Автор: Редькина Ульяна Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №2 "СКАЗКА"
Населённый пункт: КОТЕЛЬНИЧ
Наименование материала: ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Тема: СТРАХИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Раздел: дошкольное образование
СТРАХИ В ДОШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ
Редькина Ульяна Сергеевна
старший воспитатель МБДОУ д/с №2 «Сказка»
Что такое страх?
Страх
—
нормальная
эмоция
любого
человека,
вызванная
потребностью
сохранения
жизни
или
жизненных
ценностей.
Это
чувство
является
не
только
нормой,
но
и
необходимостью,
так
как
помогает нам избежать ошибок или даже опасности.
Детские
страхи,
в
целом,
нормальное
явление,
сопровождающее развитие и социальную адаптацию
ребенка.
Но
если
они
не
соответствуют
возрасту,
переживаются чересчур эмоционально или начинают
угнетать ребенка, то для борьбы с ними требуются
специальные занятия.
От куда берутся страхи?
В начале своей жизни ребенок опасается всего нового. Он
одушевляет
предметы,
верит
в
реальность
сказочных
персонажей и героев мультфильмов. Он слишком мал, чтобы
выстроить
цепь
логических
рассуждений,
поэтому
верит
словам взрослых и переносит на себя их реакцию на самые
разные
ситуации.
Психологи
выявили,
что
очень
часто
причиной возникновения страха у ребенка выступают именно
взрослые
люди.
Порой
родители
излишне
эмоционально
предупреждают
ребенка
о
грозящей
ему
опасности
(«Упадешь!», «Обожжешься!»), запугивают его («Отдам тебя
дяде!», «Придет Баба-Яга и заберет!» и др.). Зачастую ребенок
напуган не столько самой ситуаций, сколько реакцией на нее
со
стороны
взрослого
человека.
Он
различает
тревожные
нотки в голосе, ему передается волнение.
Другими причинами, вызывающими детские страхи,
являются:
•
конкретный случай – укус животного, ребенок застрял в лифте, стал
участником дорожно-транспортного происшествия;
•
детская фантазия – чудовища, появляющиеся в темноте или
определенном месте (шкаф, чердак, лес);
•
семейные конфликты – ребенок боится стать причиной ссор
родителей, ощущает вину за ее возникновение;
•
отношения со сверстниками – если ребенок становится объектом
насмешек, оскорблений, то возникает страх перед общением с
ровесниками;
•
невроз – расстройство, требующее консультации специалиста, часто
является причиной страхов, не свойственных детям данного возраста
или протекающих чересчур эмоционально.
Увеличению количества страхов способствуют
следующие факторы:
•
наличие страхов у родителей;
•
строгость в воспитании, ограничения в шумных эмоциональных
играх;
•
отсутствие товарищей по играм;
•
нервно-психические перегрузки матери, вынужденной или
сознательно взявшей на себя роль главы семьи;
гиперопека со стороны родителей;
•
воспитание в неполной семье.
Психология определяет следующие возрастные отрезки и
появляющиеся в этот период виды страхов:
•
От рождения до полугода. Ребенка пугают резкие громкие звуки и резкие
движения взрослых. Возникает страх перед потерей общей поддержки.
•
7 месяцев – год. В этот период ребенок боится громких звуков (шум пылесоса,
громкая музыка), незнакомых людей, любой неожиданной ситуации, в том числе
смены окружающей обстановки. Этому возрасту присущ страх высоты, ребенок
опасается сливного отверстия ванной или бассейна.
•
1-2 года. Фобии предыдущего возрастного периода могут сохраняться,
прибавляется страх получить травму, что связано с активным освоением
двигательных навыков. Очень силен страх разлуки с родителями. Ребенок может
бояться сновидений, этому сопутствует страх засыпания.
