Автор: Польшина Ирина Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Гармония" детский сад № 49 "Дом радости"
Населённый пункт: город Новоуральск Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: "Поддержка семьи и повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах развития и образования."
Раздел: дошкольное образование
Поддержка семьи и повышение компетентности родителей воспитанников в
вопросах развития и образования.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как
нелегко
порой
объяснить
родителям,
что
ребенка
надо
не
только
накормить
и
красиво
одеть,
но
и
общаться
с
ним,
научить
его
думать,
размышлять.
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду,
сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Ведущие цели нашей работы по взаимодействию детского сада с семьёй –
создание
в
группе
необходимых
условий
для
развития
ответственных
и
взаимозависимых
отношений
с
семьями
воспитанников,
обеспечивающих
целостное
развитие
личности
дошкольника,
повышение
компетентности
родителей в области воспитания.
Вопрос социального партнёрства с родителями актуален во все времена и
отвечает новым социальным запросам, отражающим Федеральную целевую
программу развития образования на 2016 – 2020 годы. А также положениям,
изложенным в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.
№599
«О
мерах
по
реализации
государственной
политики
в
области
образования
и
науки»
(п.
2)
и
от
1
июня
2012
года
«О
Национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков
развития личности ребенка. Их взаимодействие – одна из приоритетных задач
деятельности. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение,
то
должны
решать
эту
проблему
«всем
миром»:
детский
сад,
семья,
общественность. Мы стараемся
помочь родителям
стать своему ребенку
настоящим другом и авторитетным наставником.
Для
этого
необходимо
выстроить
диалог
с
семьями,
основанный
на
сотрудничестве,
содружестве,
взаимопомощи,
что
в
итоге
приведет
к
созданию единого образовательного пространства развития каждого ребенка.
Поэтому,
мы
используем
новые,
активные
формы
работы
с
родителями,
позволяющие
вовлечь
их
в
процесс
обучения,
развития
и
познания
собственного ребенка.
Благодаря
дидактическому
материалу «Детский
календарь»
совместная
деятельность
взрослых
и
детей
в
семье
и
в
детском
саду
представляет
целостный и неразрывный образовательный процесс.
«Детский
календарь»
позволяет
родителям
действительно
заниматься
образованием своих детей, обеспечивая при этом единство образовательного
пространства.
Это
достигается
за
счет
того,
что
содержание
«Детского
календаря» и планирование работы в группе взаимосвязаны; мы включаем в
образовательный процесс все, что прочитано, изготовлено, изучено детьми в
семье. Ежемесячная сменяемость материалов обеспечивает вариативность
предметной среды группы.
Родители
наших
детей
с
удовольствием
дома
день
за
днем
осваивают
увлекательный материал «Детского календаря». Каждое занятие оставляет
свой
«предметный
след»
и
его
итогом
становится
конкретный
игровой
предмет,
поделка,
книга,
макет.
Значительная
часть
з а д а н и й ,
предназначенных для выполнения в семье, находит свое продолжение
в
детском саду.
Использование
разнообразных
форм
работы
помогает
родителям
из
«зрителей»
и
«наблюдателей»
становится
активными
участниками
образовательного, воспитательного процесса.
В
зависимости
от
поставленной
задачи
используем
следующие
формы
работы с родителями:
-
Творческие
мастерские.
Такие
встречи
дают
возможность
расширить
представления
родителей
воспитанников
о
творческой
деятельности,
познакомить
с
искусством;
показать
приемы
работы
(традиционные
и
нетрадиционные)
с
различными
материалами
(соленое
тесто,
пластилин,
краски, песок, крупа, бумага и др.)
Творческий
союз
родителя
и
ребенка,
их
тесное
общение
в
творческой
атмосфере
дает
возможность
взглянуть
на
взаимоотношения
со
своим
ребенком по-новому. Развивает и улучшает детско-родительские отношения
на основе предметной совместной деятельности. Помогает установлению
эмоционального
контакта
между
нами
педагогами,
родителями,
детьми,
взаимосвязи между поколениями.
