Напоминание

Программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" для с учащихся начальных классов.


Автор: Воронова Вера Вениаминовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №50"
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" для с учащихся начальных классов.
Раздел: начальное образование





Назад




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

“ Ребёнок

до

десятилетнего

возраста

требует

забав, и

требование

его

биологически законно. Он хочет играть, играет всем и познаёт окружающий мир

прежде всего и легче всего в игре, игрой. Именно на игре словом ребёнок учится

тонкости русского языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют

“духом языка.”

Для

осуществления

развивающих

целей

обучения

необходимо

активизировать

познавательную

деятельно сть,

создать

с и т у а ц и ю

заинтересованности.

Программа «Занимательный русский язык» предназначена для внеурочной

деятельности

с

учащимися

начальных

классов.

Данная

программа

является

наиболее

актуальной

на

сегодняшний

момент,

так

как

обеспечивает

развитие

самостоятельности,

познавательной

деятельности,

грамотности,

учитывая

индивидуальные способности каждого учащегося.

Программа

составлена

с

учетом

требований

ФГОС

второго

поколения

и

соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в

программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на

вовлечение учащихся в динамическую деятельность.

З а н я т и я

п о

д а н н о й

программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:

1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на

совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.

Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание

эмоционального настроя.

2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка

всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают

участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных

видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в

группах, парах, учитывать настроение и желание других.

3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства

принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на

занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.

В программе выделены 3 блока:

1 блок «От А до Я» рассчитан на 1 год обучения. Дети знакомятся со звуками и

буквами, их различием, учатся грамоте.

2 блок «Секреты русского языка» рассчитан на 2 и 3 год обучения. Он включает в

себя

изучение

в

занимательной

форме

следующих

разделов

русского

языка:

фонетики, орфографии, словообразования, лексики, морфологии.

3

блок

«К

тайнам

слова»

рассчитан

на

4

год

обучения.

Дети

подробно,

в

занимательной

форме

изучают

синонимы,

антонимы,

паронимы,

архаизмы.

Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц. Дети узнают,

откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в

повседневной жизни и на уроках.

В

каждый

блок

включены

уроки

речевого

творчества

с

целью

развития

активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира

ребенка.

Основной

целью

педагога

является

через

игру,

занимательные

упражнения

прививать

любовь

к

русскому

языку,

сформировать

коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного

письма как показателя общей культуры человека.

ЗАДАЧИ КУРСА

- овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических

задач и продолжения образования;

- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности

выбирать

средства языка в соответствии с условиями общения;

- овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные»

места; составлять логические высказывания разной степени сложности;

-

освоение

первоначальных

знаний

о

лексике,

фонетике,

грамматике

русского

языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

- воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение

познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою

речь.

Данная

программа

рассчитана

на

4

года

обучения.

Занятия

проходят

по

одному

часу

в

неделю,

в

1

классе

33

часа,

во

2-4

классах

34

часа

.

Продолжительность занятий 25 минут. Программа построена с учетом возрастных

особенностей младших школьников (возраст 6,5-10 лет,1-4 классы).

Программа

«Занимательный

русский

язык»

предназначена

для

внеурочной

деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее

актуальной

на

сегодняшний

момент,

так

как

обеспечивает

р а з в ит и е

самостоятельности,

познавательной

деятельности,

грамотности,

учитывая

индивидуальные способности каждого учащегося.

Программа

составлена

с

учетом

требований

ФГОС

второго

поколения

и

соответствует

возрастным

особенностям

младшего

школьника.

С

этой

целью

в

программе

предусмотрено

увеличение

активных

форм

работы,

направленных

на

вовлечение учащихся в динамическую деятельность.

Организация

деятельности

младших

школьников

на

занятиях

основывается

на

следующих принципах:

занимательность;

научность;

сознательность и активность;

наглядность;

доступность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся.

