»
во
второй
младшей
группе
Цель: Способствовать тренировке артикуляционного аппарата и обогащению
словаря детей.
Задачи:
Познакомить детей с артикуляцией звуков [М] и [М
/
].
Учить
детей
составлять
небольшой
описательный
рассказ
по
картине по опорным словам и вопросам.
Формировать грамматический строй речи.
Реализовывать опыта сюжетной игры с элементами пальчиковых
положений движений.
Развивать воображение, общую и мелкую моторику.
Воспитывать чувство сострадания и желания помочь попавшему
в беду.
Активизация
словаря:
туловище,
рога,
вымя,
окраска,
мычит,
питается
сеном, травой.
Тип занятия: комбинированный
Форма занятия: групповая
Продолжительность: 20 мин.
Участники: дети 2 младшей группы
Возраст: 3-4 года
Оборудование и материалы.
Демонстрационный материал: Слайд-картина «Корова». Артикуляционная
карточка «Чистим зубы». Схема пальчиковой игры «Мышонок провожает
корову домой».
Технические средства: Мультимедийная установка. Ноутбук.
Раздаточный
материал: Картинка
«Спасение» с недостающей деталью –
доской. Картинки с изображением предметов на звуки [М] и [М
/
]
и молочных
продуктов. Зеркала. Карандаши.
Предварительная подготовка:
Рассматривание игрушки коровы.
Виртуальная экскурсия в коровник.
1
Чтение художественной литературы: стихотворение Ю. Черных «На лугу
пасутся ко…».
Продуктивная
детская
деятельность:
изготовление
атрибутов
для
режиссерской игры: «Сено для коровы» (нарезание полосок бумаги зеленого
цвета).
Структура занятия:
Этап занятия
Содержание
Методы и приемы
работы с детьми
Время
I.
Организация
детей.
Мотивация
«Однажды
в
лесу»
Рассказ воспитателя
от
имени
игрушек
(ежика и лисенка).
1 мин.
II. Основная
часть
Рассматривание
картины
«Корова» на слайде:
Коммуникативная
игра
«Какое молоко?»
Игровое
задание
«Помоги
корове выбраться из ямы»
Артикуляция звуков [М] и
[М
/
].
Дидактическая игра
«Мычащие слова»
Беседа.
Составление
описательного
рассказа по картине
по опорным
вопросам.
Речевой образец.
Социо-игровой
прием
«Волшебная
палочка»
Дорисовывание
на
картинке
недостающей
детали (доски)
Использование
зеркал
Рассматривание
картинок
на
звуки
[М] и [М
/
].
14 мин.
2
Физминутка «Медвежата»
Артикуляционная разминка
«Чистим зубы»
Пальчиковая игра
«Мышонок провожает
корову домой»
Выполнение
движений в
соответствии с
текстом.
Показ
артикуляционной
картинки.
Образец
воспитателя.
Социо-игровой
прием: в парах друг
другу.
Повторное
проговаривание.
Выполнение
пальчиковых
движений с
элементами
сюжетной игры.
III. Подведение
итогов.
Релаксация «Кому помогли
и как?» Выбор наклеек
«Мое настроение»
Просмотр мультфильма по
стихотворению
«На
лугу
пасутся ко…» Ю. Черных.
Беседа.
Использование
наклеек-смайликов.
Показ мультфильма.
5 мин.
Формы совместной деятельности:
1. Организация детей.
1.
Мотивация «Однажды в лесу»
Рассказ воспитателя: - Однажды лисенок и ежик (игрушки, с которыми
приключаются разные истории в лесу) и лесные звери услышали, как
издалека доносится: «Му-у-у! Пом-м-могите!» Кто так может мычать?
Правильно, это корова.
3
2. Основная часть.
Воспитатель выставляет картинку с изображением коровы. Вопросы к
детям:
- Какой масти (расцветки) корова?
- Какие у нее глаза (нос, рога, туловище, хвост)?
- Чем питается корова?
- Что она дает людям?
Образец описательного рассказа: - Корова коричневой расцветки. У нее
большие красивые глаза, есть нос, на голове растут рога. Туловище у коровы
большое, заканчивается сзади длинным хвостом. Корова дает молоко.
Коммуникативная игра «Какое молоко?» с использованием социо-игрового
приема
«Волшебная
палочка».
Предполагаемые
ответы
детей: - Молоко
вкусное, белое, жидкое, полезное, холодное и т.д..
Продолжение
лесной
истории:
-
Ежик,
лисенок
и
зверята
долго
искали
корову в лесу, пока не пришли к яме. - Как же им вытащить корову из ямы?
(версии детей) - Может подставить доску?
Игровое задание «Помоги корове выбраться из ямы»
- Дорисуйте на картинке доску, тогда корова сможет с ее помощью выбраться
из ямы. Дети дорисовывают доску на картинке. После выполнения задания: -
Вы молодцы! Благодаря вам корова спасена.
Звуковая работа. Артикуляция звуков [М] и [М
/
].
- Выбравшись из ямы, корова рассказала игрушкам, что она заблудилась и
теперь не знает, как ей попасть домой в деревню. Но корова вежливо сказала,
из
всех
помощников
ей
больше
понравился
мышонок.
«Просто,
мммы,
коровы, очень любим мммычать, а в слове мышонок есть мммычащий звук»
- «Мычащие звуки», ребята,
–
это [М] и [М
/
]. - Произнесите их. (Дети
произносят звуки перед индивидуальными зеркалами). - Что делают губы во
время «мычания»? Правильно, сжимаются.
Дидактическая игра «Мычащие слова»
Детям предлагается выбрать картинки с изображением предметов на звуки
[М] и [М
/
] и четко проговаривать звуки в словах.
Физминутка «Медвежата»
4
- Медвежата тоже любят «мычащие» слова: малина, мед.
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так,
Головой своей крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
Вот так, вот так,
И из речки воду пили.
А потом они плясали,
Выше лапы поднимали.
Вот так, вот так,
Выше лапы поднимали.
5
Артикуляционная разминка «Чистим зубы»
- Медвежата и ребята любят лакомиться сладким. А знают ли они, что от
сладкого портятся зубы? Что нужно делать, чтобы зубы не испортились?
Правильно,
их
надо
чистить.
А
чем?
У
меня
тоже
есть
зубная
щетка.
(выставляется артикуляционная карточка)
Образец воспитателя: Надо широко открыть рот, чтобы были видны зубы.
Медленно провести языком: сначала по внешней и внутренней поверхности
нижних зубов, и так же – по верхним зубам.
Пальчиковая игра «Мышонок провожает корову домой»
- Кого корова попросила проводить ее до деревни? Узнаем, что они увидели
по дороге? Тогда слушайте и повторяйте за мной. Рассказ сопровождается
показом: - Впереди бежит мышонок. А за ним идет корова. Мышонок бежит
маленькими шажочками, а корова топает большими шагами. По пути им
встретился куст с малиной. Набрали ягод для угощения. Потом они увидели
поляна с цветочками. А над ними пчелки летают, бабочки порхают. Вокруг
поляны деревья стоят. Ветер подул и веточки закачались. За деревьями поле
раскинулось. А уж за полем и деревня видна. До свидания, корова!
3. Заключительная часть.
Релаксация «Кому помогли и как?»
Выбор наклеек «Мое настроение»
Просмотр
мультфильма
по
стихотворению
«На
лугу
пасутся
ко…»
Ю.
Черных.
Литература:
1.
Т. Р. Кислова. По дороге к Азбуке. Лесные истории. М.: Баласс, 2006 г.,
с.28-30