Автор: Васильева Наталья Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №77 "Бусинка"
Населённый пункт: г. Сургут, Тюменская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Каравай, каравай всех нас в гости приглашай!
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 77 «Бусинка»
Конспект интегрированного занятия
по формированию целостной картины мира
«Каравай, каравай всех нас в гости приглашай»
в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного
возраста (6-7 лет) № 7 "Сказка"
Ответственный
исполнитель:
Васильева Н.Е.
воспитатель.
г. Сургут
Тема: «Каравай, каравай, всех нас в гости приглашай!»
Цели: Приобщать детей к традициям русского народа бережному отношению
к хлебу.
Задачи:
Образовательные:
• формировать представления о процессе выращивания хлеба у детей
старшего дошкольного возраста
• познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с
хлебом;
• расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его
изготовлении.
обучать детей основным способам и приемам лепки изделий из соленого
теста «украшения для каравая».
Развивающие:
• развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
• развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и
умозаключения.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и
уважения к людям сельскохозяйственного труда;
Предварительная работа: Разучивание стихотворений, пословиц и
поговорок о хлебе, чтение отрывка из произведения А. Мусатова «Вот какой,
каравай»; «Кто в поле главный», «Песня пахаря» А. Кольцова, «Лёгкий хлеб».
Рассматривание репродукций картин И. И. Шишкина «Рожь». Рассматривание
колосков злаковых культур: ржи, ячменя, овса, пшеницы. Беседа о профессиях:
комбайнер, тракторист, шофер, мельник, пекарь, продавец. Дидактические игры:
«Что сделано из муки? », «Хлеб всему голова». Подвижная игра «Каравай».
Материалы:
Картинки с изображением этапов выращивания хлеба. Каравай на «рушнике»,
соль в солонке. Приспособления для лепки (доска, стеки, влажные салфетки,
формочки, фартуки, соленое тесто).
Ход:
В: Здравствуйте, гости дорогие!
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем!
В: - Есть обычай в России встречать дорогих гостей на пороге дома с хлебом
и солью. Хлеб уложен на чистое полотенце (рушник). Рушник обозначал дорогу,
которую проделал гость. Хлеб и соль были символами достатка и благополучия.
Поэтому преподнести хлеб-соль означало поделиться с гостем самым дорогим,
выразить свое уважение и одновременно пожелать благополучия и добра.
- Ребята, а вы хотите узнать, как появился каравай?
-
Сейчас
мы
хлеб
любой
можем
купить
в
магазине,
а
легко
ли
хлеб
доставался нашим предкам?
- Давайте проверим?
- Приглашаю вас на посиделки в русскую избу. Сегодня на наших посиделках
мы будем говорить, как хлеб нашим предкам доставался.
- Как наши предки хлеб выращивали? Непросто приходит хлеб на наш стол.
Хлебный каравай начинается с зернышка. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук.
Работа в паре
-
Предлагаю
вам
картинки.
Разложите
картинки
по
порядку
«Этапы
выращивания хлеба». Обсудите в паре, как наши предки хлеб выращивали, а затем
представьте ваш ответ. Свое выступление начинать со слов: «Мы решили…, мы
думаем…».
1 картинка «Пахота». Чтобы земля «ожила», надо было ее вспахать, и не
раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой
или
косулей.
Эти
простые
инструменты,
которые
каждый
крестьянин
мог
смастерить сам. После того как поле вспахано, надо его «причесать».
Иногда в
качестве бороны использовали еловое бревно с большим количеством длинных
сучков. При бороновании все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля
становилась рыхлой, готовой для сева.
2 картинка «Сев».
День сева – один из самых ответственных, но и самых
торжественных дней в земледельческом году. Первый сеятель выходил босым
(ногам
должно
уже
было
быть
тепло)
в
поле
в
белой
или
красной
(праздничной)
рубашке,
на
груди
у
него
висело
лукошко
с
семенами.
Разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева
зерна нужно было заборонить. С того момента как зернышко попало в землю, оно
стремится выбраться наружу.
3 картинка «Рост хлеба. Борьба с сорняками». Крестьяне «вооружались»
различными приспособлениями и боролись с сорняками.
Большой вред зерновым
полям
наносили
мыши-полевки,
устраивали
во
ржи
норы,
подъедали
корни.
Настоящее бедствие для злаков представляла саранча, стаи которой могли совсем
ничего не оставить от растений.
4 картинка «Жатва».
Уборка урожая – труд, хоть и тяжкий, но приносящий
радость.
«Собирание
хлеба
сопровождается
пением,
исполненным
душевной
радости. Убирали зерновые косами и серпами.
5 картинка «Обмолот зерна». Снопы сначала везли на овин или ригу. Овин
– хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Рига –
постройка с печью для сушки снопового хлеба и льна. Спелое зерно везли сразу
на
гумно
–
огороженный
участок
земли,
предназначенный
для
хранения,
молотьбы и другой обработки зерна, – и там обмолачивали. Брали колотило
(молотило) или цеп и ударяли по снопам, чтобы зерно «высвободить».
6 картинка «На мельнице». Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить
– перемолоть. Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная
ступка
и
пестик.
Ситуация
изменилась
только
после
того,
как
была
сконструирована водяная мельница, затем ветреная мельница.
