Напоминание

"Развитие личности у младших школьников средствами танцевально-игровой деятельности"


Автор: Каблова Екатерина Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №269 "Школа здоровья"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие личности у младших школьников средствами танцевально-игровой деятельности"
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие личности младших школьников.

Полноценное развитие личности ребенка - одна из основных проблем в современном

обществе. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии,

когда ребёнок становится заложником быстро развивающихся технических систем (теле -

видения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной

активности ребёнка, психическим расстройствам, к недостатку духовно-нравственного

воспитания и недоразвитию творческих способностей, и это как следствие конечно отра -

жается на общем развитии.

Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по-

настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело”, находятся в гармонии, именно

поэтому необходимы различные меры развития личности, укрепления и сохранения здоро-

вья учащихся. Я считаю, что именно в младшем школьном возрасте важно вводить в про-

грамму внеурочной деятельности: танцевальные занятия.

Танец способствует формированию гармонически развитой, духовно богатой лично -

сти. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - твор-

ческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Также дети

получают мощный оздоровительный комплекс средств физической культуры, что способ-

ствует коррекции различных отклонений в опорно-двигательном аппарате, развитие орга-

нов дыхания, кровообращения, - сердечно сосудистой системы. Музыкально-ритмические

движения считаются одним из лучших средств профилактики и устранения психоэмоцио-

нального напряжения. Большая двигательная активность на фоне эмоционального подъёма

при выполнении танцевальных движений несёт мощный оздоровительный заряд.

Ограничений для организации танцевальных занятий в образовательном учреждении

практически не существует. Единственное условие - не допускать перегрузки.

Как говорил Платон: «Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем

тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух поло-

жениях: гимнастика для тела и музыка для души…».

Именно понятие «ритмика» и объединяют эти два положения.

Польза от танцевальных занятий многогранна:

Ребенок начинает разделять такие понятия, как темп, ритм, стиль, прививается лю -

бовь к музыке.

Школьник обучается элементарным танцевальным элементам, улучшается его фи-

зическая форма и координация движений.

Выполнение учащимися групповых танцевальных движений под музыку требует

единых усилий, сознательности и активности, творческого отношения к делу, что

способствует формированию коллективистских качеств личности.

Систематические занятия танцами развивают фигуру и вырабатывают красивую

осанку, делают все движения грациозными, а внешность – элегантной.

Рабочая программа «Мир танца» рассчитана на школьников младших классов (1-4

класс) и содержит 3 раздела:

Первый раздел танцевально-ритмическая гимнастика и аэробика направлен на раз-

витие музыкально двигательных способностей посредством ритмики, гимнастики, танце -

вально-ритмической гимнастики и элементов оздоровительной аэробики. Изучение специ -

альных упражнения для согласования движений с музыкой.

Второй

раздел: народный танец. Изучение начинается с усвоения теоретического

материала:

основные

понятия

и

исторические

истоки

танцевальных

элементов,

прививается чувство патриотизма, знакомство с национальным танцем. В практический

раздел входят элементы танцевальных движений и сам танец: русский народный и полька.

Здесь

представлены

популярные

танцы

и

танцевальные

движения,

доступные

для

освоения детьми младшего школьного возраста.

Третий раздел: бальные танцы и элементы хореографии. Он начинается с усвоения

теоретического

материала:

терминология

танцевальных

движений

и

упражнений.

А

практическая часть состоит из изучения танцевальных элементов, движений и фигур,

овладение азами бального танца и элементами классической хореографии.

Структурное построение занятия

Для 1 класса занятие рассчитано на 35 минут, для 2-4 классов на 45 минут. В

структуру входят три основные части.

1. Подготовительная часть (15 минут):

Это упражнения, направленные на разогрев, подготовку всех групп мышц и опорно-

двигательного

аппарата

к

работе.

Упражнения

на

развитие

музыкально-ритмических

способностей, умение синтезировать движение и музыку. Ознакомление с теоретическим

материалом.

2. Основная часть(15-20 минут):

Это изучение и исполнение ритмических движений, музыкально-ритмических и

танцевальных композиций. Участие детей в подвижных играх.

3. Заключительная часть (5-10 минут):

Упражнения

для

растяжки

всех

мышц

тела

(шея,

плечи,

руки

и

ноги).

И

упражнения рекреационного характера направленные на восстановление дыхания и сил

организма ребенка.

Планируемые результаты обучения

Занятия танцами - это начало, база, толчок для будущей физической формы ребен-

ка, для будущего стиля и ритма его жизни. Занимаясь танцами, дети учатся выражать раз -

личные музыкальные образы через пластику своего тела. Танцевальные движения способ-

ствует формированию и развитию природных физических данных, таких как правильная

осанка, подъём, гибкость, прыжок и даже артистичность, более того, занятия способству -

ют раскрепощению детей и раскрытию их индивидуальности.

К концу первого года обучения по программе «Мир танца», ученик научится:

- понимать и различать музыкальные размеры и ритмы;

- определять и использовать основные рисунки, направления в движении;

- исполнять этюды, танцевальные композиции и танцы;

- красиво и правильно исполнять двигательные элементы;

- быстро и чётко реагировать на замечания педагога;

- координировать движения.

