Напоминание

Грудное вскармливание - как основа будущего здоровья ребенка


Автор: Поповская Тамара Семеновна
Должность: преподаватель высшей квалификационной категории, заслуженный работник здравоохранения кубани
Учебное заведение: ГБПОУ "Ейский медицинский колледж"
Населённый пункт: город Ейск
Наименование материала: лучшая научно-исследовательская работа студентки 231 группы специальность "Лечебное дело" Парамоновой Татьяны
Тема: Грудное вскармливание - как основа будущего здоровья ребенка
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное

профессиональное образовательное

учреждение «Ейский медицинский

колледж»министерства здравоохранения

Краснодарского края

Конференция

на тему: «Здоровый образ жизни»

Грудное вскармливание

как основа будущего здоровья ребенка

Выполнила:

Студентка 2 курса 231 группы

Отделения Лечебное дело

Парамонова Татьяна Сергеевна

Преподаватель:

Поповская Тамара Семёновна

Ейск

2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...................3

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГРУДНОГО

ВСКАРМЛИВАНИЯ.................................................................................................................5

1.1Понятие грудного вскармливания…………………………………………………...5

1.2 Значение грудного вскармливания для новорожденного ребенка………………..7

1.3 Значение кормления грудью для матери……………………………………….…...7

1.4 Раннее прикладывание новорожденного к груди матери………………………….8

1.5 Противопоказания к грудному вскармливанию…………………………………...10

1.6 Техника грудного вскармливания…………………………………………………..14

1.7 Правильное прикладывание к груди………………………………………………..15

1.8 Расположение тела ребенка………………………………………………………….16

1.9 Сцеживание грудного молока……………………………………………………….18

1.10 Возможные проблемы при грудном вскармливании……………………………..19

1.11 Психологическая поддержка……………………………………………………….22

ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКАЯ

ЧАСТЬ.........................................................................................................................................23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................................27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ

ИСТОЧНИКОВ……………………………..............................................................................29

ПРИЛОЖЕНИЕ...………………………………………………………………..……............33

ВВЕДЕНИЕ

Тема морали и нравственности, духовности в семейной жизни и в воспитании

детей слишком глубока и серьезна. Ведь каждая женщина хочет, чтобы ее ребенок

был здоровый, счастливый и духовно развитый.

Ни для кого не секрет, что в

настоящее время положение дел в России со здоровьем населения и его приростом

далеко

не

благополучно.

Везде

пестрят

страшные

цифры

ухудшения

демографических показателей: рождаемости, смертности, процентные соотношения

больных и здоровых взрослых и детей. И с каждым годом эти цифры все более

пугающие. Очевидно, что во многих отношениях медицина удалилась от своих

корней, от традиций, история которых насчитывает не одно тысячелетие. То же

самое можно сказать и о многих аспектах жизни современных людей. И далеко не

всегда

это

связано

с

научно-техническим

прогрессом,

а

зачастую

лишь

с

искажением, извращением морально-нравственных понятий.

К сожалению, это не обошло стороной и молодых мам. Одним из примеров

является

мысль

многих

женщин

о

необязательности

кормления

грудью

своего

ребенка в пользу якобы соблюдения фигуры, удобства, возможности переложить

часть забот о ребенке на других. Причем многие из этих женщин поначалу и не

против кормить и даже теоретически знают и понимают все преимущества грудного

вскармливания,

но

столкнувшись

с

первыми

трудностями

в

этом,

казалось

бы,

естественном

деле

очень

быстро

отказываются

от

этой

идеи,

находя

себе

оправдания и не желая приложить хоть какие-то усилии Абсолютная доступность

смесей и скрытая реклама способствует быстрому переводу детей на смешанное, а

затем и искусственной вскармливание

Во многих странах мира парламенты приняли

Законы,

запрещающие

рекламу

любых

видов

заменителей

материнского

молока

.Следует отметить, что к сожалению, в России в настоящее время законом не

запрещена реклама заменителя грудного молока.

3

Более

того,

проводится

пропаганда

кормления

грудью,

как

наиболее

гигиеничного

и

эффективного

способа

вскармливания

младенцев.

Во

многих

британских городах уже появились рекламные плакаты, изображающие не только

женщин, но и мужчин с младенцами на руках. Последние исследования показали,

что женщины намного охотнее кормят своих детей грудью, если их мужья понимают

всю важность этой проблемы. Настало время напомнить молодым родителям о

пользе материнского молока.

Утрата женщинами и обществом, в целом, представления о том, что грудное

вскармливание является важнейшим делом женщины, и никакие искусственные

смеси

не

могут

заменить

материнское

молоко

стало

следствием

снижения

распространения грудного вскармливания.

Цель работы – проанализировать работу фельдшера по поддержке грудного

вскармливания у детей раннего возраста .

Задачи:

1.

Осуществить

теоретический

обзор

значимости

для

ребенка

грудного

вскармливания.

2. Провести исследование среди женщин, кормящих грудью на базе педиатрического

отделения МБУЗ МО Ейский район «ЦРБ».

3. Проанализировать результаты исследования.

Объект исследования –женщины грудных детей педиатрического отделения

МБУЗ МО Ейский район «ЦРБ».

Предмет

исследования

особенности

осуществления

профилактической

деятельности фельдшера по пропаганде и защите грудного вскармливания.

Метод исследования – анкетирование родителей, имеющих детей в возрасте до

2х лет.

.

4

5

ГЛ А В А

I

Т Е О Р Е Т И Ч Е С К И Е

А С П Е К Т Ы

Г Р УД Н О Г О

ВСКАРМЛИВАНИЯ

1.1 Грудное вскармливание

Швеция Норвегия Испания Швеция Франция Россия

Тема «Грудного вскармливания» довольно актуальна, достаточно лишь

посмотреть частоту, распространенность грудного вскармливания в странах мира.

Женское молоко - во все времена являлось идеальной пищей для ребенка. По своей

структуре оно максимально соответствует составу тканей ребенка и легко

усваивается. Постоянно открываются новые свойства грудного молока. Сейчас

известно, что в нем содержится целый ряд полиненасыщенных жирных кислот,

необходимых для развития головного мозга, мультипликации нейронов,

карбонизации дендритов, миелинизации нервных волокон. От них зависит развитие

мембранных структур и рецепторов в надпочечниках, сетчатке, мышечной ткани,

проводящей системе сердца, эти вещества полностью отсутствуют в искусственных

смесях. Жировой состав грудного молока является основным источником энергии у

детей. В женском молоке имеется интестинальный фактор роста кишечника,

оказывающий трофическое действие на развитие желудочно-кишечного тракта

ребенка. Благодаря наличию мелкодисперсных белков увеличивается поверхность,

доступная для воздействия желудочного сока. Уникальный аминокислотный состав

более соответствует потребности ребенка.

