и авторитетным наставником.

Для

этого

необходимо

выстроить

диалог

с

семьями,

основанный

на

сотрудничестве,

содружестве,

взаимопомощи,

что

в

итоге

приведет

к

созданию единого образовательного пространства развития каждого ребенка.

Поэтому,

мы

используем

новые,

активные

формы

работы

с

родителями,

позволяющие

вовлечь

их

в

процесс

обучения,

развития

и

познания

собственного ребенка.

Благодаря

дидактическому

материалу «Детский

календарь»

совместная

деятельность

взрослых

и

детей

в

семье

и

в

детском

саду

представляет

целостный и неразрывный образовательный процесс.

«Детский

календарь»

позволяет

родителям

действительно

заниматься

образованием своих детей, обеспечивая при этом единство образовательного

пространства.

Это

достигается

за

счет

того,

что

содержание

«Детского

календаря» и планирование работы в группе взаимосвязаны; мы включаем в

образовательный процесс все, что прочитано, изготовлено, изучено детьми в

семье. Ежемесячная сменяемость материалов обеспечивает вариативность

предметной среды группы.

Родители

наших

детей

с

удовольствием

дома

день

за

днем

осваивают

увлекательный материал «Детского календаря». Каждое занятие оставляет

свой

«предметный

след»

и

его

итогом

становится

конкретный

игровой

предмет,

поделка,

книга,

макет.

Значительная

часть

з а д а н и й ,

предназначенных для выполнения в семье, находит свое продолжение

в

детском саду.

Использование

разнообразных

форм

работы

помогает

родителям

из

«зрителей»

и

«наблюдателей»

становится

активными

участниками

образовательного, воспитательного процесса.

В

зависимости

от

поставленной

задачи

используем

следующие

формы

работы с родителями:

-

Творческие

мастерские.

Такие

встречи

дают

возможность

расширить

представления

родителей

воспитанников

о

творческой

деятельности,

познакомить

с

искусством;

показать

приемы

работы

(традиционные

и

нетрадиционные)

с

различными

материалами

(соленое

тесто,

пластилин,

краски, песок, крупа, бумага и др.)

Творческий

союз

родителя

и

ребенка,

их

тесное

общение

в

творческой

атмосфере

дает

возможность

взглянуть

на

взаимоотношения

со

своим

ребенком по-новому. Развивает и улучшает детско-родительские отношения

на основе предметной совместной деятельности. Помогает установлению

эмоционального

контакта

между

нами

педагогами,

родителями,

детьми,

взаимосвязи между поколениями.

Таким образом, творческая мастерская – как одна из форм взаимодействия с

родителями

помогает

нам

не

только

наладить

эмоциональный

контакт

с

родителями,

улучшить

детско-родительские

отношения

на

основе

предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным клубом для

детей и родителей. Сделали кормушки для птиц из бросового материала и

развесили на деревьях по территории детского сада. Многие продолжили

тему дома и совместно наделали настоящие дворцы, развесили у себя под

окнами и кормили птиц всю зиму. Совместно выполненные работы детей и

родителей используем в оформительской части других встреч, выставках, в

качестве подарков взрослым и детям, в организации конкурсов. Девиз нашей

творческой

мастерской

«Вместе

с

детьми

учимся

творить».

Встречи

проводились

1-2

раза

в

месяц

по

плану,

а

также

в

зависимости

от

потребностей

в

знаниях

и

умениях,

от

интереса

участников.

Посетить

творческую

мастерскую

могла

любая

семья.

За

1-2

недели

до

встречи

готовится информационное пространство: вывешиваются афиши, буклеты,

раздаются

пригласительные

билеты.

В

изостудии

готовятся

материалы,

необходимые для работы, подбирается музыкальное сопровождение.

Во время встреч атмосфера всегда бывает доброжелательная, творческая, и

дети и родители радуются своим успехам, и успехам других.

-Игротека. Проводим игротеку во 2 половине дня 1 раз в месяц. Задача –

продемонстрировать несколько вариантов игр, проконсультировать родителей

по поводу игр и игрового материала. Перед проведением игрового комплекса

обговариваем с родителями правила. Ребенок и взрослый – партнеры, они

примерно равны, просто у взрослого больше опыта. Таким образом, работа

ведется не над ребенком, а вместе с ним. Использование “Игротеки” в нашей

деятельности направленно на развитие и социализацию детей, коррекцию и

развитие

эмоциональной

сферы

всех

воспитанников,

повышение

психологической культуры педагогов и родителей. Играя, дети упражняются

в моторных навыках, учатся обращаться с предметами, начинают лучше

понимать

речь

и

пользоваться

ею,

а

также

приобретают

умение

взаимодействовать с другими людьми.

-Использование

видеозаписей

наблюдений

деятельности

ребенка.

В

течение

года

ведется

видеозапись

образовательной

деятельности.

Это

позволяет

отследить

достижения

ребенка,

рост

его

познавательной

активности и самооценки, формирование смелости в высказывании своего

мнения, рассуждениях. Предлагаем родителям видео. Например, в середине

года на родительском собрании показываем видеозапись целого занятия.

- Информационные стенгазеты. Где с помощью фотосъемки представлены

интересные моменты жизнедеятельности ребенка в детском саду. Здесь так

же используются рубрики «Дети говорят», «Мы рассуждаем», «Интервью»,

«Что

мы

думаем

о»,

в

которых

раскрываются

рассуждения

детей

о

жизненных ситуациях, высказываются личностные отношения к тому или

иному явлению, предмету, поступку и т. д.

- День открытых дверей. Является одной из интерактивных форм работы с

родителями. На открытых занятиях и мероприятиях знакомим с задачами,

правилами

и

традициями.

Дни

открытых

дверей

не

только

средство

удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском

саду.

Это

прежде

всего

способ

познакомить

родителей

с

условиями,

содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной работы.

-

Детско-родительские

проекты.

Проводим

в

течение

года

в

рамках

различной

образовательной

деятельности.

Например,

исследовательско-

экспериментальной «Хочу всё знать». Дети не только открывают что-то новое

совместно

с

педагогом

в

группе,

но

закрепляют

свои

знания

благодаря

экспериментированию вместе с родителями вне детского сада. Например, при

изучении свойств воды в детском саду дети во время прогулки замораживают

воду (зимой) в формочке, а вечером с родителями узнают, что вода может

кипеть и исчезать, превращаясь в пар. На следующий день происходит обмен

мнениями и знаниями, и закрепление свойств воды.

-

Мини-спектакли.

Они

не

только

создают

хорошее

настроение

у

всех

присутствующих, но и обучают родителей содержательному взаимодействию

с собственными детьми.

Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже

становятся традиционными и вызывают огромный интерес детей, и желание

родителей заниматься со своими детьми.

Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои

функции,

свои

методы

воспитания.

И

конечно,

надо

научиться

взаимодействовать в интересах ребенка!



В раздел образования