Напоминание

"Разнообразие форм организации учебного процесса на уроках музыки."


Автор: Рябинина Елена Леонардовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ "СОШ №3"
Населённый пункт: город Валуйки, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Разнообразие форм организации учебного процесса на уроках музыки."
Раздел: среднее образование





Назад




Разнообразие форм организации учебного процесса на уроках музыки.

Важным условием полноценного обучения

является разнообразие организационных форм.

И. Я. Лернер

Так каким же должен быть современный урок? Как сделать урок лучше? Эти вопросы

волнуют каждого творческого педагога.

Наиболее устойчивой и широко распространенной в школьной практике оказалась

классно-урочная система обучения. А основной формой обучения и в настоящее время

является урок. Ему присущи такие основные признаки: определенные временные рамки

занятий, твердо установленное расписание, организация учебной работы над одним и тем

же материалом.

Урок как актуальная форма обучения, благодаря Я. Каменскому, используется в

образовательных системах разных стран уже белее трехсот лет. Современное обучение

должно учитывать, как специфичность современной культуры, так и специфичность

мировосприятия современного ученика. Конструируя современный урок, не следует

упускать из виду того, что наш ученик – это личность, хранящая значительную часть

знаний о мире в разрозненном виде, образной форме.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что урок представляет собой

эффективную форму обучения, которая оправдывает себя уже более трехсот лет. Это та

форма, которая помогает учителям решать педагогические проблемы. Однако урок, в его

обычном понимании, не является единственной формой организации учебной работы в

школе.

В ходе обсуждения реформирования российского образования все основные дискуссии

идут вокруг полноценного образования. По словам И. Я. Лернера, важным условием

полноценного обучения является разнообразие организационных форм..

Для многих учителей рамки традиционного урока оказываются тесными, и они ищут

пути выхода за его пределы, совершенствуя учебный процесс. Когда учитель стремится

сделать занятие ярким эмоциональным, донести учебный материал до каждого учащегося,

опираясь на непроизвольное внимание, а самих учащихся активизировать на творческий

процесс, тогда, как правило, возникают нетрадиционные формы: урок-сказка, урок-

путешествие, урок-диспут, экскурсии.

Особое место в учебном процессе занимают уроки музыки. Урок музыки – основная

форма организации музыкального воспитания в школе, который включает разные виды

музыкальной деятельности. Для урока музыки необходима особая эмоциональная

атмосфера, что вполне естественно для урока искусства каковым он является. Несмотря на

общие черты, каждый урок отличается своеобразием и неповторимостью. Продумывая

эмоциональный рисунок урока, переход от одного произведения к другому, необходимо

стремиться поддержать эмоциональный настрой, найти приемы переключения внимания

учащегося.

Вот некоторые приемлемые нетрадиционные формы обучения на уроке музыке: -

интегрированные уроки: музыка – чтение, музыка - изо, музыка – труд, музыка – ритмика:

а также: урок – путешествие, урок – экскурсия, КВН, урок- игра, урок – сказка, урок –

концерт.

Основными видами музыкальной деятельности на уроке музыка являются:

Слушание, восприятие музыки;

Разучивание, исполнение музыкального произведения;

Музыкально-ритмические движения;

Игра на детских музыкальных инструментах;

Импровизация и драматизация детских песен.

Одним из видов коллективной исполнительской деятельности учащихся,

которая чрезвычайно привлекает школьников является игра на детских музыкальных

инструментах . Ее назначение на уроке – способствовать проявлению и развитию

музыкальных

способностей

ребенка,

обогащать

художественный

опыт

младших

школьников,

развивать

их

интерес

к

исполнительской

д е я т е л ь н о с т и .

Включение в урок игры на музыкальных инструментах ставит перед собой

следующие задачи:

1.

Стимулировать

исполнительскую

деятельность

детей

на

занятиях,

во

внеклассной

работе и в свободное время (на праздниках, дома)

2. Способствовать формированию у них художественного вкуса и интересов.

3. Воспитывать интерес к игре в оркестре; различать тембр инструментов, чувствовать

гармонию

их

звучания,

сопоставлять

звучание

разных

музыкальных

инструментов,

развивать мышление, аналитические способности.

4. Активизировать развитие музыкальных способностей (чувство лада, чувство ритма,

музыкальной

формы,

тембровый,

гармонический,

мелодический

слух).

Развивать

фантазию,

творческие

способности,

музыкальный

вкус..

Попутно

игра

на

дет.

муз.

инструментах

развивает

мускулатуру,

мелкую

моторику

пальцев

рук,

двигательную

функцию организма.

5.

Способствовать

формированию

представлений

о

музыкальной

речи

и

средствах

музыкальной выразительности.

Игре на детских музыкальных инструментах нужно уделять особое внимание, так как

именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности школьника,

повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти,

помогает

преодолению

излишней

застенчивости,

расширяет

музыкальное

воспитание

ребенка.

Таким образом, богатое разнообразие нетрадиционных форм организации учебного

процесса

дает

возможность

каждому

учителю

реализовать

свои

педагогические

возможности, проявить творчество, фантазию, раскрыться самому и открыть для себя

своих учеников с совсем новой стороны.



В раздел образования