Факультативный

курс

позволяет

наиболее

успешно

применять

индивидуальный

подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять

познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на

внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Формы проведения занятий

практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и

раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов,

кроссвордов, головоломок, сказок.

анализ и просмотр текстов;

самостоятельная

работа

(индивидуальная

и

групповая)

по

работе

с

разнообразными словарями;

Интерес

учащихся

поддерживается

внесением

творческого

элемента

в

занятия:

самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

игровая;

теоретическая;

практическая.

Основные методы и технологии

технология разноуровневого обучения;

развивающее обучение;

технология обучения в сотрудничестве;

коммуникативная технол

огия.

Выбор

технологий

и

методик

обусловлен

необходимостью

дифференциации

и

индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и

личностных качеств школьника.

I ступень (1 год обучения)

научить анализировать и кратко характеризовать звуки речи;

дать понятие «буквы», научить соотносить звуки и буквы;

научить отличать гласные и согласные звуки;

научить детей делить слова на слоги, определять место ударения;

научить детей работать над проектом «Мой алфавит»;

упражнять в сочинении сказочных историй про буквы;

воспитывать умение сопереживать, прийти на помощь;

II ступень (2 год обучения)

дать

представления

об

основных

разделах

русского

языка:

фонетике,

орфографии, словообразовании, лексике;

научить пользоваться словарями русского языка;

научить писать сочинения-миниатюры;

воспитывать уважение к товарищам, умение слушать друг друга;

III ступень (3 год обучения)

углубить

представления

детей

об

основных

разделах

русского

языка:

фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;

дать представление о морфологии;

использовать словари русского языка;

научить

составлять

рассказы

с

использованием

пиктограмм,

сочинять

загадки;

воспитывать аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь;

IV ступень (4 год обучения)

развить интерес к изучению тайн русского языка;

воспитать

умение

видеть

в

самом

обычном

явлении

русского

языка

удивительное и необычное;

углубить уже имеющиеся знания о лексике;

изучить и исследовать конкретные лексические понятия;

способствовать

развитию

творчества

и

обогащению

словарного

запаса

у

обучающихся;

научить

овладеть

нормами

речевого

этикета

в

ситуациях

повседневного

общения;

создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в

форме повествования и описания;

научить обобщать, делать выводы;

стимулировать стремление уч-ся к самостоятельной деятельности;

воспитывать ответственность, самостоятельность.

Планируемые результаты обучения по программе:

1 год обучения

научиться анализировать и кратко характеризовать звуки речи;

усвоить понятие «буквы», научиться соотносить звуки и буквы;

научиться отличать гласные и согласные звуки;

научиться делить слова на слоги, определять место ударения;

научиться работать над проектом «Мой алфавит»;

научиться сочинять сказочные истории про буквы;

научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед

ним.

2 год обучения

должны

получить

представления

об

основных

разделах

русского

языка:

фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;

научиться пользоваться словарями русского языка;

научиться писать сочинения-миниатюры;

научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед

ним

3 год обучения

углубить

знания

об

основных

разделах

русского

языка:

фонетике,

орфографии, словообразовании, лексике;

получить представление о морфологии;

научиться пользоваться словарями русского языка;

научиться

составлять

рассказы

с

использованием

пиктограмм,

сочинять

загадки;

научиться уважительному отношению к товарищам, умению слушать друг

друга

4 год обучения

знать об основных терминах, связанных с лексикой;

знать

откуда

пришли

к

нам

некоторые

слова

и

выражения,

пословицы,

поговорки, загадки;

уметь правильно употреблять изученные слова в речи; различать синонимы и

антонимы;

уметь различать слова- паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы.

Результаты изучения программы

1 –й класс

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их

поступкам.

Метапредметне результаты

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с

материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне

предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,

исполнителя).

2-й класс

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний

других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания:

точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с

материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую:

подробнопересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне

предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания:

фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах

поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,

исполнителя).