1

Молочный сахар женского молока

(лактоза) стимулирует грамположительную бактериальную флору, синтез витаминов

группы В. В женском молоке содержатся до 70 ферментов, которые функционируют

в самом молоке и в желудочно-кишечном тракте ребенка, начиная с ротовой

1



Рычкова.Н.А. Грудное вскармливание// методическое пособие- НГУ. 2013., С 51-66

6

45%

97%

99%

98%

98%

34%

полости. Они оказывают влияние на диффузионный барьер слизистой кишечника.

Ребенок на грудном вскармливании получает минеральные соли, что влияет на

процессы минерализации костной ткани.

7

Среди

клеточных

факторов

женского

молока

определяются

лейкоциты

-

макрофаги и нейтрофилы с фагоцитарной активностью, а также лимфоциты. В

составе

неклеточных

защитных

факторов

-иммуноглобулины,

особенно

верхней

секторный

иммуноглобулин

А,

лизоцин,

лакгоферрин,

лактопероксидаза,

интерферон,

фракции

комплемента,

бифидус-фактор,

антистафиллококковый

фактор. Между молочной железой и кровотоком осуществляется постоянный обмен

лимфоцитами.

Лактоферрин

конкурирует

с

кишечными

бактериями,

ока з ыва я

бактериостатической действие, вследствие связывания ионов железа, необходимых

для жизнедеятельности бактерий.

В женском молоке обнаруживается в 40раз больше бифидогенного фактора -

азот-содержащего олигоаминосахара, способствующего более быстрому заселению

кишечника

новорожденных

бифидо-бактериями,

сдерживает

рост

грамм-

отрицательных бактерий и грибов.

Сравнительно

недавно

в

составе

женского

молока

обнаружен

ряд

специфических

стимуляторов

роста

и

дифференцировки

отдельных

тканей

и

органов. К настоящему моменту наиболее изучены два фактора - нейроростовый и

эпидермальный. Необходимо подчеркнуть, что они содержатся в нативном женском

молоке.

Нейроростовый

фактор

необходим

для

стимуляции

дифференцировки

нейронов периферической нервной системы. Эпидермальный ростовый фактор уже

в первые часы жизни ускоряет рост стенок желудка, тонкой и начальной части

толстой кишок, также он стимулирует методы и синтез ДНК в клетках. За счет

присутствия

микроэлементов

(железо,

цинк,

кобальт)

в

легкоусвояемой

форме

женское

молоко

обладает

противоанемическим

эффектом.

Противорахитический

эффект грудного молока обусловлен большим содержанием витамина ДЗ, лимонной

кислоты,

оптимальным

для

всасывания

соотношением

кальция

и

фосфора

-

1:1.Содержание витаминов (РР, С, Е, Д) в женском молоке зависит от сезона года и

витаминной ценности пищи кормящей матери. Женское молоко полностью лишено

антигенных свойств.

8

1.2 Значение грудного вскармливания для новорожденного ребенка

1)

Пищевое

обеспечение

обеспечивает

потребности

новорожденного

к

внеутробному питанию.

2)

Регуляторная

функция

(считается,

что

материнское

молоко,

благодаря

содержанию в нем гормонов, ферментов, факторов роста является биологически

активным продуктом, управляющим ростом, развитием тканевой дифференцировкой

ребенка.

3) Иммунологическая защита (специфическая и неспецифическая).

4)

Эмоциональный

и

поведенческий

фактор

(это

обусловлено

кормлений,

скоростью поступления молока; наличие психологического контакта с матерью).

Кормление ребенка имеет определенное влияние на взаимоотношения которые

в

дальнейшем

складываются

между

ребенком

и

матерью,

а

также

на

будущее

поведение

ребенка,

лучшее

эмоциональное,

психомоторное

развитие,

большую

коммуникабельность.

Медицинские сестры могут изменить сложившуюся ситуацию к лучшему.

Наше

здравоохранение

возлагает

большие

надежды

на

медицинских

сестер

в

оказании поддержки и продвижению грудного вскармливания.

Медицинские сестры обладают знаниями тех процессов которые происходят в

моменты

кормления

грудью.

Успешно

применяют

эти

знания

на

практике

(консультация матерей). Матери необходимо объяснить, что грудное вскармливание

важно не только для ребенка, но и для самой мамы.

1

1.3 Значение кормления грудью для матери

1



Аверьянова Т.В. Естественное вскармливание - М.: Норма. 2014., 156 с.

9

1. Раннее прикладывание новорожденного к груди в первые 30 мин после

рождения, способствует началу и становлению лактации. Каждое прикладывание к

груди стимулирует секрецию молока, которая прекращается по мере наполнения

груди.

2. Способствует лучшему сокращению матки окситоциновой фазы секреции

молока; окситацин способствует остановки кровотечений после родов, содействует

более полной и быстрой инволюции матки.

3. Грудное вскармливание снижает риск злокачественных новообразований

молочных желез и яичников.

4. Частое прикладывание к груди в первые 6 месяцев после родов может

препятствовать возникновению новой беременности.

5. Помогает восстановить хорошую физическую форму после родов.

Медицинская сестра, рассказывая матерям о выгодах грудного вскармливания,

акцентирует внимание на то, что грудное молоко всегда готово к употреблению.

Грудное молоко предназначено только ребенку, его не нужно делить на других

членов семьи.

1

1.4 Раннее прикладывание новорожденного к груди матери

Матери желающие кормить своих младенцев грудью, часто полагаются на

советы

медицинских

работников

о

грудном

вскармливании.

Поэтому

знания

медицинских работников и их отношение к этому вопросу могут повлиять на успех

или неудачу грудного вскармливания. Однако, полученной медиками в учебных

заведениях подготовки по оказанию помощи матерям, в ведении процесса лактации,

часто оказывается недостаточно. Рекомендации в методических указаниях №225

«Современные

принципы

и

методы

вскармливания

детей

первого

года

жизни»

1



Современные принципы и методы вскармливания детей первого года жизни. Методические указания № 225.

