Автор: Бояркина Маргарита Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Луговская СОШ
Населённый пункт: Тюменская область, Тюменский район,с. Луговое
Наименование материала: Интегрированный урок по окружающему миру и технологии
Тема: "Ветер. Устройство для определения направления движения воздуха".
Раздел: начальное образование
Интегрированный урок по окружающему миру и технологии в 3 классе.
Тема: «Ветер. Устройство для определения направления движения воздуха».
Педагогические задачи: объяснить причину движения воздуха вдоль поверхности Земли; расширить знания о разрушительной работе ветра в
природе и жизни; создать условия для знакомства с приборами «флюгер», «анемометр», способствовать умений учебного сотрудничества,
взаимодействия, исследовательских умений.
Планируемые результаты
Предметные:
Познакомятся с причиной движения
воздуха вдоль поверхности Земли;
созидательной и разрушительной
работой ветра в природе и жизни
человека; приборами «флюгер»,
«анемометр»; понятиями «ураган»,
«шторм»;
Научатся пользоваться флюгером и
анемометром, сравнивать свойства
наблюдаемых объектов.
Метапредметные:
Регулятивные- осуществлять коррекцию: вносить
необходимые дополнения и коррективы в план и способ
действия в случае расхождения эталона, реального
действия и его продукта;
Познавательные – понимать заданный вопрос, в
соответствии с ним строить ответ в устной форме, устно
составлять монологическое высказывание по
предложенной теме.
Коммуникативные- осуществлять работу в группе:
распределять между собой работу и роли, выполнять
свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле.
Личностные:
Умение работать и оценивать характер
взаимоотношений в группе
Образовательные ресурсы: свеча на подставке, спички, флюгер, анемометр, карточки – задания, ножницы, калька, презентация.
Структура урока
Этапы урока
Содержание
деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся
Формируемые способы
деятельности учащихся
1.Организационный
момент
Самоопределение к
деятельности
Включение учащихся в деятельность на
личностно-значимом уровне.
-Предлагает пожелать друг другу
удачи.
Девиз урока « С малой удачи
начинается успех».
Слайд 1
Учащиеся берутся за руки в группах и
приветливо друг другу улыбаются с
пожеланиями удачи и успеха.
Включение учащихся в
деятельность
1
2. Актуализация опорных
знаний
Учитель читает стихотворение
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
Учащиеся отвечают на вопросы:
-Что такое воздух?
-Назовите свойства воздуха?
-Отчего зависит температура воздуха?
Выделяют существенную
информацию из
стихотворения
2
(Воздух)
3.Сообщение темы урока.
Определение целей урока.
Учитель загадывает загадки.
-Что объединяет все эти явления
природы?
-
Вспомним строчки из «Сказки о мёртвой
царевне и о семи богатырях» А.С.
Пушкина
…Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Ты гуляешь на просторе…
-Назовите тему нашего урока, определите
цели
Слайд 2
Дети отгадывают и отвечают на вопрос.
-Ветер.
Формулируют тему урока, ставят учебную
задачу.
Сегодня на уроке мы…
План
1.Что такое ветер?
2. Куда дует ветер?
3.Есть ли от ветра польза?
4.Приносит ли ветер вред?
5.Как люди определяют направление и
силу ветра.
Выдвигают гипотезу и
обосновывают ее.
Осуществляют
актуализацию личного
жизненного опыта.
Принимать и сохранять
учебную цель и задачи
4. Открытие нового
знания, способа действия
Учитель организует работу по открытию
новых знаний, обеспечивает контроль за
выполнением задания
Учащиеся работают в группах.
1,2 - работают по учебнику
3, 4 - с «Хрестоматией по окр. миру»
Планировать решение
учебной задачи.
Воспроизводить по
памяти информацию,
необходимую для
решения учебной задачи,
3
Находят необходимую информацию
согласно карточки-задания.
Сообщение каждой группы с
информацией согласно плана.
обосновывать выбор
5. Первичное закрепление
Учитель добавляет, как можно определить
направление, скорость и силу ветра.
-Есть ли ветер в учебном кабинете?
Слайд 3-5
Опыт 1.
1.Приоткроем дверь, поставим
зажженную свечу на порог класса.
- Что происходит со свечой?
2. Поднимем свечу вверх.
- Что происходит со свечой?
Обращает внимание на опасность
самостоятельного проведения этого
опыта.
Формулируют выводы наблюдений.
Приводить убедительные
доказательства,
проявлять активность во
взаимодействии
Осуществлять контроль
по результату
6.
Включение нового
знания в систему знаний и
повторение
- А можно ли еще каким- то способом
определить движение воздуха в кабинете?
Можно. Сегодня вы научитесь мастерить
устройство для определения направления
движения воздуха
Слайд 6
Учащиеся изготавливают устройство для
определения направления движения
воздуха.
Выбирают действия в
соответствии с
поставленной задачей
4
Опыт 2. Прикрепить шпагат с полосками
бумаги сначала к верхней, затем нижней
части открытого окна.
- В какую сторону отклоняются бумажные
полоски?
1.
Повторяют технику безопасности
при работе с ножницами.
2.
Чтение технологической карты
изготовления устройства, подбор
необходимых материалов и
инструментов.
3.
Распределение обязанностей в
группе по изготовлению данного
устройства.
4.
С
а
м
о
с
т
о
я
т
е
л
ь
н
а
я
работа
Формулируют выводы наблюдений.
5
7. Домашнее задание
Знакомит и объясняет домашнее задание.
С.115-119, р\т з.55
Внимательно слушают, задают
уточняющие вопросы
Сохранять учебные
задачи
8. Итог урока. Рефлексия.
Оценка результатов выполнения заданий
на уроке.
Организация подведения итогов урока
обучающимися.
Учитель предлагает оценить свою работу и
работу партнеров в группе.
Слайд 7
Отвечают на вопросы. Проводят
самооценку, рефлексию
-Сегодня я узнал…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Я приобрел…
-Я научился..
-Мне захотелось…
Выражать
доброжелательность,
отзывчивость.
Оценивать результаты
учебной деятельности.
6