3-4-й классы

Личностные результаты

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других

людей;сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность

речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в

чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме

общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою

деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень

успешности своей работы и работы других в соответствии с этими

критериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

(составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами

речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть

готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

1 год обучения. 1 блок «От А до Я» - 32ч.

1.

От звука к букве-24ч.

Звуки

речи.

Осознание

единства

звукового

состава

слова

и

его

значения.

Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов,

различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков.

Деление слова на слоги. Определение места ударения.

Различение

звука

и

буквы.

Буквы

гласных

как

показатель

твердости-мягкости

согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости

предшествующего согласного.

2.

Мой алфавит (работа над проектом) – 4ч.

Знакомство с русским алфавитом. Правильное называние букв русского алфавита.

Алфавитный порядок слов. Работа над проектом. Создание книжки-малышки «Мой

алфавит».

3.

Уроки речевого творчества – 3ч.

«Что такое творчество?» (Раскрытие сущности творчества. Сочинение

рассказов, чистоговорок, фантастических историй. Словотворчество.).

«Я и мое настроение» (Разговор о разных чувствах, веселом и грустном

настроении

человека.

Беседа

по

рассказу

В.

Драгунского

«Заколдованная

буква».

Сочинение

на

тему

«Весело,

грустно».

Рисование веселых и грустных рисунков.).

«Мои летние каникулы». Сочинение и рисование по данной теме.

4.

Итоговое занятие «Спасибо, Азбука!» - 1ч

Праздничное представление детей, исполняющих роли букв алфавита.

2 год обучения. 2 блок «Секреты русского языка» - 34ч.

1.

В мире фонетики – 13ч

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и

безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков,

определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков.

Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по

звонкости-глухости

согласных

звуков.

Определение

качественной

характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный- безударный;

согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой;

парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и

сочетаний

звуков

в

соответствии

с

нормами

современного

русского

литературного языка. Фонетический разбор слова.

2.

Уроки речевого творчества – 2ч

«Автопортрет»

(Беседа

о

человеке,

его

внешности,

о

характере.

Составление сочинения-миниатюры на тему «Какой я?». Рисование

автопортрета. Игры на отгадывание имен.).

«Моя дружная семья» (Беседа о самых близких людях, дружной семье.

Рисование

своей

семьи.

Подготовка

сочинения-миниатюры

«Моя

семья», «Мы с мамой и папой на прогулке».).

3.

В мире орфографии – 11ч

Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического

словаря. Игры на применение правил правописания:

сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;

сочетания чк-чн, чт, щн;

перенос слов;

правописание гласных и согласных в корне слова;

разделительные Ь и Ъ

4.

В мире словообразования – 2ч

Овладение

понятием

«родственные

(однокоренные)»

слова.

Различение

однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Образование

однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по

составу.

5.

В мире слов, или что такое лексика? – 5ч

Понимание

слова

как

единства

звучания

и

значения.

Выявление

слов,

значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту

или

уточнение

значения

с

помощью

толкового

словаря.

Наблюдение

за

использованием в речи синонимов и антонимов. Игры в слова и со словами.

6.

Итоговое занятие. Викторина «Знаешь ли ты русский язык?» - 1ч

Смотр знаний по русскому языку.

3 год обучения. 2 блок «Секреты русского языка» - 34ч

1.

В мире фонетики – 6 ч

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и

безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков,

определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков.

Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по

звонкости-глухости

согласны

звуков.

Определение

каче ственной

характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный- безударный;

согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой;

парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и

сочетаний

звуков

в

соответствии

с

нормами

современного

русского

литературного языка. Фонетический разбор слова. Углубление знаний по

фонетике, полученных в течение 2 года обучения. Забавные игры со слогами.

2.

Уроки речевого творчества – 3ч

Рисование и составление рассказа на тему «Я люблю…» (Разговор о

том, кого и что любят дети. Работа с фразеологизмами. Составление

рассказа с пиктограммами на тему «Я люблю…», «Что я люблю?».