МЗ РФ. 2014

10

(1999г)

входят

в

противоречие

с

последними

документами

ВОЗ,

в

которых

закрепляется

положение

об

исключительно

грудном

вскармливании

детей

до

6

месячного возраста.

Каждая медицинская сестра понимает и знает на практике, что все зависит от

ребенка, состояния его здоровья, уровня развития и, особенно, от состояния матери,

ее питания и, следовательно, от состава грудного молока.

Документ

«Консультирование

по

грудному

вскармливанию»

согласно

программе

ВОЗ/ЮНИСЕФ

1997г.

является

руководством

для

медицинских

работников в практической работе по оказанию поддержки матерям в успешном

кормлению грудью. Цель его заключается в том, чтобы дать точные и практические

советы.

Эти

советы

основаны

на

опыте

медицинских

работникjв

и

матерей,

накопленные в современном индустриальном обществе. [2]

Организационная

работа

родильного

отделения

в

рамках

декларации

ВОЗ/ЮНИСЕФ

«Охрана,

поощрение

и

поддержка

практики

грудного

вскармливания»

позволит

существенно

повысить

распространенность

грудного

вскармливания

и

тем

самым

дают

возможность

закладывать

основы

поддерживающие здоровье детей.

1

10 шагов к успешному грудному вскармливанию:

1. Иметь зафиксированную в письменном виде политику в отношении

практики

грудного вскармливания и регулярно доводить ее до сведения всего медицинского

персонала.

2.

Обучать

весь

медико-санитарный

персонал

необходимы

навыкам

для

осуществления этой политики.

3. Информировать всех беременных женщин о преимуществах и методах грудного

вскармливания

1



Грудное вскармливание. Как обеспечить успех. Практическое руководство для медицинских работников. ВОЗ

Европейское региональное бюро Копенгаген. 2014

11

4. Помогать матерям начинать грудное вскармливание в течение первого получаса

после родов.

— Прикладывание к груди осуществляется в течение первого часа после

рождения,

как

только

ребенок

готов

сосать

грудь.

Продолжительность

первого

кормления не ограничивается во времени.

5. Показывать матерям как кормить грудью и как сохранить лактацию, даже если они

должны быть отделены от своих детей.

6. Новорожденным не дается никакое питье или питание кроме грудного молока, за

исключением случаев медицинских показаний.

— Вскармливание новорожденных осуществляется только грудным молоком,

за исключением имеющихся медицинских показаний для назначения заменителей

грудного молока.

— Запрещена любая реклама, распространение и поощрение заменителей

грудного молока, питья для новорожденных .

7. Практиковать круглосуточное совместное пребывание матери и ребенка

8. Поощряется грудное вскармливание по требованию младенца.

— Медицинский персонал не ограничивает матерей в длительности и частоте

кормлений, обращает внимание матерей на важность ночных кормлений.

9. Новорожденным, находящимся на грудном вскармливании, не даются никакие

средства, имитирующие грудь.

— Из практики исключены соски, пустышки, бутылочки.

10. Поощрять создание групп поддержки грудного вскармливания и направлять

матерей в эти группы после выписки из родильного дома.

1.5 Противопоказания к грудному вскармливанию

12

Абсолютных

противопоказаний

к

грудному

вскармливанию

мало.

Противопоказания к грудному вскармливанию можно разделить на две группы:

- со стороны матери;

- со стороны ребенка.

Возможными

противопоказаниями

к

грудному

вскармливанию

со

стороны

матери

являются:

эклампсия,

сильные

кровотечения

во

время

родов

и

в

послеродовом

периоде,

открытая

форма

туберкулеза,

состояние

выраженной

декомпенсации при хронических заболеваниях сердца, легких, почек, печени, а

также гипертиреоз, острые психические заболевания, особо опасные инфекции (тиф,

холера ), герпетические высыпания на соске молочной железы (до их долечивания),

ВИЧ-инфицирование .

В настоящее время установлено, что ВИЧ — инфицированная женщина с

вероятностью в 15% заражает ребёнка через грудное молоко. В связи с этим в

Российской

Федерации

детей

рожденных

от

ВИЧ

инфицированных

матерей

рекомендуется кормить адаптированными смесями.

При таких заболеваниях кормящей матери как краснуха, ветряная оспа, корь,

эпидемический

паротит,

цитомегаловирусная

инфекция,

простой

герпес,

острые

кишечные и острые респираторно-вирусные инфекции, если они протекают без

выраженной

интоксикации,

кормление

грудью

при

соблюдении

правил

общей

гигиены не противопоказано. Наличие гепатита В и С у женщин в настоящее время

не

является

противопоказанием

к

грудному

вскармливанию,

однако

кормление

осуществляют через специальные силиконовые накладки. При остром гепатите А у

матери кормление грудью запрещается.

При маститах грудное вскармливание продолжается. Однако оно временно

прекращается при обнаружении массивного роста в грудном молоке золотистого

стафилококка

в

количестве

250

КОЕ

и

более

в

1

мл

и

единичных

колоний

представителей

семейства

Enterobacteriacae

или

вида

Pseudomonas

aeruginosa

(Методические рекомендации по бактериологическому контролю грудного молока,

13

Москва,

1984).

Абсцесс

молочной

железы

является

возможным

осложнением

мастита и наиболее вероятен при резком прерывании кормления грудью. Кормление

из здоровой железы должно продолжаться, а молоко из инфицированной груди

следует осторожно сцеживать и выливать.

Прекращают

кормление

грудью

в

тех

случаях,

когда

мать

принимает

цитостатики

в

терапевтических

дозах,

иммунносупрессивные

препараты,

антикоагулянты

типа

фениндиона,

радиоизотопные

контрастные

вещества

для

лечения

или

обследования,

препараты

лития,

большинство

противовирусных

препаратов (кроме ацикловира, зидовудина, занамивира, лимовудина, озельтамивира

с

осторожностью),

противогельминтные

препараты,

атакже

некоторые

антибиотики:

макролиды

(кларитромицин,

мидекамицин,

рокситромицин,

спирамицин),

тетрацик-лины,

хинолоны

и

фторхинолоны,

гликопептиды,

нит-

роимидазолы, хлора мфе ни кол, ко-тримоксазол. Однако препараты альтернативные

перечисленным антибиотикам не противопоказаны для кормления грудью.

