Автор: Харина Лидия Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №36"
Населённый пункт: г. Сыктывкар Республика Коми
Наименование материала: Мультимедийная презентация
Тема: "Учебная дискуссия (10 класс)"
Раздел: полное образование
МАОУ «СОШ №36»
г. Сыктывкар Республика Коми
2017
Харина Лидия Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Учебная дискуссия
(презентация к урокам
по курсу «Основные виды
переработки текста»
в 10 классе)
По страницам словаря
Спор – 1). Словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или
несколькими лицами… Борьба мнений (обычно в печати) по различным вопросам науки,
литературы и политики. Разг. Разногласия, ссора, препирательство. Перен.
Противоречие, несогласие; 2). Взаимное притязание на владение, обладание чем-то,
разрешаемое судом; 3). Перен. Поединок, битва, единоборство (преимущественно в
поэтической речи). Состязание, соперничество.
Дискуссия (лат. discussio – «исследование, рассмотрение, разбор») – публичный
спор с целью выяснения и сопоставления разных точек зрения, поиска, выявления
истинного мнения, нахождения правильного решения спорного вопроса. Это
эффективный способ убеждения, т.к. участники дискуссии сами приходят к тому или
иному выводу.
Диспут (лат. disputar – «рассуждать», disputatio – «прение») – первоначально
означало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой
степени. Сейчас диспут – это публичный спор на научную или общественно важную
тему.
Полемика – (древнегреч. polemikos – «воинственный, враждебный») – это не просто
спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство
сторон, идей и речей. Полемика – это борьба принципиально противоположных мнений
по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку
зрения и опровергнуть мнение оппонента.
Цель полемики – одержать победу над противником, отстоять и утвердить свою
позицию.
Дебаты (фр. debat – «спор, прения») – прения, обмен мнениями по каким-либо
вопросам, споры.
Прения – русское слово, зафиксированное в лексиконе XVII в.- это обсуждение
какого-либо вопроса, публичный спор по каким-либо вопросам.
Искусство спора
Наука о разбирательстве в споре Наука о речи и её украшениях –
область ораторов
- область диалектиков
Знаменитый
Зенон,
от которого пошло учение
стоиков
,
часто показывал различие между этими науками одним движением
руки:
сжимая пальцы в кулак, он говорил, что такова диалектика,
а раскрывая руку и раздвигая пальцы
–
что такую ладонь
напоминает красноречие.
(Цицерон. Из книги
«
Оратор
»
)
Это интересно
Как спорил Сократ
Диоген Лаэртский рассказывает, что
Сократ в спорах был сильнее своих оппонентов,
поэтому его нередко колотили и таскали за волосы, а
еще того чаще осмеивали и поносили. Но он
принимал все это, не противясь.
Однажды даже получил пинок, но и это стерпел, а
когда кто-то подивился этому, ответил:
«
Если бы
меня лягнул осел, разве стал бы я подавать на него в
суд?
»
Основные требования культуры спора:
Умение четко определить предмет спора.
Не упускать из виду главных положений.
Определенность позиций участников спора.
Правильное оперирование понятиями спора.
Поведение участников спора
Уважительное отношение оппонентов друг к
другу.
Выдержка и самообладание, что влияет на
поведение полемистов
.
Доказательство в споре.
В 9-й главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
встречаются две интересные героини: дама, приятная во
всех отношениях, и просто приятная дама, и между ними
происходит такой диалог.
- Какой весёленький ситец!- воскликнула во всех
отношениях приятная дама, глядя на платье просто приятной
дамы.
- Да, очень весёленький. Прасковья Фёдоровна, однако же,
находит, что лучше если бы клеточки были помельче... Сестре
её прислали материйку: полосочки узенькие, узенькие, какие
только может представить воображение человеческое, фон
голубой и через полоску всё глазки да лапки, глазки да лапки...
Словом, бесподобно!
- Милая, это пёстро.
- Ах, нет, не пёстро!
-
Ах, пёстро!
Как долго, по вашему мнению, может продолжаться
этот спор? Почему
?
Доказательство в споре.
Основные формально-логические законы.
1.
Закон тождества.
(
«
Любая мысль в процессе данного рассуждения должна сохранять
одно
и
то
же
содержание,
то
есть
в
данном
рассуждении
каждое
понятие должно употребляться в одном и том же смысле
»
).
2.
Закон противоречия.
(
«
Два противоположных высказывания об одном и том же предмете в
одно и то же время в одном и том же отношении не могут быть
одновременно истинными
»
).
3.
Закон исключенного третьего.