Также ученик овладеет начальными представлениями:

- о взаимосвязи движения, ритма и музыки;

- об основах музыкально-ритмических движений и их элементов;

- о правилах гигиены тела, тренировочной одежды;

- о терминологии партерного экзерсиса;

- о правилах сценического поведения.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1час в неделю, 34 учебные недели).

Учебно-тематический план.

Содержание курса

Количество часов.

1.

Введение

1

2.

Учебно-практическая часть: общеразвивающие

танцевальные элементы

11

3.

Знакомство с народными танцами

12

4.

Знакомство с бальными танцами и элементами

хореографии

10

Всего часов:

34

Перечень универсальных действий обучающихся:

Универсальными компетенциями учащихся по курсу «Мир танца» являются:

умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со

сверстниками в достижении общих целей;

умения

организовывать

собственную

деятельность,

выбирать

и

использовать

средства для достижения её цели;

умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе

общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными

результатами

освоения

учащимися

содержания

курса

являются

следующие умения:

проявлять

положительные

качества

личности

и

управлять

своими

эмоциями

в

различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах

уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

проявлять

дисциплинированность,

трудолюбие

и

упорство

в

достижении

поставленных целей;

оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык

и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу

«Мир танца» являются следующие умения:

характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на

основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

находить

ошибки

при

выполнении

учебных

заданий,

отбирать

способы

их

исправления;

общаться со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы

и толерантности;

организовывать

самостоятельную

деятельность

с

учётом

требований

её

безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

планировать собственную танцевальную деятельность, распределять нагрузку и

отдых в процессе ее выполнения;

анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить

возможности и способы их улучшения;

видеть

красоту

движений,

выделять

и

обосновывать

эстетические

признаки

в

движениях и передвижениях;

оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

управлять

эмоциями

при

общении

со

сверстниками

и

взрослыми,

сохранять

хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

технически правильно выполнять танцевальные движения из базовых элементов

танцев, использовать их в игровой и музыкальной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы являются:

представлять танец как средство укрепления здоровья, духовно-нравственного и

физического развития;

оказывать

посильную

помощь

и

моральную

поддержку

сверстникам

при

выполнении учебных заданий, уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

организовывать и проводить со сверстниками танцевальные соревнования;

бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники

безопасности к местам проведения;

организовывать и проводить танцевально-музыкальные игры с различной целью;

в

доступной

форме

объяснять

правила

(технику)

выполнения

танцевальных

движений, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

выполнять танцевальных движения базовых элементов танцев, применять их в

игровой и постановочной деятельности;

применять

жизненно

важные

танцевально-двигательные

навыки

и

умения

различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Результатами деятельности детей по программе являются танцевальные композиции, с

которыми они выступают на школьной сцене во время праздников.

За 2016-2017 год ученики начальной школу участвовали со следующими танцами:

Осенние композиции: «Листопад», «Дождик» украшали праздник «Осенины».

«Танец снежинок» для зимнего спектакля «Снежная королева 21 века», оживил теат-

ральную постановку старшеклассников.

Для конкурса «Минута славы», ребята поддержали участников танцем «Вперед к по-

беде». С этим же танцем принимали участие в конкурсе «Танцевальная палитра», каждый

получил диплом. Финальную композицию «Макарена» после конкурса «Минута славы»

станцевали все ученики начальной школы.

Финалом года стал концерт посвященный празднику победы 9 мая. Ребята 2-х классов

исполнили очень серьезную танцевальную композицию «Дети войны». А ребята 3-4-х

классов станцевали «Майский вальс» в костюмах 1945 года. Школьники, учителя и роди-

тели были в восторге от концерта. Ребятам удалось вжиться в свои образы, что у зрителей

даже были слезы благодарности.

В этом учебном году уже запланированы выступления с композициями: «Осенний ве-

тер» и «Грибная полянка» на праздник «Осени». А в ноябре ко дню матери готовятся такие

номера, как «Солнечный круг», «Свет», «Мамин сын».

Родители всегда очень довольны результатами своих детей, всегда стараются присут-

ствуют на выступлениях, поддерживают, переживают, помогают с костюмами.

Во время танцевальных занятий у ребят есть возможность дополнительно подвигать-

ся, получить заряд бодрости на день. Также учитель мотивирует к выступлениям на

школьной сцене перед сверстниками.

Учителя считают, что программа «Мир танца» важна и необходима детям в нашей

школе. Ребята получают возможность развиваться творчески. Занятия направлены на

сохранение здоровья учащихся, так как основным является двигательная танцевальная ак -

тивность. В наше время ребята нуждаются в дополнительных часах физической нагрузки.

И результат в виде выступлений и творческих отчетов позволяет ребятам сохранить

психическое и эмоциональное здоровье. Ребенок чувствует себя более успешным, тем са-

мым он становится здоровее.

Таким

образом,

ритмика

(танцевальные

занятия)

-

это

начало,

база,

толчок

для

будущей физической формы ребенка, для будущего стиля и ритма его жизни.



В раздел образования