Обычно

безопасны,

используемые

в

средних

дозах

короткие

курсы

парацетамола,

ацетилсалициловой

кислоты,

ибупрофена;

большинство

противокашлевых лекарств; антибиотики — ампициллин и другие пеницил-лины,

эритромицин;

противотуберкулезные

препараты

(кроме

рифабутина

и

ПАСК);

противогрибковые

средства

(кроме

флуконазола,

гризеофульвина,

кетоконазола,

интраконазола);

антипротозойные

препараты

(кроме

метронидазола,

тинидазола,

дигидроэметина, примахина); бронходилятаторы (сальбутамол); кортикостероиды;

антигистаминные

препараты;

антациды;

противодиабетические

средства;

большинство гипотензивных препаратов, дигоксин, а также разовые дозы морфина и

других наркотических средств . Вместе с тем во время приёма медикаментозных

препаратов матерью, необходимо внимательное наблюдение за ребенком с целью

своевременного обнаружения их побочных эффектов.

Возможно угнетение лактации при приеме женщиной эстрогенов, включая

эстрогенсодержащие контрацептивы, диуретиков тиазодового ряда, эргометрина.

14

Перевод

ребенка

грудного

возраста,

особенно

новорожденного,

на

искусственное

вскармливание

из-за

медикаментозного

лечения

матери

лекарственными

препаратами

в

терапевтической

дозировке

несёт

в

себе

определенную угрозу для состояния его здоровья и качества жизни.

Учитывая

негативное

воздействие

табачного

дыма,

смолы

и

никотина

на

организм

ребенка

и

на

лактацию,

курящим

женщинам

в

период

лактации

рекомендуется

отказаться

от

курения.

Никотин

может

снижать

обьём

вырабатываемого молока и тормозить его выделение, а также вызывать у ребёнка

раздражительность, кишечные колики и приводить к низким темпам нарастания

массы тела в грудном возрасте. У курящих женщин ниже уровень пролактина, что

может сократить период лактации, а также снижена концентрация витамина С в

грудном молоке по сравнению с некурящими. Следует формировать у курящих

женщин

мотивацию

на

отказ

от

курения

или,

по

крайней

мере,

значительное

снижение

числа

выкуренных

сигарет.

Содержание

вредных

веществ

в

грудном

молоке будет меньше, если женщина выкуривает сигарету после кормления грудью,

а не до него.

Не

должны

кормить

ребенка

грудью

матери,

страдающие

алкогольной

и

наркотической (героин, морфин, метадон или их производные) зависимостью.

Кормление

грудью

во

время

наступления

новой

беременности

может

продолжаться.

Противопоказания

к

раннему

прикладыванию

к

груди

матери

со

стороны

ребенка - оценка состояния новорожденного по шкале Апгар ниже 7 баллов при

тяжелой

асфиксии

новорожденного,

родовой

травме,

судорогах,

синдроме

дыхательных

расстройств,

а

также

глубокая

недоношенность,

тяжелые

пороки

развития (желудочно-кишечного тракта, челюстно-лицевого аппарата, сердца) .

К числу противопоказаний к раннему прикладыванию ребенка к груди матери

до самого последнего времени относилось также родоразрешение путем операции

кесарево сечение. Однако если данная операция проводится под перидуральной

15

анестезией

прикладывание

ребенка

к

груди

в

родовом

зале

возможно.

Если

родоразрешение

проводилось

под

наркозом,

то

после

окончания

операции

родильница переводится в палату интенсивной терапии роддома, а младенец — в

детскую палату послеродового отделения. Через несколько часов (не более 4-х)

после

окончания

действия

наркоза

детская

сестра

приносит

новорожденного

к

матери и помогает ей приложить его к груди. В течение первых суток это повторяют

несколько

раз.

На

вторые

сутки,

при

удовлетворительном

состоянии

матери

и

младенца, они воссоединяются в послеродовом отделении совместного пребывания

матери и ребенка.

1

При

ряде

тяжелых

врожденных

пороков

развития

(пороки

сердца

с

декомпенсацией, волчья пасть, заячья губа и др.), когда прикладывание к груди

невозможно, ребенок должен получать сцеженное материнское молоко.

Абсолютные

противопоказания

к

грудному

вскармливанию

со

стороны

ребенка на последующих этапах лактации очень ограничены — наследственные

энзимопатии

(галактоземия

).

При

фенилкетонурии

объем

грудного

молока

в

сочетании с лечебными продуктами устанавливается индивидуально.

1.6 Техника грудного вскармливания

Обучение матери технике и практике грудного вскармливания, основным

методам сцеживания молока, уходу за молочными железами должно проводиться на

занятиях

в

«Школе

материнства»

при

женской

консультации

или

детской

поликлинике

и

продолжаться

в

родильном

доме

и

детской

поликлинике.

Если

раньше в роддомах учили матерей мыть соски перед кормлением, то сейчас эта

процедура считается необязательной, так как частое

мытье может повредить кожу сосков и спровоцировать возникновение трещин.

1



Абольян Л.В., Бердикова Т.К. Значение исключительно грудного вскармливания для здоровья, физического и

нервно-психического развития детей первого года жизни –Волгоград: 2015.,59 с.

16

При

«классических»

положениях

при

кормлении

мать

либо

сидит

прямо,

поддерживая ребенка на коленях или бедрах, либо лежит с ребенком, который

находится сбоку. Тем не менее, существует много других положений кормления, и

мать может попробовать любое из них.

Помогая

матери

приложить

ребенка

к

груди,

персоналу

медицинского

учреждения следует придерживаться следующих пунктов :

- голова и туловище ребенка должны находиться на одной прямой линии,

чтобы ребенку было легче глотать;

- лицо ребенка обращено к груди матери, нос напротив соска;

- туловище ребенка прижато к телу матери;

- мать придерживает все тело новорожденного снизу, а не только его голову и

плечи;

- мать должна поддерживать грудь пальцами снизу возле грудной клетки,

большой палец находится сверху груди. Пальцы не должны быть близко к соску. Это

сдавливает синусы и затрудняет отток молока;

- сначала надо коснуться соском губ ребенка, подождать, пока ребенок широко

откроет рот, затем быстро придвинуть ребенка к груди, направив его нижнюю губу

ниже соска.

Важнейший

принцип

заключается

в

том,

что

ребенок

должен

иметь

возможность легко взять грудь (сосок и ареолу) полным ртом. Для этого его тело

должно быть близко к материнскому, а голова должна иметь возможность двигаться

без каких-либо ограничений.