(
«
Из двух противоречащих суждений одно должно быть истинным,
другое ложным, а третьего не дано
»
).
4.
Закон достаточного основания.
(
«
Любая
мысль
должна
быть
обоснована
другими
мыслями,
истинность которых доказана ранее
»
).
Логика – наука о законах и формах
мышления.
Основываясь
на
законах
логики,
речь
выступающего
должна быть:
–
о п р е д е л е н н о й ,
т о
е с т ь
я с н о й ,
с
ч е т к и м и
формулировками, с конкретными выводами;
–
последовательной,
то
есть
без
противоречивых
высказываний;
–
обоснованной доказательствами.
Отгадайте загадку:
От осеннего дождя
Есть защита у меня.
Только дождь пойдет – раскрою…
Как устройство звать такое?
Шутка
(перевод с итальянского)
Учитель: Какого рода слово ШЕСТ?
Ученик:
Мужского.
Учитель:
А ЗОНТИК?
Ученик:
Женского.
Учитель:
Почему?
Ученик:Потому что ЗОНТИК – это шест в юбке.
Какой закон логики нарушен в этом шутливом
диалоге?
Речевая разминка
Соберите сложные предложения, состоящие из двух частей,
а третья – лишняя.
а) Но я выудил ее из воды гвоздем; сейчас я сведу тебя к твоим
родителям; вашу шляпу ветер унес в пруд.
б) Завтра наш класс пойдет в кинотеатр «Художественный»; но
это продолжалось недолго; у всех мальчишек 1в класса были
пистолеты.
(По В. Драгунскому)
Соберите из рассыпанных предложений связный текст.
Чтобы проводить прямые линии; которые ленились; в
средневековых школах линейку употребляли не для того;
линейкой били по рукам учеников.
Структура доказательств
Тезис (мысль, истинность которой требуется доказать)
Аргументы (основания, доводы, с помощью которых
обосновывается тезис)
Демонстрация (логическое рассуждение, совокупность
умозаключений, которые применяются при выведении тезиса из
аргументов).
Доводы в споре
Статистические данные (цифровая иллюстрация)
Примеры из жизни
Ссылки на авторитетные источники и документы
Цитаты из произведений (переданные дословно, с указанием
автора)
Средства наглядности:
·
плакаты, таблицы;
·
диаграммы, схемы, карты;
·
фотографии, буклеты, проспекты;
·
диафильмы, кинофильмы, видеофильмы, магнитофонные
записи.
Это интересно
В классических риториках наилучшим
считается такой порядок расположения
доказательств:
сначала
–
СИЛЬНЫЕ аргументы,
затем масса доказательств СРЕДНЕЙ
силы,
в конце
–
ОДИН наиболее МОЩНЫЙ
аргумент.
Такой порядок расположения
доказательств получил название
«
гомерова
порядка
»
.
«Закон края»!
Речевая разминка
Расположите доказательства к тезису
«
Каждый человек должен быть
здоровым
»
в
«
гомеровом порядке
»
.
Доводы для доказательства тезиса
«Каждый человек должен
заботиться о своём здоровье».
Долг.
1. Долг человека - не портить то, что получил от Бога (природы),
а
пытаться сохранить этот дар.
2. Здоровый может помогать близким, больной сам нуждается в
помощи.
Труд. Бог (природа) даёт человеку здоровье, чтобы он мог выполнить
своё назначение в мире – трудиться на благо других и продолжать род
человеческий.
Материальные вопросы.
Быть здоровым выгодно, т.к. болезнь
(средства на лечение) и нездоровый образ жизни (расходы на табак,
алкоголь и т.п.) ведут к большим денежным потерям.
Радости жизни.
Человек, погубивший своё здоровье, не может
испытывать всю полноту возможного счастья.
Логические ошибки в доказательстве
1
. «
Подмена тезиса
»
(доказывается не тот тезис,
что был выдвинут первоначально).
2. «
Ложное основание
»
(ссылка на несуществующие
документы, подтасованные факты и тому подобное).
3. «
Порочный круг
»
(тезис обосновывается аргументами,
а аргументы выводятся из того же тезиса).
Прочтите диалог. Какая логическая ошибка в доказательстве
допущена в этом диалоге?
–
Наша бригада в этом квартале добилась больших успехов.
–
Поздравляю. Как вам это удалось?
–
Очень просто. Наша бригада все время работала хорошо.
–
А что значит
«
работала хорошо
»
?
–
А то, что она добилась больших успехов.
Логические ошибки в доказательстве
Опознайте и охарактеризуйте логические ошибки:
1.Геометрия – наука о пространственных отношениях тел.