Таким образом, творческая мастерская – как одна из форм взаимодействия с
родителями
помогает
нам
не
только
наладить
эмоциональный
контакт
с
родителями,
улучшить
детско-родительские
отношения
на
основе
предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным клубом для
детей и родителей. Сделали кормушки для птиц из бросового материала и
развесили на деревьях по территории детского сада. Многие продолжили
тему дома и совместно наделали настоящие дворцы, развесили у себя под
окнами и кормили птиц всю зиму. Совместно выполненные работы детей и
родителей используем в оформительской части других встреч, выставках, в
качестве подарков взрослым и детям, в организации конкурсов. Девиз нашей
творческой
мастерской
«Вместе
с
детьми
учимся
творить».
Встречи
проводились
1-2
раза
в
месяц
по
плану,
а
также
в
зависимости
от
потребностей
в
знаниях
и
умениях,
от
интереса
участников.
Посетить
творческую
мастерскую
могла
любая
семья.
За
1-2
недели
до
встречи
готовится информационное пространство: вывешиваются афиши, буклеты,
раздаются
пригласительные
билеты.
В
изостудии
готовятся
материалы,
необходимые для работы, подбирается музыкальное сопровождение.
Во время встреч атмосфера всегда бывает доброжелательная, творческая, и
дети и родители радуются своим успехам, и успехам других.
-Игротека. Проводим игротеку во 2 половине дня 1 раз в месяц. Задача –
продемонстрировать несколько вариантов игр, проконсультировать родителей
по поводу игр и игрового материала. Перед проведением игрового комплекса
обговариваем с родителями правила. Ребенок и взрослый – партнеры, они
примерно равны, просто у взрослого больше опыта. Таким образом, работа
ведется не над ребенком, а вместе с ним. Использование “Игротеки” в нашей
деятельности направленно на развитие и социализацию детей, коррекцию и
развитие
эмоциональной
сферы
всех
воспитанников,
повышение
психологической культуры педагогов и родителей. Играя, дети упражняются
в моторных навыках, учатся обращаться с предметами, начинают лучше
понимать
речь
и
пользоваться
ею,
а
также
приобретают
умение
взаимодействовать с другими людьми.
-Использование
видеозаписей
наблюдений
деятельности
ребенка.
В
течение
года
ведется
видеозапись
образовательной
деятельности.
Это
позволяет
отследить
достижения
ребенка,
рост
его
познавательной
активности и самооценки, формирование смелости в высказывании своего
мнения, рассуждениях. Предлагаем родителям видео. Например, в середине
года на родительском собрании показываем видеозапись целого занятия.
- Информационные стенгазеты. Где с помощью фотосъемки представлены
интересные моменты жизнедеятельности ребенка в детском саду. Здесь так
же используются рубрики «Дети говорят», «Мы рассуждаем», «Интервью»,
«Что
мы
думаем
о»,
в
которых
раскрываются
рассуждения
детей
о
жизненных ситуациях, высказываются личностные отношения к тому или
иному явлению, предмету, поступку и т. д.
- День открытых дверей. Является одной из интерактивных форм работы с
родителями. На открытых занятиях и мероприятиях знакомим с задачами,
правилами
и
традициями.
Дни
открытых
дверей
—
не
только
средство
удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском
саду.
Это
прежде
всего
способ
познакомить
родителей
с
условиями,
содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной работы.
-
Детско-родительские
проекты.
Проводим
в
течение
года
в
рамках
различной
образовательной
деятельности.
Например,
исследовательско-
экспериментальной «Хочу всё знать». Дети не только открывают что-то новое
совместно
с
педагогом
в
группе,
но
закрепляют
свои
знания
благодаря
экспериментированию вместе с родителями вне детского сада. Например, при
изучении свойств воды в детском саду дети во время прогулки замораживают
воду (зимой) в формочке, а вечером с родителями узнают, что вода может
кипеть и исчезать, превращаясь в пар. На следующий день происходит обмен
мнениями и знаниями, и закрепление свойств воды.
-
Мини-спектакли.
Они
не
только
создают
хорошее
настроение
у
всех
присутствующих, но и обучают родителей содержательному взаимодействию
с собственными детьми.
Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже
становятся традиционными и вызывают огромный интерес детей, и желание
родителей заниматься со своими детьми.
Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои
функции,
свои
методы
воспитания.
И
конечно,
надо
научиться
взаимодействовать в интересах ребенка!