•
2-3 года. Сохраняется страх разлуки с родителями, появляется страх отвержения
с их стороны. Могут сильно пугать изменения привычного уклада жизни
(появление нового члена семьи, развод родителей, смерть близкого
родственника). Вызывают страх природные явления (гром, град, молния).
Остается боязнь сновидений, особенно если снятся кошмары.
•
3-5 лет. В этом возрасте дети осознают конечность жизни и начинают бояться
смерти (своей, близких людей и вообще смерти). В связи с этим появляются
страхи тяжело заболеть, пожара, нападения бандитов, укуса ядовитых насекомых
и змей. Остается страх перед стихией.
•
5-7 лет. В этом возрасте дети боятся потеряться и даже просто остаться одни.
Появляется страх перед зловещими существами и чудовищами. Этот период
характеризуется и школьными страхами, что связано с поступлением в 1 класс.
Дети боятся несоответствия образу хорошего ученика. Появляется боязнь
физического насилия.
•
7-8 лет. Школьные страхи продолжают существовать. Обычно ребенок боится
опозданий в школу, невыполнения заданий учителя и наказания за эти проступки
– плохая отметка, запись в дневнике. Страх одиночества становится глубже и
переживается как утрата любви и непринятие со стороны родителей, учителя,
сверстников. Появляются страхи темных мест (подвал, чердак) и любых
реальных катастроф. Остается страх перед физическими наказаниями.
•
8-9 лет. Страх перед собственной неудачей в учебе или игровом состязании, перед
собственными неблаговидными поступками, замеченными другими людьми.
Дети этого возраста боятся поссориться с родителями или потерять их. Страх
перед физическим насилием.
•
9-11 лет. Продолжают пугать неудачи в учебе и спорте, появляется страх перед
«плохими» людьми – хулиганами, ворами, наркоманами и др. Страх высоты и
кружения (на аттракционах), тяжелой болезни. Страх перед некоторыми животными
(пауки, змеи, собаки).
•
11-13
лет.
Ребенок
вступает
в
подростковый
возраст,
поэтому
глубоки
страхи
показаться глупым, некрасивым, неудачным, особенно в компании сверстников, но и
мнение
взрослых
играет
не
последнюю
роль.
С
осознанием
физиологического
взросления появляется страх перед сексуальным насилием. Остается страх смерти.
Виды детских страхов
Ситуационные (на основе собственного опыта).
возникают в результате пережитых стрессовых ситуаций: укус собаки (или
просто собака напугала), болезненная процедура в больнице.
.
Личностно-обусловленные (фантазийные)
Фантазия детей безгранична, а если она подкреплена прочитанными
сказками и посмотренными мультиками, ожидание появления монстров и
бабаек под кроватью — вполне нормальное явление
.
Внушенные
Это наиболее распространенные страхи у детей.
Нередко мы слышим, как родители говорят: «Спи, а то чужой дядя, волк, бабайка
унесет», «Не ходи — упадешь, попадешь под машину, тебя ограбят…». И получается
так,
что
подтекстом
в
таких
предостережениях
всегда
звучит:
«Ты
попадешь
в
опасность, а я не приду к тебе на помощь, потому что виноват будешь только ты».
Кроме
того,
повышенная
тревожность
может
передаться
ребенку,
если
в
семье
постоянно идут разговоры о том, как опасно ходить по улицам, как вредно смотреть
современное кино (читать книги), что кругом война и смерть, что все продукты
низкого качества и несут в себе опасность. Иными словами, мы сами учим своих
детей бояться
Детские страхи у детей дошкольного возраста и способы борьбы с ними.
Темнота
«Я не вижу, что там, поэтому чувствую себя незащищенным». Большинство
детей боятся темноты (да и не только детей) — это страх перед
неизвестным. Попробуйте научить ребенка дружить с темнотой. Оставляйте
включенным на ночь свет во дворе (если живете в частном доме), зажигайте
ночник в спальне, позволяя таким образом малышу самому контролировать
количество света в ночное время. Постепенно его можно уменьшать.