Рисование на тему «Я люблю…»). Эмоции и творчество. Моя любимая

игрушка (Разговор с детьми о любимых игрушках. Игры с игрушками и

загадки

об

игрушках.

Рассказ

учителя

«Из

истории

матрешки»,

составление словарика, выполнение рисунков к словам. Составление

рассказа и рисование любимой игрушки.).

Сочинение и рисование на тему «Мой друг» (Разговор о дружбе, о

важности

умения

дружить,

быть

хорошим

другом.

Пословицы

о

дружбе, стихи. Сочинение-миниатюра на тему «Мой друг». Рисование

друга, подруги).

3.

В мире орфографии – 2ч

Углубление знаний по фонетике, полученных в течение 2 года обучения.

Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического

словаря. Игры на применение правил правописания:

сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;

сочетания чк-чн, чт, щн;

перенос слов;

правописание гласных и согласных в корне слова;

разделительные Ь и Ъ

4.

В мире словообразования- 5ч

Совершенствование

умения

различать

однокоренные

слова

и

различные

формы одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью

суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Этимологический разбор.

5.

В мире морфологии – 7ч

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение,

предлог, союз, частица. Значение частей речи и употребление их в речи.

6.

В мире слов, или что такое лексика? – 10ч

Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Знакомство с

омонимами.

Однозначные

и

многозначные

слова,

прямое

и

переносное

значение слов. Применение словарей.

7.

Итоговое занятие. Урок-игра «Мой любимый русский язык»- 1ч

Смотр знаний по русскому языку.

4 год обучения. 3 блок «К тайнам слова» - 34ч

1.

Лексическое значение слова.-1ч.

Углубление знаний о лексическом значении слов. Знакомство с толковыми

словарями русского языка.

2.

Прямое и переносное значение слова.-1ч.

Особенности прямого и переносного значения слов.

3.

Ударение меняет значение. -2ч.

Особенности русского ударения.

4.

Пестрое семейство синонимов.-2ч.

Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление слов-

синонимов в речи.

5.

Великое противостояние антонимов.-2ч.

Особенности антонимического ряда слов. Правильное употребление слов-

антонимов в речи.

6.

Слова-двойники. Омонимы. -1ч.

Расширение знаний и представлений детей об омонимах. Правильное

употребление слов- омонимов в речи.

7.

Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов.-1ч.

Разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы. Их употребление

в речи.

8.

Похожи, но не одинаковы. Паронимы. -1ч.

Особенности слов- паронимов. Их употребление в речи.

9.

Из глубины веков. Архаизмы.-1ч.

Особенности устаревших слов- архаизмов. Правильное употребление и

понимание архаизмов в речи.

10.Устойчивые сравнения.-1ч

Особенность устойчивых сравнений русского языка. Правильное

употребление сравнения в речи.

11. Фразеологические сочетания-3ч.

Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление

фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными

выражениями.

12.Шарада -1ч.

Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад.

13.Поиграем в слова-1ч.

Знакомство с особыми филологическими загадками- метаграммами,

логогрифами, перевертышами.

14.Откуда ты, имя?-1ч.

Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в Древней Руси?

15.Отчество и фамилия-1ч.

Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка).

16. Времена года -4ч.

Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.

17.Крутится-вертится шар голубой-1ч.

Что означают названия материков, частей света.

18.В гостях у сказки.-1ч.

Откуда пришли названия, которые встречаются в русских сказках.

19.Что нужно школьнику.-1ч.

Откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных

предметов.

20.Скатерть-самобранка.-1ч.

Откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек.

21.Растения- почему их так называют? Составление словарика на тему:

22.«Растения» -1ч.

Откуда пришли названия некоторых растений.

23.Птицы и звери - почему их так называют?-1ч.

Откуда пришли названия животных.

24. О том, что мы носим.-1ч.

Что означают названия некоторых предметов одежды.

25.Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай».-1ч.

