Автор: Каблова Екатерина Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №269 "Школа здоровья"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие личности у младших школьников средствами танцевально-игровой деятельности"
Раздел: начальное образование
Развитие личности младших школьников.
Полноценное развитие личности ребенка - одна из основных проблем в современном
обществе. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии,
когда ребёнок становится заложником быстро развивающихся технических систем (теле -
видения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной
активности ребёнка, психическим расстройствам, к недостатку духовно-нравственного
воспитания и недоразвитию творческих способностей, и это как следствие конечно отра -
жается на общем развитии.
Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по-
настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело”, находятся в гармонии, именно
поэтому необходимы различные меры развития личности, укрепления и сохранения здоро-
вья учащихся. Я считаю, что именно в младшем школьном возрасте важно вводить в про-
грамму внеурочной деятельности: танцевальные занятия.
Танец способствует формированию гармонически развитой, духовно богатой лично -
сти. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - твор-
ческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Также дети
получают мощный оздоровительный комплекс средств физической культуры, что способ-
ствует коррекции различных отклонений в опорно-двигательном аппарате, развитие орга-
нов дыхания, кровообращения, - сердечно сосудистой системы. Музыкально-ритмические
движения считаются одним из лучших средств профилактики и устранения психоэмоцио-
нального напряжения. Большая двигательная активность на фоне эмоционального подъёма
при выполнении танцевальных движений несёт мощный оздоровительный заряд.
Ограничений для организации танцевальных занятий в образовательном учреждении
практически не существует. Единственное условие - не допускать перегрузки.
Как говорил Платон: «Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем
тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух поло-
жениях: гимнастика для тела и музыка для души…».
Именно понятие «ритмика» и объединяют эти два положения.
Польза от танцевальных занятий многогранна:
Ребенок начинает разделять такие понятия, как темп, ритм, стиль, прививается лю -
бовь к музыке.
Школьник обучается элементарным танцевальным элементам, улучшается его фи-
зическая форма и координация движений.
Выполнение учащимися групповых танцевальных движений под музыку требует
единых усилий, сознательности и активности, творческого отношения к делу, что
способствует формированию коллективистских качеств личности.
Систематические занятия танцами развивают фигуру и вырабатывают красивую
осанку, делают все движения грациозными, а внешность – элегантной.
Рабочая программа «Мир танца» рассчитана на школьников младших классов (1-4
класс) и содержит 3 раздела:
Первый раздел танцевально-ритмическая гимнастика и аэробика направлен на раз-
витие музыкально двигательных способностей посредством ритмики, гимнастики, танце -
вально-ритмической гимнастики и элементов оздоровительной аэробики. Изучение специ -
альных упражнения для согласования движений с музыкой.
Второй
раздел: народный танец. Изучение начинается с усвоения теоретического
материала:
основные
понятия
и
исторические
истоки
танцевальных
элементов,
прививается чувство патриотизма, знакомство с национальным танцем. В практический
раздел входят элементы танцевальных движений и сам танец: русский народный и полька.
Здесь
представлены
популярные
танцы
и
танцевальные
движения,
доступные
для
освоения детьми младшего школьного возраста.
Третий раздел: бальные танцы и элементы хореографии. Он начинается с усвоения
теоретического
материала:
терминология
танцевальных
движений
и
упражнений.
А
практическая часть состоит из изучения танцевальных элементов, движений и фигур,
овладение азами бального танца и элементами классической хореографии.
Структурное построение занятия
Для 1 класса занятие рассчитано на 35 минут, для 2-4 классов на 45 минут. В
структуру входят три основные части.
1. Подготовительная часть (15 минут):
Это упражнения, направленные на разогрев, подготовку всех групп мышц и опорно-
двигательного
аппарата
к
работе.
Упражнения
на
развитие
музыкально-ритмических
способностей, умение синтезировать движение и музыку. Ознакомление с теоретическим
материалом.
2. Основная часть(15-20 минут):
Это изучение и исполнение ритмических движений, музыкально-ритмических и
танцевальных композиций. Участие детей в подвижных играх.
3. Заключительная часть (5-10 минут):
Упражнения
для
растяжки
всех
мышц
тела
(шея,
плечи,
руки
и
ноги).
И
упражнения рекреационного характера направленные на восстановление дыхания и сил
организма ребенка.
Планируемые результаты обучения
Занятия танцами - это начало, база, толчок для будущей физической формы ребен-
ка, для будущего стиля и ритма его жизни. Занимаясь танцами, дети учатся выражать раз -
личные музыкальные образы через пластику своего тела. Танцевальные движения способ-
ствует формированию и развитию природных физических данных, таких как правильная
осанка, подъём, гибкость, прыжок и даже артистичность, более того, занятия способству -
ют раскрепощению детей и раскрытию их индивидуальности.
К концу первого года обучения по программе «Мир танца», ученик научится:
- понимать и различать музыкальные размеры и ритмы;
- определять и использовать основные рисунки, направления в движении;
- исполнять этюды, танцевальные композиции и танцы;
- красиво и правильно исполнять двигательные элементы;
- быстро и чётко реагировать на замечания педагога;
- координировать движения.