2. Демократ – человек демократических убеждений.
3. Кража – тайное похищение имущества.
4. – Надо ему через туры пройти.
– Туры… Туры… Туры… Как через сито просеивают, а потом как турнут…
(Вахтерша – девушке, приехавшей из Сибири поступать в
консерваторию, сцена из кинофильма)
5. Грамматические предложения бывают простыми, сложными,
сложноподчиненными и бессоюзными.
6. Дети делятся на две категории: на невоспитанных и ненаших.
Практикум. Решение логических задач.
1.Женя, Саша, Шура, Маша и Сережа были в гостях у Коли. Шура ушла рано,
остальные засиделись допоздна. Саша остался ночевать у Коли, за Машей и
Женей пришла старшая сестра и отвела обеих домой, а Сережа вернулся
домой сам,
потому что жил в соседнем подъезде. Сколько девочек было в
гостях у Коли?
а) одна;
б) две;
в) три;
г) четыре; д) пять
2. Юля сказала трем своим подружкам:
«
Приходите ко мне
не позже двух часов
»
. Маша пришла к Юле в половине второго,
Даша
–
точно в два, а Саша
–
в десять минут третьего.
Кто из них выполнил просьбу Юли?
а) только Маша;
б) только Даша;
в) только Саша;
г) Даша и Маша;
д) Даша и Саша.
3. Какой вопрос может помочь в изучении русского алфавита:
а) Что ешь?
б) Где ёж?
в) Как уж?
г) Куда идешь?
д) Когда встаешь?
Практикум. Решение логических задач.
4. Четыре девочки встретили незнакомого мальчика.
«
Как тебя зовут?
»
–
спросили они его.
«
А вас как зовут?
»
–
спросил мальчик вместо ответа.
Девочки представились:
«
Лена, Валя, Поля, Рита
»
. Подумав, мальчик сказал:
«
Ваши имена можно написать в столбик в таком порядке,
что мое имя
прочитается по диагонали
»
. Как звали мальчика?
а) Веня; б) Коля; в) Петя; г) Витя; д) Вова.
5. Серый волк придумал несуществующее слово
рочь
и
спросил
у трех поросят, что это за часть речи.
Ниф-Ниф сказал:
«
Это существительное женского рода
»
.
Нуф-Нуф сказал:
«
Это существительное мужского рода
»
.
Наф-Наф сказал:
«
Глагол
»
.
Кто из поросят точно неправ?
а) Ниф-Ниф;
б) Нуф-Нуф;
в) Наф-Наф;
г) Ниф-Ниф и Нуф-Нуф;
д) Нуф-Нуф и Наф-Наф.
Способы опровержения оппонента
Полемические приемы:
Опровержение ложного тезиса фактами.
Критика доводов оппонента.
Юмор, ирония, сарказм.
«
Сведение к абсурду
»
(от лат. reductio ad absurdum
–
«
доведение до нелепости
»
).
«
Прием бумеранга, или возвратный удар
»
(тезис или
аргумент обращается против тех, кто их высказал).
Атака вопросами (цель
–
сделать положение оппонента
затруднительным).
«
Довод к человеку
»
(разновидность
–
«
апелляция к
публике
»
),
–
когда вместо обсуждения по существу
оцениваются недостатки человека, выдвинувшего тезис.
Какой полемический прием использовал Ф. Кривин в своей миниатюре?
Осень.
Чувствуя, что красота ее начинает отцветать, и, желая как-то продлить
свое лето,березка выкрасилась в желтый цвет
–
самый модный в
осеннем возрасте. И тогда все увидели, что осень ее наступила.
Каким беспроигрышным полемическим приемом воспользовался судья в
следующей ситуации?
30-тые годы. В США
«
сухой закон
»
. Чувствуя себя несколько
неуверенно, молодой судья звонит более опытному коллеге по поводу
своего первого дела.
–
У меня тут подсудимый обвиняется в контрабандном ввозе спирта.
Как вы думаете, сколько ему дать?
–
Два доллара за бутылку и ни цента больше!
Какой распространенный полемический прием в аудитории молодой и
нетерпимой друг к другу может прозвучать:
–
Ты дурак или с роду так?
Миссионер очутился у людоедов и попал к обеду. Они
разрешают ему выбрать, в каком виде его съедят. Для этого он
должен произнести какое-нибудь высказывание с условием, что,
если это высказывание окажется истинным, то они его сварят, а
если оно окажется ложным, то его зажарят.