Обобщение знаний, полученных во время занятий в 3 блоке «К тайнам

слова»

Ресурсное обеспечение.

Информационно- методические ресурсы.

Для того, чтобы дети шли в ногу со временем и овладели информационно-

коммуникационными

технологиями,

запланированы

занятия

в

компьютерном

классе.

Школа

располагает

достаточными

техническими

средствами:

есть

телевизор, музыкальный центр, экран, проектор, компьютер.

Научно-методические ресурсы.

Для

того,

чтобы

качественно

подготовить

занятия,

будут

использоваться

научные и методические издания, обозначенные в конце программы.

Организационные ресурсы.

Для

воплощения

данной

программы

в

жизнь

существует

достаточно

благоприятное

культурно-образовательное

пространство.

В

школе

имеется

библиотека,

где

дети

могут

найти

дополнительную

литературу.

Это

поможет

раскрыть

их

интеллект,

будет

способствовать

познавательной

и

творческой

активности.

Наглядность.

В

процессе

реализации

программы

будут

использоваться

картинки,

фотографии, презентации, словари.

Формы и методы работы.

Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено

возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «От

игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как

известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры

на

поиск

связей,

закономерностей,

задания

на

кодирование

и

декодирование

информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии

предмета.

Игра

особо

организованное

занятие,

требующее

напряжения

эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения –

как поступить, что сказать, как выиграть.

Виды игр:

на развитие внимания и закрепления терминологии;

игры-тренинги;

игры-конкурсы (с делением на команды);

сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

интеллектуально-познавательные игры;

интеллектуально-творческие игры.

Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому на

уроке должны сменяться виды деятельности: игра, гимнастика ума,

логика и

многое другое.

Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:

сказочные сюжеты уроков;

сочинение своих сказок

Литература для учителя.

Аржакаева

Т.

Психологическая

азбука

для

первоклашек.

Развивающие

уроки./Школьный психолог № 13,2000

Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка.- СПБ: «Речь»,2012

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М: Русский

язык,1981

Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000

Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и отдых: русский язык. Ярославль:

Академия развития, 1997ова: занимательная лексика. Кружковая работа по

русскому языку, занятия в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель,

2008

Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. – М.:ВАКО,2011

Ладыженская

Т.

А.Речевые

уроки:

книга

для

учителя

нач.

классов.

М.:Просвещение,2008

Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва

“Просвещение”, 2010 г.

Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва

“ВЛАДОС”, 2013 г.

Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.

Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся

1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 2011 г.

Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва

“Просвещение”, 1991 г

Литература для детей.

Чуковский К. И.Стихи и сказки. От двух до пяти/Предисловие В. Смирновой.

– М.: Дет.лит, 1981

Сказки, загадки. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т

1-4 – М: Русский язык,1981

Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2008

Учебно-тематический план

.

Наименование разделов, блоков,

тем

Всего

часов

Теория

Практика

Дата

теор

факт

1 год обучения.

1 блок «От А до Я»

От звука к букве.

24ч

4ч.

20ч

1

Игровое занятие. Зачем нужна

речь?

1

2

Поговорим о гласных и согласных

звуках.

1

3

Путешествие в мир гласных звуков.

1

4

Путешествие в мир согласных

звуков.

1

5

Игровое занятие «Я знаю звуки

речи»

1

6

Игры с буквами Л-М и звуками,

которые они обозначают.

1

7

Встреча с буквой Н. Игра (Н) или

,

).

1

8

В гостях у сказки «Про букву Р».

1

9

Подружитесь вместе с нами: а-я, о-

ё, у-ю, ы-и, э-е.

1

10

Зачем нам нужен ь?

1

11

В гостях у парных согласных З-С,

Б-П.

1

12

В гостях у парных согласных Г-К,

Д-Т.

1

13

В гостях у парных согласных В-Ф,

Ж-Ш.

1

14

Знаем твердо жи и ши пишем

только с буквой и.

1

15

Знаем твердо ча и ща пишем только

с буквой а.