1

1.7 Правильное прикладывание к груди

1. Удобно расположитесь, расслабьтесь. Примите удобное положение, лежа или

сидя, чтобы удерживать ребенка близко к груди в течение сравнительно долгого

1



Основы ухода за новорожденными и грудное вскармливание. Часть I. Учебный семинар ВОЗЮНИСЕФ

17

времени. Существует множество способов кормления: сидя, лежа, на корточках. Ни

одно из них нельзя расценивать как «правильное» или «неправильное», если вы

расслаблены и ребенок удобно расположен.

2. Держите ребенка в таком положении, чтобы ему не приходилось вытягивать

шею. Кому понравится есть с вытянутой шеей? Это значит, что ребенка следует

повернуть грудью к свой груди, т.е. животиком к вашему животу. Проверьте, удобно

ли вашему ребенку.

3. Приложите ребенка близко к груди, чтобы ему не приходилось прилагать

усилия и тянуться к груди во время кормления. Ваш сосок будет поврежден, если

ребенок приложит максимум усилий для удержания его во рту.

4. Придерживайте ребенка за спинку, а не за голову. Если голова ребенка крепко

зажата, он инстинктивно будет стараться вывернуться, «бороться» у груди.

5. Носик ребенка должен быть на одном уровне с соском. Это значит, что

ребенку придется повернуть немного голову, чтобы достать сосок, помогите ему,

поддерживая за нижнюю часть спинки.

6. Не следует пальцами регулировать расстояние между носиком ребенка и

грудью. Зажимая пальцами грудь, вы нарушаете ее форму, тем самым затрудняя

ребенку

захват

соска.

При

правильном

положении

ребенок

дышит

через

края

носовых ходов.

7. Не держите и не двигайте грудь по подобию бутылки. Ваши движения

помешают ребенку ухватиться за грудь. Ребенок должен полностью захватить грудь

(и сосок, и околососковый кружок - ареолу), чтобы достать место скопления молока.

Если есть необходимость в поддержке груди, поддерживайте снизу, желательно всей

ладонью,

ребром

прижатой

к

грудной

клетке.

Пальцы

держите

на

расстоянии

(приблизительно 10 см) от соска.

8.

Если

ребенок

сонный

или

неспокойный,

привлеките

его

внимание

к

кормлению нежным прикосновением к щечке или ко рту пальцем либо соском.

18

Выдавите

капельку

молока

на

поверхность

соска,

это

будет

стимулировать

дальнейший аппетит ребенка. Дети обычно открывают при этом ротик и делают

языком «доящие» движения.

9. Когда вы увидите, что рот ребенка широко открыт, язычок находится глубоко

внизу рта, вся ваша задача: проявить ловкость, быстро приблизить ребенка к себе и

дать

ему

шанс

«ухватиться».

Потребуется

опыт

нескольких

кормлений,

чтобы

научиться, не все дается сразу, с первой попытки.

10. Если ребенок сердится, сильно голоден или плачет в момент прикладывания

к

груди,

он

поднимает

язык,

делая

кормление

невозможным.

Постарайтесь

успокоить его до кормления. У некоторых детей наблюдаются периоды протеста

перед

каждым

кормлением.

Используйте

любую

возможность

кормить

ребенка,

когда появляется возможность. Вы можете помочь ему в этот момент взять грудь, и

он даже не заметит этого. Если ребенок предпочитает одну грудь, дайте ему ее!

11. Ребенка не нужно притягивать к груди, а не вам тянуться к нему грудью.

1

1.8 Расположение тела ребенка

Слово

«расположение»

описывает,

как

тело

ребенка

располагается

у

материнского тела.

Правильное

положение

тела

ребенка

-

это

предпосылка

правильного

прикладывания рта.

1)Женщина должна сидеть удобно, с опорой за спиной, а не наклоняясь вперед.

Важный принцип: подносите ребенка к груди, а не грудь к ребенку.

2) Мать может поддерживать ягодицы рукой. Голова лежит на материнском

предплечье.

1



Романова Н.В. Актуальные вопросы организации питания детей в Краснодарском крае № 6. 2013. С 96

19

3)

Ребенка

нужно

держать

живот

к

животу,

и

тогда

ему

не

надо

будет

поворачивать голову для кормления. Ребенка можно держать по диагонали, сбоку

под рукой матери.

4) При прикладывании ребенка к груди его нос должен находиться на одном

уровне с соском, при этом он отклоняет голову немного назад.

5)

Если

женщина

чувствует

необходимость

поддерживать

свою

грудь,

она

может взять грудь снизу ладонью или просто положить руку всей ладонью на

грудную клетку.

6) Ребенок сам должен придвинуться к груди, а не мать должна поднести грудь

к нему. Следует избегать попыток вставить грудь в рот ребенка, как будто это

бутылочка, так как это совершенно не принесет пользы.

7) При кормлении подбородок ребенка должен касаться груди матери.

При «классических» положениях при кормлении мать либо сидит прямо,

поддерживая ребенка на коленях или бедрах, либо лежит с ребенком, который

находится сбоку. Тем не менее существует много других положений кормления, и

мать может попробовать любое из них.

Медицинская сестра поможет матери найти положения для кормления, которые

наиболее

удобны

ей

и

ее

ребенку.

Горизонтальные

положения

позволяют

ей

отдохнуть во время кормления.

Сейчас точно известно, какие процессы происходят в организме женщины при

кормлении грудью и как эти знания можно использовать для организации успешного

вскармливания. Естественно, нельзя получить ответы на все вопросы, но если знать

механизм кормления грудью, то можно определить, что происходит и почему.

Во время беременности гормональные изменения подготавливают молочную

железу к выработке молока. Молочная железа развивается, грудь увеличивается. Во

время

сосания

два

гормона

гипофиза

стимулируют

поступление

молока

в

20

необходимом

количестве

и

в

нужное

время.

Первый

гормон

-

пролактин

-

стимулирует выделение молока клетками молочной железы в ответ на стимуляцию

ребенком

соска.

Пролактин

подготавливает

молоко

для

следующего

кормления.

Гипофиз

выделяет

больше

пролактина

ночью,

поэтому

ночное

кормление

поддерживает

хорошее

поступление

молока.

Пролактин

подавляет

активность

яичников и препятствует наступлению новой беременности.

Второй гормон - окситоцин - также вырабатывается во время сосания груди. Он

сокращает мышечные клетки и заставляет молоко выделяться в момент кормления.

