Напоминание

"Каравай, каравай всех нас в гости приглашай!


Автор: Васильева Наталья Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №77 "Бусинка"
Населённый пункт: г. Сургут, Тюменская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Каравай, каравай всех нас в гости приглашай!
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 77 «Бусинка»

Конспект интегрированного занятия

по формированию целостной картины мира

«Каравай, каравай всех нас в гости приглашай»

в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного

возраста (6-7 лет) № 7 "Сказка"

Ответственный

исполнитель:

Васильева Н.Е.

воспитатель.

г. Сургут

Тема: «Каравай, каравай, всех нас в гости приглашай!»

Цели: Приобщать детей к традициям русского народа бережному отношению

к хлебу.

Задачи:

Образовательные:

• формировать представления о процессе выращивания хлеба у детей

старшего дошкольного возраста

• познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с

хлебом;

• расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его

изготовлении.

обучать детей основным способам и приемам лепки изделий из соленого

теста «украшения для каравая».

Развивающие:

• развивать познавательно – исследовательскую деятельность;

• развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и

умозаключения.

Воспитательные:

• воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и

уважения к людям сельскохозяйственного труда;

Предварительная работа: Разучивание стихотворений, пословиц и

поговорок о хлебе, чтение отрывка из произведения А. Мусатова «Вот какой,

каравай»; «Кто в поле главный», «Песня пахаря» А. Кольцова, «Лёгкий хлеб».

Рассматривание репродукций картин И. И. Шишкина «Рожь». Рассматривание

колосков злаковых культур: ржи, ячменя, овса, пшеницы. Беседа о профессиях:

комбайнер, тракторист, шофер, мельник, пекарь, продавец. Дидактические игры:

«Что сделано из муки? », «Хлеб всему голова». Подвижная игра «Каравай».

Материалы:

Картинки с изображением этапов выращивания хлеба. Каравай на «рушнике»,

соль в солонке. Приспособления для лепки (доска, стеки, влажные салфетки,

формочки, фартуки, соленое тесто).

Ход:

В: Здравствуйте, гости дорогие!

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем!

В: - Есть обычай в России встречать дорогих гостей на пороге дома с хлебом

и солью. Хлеб уложен на чистое полотенце (рушник). Рушник обозначал дорогу,

которую проделал гость. Хлеб и соль были символами достатка и благополучия.

Поэтому преподнести хлеб-соль означало поделиться с гостем самым дорогим,

выразить свое уважение и одновременно пожелать благополучия и добра.

- Ребята, а вы хотите узнать, как появился каравай?

-

Сейчас

мы

хлеб

любой

можем

купить

в

магазине,

а

легко

ли

хлеб

доставался нашим предкам?

- Давайте проверим?

- Приглашаю вас на посиделки в русскую избу. Сегодня на наших посиделках

мы будем говорить, как хлеб нашим предкам доставался.

- Как наши предки хлеб выращивали? Непросто приходит хлеб на наш стол.

Хлебный каравай начинается с зернышка. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук.

Работа в паре

-

Предлагаю

вам

картинки.

Разложите

картинки

по

порядку

«Этапы

выращивания хлеба». Обсудите в паре, как наши предки хлеб выращивали, а затем

представьте ваш ответ. Свое выступление начинать со слов: «Мы решили…, мы

думаем…».

1 картинка «Пахота». Чтобы земля «ожила», надо было ее вспахать, и не

раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой

или

косулей.

Эти

простые

инструменты,

которые

каждый

крестьянин

мог

смастерить сам. После того как поле вспахано, надо его «причесать».

Иногда в

качестве бороны использовали еловое бревно с большим количеством длинных

сучков. При бороновании все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля

становилась рыхлой, готовой для сева.

2 картинка «Сев».

День сева – один из самых ответственных, но и самых

торжественных дней в земледельческом году. Первый сеятель выходил босым

(ногам

должно

уже

было

быть

тепло)

в

поле

в

белой

или

красной

(праздничной)

рубашке,

на

груди

у

него

висело

лукошко

с

семенами.

Разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева

зерна нужно было заборонить. С того момента как зернышко попало в землю, оно

стремится выбраться наружу.

3 картинка «Рост хлеба. Борьба с сорняками». Крестьяне «вооружались»

различными приспособлениями и боролись с сорняками.

Большой вред зерновым

полям

наносили

мыши-полевки,

устраивали

во

ржи

норы,

подъедали

корни.

Настоящее бедствие для злаков представляла саранча, стаи которой могли совсем

ничего не оставить от растений.

4 картинка «Жатва».

Уборка урожая – труд, хоть и тяжкий, но приносящий

радость.

«Собирание

хлеба

сопровождается

пением,

исполненным

душевной

радости. Убирали зерновые косами и серпами.

5 картинка «Обмолот зерна». Снопы сначала везли на овин или ригу. Овин

– хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Рига –

постройка с печью для сушки снопового хлеба и льна. Спелое зерно везли сразу

на

гумно

огороженный

участок

земли,

предназначенный

для

хранения,

молотьбы и другой обработки зерна, – и там обмолачивали. Брали колотило

(молотило) или цеп и ударяли по снопам, чтобы зерно «высвободить».

6 картинка «На мельнице». Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить

– перемолоть. Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная

ступка

и

пестик.