Помогите ребенку понять тьму — выбирайтесь на ночные прогулки,
рассказывайте о таких вещах, которые можно наблюдать только в темноте:
луна, светлячки, пение сверчков и т.д.
Монстры
«Они прячутся под моей кроватью, и ждут удобного случая, чтобы
причинить мне боль». Даже есть вы точно знаете, что монстров не
существует, нет смысла доказывать это ребенку, потому что его воображение
гораздо сильнее вашей логики. Загляните перед сном во все «опасные»
уголки комнаты, убедитесь, что в данный момент никого нет и можно
спокойно спать. Можно придумать «отгонялку чудовищ». Например,
наберите в распылитель волшебной воды и распыляйте ее в комнате каждый
раз перед сном. И не забудьте повесить над кроватью значок «Монстров
нет!».
Плохая погода
«
Вой ветра и гром — это страшно, поэтому мне нужны мама и папа, чтобы
защитить меня». Расскажите ребенку на доступном языке, что такое погода,
постарайтесь заинтересовать этой темой — это хороший способ побороть
страх. Играйте на улице в ветреную погоду и при легком дожде, составьте
простенький календарь природы, чтобы ребенок мог морально подготовиться
к завтрашней погоде. Если вы живете в регионе с частыми стихийными
явлениями природы, разработайте план поведения в случае опасности. Так у
ребенка будет ощущение большего контроля над ситуацией.
Ночные кошмары
«Я боюсь засыпать, потому что мне снятся плохие сны». Нередко дети боятся засыпать
из-за ночных кошмаров. Даже если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать о
своих снах, вы всегда сможете узнать это по его поведению: плач перед сном и после
пробуждения, беспокойный сон, нежелание спать одному. Сны часто отражают наше
самочувствие — душевное и физическое. Если ребенок здоров, значит вам необходимо
пересмотреть эмоциональную атмосферу в семье. Частые упреки в адрес ребенка,
постоянная ругань взрослых, просмотр явно недетских телепередач в присутствии
малыша — все это может повлиять на незрелую психику ребенка и лишить его
спокойного сна. Наиболее частым персонажем детских кошмаров является Волк,
который может отражать боязнь взрослого мужского пола, который слишком строг с
ним: папа, дедушка, старший брат. Таким же образом излишне строгая и
раздражительная женщина (мама, воспитательница) приходит в детские сны в образе
Бабы Яги.
Чаще хвалите своего малыша, увеличьте количество подвижных игр на свежем воздухе,
оградите его от скандалов, неподходящих видео и разговоров о катастрофах и
преступности. Будьте с ним рядом, пока он не заснет, а потом постепенно замените себя
на любимую игрушку. Проветривайте детскую и не перекармливайте малыша на ночь.
Но если вы видите, что кошмары становятся постоянными, а эмоциональное состояние
малыша явно не в норме (агрессивность, пугливость, плаксивость и т.п.), необходима
консультация специалиста.
Исследования 2008 года (доктор Валери Симард, Канада)
подтверждают, что дети, спящие рядом с мамой до 2 лет,
гораздо реже страдают ночными кошмарами в
последующие годы, чем дети, спящие отдельно
.
Страшная сказка (кино, мультфильм)
Большинство детских сказок (и старых классических, и новых) содержат сцены
насилия, запугивания, угроз, страшных превращений героев), что может напугать
очень впечатлительного ребенка, и появляется боязнь какого-либо персонажа — он
может мерещиться в темноте, приходить во сне и т. д. Коррекция детских страхов с
помощью сказок — хороший метод для борьбы со страхами, даже вызванными
самими сказками. Придумайте вместе с малышом свой рассказ с участием
страшного героя. В этой сказке должно быть хорошее начало и хороший конец.
Боязнь чужих
«Я не знаю, кто вы и что от вас можно ожидать, поэтому я лучше буду рядом
с
мамой».