Рефлекс окситоцина более сложен, чем рефлекс пролактина. На него оказывают

влияние мысли, чувства и эмоции матери. Если мать с любовью думает о своем

ребенке, молоко прибывает хорошо, а ее волнения, сомнения уменьшают количества

молока. Все это необходимо знать, чтобы суметь помочь матери советом.

1

В груди вырабатывается столько молока, сколько требует ребенок. Если мать

хочет увеличить поступление молока, то лучший способ - кормить ребенка грудью

дольше и чаще.

Всем

кормящим

матерям,

вскоре

после

рождения

ребенка,

нужно

освоить

технику сцеживания. Своевременная помощь медицинской сестры (акушерки, врача-

акушера-гинеколога) в организации сцеживания поможет матери сохранить грудное

вскармливание.

Предоставить

информацию

о

различных

видах

молокоотсосов.

Показать матери, как использовать и регулировать молокоотсос, и предоставить ей

возможность самостоятельно решить вопрос о необходимости его применения.

2

1.9 Сцеживание грудного молока

Матери

необходимо

как

можно

раньше

после

родов

начать

сцеживание

и

производить

его

по

15-20

минут,

по

крайней

мере,

7

раз

в

сутки.

Можно

помассировать

грудь

в

направлении

сосков

за

несколько

минут

до

начала

1



Захарова Л.И., Двойников СИ., Рябчикова Т.В., Чайковская М.В. Сестринское дело в педиатрии. 2015

2



Тарасова И.В. Естественное вскармливание новорожденных -Медицинская сестра. № 3. 2013. 7с.

21

сцеживания,

чтобы

обеспечить

ток

молока.Для

усиления

лактации

показано

сцеживать молоко, соблюдая специальную технику сцеживания:

1. Наклониться вперед и поддерживать грудь рукой.

2. Большой палец руки расположить на ореоле над соском, указательный и

средний - под ареолой соска.

3. Несколько сдавить пальцами ареолу по направлению в сторону грудной

клетки.

4. Осторожно нажать на молочные пазухи за соском, ниже ареолы.

5. Повторять эти движения до тех пор, пока молоко не начнет капать, а затем

может брызнуть.

6. Передвигать пальцы вокруг ареолы, чтобы были задействованы все молочные

пазухи.

7.

Время

от

времени

проводить

массаж

всей

груди,

мягко

похлопывая

по

направлению к соску, проверяя твердость в груди.

8. Повторять движение до тех пор, пока грудь не станет мягкой.

1

1.10 Возможные проблемы при грудном вскармливании

Недостаточное количество молока (гипогалактия). Гипогалактия истинная

(или первичная) встречается редко, не более чем у 5% женщин. В остальных случаях

снижение

выработки

молока

вызвано

различными

причинами,

основными

из

которых являются: отсутствие у женщины доминанты лактации (психологического

настроя),

эмоциональный

стресс,

раннее

и

необоснованное

введение

докорма

детскими

смесями,

необходимость

выхода

на

работу,

болезнь

ребенка,

болезнь

матери и т.д.

1



Ежова Н.В. Педиатрия: Практикум.2014., С 25-43

22

В ряде случаев гипогалактия носит транзиторный характер, проявляясь в виде

так

называемых

лактационных

кризов,

под

которыми

понимают

временное

уменьшение количества молока, возникающее без видимой причины. В их основе

лежат особенности гормональной регуляции лактации. Лактационные кризы обычно

возникают на 3 – 6 неделях, 3, 4, 7, 8 месяцах лактации. Их продолжительность в

среднем составляет 3 – 4 дня, и они не представляют опасности для здоровья

ребёнка. В таких случаях оказывается достаточным более частое прикладывание

ребенка к груди в сочетании с кормлением из обеих грудей. Полный покой и отдых

матери. Разнообразное, полноценное, с высокими вкусовыми качествами питание.

Тёплое

питьё

напитков

особенно

с

использованием

лактогонных

трав

или

препаратов

за

15-20

мин

до

кормления,

а

также

специальных

продуктов

лактогонного действия.

Если мать заранее не подготовлена к такой ситуации, то при первых признаках

снижения лактации она пытается докормить ребёнка смесями. Поэтому одной из

важных

задач

участкового

врача

и

медсестры

детской

поликлиники

является

разъяснение безопасности кратковременных лактационных кризов.

Мероприятия,

применяемые

при

вторичной

гипогалактии

(лактационных

кризах) :

- более частые прикладывания к груди;

- урегулирование режима и питания матери (включая оптимальный питьевой

режим за счет дополнительного использования не менее 1 литра жидкости в виде

чая, компотов, соков);

- воздействие на психологический настрой матери;

-

ориентация

всех

членов

семьи

(отца,

бабушек,

дедушек)

на

поддержку

грудного вскармливания;

-

контрастный

душ

на

область

молочных

желёз,

мягкое

растирание

груди

махровым полотенцем;

23

- использование специальных напитков, обладающих лактогонным действием;

- не вводить в питание ребёнка детские молочные смеси без рекомендаций

врача.

Плоские или втянутые соски. Такие соски встречаются редко и не являются

препятствием

к

грудному

вскармливанию.

В

этом

случае

можно

использовать

формирователи сосков, которые вкладываются в чашечку бюстгальтера. Если после

родов ребенок не может взять грудь, молоко необходимо сцеживать и кормить им

ребенка из чашечки параллельно с применением формирователей сосков. Через 2–4

недели обычно соски увеличиваются настолько, что прикладывание ребенка к груди

становится возможным.

Трещины

на

сосках.

Чтобы

избежать

их

возникновения,

следует

точно

выполнять правила прикладывания ребенка к груди. Главное, чтобы нижняя десна

малыша не терлась о сосок (язык ребенка закрывает его нижнюю губу и десну).

Когда кормление закончено, надо выдавить несколько капель молока, смазать им

сосок

и

оставить

на

15–20

мин:

пусть

подсохнет

на

открытом

воздухе.

Такая

процедура

очень

полезна.

Если

трещинка

все-таки

образовалась

и

болит,

мать

должна

начинать

кормить

ребенка

со

здоровой

груди.

Когда

молоко

начнет

прибывать, следует приложить малыша к другой груди. Если боль сильная, надо

прервать

кормление

на

1–2

дня,

но

продолжать

сцеживать

молоко

из

травмированной

груди

при

помощи

молокоотсоса.