7
картинка
«Выпечка
хлеба».
В
давние
времена
хозяйки
пекли
хлеб
практически ежедневно. Готовое тесто отправляли в печь.
Заслушивается мнение других пар. Педагог выявляет тех, кто имеет иные
варианты выполнения задания, знакомит с экспертной оценкой.
Воспитатель:
- Хлеб был кормильцем русского народа, главным лакомством на столе.
Поскольку хлеб был основным продуктом питания, а хлеборобство – основным
занятием славян, то с хлебом связано много традиций и обычаев, а уж стихов,
песен, пословиц и поговорок не счесть. Давайте и мы поиграем с вами в народную
игру «Каравай» (считалочкой выбирается ведущий).
В осенний день у каравая
Хороводы, звон и смех.
Сам друзей он выбирает.
Выбирает – да не всех.
Каравай, каравай,
Кого любишь – выбирай! (дети ходят по кругу)
Ведущий:
«Я люблю, конечно, всех,
Ну а больше всех… » (останавливается и кланяется перед одним из участников
игры)
Тот, кого выбрал ведущий, отвечает:
«Я иду, иду, иду и друзей с собой веду» (берёт за руки тех, кто стоит рядом,
они выходят в круг, танцуют).
Работа в круге.
- Что в народе про хлеб говорили? Дети по очереди называют пословицы о
хлебе. (Хлеб всему голова. Нет хлеба, нет и обеда. Хлебушко - калачу дедушка.
Хлеб на стол - стол престол, а хлеба ни куска - и стол доска. Без хлеба везде тоска.
Много снега - много хлеба. Не трудиться - хлеба не добиться. Плох обед, коли
хлеба нет. У кого хлеб родится, тот всегда пригодится).
- Как вы их понимаете? (обсуждение 2-3 пословиц)
-
Порадовали
вы
меня,
много
пословиц
о
хлебе
вспомнили.
Воспитатель: - Ребята, предлагаю на наших посиделках, тоже испечь каравайчики.
Проходите к столу, надевайте фартуки. Мы с вами приготовим караваи – сувениры
для
гостей.
Это
тесто
особенное
–
соленое
тесто.
Еще
с
давних
пор
люди
и с п о л ь з о в а л и
е го
д л я
и з го т о в л е н и я
и г р у ш е к ,
с у в е н и р о в .
- Какими узорами украшают каравай? (цветами, колосками, ягодами, листьями,
плетенкой).
Показ способов лепки элементов украшения каравая (схема - модели).
- Вспомним приемы лепки «ягод» - отщипываем кусочек теста, скатываем
шар, крепим к караваю.
- Назовите приемы лепки «листиков»- отщипываем кусочек теста, затем
скатываем шар, сплющиваем, прищипываем край, стекой выдавливаем
жилки.
- Как слепить цветочек «розочку»- раскатываем колбаску, сплющиваем,
закручиваем спиралькой.
- Сегодня научу вас лепить «косичку» - скатываем две одинаковые
«колбаски», затем переплетаем концы в разные стороны.
- Приемы вспомнили, предлагаю провести разминку для пальчиков, что бы
легче выполнить работу.
Физминутка:
Поработаем искусно!
Есть у пекарей секрет
Терпеливым лишь здесь место!
Чем мы дольше месим тесто –
Тем пышнее будет хлеб!
- Ребята, можно приступить к работе. Попробуйте легко ли работать с тестом?
Самостоятельная работа детей, оказание помощи воспитателем.
- Дети называю элементы узоров и способы их выполнения (звучит рус.
нар.мелодия).
- Пришло время отправить наши караваи в русскую печь. Караваи
получились очень красивые, все потрудились на славу.
- Присаживайтесь снова на лавочки.
- Какой долгий путь проходило зернышко, чтобы стать хлебом или караваем.
Поэтому наши предки соблюдали строгие правила, так как хлеб считали главным
богатством. Какие правила вы знаете?
Хлебные правила:
Хлеб никогда не клали на голый стол, только на скатерть;
Хлеб почитался на Руси как святыня, за столом нельзя было смеяться и
даже малышам не позволялось баловаться;
На Руси не разрешалось ломать хлеб. Отломанный кусок хлеба
подавали только нищим;
Нельзя оставлять надкусанный кусок хлеба: «Так ты свою силу
оставляешь!»;
Нельзя было отрезать новый кусок хлеба, не доев первого куска;
Нельзя было доедать кусок хлеба даже за родными людьми,
Русская
поговорка говорит, съешь чужой кусок – заберёшь чужую силу или
долю;
Выбрасывать хлеб считалось на Руси тяжёлым, непростительным
грехом.
Даже заплесневевший хлеб выбрасывать нельзя, его следует скормить
птицам.
Из нашей волшебной чудо - печки появились калачи-сувениры для наших
гостей.
Рефлексия: - Ребята, наши посиделки подошли к концу.
- Что тебе больше всего понравилось на посиделках?
- Легко ли хлеб доставался нашим предкам?
- Что новое ты узнал на посиделках?
- Как тебе показалась работа с тестом?
- Как нужно относиться к хлебу?
- Что означает встречать гостей караваем?
- Как ты относишься к хлебу?
- Что можно сделать с хлебом, если он остался?
- Все спасибо за работу. Все отлично потрудились.