Ситуация

изменилась

только

после

того,

как

была

сконструирована водяная мельница, затем ветреная мельница.

7

картинка

«Выпечка

хлеба».

В

давние

времена

хозяйки

пекли

хлеб

практически ежедневно. Готовое тесто отправляли в печь.

Заслушивается мнение других пар. Педагог выявляет тех, кто имеет иные

варианты выполнения задания, знакомит с экспертной оценкой.

Воспитатель:

- Хлеб был кормильцем русского народа, главным лакомством на столе.

Поскольку хлеб был основным продуктом питания, а хлеборобство – основным

занятием славян, то с хлебом связано много традиций и обычаев, а уж стихов,

песен, пословиц и поговорок не счесть. Давайте и мы поиграем с вами в народную

игру «Каравай» (считалочкой выбирается ведущий).

В осенний день у каравая

Хороводы, звон и смех.

Сам друзей он выбирает.

Выбирает – да не всех.

Каравай, каравай,

Кого любишь – выбирай! (дети ходят по кругу)

Ведущий:

«Я люблю, конечно, всех,

Ну а больше всех… » (останавливается и кланяется перед одним из участников

игры)

Тот, кого выбрал ведущий, отвечает:

«Я иду, иду, иду и друзей с собой веду» (берёт за руки тех, кто стоит рядом,

они выходят в круг, танцуют).

Работа в круге.

- Что в народе про хлеб говорили? Дети по очереди называют пословицы о

хлебе. (Хлеб всему голова. Нет хлеба, нет и обеда. Хлебушко - калачу дедушка.

Хлеб на стол - стол престол, а хлеба ни куска - и стол доска. Без хлеба везде тоска.

Много снега - много хлеба. Не трудиться - хлеба не добиться. Плох обед, коли

хлеба нет. У кого хлеб родится, тот всегда пригодится).

- Как вы их понимаете? (обсуждение 2-3 пословиц)

-

Порадовали

вы

меня,

много

пословиц

о

хлебе

вспомнили.

Воспитатель: - Ребята, предлагаю на наших посиделках, тоже испечь каравайчики.

Проходите к столу, надевайте фартуки. Мы с вами приготовим караваи – сувениры

для

гостей.

Это

тесто

особенное

соленое

тесто.

Еще

с

давних

пор

люди

и с п о л ь з о в а л и

е го

д л я

и з го т о в л е н и я

и г р у ш е к ,

с у в е н и р о в .

- Какими узорами украшают каравай? (цветами, колосками, ягодами, листьями,

плетенкой).

Показ способов лепки элементов украшения каравая (схема - модели).

- Вспомним приемы лепки «ягод» - отщипываем кусочек теста, скатываем

шар, крепим к караваю.

- Назовите приемы лепки «листиков»- отщипываем кусочек теста, затем

скатываем шар, сплющиваем, прищипываем край, стекой выдавливаем

жилки.

- Как слепить цветочек «розочку»- раскатываем колбаску, сплющиваем,

закручиваем спиралькой.

- Сегодня научу вас лепить «косичку» - скатываем две одинаковые

«колбаски», затем переплетаем концы в разные стороны.

- Приемы вспомнили, предлагаю провести разминку для пальчиков, что бы

легче выполнить работу.

Физминутка:

Поработаем искусно!

Есть у пекарей секрет

Терпеливым лишь здесь место!

Чем мы дольше месим тесто –

Тем пышнее будет хлеб!

- Ребята, можно приступить к работе. Попробуйте легко ли работать с тестом?

Самостоятельная работа детей, оказание помощи воспитателем.

- Дети называю элементы узоров и способы их выполнения (звучит рус.

нар.мелодия).

- Пришло время отправить наши караваи в русскую печь. Караваи

получились очень красивые, все потрудились на славу.

- Присаживайтесь снова на лавочки.

- Какой долгий путь проходило зернышко, чтобы стать хлебом или караваем.

Поэтому наши предки соблюдали строгие правила, так как хлеб считали главным

богатством. Какие правила вы знаете?

Хлебные правила:

Хлеб никогда не клали на голый стол, только на скатерть;

Хлеб почитался на Руси как святыня, за столом нельзя было смеяться и

даже малышам не позволялось баловаться;

На Руси не разрешалось ломать хлеб. Отломанный кусок хлеба

подавали только нищим;

Нельзя оставлять надкусанный кусок хлеба: «Так ты свою силу

оставляешь!»;

Нельзя было отрезать новый кусок хлеба, не доев первого куска;

Нельзя было доедать кусок хлеба даже за родными людьми,

Русская

поговорка говорит, съешь чужой кусок – заберёшь чужую силу или

долю;

Выбрасывать хлеб считалось на Руси тяжёлым, непростительным

грехом.

Даже заплесневевший хлеб выбрасывать нельзя, его следует скормить

птицам.

Из нашей волшебной чудо - печки появились калачи-сувениры для наших

гостей.

Рефлексия: - Ребята, наши посиделки подошли к концу.

- Что тебе больше всего понравилось на посиделках?

- Легко ли хлеб доставался нашим предкам?

- Что новое ты узнал на посиделках?

- Как тебе показалась работа с тестом?

- Как нужно относиться к хлебу?

- Что означает встречать гостей караваем?

- Как ты относишься к хлебу?

- Что можно сделать с хлебом, если он остался?

- Все спасибо за работу. Все отлично потрудились.



В раздел образования