Умный миссионер сказал: «Вы зажарите меня». Если его
действительно зажарят, окажется, что он высказал истину, и
значит, его надо сварить. Если же его сварят, его высказывание
будет ложным, и его следует как раз зажарить. Выхода у
людоедов не оказалось: из «зажарить» вытекает «сварить», и
наоборот. Миссионера не съели, и все людоеды стали
христианами.
Этот эпизод с умным миссионером является
одной из перефразировок парадокса древнегреческих
философов Протагора и Эватла.
Парадоксы логики
Парадоксы логики
Чем больше мы учимся, тем больше мы
знаем. Чем больше мы знаем, тем
больше мы забываем. Чем больше мы
забываем, тем меньше мы знаем. Тогда
зачем же учиться?
Этот парадокс основан на неучете
скоростей познания и забывания. Если
забывание растет с большей
скоростью, чем познание, то учиться
действительно не следует, а если
скорость забывания меньше, чем
скорость познания, то учиться все же
есть смысл.
Если волосы с головы выпадают по
одному, то с какого момента надо
считать человека (и не только человека)
лысым?
Парадоксы логики
Решить эту задачу подсчетом волосинок на голове
невозможно. Человека следует считать лысым с того
момента, когда это заметит хотя бы один человек,
например, его девушка или жена.
•
.
?
"образцовое произведение
вселенной" (Лессинг),
"царица абсурда" (Рене Шар),
"кроссворд, где ничего не
пересекается" (Геннадий
Малкин),
"неудавшийся мужчина" (Джек
Лондон)
?
- это человек минус женщина.
Парадокс - высекание нового смысла из двух окаменевших старых.
Определение - луч фонарика, ищущего потерянное содержание.
Виктор Кротов
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
Выберите
одно
из
парадоксальных
определений,
которое
можно
оспорить. Подготовьте возражение:
Позволю себе возразить
…
Оригинально, но не точно. Попробую уточнить
…
Возможно, N прав, но для меня деньги
–
это всего лишь
…
Д е н ь г и -
•
великий апостол равенства
.
(Неизв.)
•
душа войны, любви и сцены.
(Теофиль Готье)
•
мера цен, ставшая товаром.
(Александр Круглов)
•
помёт дьявола.
(Габриэль Маркес)
•
хороший слуга, но плохой хозяин.
(Фрэнсис Бэкон)
•
это некое шестое чувство, без которого остальные пять неполноценны.
(Сомерсет Моэм)
•
это сводник между потребностью и предметом, между жизнью и жизненными
средствами человека.
(К. Маркс)
Нечестные приемы и уловки в споре
«Ошибка многих вопросов»
Ответ вопросом на вопрос
«Ответ в кредит»
Уловки:
Ставка на ложный стыд
«Подмазывание аргумента»
Ссылка на возраст, образование, положение
Желание увести разговор в сторону
Самоуверенный, высокомерный тон
«Чтение в сердцах», оскорбление, «обструкция»
Грубые механические уловки (свист, смех, топанье
ногами и т.п.)
Английский мальчик Томми живет в
школе-интернате. В письмах родителям
нельзя жаловаться на порядки в школе.
Поэтому он пишет домой так: «Дорогие
мама и папа! В нашем интернате 387
школьников. Мне очень хотелось бы,
чтобы там осталось 386».
Прочитайте анекдот. Какая уловка в нем
использована?
Какой уловкой воспользовался Бернард Шоу
в следующей истории?
Однажды великий английский драматург
Бернард Шоу обедал в ресторане под
бравурные звуки оркестра, исполнявшего
одну мелодию за другой. Шоу подозвал
метрдотеля и спросил:
– Скажите, оркестр может сыграть что-
нибудь по заказу посетителей?
– Конечно, сэр, – ответил метрдотель. –
Что вам сыграть?
– Передайте им: пусть сыграют в покер,
пока я закончу обедать, – ответил Шоу.
РЕЧЕВАЯ
РАЗМИНКА
Групповая игра «
Дискуссионные качели
».
1-я группа учащихся должна
подтвердить, а 2-я группа опровергнуть
высказывание Иммануила Канта
«Годы юности – самые трудные годы.
Ибо это – годы выбора».
РЕЧЕВАЯ
РАЗМИНКА
Создайте систему правил «
Семь
НЕ»,
представляющую собой памятку о том,
как НЕ надо спорить. Используйте для этого
односоставные побудительные предложения.
Семь
НЕ:
1._________________________________________________________
2._________________________________________________________
3._________________________________________________________
4._________________________________________________________
5._________________________________________________________
6._________________________________________________________
7._
______________________________________________________ _