Автор: Комелькова Ольга Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №1
Населённый пункт: ЯНАО г. Лабытнанги
Наименование материала: статья
Тема: "Нужны ли детям сказки?"
Раздел: начальное образование
«Надо трудное сделать легким, легкое - привычным, привычное – красивым, красивое –
прекрасным»
К.С. Станиславский
« Нужны ли детям сказки?»
В нашей школе часто проводятся предметные недели. Ребята раскрывают свои способности по
умению хорошо считать, красиво писать, выпускают газеты и, конечно же,
неделя «Русского
языка» раскрывает познания в мире сказок. И к большому сожалению, констатируешь тот факт,
что познаний – то,
в мире сказок нет. У детей со словом сказка
не возникает желаемых
ассоциаций. Большинство из ребята
не знают ни названий сказок, ни их героев, не умеют
выделять главную мысль произведения, не умеют по - сказочному представить героев, не умеют
рассказывать сказки.
А с чем у вас ассоциируется слово «сказка»? С толстой книгой на коленях у бабушки, с
приключениями и представлением себя в роли принцессы или принца, с добрыми снами и
беззаботным детством? Привычен ли был нам мир, если бы не было в нем сказок —
волшебных и бытовых, про животных и про людей, грустных и смешных?
Современные дети имеют массу интересных игрушек, которые даже для некоторых из
нас
когда-то
были
невиданными
диковинками.
Они
разговаривают
на
«ты»
с
компьютерами и телефонами, они умеют водить автомобили и лазить по скалам. У наших
детей — жизнь, как сказка, скажут многие. Но нужна ли им сказка, как таковая, которая
была нужна нам и нашим бабушкам?
Ведь сказочное королевство порой меркнет на фоне технического прогресса и «ящика»
сутками вещающего мультфильмы с героями «неизвестной породы». Однако, несмотря на
гигантские
шаги
современных
технологий,
наши
ребята
нуждаются
в
простом
человеческом
общении,
внимании,
ласке.
Они
нуждаются
в
тонкой
ненавязчивой
мудрости.
Все
это
—
кроется
в
нескольких
минутах
общения
родителей
и
детей,
проведенных за прочтением историй из волшебного мира сказок.
Именно сказки учат отделять зерна от плевел, отличать хорошее и плохое, щедрость и
жадность, учат быть смелыми и добрыми. Причем делают это все легко и непринужденно, просто
разбудив фантазию, и перенеся воображение в страну чудес и волшебства.
Детям нужно читать сказки. Ведь сказки дарят мудрость. Сказки помогают нам,
взрослым, быть ближе к нашим детям и лучше их понимать. Сказки нужны нам самим.
Читать детям классические или современные сказки, чтобы не мучаться с объяснениями
непонятных, устаревших слов? Без пояснений ребёнок просто не сможет понять смысл
текста старой сказки, если в ней много слов, не употребляемых в современном быту. Надо
ли в таком случае загружать детей этим материалом? Надо! Если не сделать этого в
детстве, как же дети будут потом читать большую литературу?
Какие роли выбирают дети, на кого ориентируются? Это зависит от того, какой
микроклимат в семье, какой морали мы учим своих детей, как мы трактуем события и
поступки. Недальновидный взрослый пугает ребенка «бабайкой», а мудрый учит через
преодоление сказочного страха становиться бесстрашным, и смелостью и бесстрашием
помогать тем, кто в этом нуждается. Золушку можно рассматривать как униженную,
несчастную, измазанную сажей девушку, а можно иначе, как терпеливую, трудолюбивую,
достойную счастья. Всё в наших головах!
Детство – радостная пора беззаботности, уверенности в полной защищённости. Как
родителям, нам надо помочь ребёнку расти и развиваться только с ощущением царящей в
мире чудесной справедливости, что всё в жизни честно и здорово! Это чувство нам дарят
сказки, короткие и длинные, озорные и романтичные, про принцев и волшебников, и про
очень
хороших
детей
с
очень
правильными
мамами
и
папами,
потому
,
что
их
рассказывают по маршруту уста – сердце…
Читайте детям сказки, обсуждайте их, смейтесь, грустите, вместе с ними. Помогайте
понять, «переварить» прочитанное. И, я уверена, детям захочется читать.