Можно

кормить

ребенка

сцеженным молоком из ложечки (чашечки). Обработать соски пуреланом (100%

ланолин). Между кормлениями целесообразно использовать пористые одноразовые

и многоразовые вкладыши для бюстгалтера или вентилируемые накладки, которые

соберут вытекшее молоко и дадут соску просохнуть.

Нагрубание груди. Нередко, когда молоко прибывает впервые, грудь вследствие

обилия молока становится тяжелой, твердой, горячей. Выход из этой ситуации

только

один:

ребенок

должен

сосать

грудь

часто.

Нельзя

оставлять

грудь

«без

работы». Тогда молока будет вырабатываться столько, сколько нужно малышу.

24

Если ребенку не под силу отсасывать большое количество молока, излишки

после кормления надо сцеживать. Иногда помогают легкий массаж груди и сосков,

теплый душ перед началом кормления, холодный компресс на грудь, применение

гомеопатических средств (по назначению врача) и др.

Закупорка протока (лактостаз). Ткань молочной железы разделена на 10–20

секций. Из каждого сегмента выходит по протоку. При закупорке протока молоко не

вытекает из груди, образуется болезненная припухлость с красноватым цветом кожи.

Может повыситься температура.

Этого не следует допускать. При правильном прикладывании ребенка к груди и

достаточной длительности кормления (без ограничения) все будет в порядке.

Действия

должны

быть

такими

же,

как

и

при

нагрубании:

более

частое

прикладывание ребенка к груди, сцеживание, массаж грудной железы.

Ребенок отказывается от груди. Такое возможно, если ребенок заболел, в этом

случае нужно обязательно вызвать врача. Трудности с кормлением грудью могут

возникнуть:

при

использовании

бутылочек,

сосок,

при

неправильном

прикладывании ребенка к груди, при нагрубании молочных желез.

Этого нельзя допускать. Иногда маме кажется, что ребенок отказывается от

груди.

На самом деле он может реагировать на нервное состояние матери, на резкий

запах духов, дезодоранта. Причину отказа необходимо установить и устранить.

Плач. Если ребенок часто плачет, надо найти причину этого: голодный,

мокрый, пучит живот, заболел, холодно, хочет спать, мешает табачный дым. Мама

должна научиться «переводить» плач ребенка. Малыша надо взять на руки, покачать,

перепеленать,

дать

грудь.

Если

это

не

помогло,

сохраняйте

спокойствие,

снова

попытайтесь устранить причины плача. Если не получилось, необходимо вызвать

врача.

25

Заболевание кормящей матери. Даже при инфекционном заболевании мамы

надо

продолжить

грудное

вскармливание.

В

грудном

молоке

содержатся

иммуноглобулины, которые защитят ребенка от инфекции. Если мать принимает

какие-то лекарства, это не является препятствием для кормления грудью, так как они

попадают в молоко в малых количествах. Однако врач обязательно должен знать о

том, что пациентка кормит грудью ребенка.

Женщина, родившая впервые, может не знать точно, как прикладывать

ребенка к груди, и тогда ей требуется помощь. Медицинская сестра, консультируя

маму о правильном прикладывании ребенка к груди, контролирует, таким образом,

процесс кормления.

1.11 Психологическая поддержка

Кормящая

женщина

нуждается

в

психологической

поддержки.

Перед

акушерами,

педиатрами,

средним

медицинским

персоналом

ставится

задача:

сохранение

у

матери

состояния

у

матери

психологического

комфорта.

Большое

влияние на выработку молока оказывают психологические факторы: недостаток

уверенности, беспокойство, стресс, усталость, неприязнь к ребенку.

Психика у многих матерей бывает очень лабильной. Даже будучи хорошо

подготовленная женщина может быть подавлена тем, насколько сильно нуждается в

ней ее ребенок и такая ответственность может ее напугать.

В

практику

поддержки

грудного

вскармливания

входят

новые

понятия

«духовное акушерство»; «семейная психология». При общении с кормящей матерью

медицинская сестра постарается внушить чувство уверенности в ее способности

кормить грудью. Соответствующий уход во время беременности и родов является

основой для выработки этой уверенности.

Таким

образом,

изучая

теоретические

аспекты

грудного

вскармливания

,можно сделать вывод, что грудное вскармливание положительно влияет, как на

26

ребенка, так и на мать. Задача медицинских работников, это выполнение «10

шагов успешного грудного вскармливания».

ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Собственные исследования.

Проведено

анкетирование

10

матерей

по

разработанной

мною

анкете

(см.

Приложение 1).

Результаты исследования

Анализ анкетирования: при ответе на первый вопрос анкеты

1. До какого возраста необходимо грудное вскармливание?

a.

до 3 мес

b.

до 6 мес

c.

до года

d.

до 2 лет

-3 матери ответили, что собираются кормить грудью до 6месяцев.

-5 матерей считают необходимым кормить грудью до года.

-2 выбрали до 2 лет.

Процентное

соотношение

матерей

разделившихся

по

желаниям

о

сроках

кормления грудью:

27

2. Докармливать ребенка смесями необходимо с возраста:

a.

с роддома при малом количестве молока

b.

с 3-х месяцев

c.

только при малой прибавки в массе

d.

с 6 месяцев

e.

необходимости в смесях нет.

-1 женщина выбрала, что с роддома.

-2 женщины выбрали введения смесей только при малой прибавки в весе.

-7 оставшихся матерей ответили, что необходимости в смесях нет.

3. Необходимо ли готовить грудь для вскармливания ребенка?

28

a.

Да

b.

Нет

c.

Затрудняюсь ответить

-1 женщина (первородящая) затруднялась ответить на вопрос

-9 женщин ответили, грудное вскармливание необходимо

4. Необходимо ли допаивать детей кипяченой водой до введения прикорма?

a.

Да

b.

Нет

c.

Затрудняюсь ответить

29

Здесь мнение мамочек разделилось поровну.

5. Ваши действия во время уменьшения объема молока?

a.

докормить смесями

b.

чаще прикладывать к груди

c.

изменить свой пищевой и питьевой рацион

d.

докормить коровьим молоком

- 5 женщин уверены о необходимости более частого прикладывания к груди

- 3 попытаются докормить смесям

- 2 коровьим молоком

30

6. Если у Вас ОРВИ будете ли вы кормить грудью?

A.

Да

B.

Нет

C.