Также ученик овладеет начальными представлениями:
- о взаимосвязи движения, ритма и музыки;
- об основах музыкально-ритмических движений и их элементов;
- о правилах гигиены тела, тренировочной одежды;
- о терминологии партерного экзерсиса;
- о правилах сценического поведения.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1час в неделю, 34 учебные недели).
Учебно-тематический план.
№
Содержание курса
Количество часов.
1.
Введение
1
2.
Учебно-практическая часть: общеразвивающие
танцевальные элементы
11
3.
Знакомство с народными танцами
12
4.
Знакомство с бальными танцами и элементами
хореографии
10
Всего часов:
34
Перечень универсальных действий обучающихся:
Универсальными компетенциями учащихся по курсу «Мир танца» являются:
•
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками в достижении общих целей;
•
умения
организовывать
собственную
деятельность,
выбирать
и
использовать
средства для достижения её цели;
•
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе
общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными
результатами
освоения
учащимися
содержания
курса
являются
следующие умения:
•
проявлять
положительные
качества
личности
и
управлять
своими
эмоциями
в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
•
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
•
проявлять
дисциплинированность,
трудолюбие
и
упорство
в
достижении
поставленных целей;
•
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык
и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу
«Мир танца» являются следующие умения:
•
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на
основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
•
находить
ошибки
при
выполнении
учебных
заданий,
отбирать
способы
их
исправления;
•
общаться со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы
и толерантности;
•
организовывать
самостоятельную
деятельность
с
учётом
требований
её
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
•
планировать собственную танцевальную деятельность, распределять нагрузку и
отдых в процессе ее выполнения;
•
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
•
видеть
красоту
движений,
выделять
и
обосновывать
эстетические
признаки
в
движениях и передвижениях;
•
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
•
управлять
эмоциями
при
общении
со
сверстниками
и
взрослыми,
сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
•
технически правильно выполнять танцевальные движения из базовых элементов
танцев, использовать их в игровой и музыкальной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы являются:
•
представлять танец как средство укрепления здоровья, духовно-нравственного и
физического развития;
•
оказывать
посильную
помощь
и
моральную
поддержку
сверстникам
при
выполнении учебных заданий, уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
•
организовывать и проводить со сверстниками танцевальные соревнования;
•
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники
безопасности к местам проведения;
•
организовывать и проводить танцевально-музыкальные игры с различной целью;
•
в
доступной
форме
объяснять
правила
(технику)
выполнения
танцевальных
движений, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
•
выполнять танцевальных движения базовых элементов танцев, применять их в
игровой и постановочной деятельности;
•
применять
жизненно
важные
танцевально-двигательные
навыки
и
умения
различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Результатами деятельности детей по программе являются танцевальные композиции, с
которыми они выступают на школьной сцене во время праздников.
За 2016-2017 год ученики начальной школу участвовали со следующими танцами:
Осенние композиции: «Листопад», «Дождик» украшали праздник «Осенины».
«Танец снежинок» для зимнего спектакля «Снежная королева 21 века», оживил теат-
ральную постановку старшеклассников.
Для конкурса «Минута славы», ребята поддержали участников танцем «Вперед к по-
беде». С этим же танцем принимали участие в конкурсе «Танцевальная палитра», каждый
получил диплом. Финальную композицию «Макарена» после конкурса «Минута славы»
станцевали все ученики начальной школы.
Финалом года стал концерт посвященный празднику победы 9 мая. Ребята 2-х классов
исполнили очень серьезную танцевальную композицию «Дети войны». А ребята 3-4-х
классов станцевали «Майский вальс» в костюмах 1945 года. Школьники, учителя и роди-
тели были в восторге от концерта. Ребятам удалось вжиться в свои образы, что у зрителей
даже были слезы благодарности.
В этом учебном году уже запланированы выступления с композициями: «Осенний ве-
тер» и «Грибная полянка» на праздник «Осени». А в ноябре ко дню матери готовятся такие
номера, как «Солнечный круг», «Свет», «Мамин сын».
Родители всегда очень довольны результатами своих детей, всегда стараются присут-
ствуют на выступлениях, поддерживают, переживают, помогают с костюмами.
Во время танцевальных занятий у ребят есть возможность дополнительно подвигать-
ся, получить заряд бодрости на день. Также учитель мотивирует к выступлениям на
школьной сцене перед сверстниками.
Учителя считают, что программа «Мир танца» важна и необходима детям в нашей
школе. Ребята получают возможность развиваться творчески. Занятия направлены на
сохранение здоровья учащихся, так как основным является двигательная танцевальная ак -
тивность. В наше время ребята нуждаются в дополнительных часах физической нагрузки.
И результат в виде выступлений и творческих отчетов позволяет ребятам сохранить
психическое и эмоциональное здоровье. Ребенок чувствует себя более успешным, тем са-
мым он становится здоровее.
Таким
образом,
ритмика
(танцевальные
занятия)
-
это
начало,
база,
толчок
для
будущей физической формы ребенка, для будущего стиля и ритма его жизни.