Страх
перед
близким
контактом
с
незнакомцами
или
родственниками, с которыми он видится редко — абсолютно нормальная
реакция
любого
ребенка,
инстинкт
самосохранения.
Чтобы
снизить
волнение малыша при общении с чужими людьми, попросите взрослых не
контактировать слишком настойчиво (проще говоря — не лезть к ребенку),
проявить
терпение.
Подскажите
им
несколько
любимых
игр
малыша,
которые помогут найти контакт.
Страх перед разлукой с родителями
«Почему вы оставляете меня? А что, если вы не вернетесь?». Боязнь разлуки с
родителями является нормальным этапом формирования психики любого ребенка.
Если у вас есть необходимость регулярно оставлять ребенка на попечение другого
человека, то пусть он будет хорошо знаком вам и малышу (бабушка, тетя, старшие
дети, няня, к которой он привык). Перед уходом поиграйте с ребенком, обязательно
попрощайтесь с ним (а не тихо улизните), и постарайтесь не задерживаться. Такой
ежедневный ритуал даст понять малышу, что мама всегда возвращается.
Страх одиночества
«Я чувствую себя в безопасности только тогда, когда вы находитесь рядом со мной в
комнате». Когда ваш малыш начинает играть самостоятельно, постепенно приучайте
его к уединению. Сначала отходите от него в другой конец комнаты и наблюдайте за
ним оттуда. Затем постепенно переходите в другую комнату, но так, чтобы быть в
поле зрения ребенка. Находитесь в отдалении не более 30 секунд, а затем снова
возвращайтесь. Постепенно можно будет приучить малыша к полному уединению в
комнате. Но помните, что нахождение ребенка без присмотра может быть опасно для
него.
Маски, костюмы, ростовые куклы
«Я боюсь масок, потому что они выглядят неестественными, и я не знаю, что за
ними». Маскарадные костюмы и ростовые куклы на празднике могут доставить
детям радость, а могут и напугать. Дело в том, что они, как правило, выглядят
неестественными (не похожими на реальных людей и животных, бывают слишком
большими или непропорциональными), а это очень часто пугает детей дошкольного
возраста. На празднике не подходите к актерам в масках слишком близко — пусть
малыш сначала издалека изучит героев, а потом попросите актера снять маску и
улыбнуться малышу.
Боязнь врачей
«Я боюсь врача, потому что он делает мне больно». Страх перед медицинскими
процедурами настигает ребенка уже в коридоре больницы во время ожидания (или
даже дома), и здесь важно правильно его подготовить. Поговорите заранее о ходе
процедуры, пообещайте небольшое вознаграждение (сладость, поход в парк и т.п.), во
время ожидания отвлекайте его песнями и играми, чтобы снизить напряжение. По
возможности присутствуйте вместе с ребенком во время процедуры, а после нее
обязательно похвалите его, скажите, какой он смелый и сильный.
Боязнь животных
«Я боюсь чужих животных, потому что не знаю, чего от них ждать». Не смейтесь
над ребенком, если он боится кошек, собак или насекомых. Не говорите: «не
выдумывай, тут нечего бояться». Вместо этого скажите: «Я понимаю, что собака
тебя пугает. Давай ходить мимо нее вместе — я буду держать тебя за руку».
Познакомьте малыша с безопасными насекомыми, держа их в своих руках, не
настаивая, чтобы малыш их брал в руки сам.
Смерть
Рано или поздно ребенок начинает замечать мертвых голубей и насекомых на улице,
обращать
внимание
на
понятие
«смерть»
в
разговорах
взрослых.
Страх
смерти
нередко встречается у детей дошкольного возраста (64% девочек, 36% мальчиков),
потому что они начинают понимать, что когда-нибудь (или даже внезапно) не станет
его родителей и его самого. Его пугает, что однажды он закроет глаза, «и всё». Ваша
задача в такой ситуации — не прятать глаз и не убегать от ответа. И уж тем более, не
упрекать за подобные мысли. Просто спокойно объясняйте малышу, что все умирают,
и это нормально. Дайте ему понять, что это естественно и не страшно.