Затрудняюсь ответить

- 8 респондентов указывают, что останавливать кормление грудью не будут

- 2 не стали бы продолжать грудное вскармливание при заболевании

7.Сколько опрошенных считают, что кормящая женщина является эталоном

красоты и духовности?

45%

опрошенных

считают

что

женщина

которая

кормит

грудью-

во

все

времена была эталоном красоты и духовности

55% опрошенных считают, что материнство в современности очень важно- в

музеях

мира

и

частных

коллекциях

хранится

множество

вдохновляющих

произведений искусства, воспевающих кормление грудью.

Следовательно, 7 матерей исследуемого района придерживаются принципов

грудного вскармливания и нуждаются лишь в некоторых рекомендации со стороны

педиатра и медицинской сестры. Лишь 1 мать (повторно родившая) считает, что

31

необходимости

в

грудном

вскармливании

после

месяцев

нет.

2-

е

матерей

заблуждались

относительно

сроков

введения

докорма

и

кормлении

при

ОРВИ

матери.

Данному

контингенту

разъяснено

о

необходимости

продолжать

грудное

вскармливание при заболевании.

По анкетированию, можно сделать вывод, что женщины информированы о

принципах

грудного

вскармливания

рекомендованного

ВОЗ.

Проводится

определенная работа по защите и охране грудного вскармливания,

коррекцию

рациона

питания

кормящих

женщин

и

стимуляцию

лактации;

просвещения

родителей о современных аспектах вскармливания детей раннего возраста.

Выводы:

1.Проведенные

исследования

показывают,

что

естественное

вскармливание

остается распространенным методом вскармливания детей.

2.Неинформированные о преимуществах естественного вскармливания матери

нуждаются в разъяснениях и рекомендациях.

3.

Медицинские

сестры

должны

обладать

необходимыми

знаниями

о

естественном вскармливании и успешно применять эти знания на практике при

консультировании матерей.

32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Никогда еще в России, которая всегда традиционно придерживалась грудного

вскармливания, его процент не был таким низким. К сожалению, причин для столь

низкого процента детей, находящихся на естественном вскармливании, достаточно

много и они затрагивают как медико-биологические, так и социально-экономические

проблемы.

Основная профилактическая работа следующая:

1

Информирование

и поддержка кормящих матерей о значении грудного

вскармливания.

33

Популяризация грудного вскармливания как необходимого условия здоровья

детей раннего возраста.

Увеличение

средней

продолжительности

грудного

вскармливания

и

числа

кормящих грудью женщин.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.

Тульчинская В.Д. Здоровый ребенок.2015., С. 3 - 6.

2.

Крюкова Д.А. Здоровый человек и его окружение- раздел II.2013.,С 59-68

3.

Аверьянова Т.В.Естественное вскармливание - М.: Норма. 2014., 156 с.

4.

Ежова Н.В. Педиатрия: Практикум.2014., С 25-43

5.

Тульчинская,В.Д.Сестринское

дело

в

педиатрии-

Ростов

н/Д.:

Феникс.

2014., С 43-54

34

6.

Рычкова.Н.А. Грудное вскармливание// методическое пособие- НГУ. 2013.,

С 51-66

7.

Виссингер Д., Вест Д. Искусство грудного вскармливания – М.: Эксмо.

2014., 158 с.

8.

Ларионова.Т.В. Грудное вскармливание. Что может быть лучше? – М.:

Феникс.2015.,С 113-142

9.

Фадеева.В.С. Кормление ребенка грудью – Ростов н/Д.:Оникс.2014., 252 с.

10.Марта и Уильям Сирс. Грудное вскармливание. Кормление грудью нужно и

ребенку, и маме – М.: Астрель. 2016., 113с.

11.Абольян

Л.В.,

Бердикова

Т.К.

Значение

исключительно

грудного

вскармливания для здоровья, физического и нервно-психического развития

детей первого года жизни –Волгоград: 2015.,59 с.

12.Основы

ухода

за

новорожденными

и

грудное

вскармливание.

Часть

I.

Учебный семинар ВОЗЮНИСЕФ

13.Конь И.Я., Абольян Л.В., Фатеева Е.М., Гмошинская М.В. Организация

работы

по

охране

и

поддержке

грудного

вскармливания

в

лечебно-

профилактических учреждениях родовспоможения и детства. Пособие для

врачей. - М.: МЗСР РФ, 2013. 47 с.

14.Положение об учреждении системы здравоохранения, соответствующему

статусу «Больница, доброжелательная к ребенку»: М.; 2013

15.Грудное вскармливание. Как обеспечить успех. Практическое руководство

для

медицинских

работников.

ВОЗ

Европейское

региональное

бюро

Копенгаген. 2014

16.Конь И.Я., Фатеева Е.М. К дискуссии по проблемам вскармливания детей

первого года жизни - Педиатрия. 2013. № 1. С 69

35

17.Современные

принципы

и

методы

вскармливания

детей

первого

года

жизни. Методические указания № 225. МЗ РФ. 2014

18.Романова

Н.В.

Актуальные

вопросы

организации

питания

детей

в

Краснодарском крае № 6. 2013. С 96

19.Захарова

Л.И.,

Двойников

СИ.,

Рябчикова

Т.В.,

Чайковская

М.В.

Сестринское дело в педиатрии. 2015

20.Тарасова И.В. Естественное вскармливание новорожденных -Медицинская

сестра. № 3. 2013. 7с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНКЕТА

1. До какого возраста необходимо грудное вскармливание?

36

a.

До 3 мес.

b.

До 6 мес.

c.

До года

d.

Более

2.Докармливание ребенка смесями необходимо с возраста:

a.

с роддома при малом количестве молока

b.

с 3-х месяцев

c.

только при малой прибавки в массе

d.

с 6 месяцев

e.

необходимости в смесях нет.

3. Необходимо ли готовить грудь для вскармливания ребенка?

a.

Да

b.

Нет

c.

Затрудняюсь, ответить

4. Необходимо ли допаивать детей кипяченой водой до введения прикорма?

a.

Да

b.

Нет

c.

Затрудняюсь ответить

5. Ваши действия во время уменьшения объема молока?

a.

докормить смесями

b.

чаще прикладывать к груди

37

c.

изменить свой пищевой и питьевой рацион

d.

докормить коровьим молоком

6. Если у Вас ОРВИ будете ли вы кормить грудью?

a.

Да

b.

Нет

c.

Затрудняюсь ответить

38



В раздел образования