Чтобы
побороть
детские
страхи,
необходимо
и х
диагностировать. Трудность диагностики у детей дошкольного
возраста
заключается
в
том,
что
они
не
говорят
о
своих
страхах. Их наличие родители могут заметить по поведению
ребенка:
нервозности;
капризности;
беспокойному
сну;
некоторым привычкам (грызет ногти, накручивает на палец
волосы).
Диагностики детских страхов
•
рисование – на произвольную или заданную тему (семья, школа, детский сад,
можно попросить нарисовать свой страх), рисунок расшифровывается по
совокупности аспектов (тематика, цвет, расположение фигур, четкость линий и
др.);
•
лепка – по смыслу идентичный предыдущему метод, подходит для детей, которые
не любят/не хотят рисовать;
•
специальные истории или сказки – можно попросить ребенка придумать сказку
или закончить прерванную в кульминационный момент, подходит для детей старше
5 лет;
•
беседа с ребенком – вопросы должны быть тщательно продуманы, заданы в
доступной для понимания форме, нельзя излишне заострять на чем-то внимание,
чтобы не спровоцировать появление новых страхов, вопросы могут быть и
конкретными («Ты боишься оставаться один в комнате?»).
Методы и приемы работы с детскими страхами
С помощью сказок
Это
методика
заключается
в
чтении
ребенку
специально
придуманных
психологом
или
тщательно
подобранных
сказок. Они подаются таким образом, чтобы эмоционально
переживая
сюжет,
ребенок
почувствовал
себя
сильным,
храбрым.
Сказки
со
«страшными»
эпизодами
спо собствуют
формированию
приемов
преодоления
эмоционального
напряжения. Но если у ребенка страх конкретного сказочного
персонажа (например, Бабы-Яги), то страшные истории с его
участием ребенку лучше не читать, особенно перед сном.
Методика игры
Игра – важный вид деятельности ребенка. Психологи доказали ее терапевтический
эффект. Психологически направленная игра позволяет пережить травмирующее
обстоятельство в выдуманном мире. В таких условиях оно предстает значительно
ослабленным, а значит, преодолевается легче. Такие игры помогают ребенку не
только постепенно избавиться от конкретного страха, но и преодолеть замкнутость и
неуверенность в себе.
Терапия
В эту методику входят различные приемы оздоровления психического состояния
ребенка средствами различных искусств и информации, получаемой от органов
чувств:
•
рисунки – с помощью изображения предмета своего страха, рассматривания его
мельчайших подробностей ребенок постепенно приходит к его преодолению,
анализ
рисунков
проводится
вместе
с
ребенком
и
сопровождается
доброжелательной
беседой,
хорошие
результаты
дает
трансформация
нарисованного объекта страха (сделать его смешным);
•
музыкотерапия – подбор специальных мелодий, оказывающих успокаивающее,
расслабляющее действие, методика часто сочетается с другими формами работы;
танцетерапия – сочетает влияние музыки и движений тела, отвлекает ребенка от
страхов,
учит
понимать
язык
своего
тела,
формирует
способность
корректировать эмоции, выражать их с помощью движений;
•
ароматерапия
–
сопровождает
применение
других
методик,
заключается
в
подборе
ароматов
успокаивающих,
улучшающих
циркуляцию
крови
и
познавательные
процессы;
цветотерапия
–
суть
заключается
в
оформлении
личного, рабочего или игрового пространства в определенной цветовой гамме,
применением
метода
достигается
положительная
динамика
психического
развития, уменьшение тревожности.
Никогда не смейтесь над страхами своего ребенка, не
принижайте их значения, не игнорируйте и, тем более, не
наказывайте за них. Только ваше понимание, уважение,
чуткое отношение и содействие помогут малышу преодолеть
свои страхи и прийти к душевному равновесию.