1

16

Знаем твердо чу и щу пишем только

с буквой у.

1

17

Раскрываем тайны букв Ё, Е, Ю, Я

в начале слова, после гласных.

1

18

Внимание! Ъ и ь разделительные

знаки.

1

19

Занятие-конкурс «Что мы знаем о

звуках и буквах»

1

20

Отгадываем загадки о буквах.

1

21

Сочиняем загадки о буквах.

1

22

Встреча с буквой й.

1

23

В гостях у шипящих.

1

24

Город Буквоград.

1

Мой алфавит (работа над

проектом)

25

Мой алфавит. Начало работы над

проектом.

1

26

Мой алфавит. Создание книжки –

малышки.

1

27

Мой алфавит. Оформление книжки

– малышки.

1

28

Мой алфавит. Презентация

проектов.

1

Уроки речевого творчества.

29

«Что такое творчество?»

1

30

«Я и мое настроение»

1

31

«Мои летние каникулы»

1

32

Итоговое занятие «Спасибо,

азбука!»

Итого:

32ч

2 год обучения.

2 блок «Секреты русского языка»

В мире фонетики

13ч

10ч

1

Что изучает фонетика?

1

2

Легко ли быть согласным звуком?

1

3-4

Мягки ли мягкие согласные?

2

5-6

Звук под «маской».

2

7-8

Самый долгий слог.

2

9-

10

Буквы в слове переставим – много

новых слов составим.

1

1

11-

13

Урок-игра: «Все о фонетике»

2

1

Уроки речевого творчества.

14

«Автопортрет»

1

15

«Моя дружная семья»

1

В мире орфографии.

11ч

16

Зачем изучать графику?

1

17-

18

Писать ли, как слышится, или что

такое орфография?

1

1

19-

20

Обиженные гласные. Мы идем по

адресу: Ушаков Д. Н., Крючков С.

Е. Орфографический словарь.

2

21-

22

В стране сочетаний ча-ща, чу-щу,

жи-ши.

2

23-

24

Про чк, чн, чт, нч, рщ…

2

25-

26

Ъ и Ь – помощники в словах

1

1

В мире словообразования

27-

28

Корень- родоначальник, или что

такое словообразование?

1

1

В мире слов, или что такое

лексика?

29

К тайнам слова. Синонимы.

30

К тайнам слова. Антонимы.

31-

33

Игры в слова и со словами.

34

Итоговое занятие.

Викторина «Знаешь ли ты

русский язык?»

Итого:

34ч

3 год обучения.

2 блок «Секреты русского языка»

В мире фонетики

1-2

Загадки согласных.

3-4

Удивительные гласные.

5-6

Забавные игры со слогами.

Уроки речевого творчества.

7

Рисование и составление рассказа

на тему: «Я люблю…»

8

Эмоции и творчество. Моя любимая

игрушка.

9

Сочинение и рисование на тему:

«Мой друг»

В мире орфографии

10-

11

Зоркий глаз. Орфограммы в словах.

В мире словообразования

12-

14

Как разобрать и «собрать»слово?

15-

16

Как откопать древний корень, или

этимологический разбор.

В мире морфологии

17

Колонны слов, или что такое

морфология

18

В гостях у существительного!

19

Здравствуй, имя прилагательное!

20

Его величество – Глагол!

21

Универсальные заменители:

поговорим о местоимении

22

Слова-помощники

23

Урок-игра: «Части речи все нужны!

Части речи все важны!»

В мире слов, или что такое

лексика?

10ч

24

В стране синонимов.

25

В стране антонимов.

26

В стране омонимов.

27-

28

Многозначность слова.

29-

31

КВН «В мире слов».

32-

33

Игры в слова и со словами

34

Урок-игра «Мой любимый

русский язык»

Итого:

34ч

4 год обучения

3 блок «К тайнам слова»

1

Лексическое значение слова.

2

Прямое и переносное значение

слова.

3-4

Ударение меняет значение.

5-6

Пестрое семейство синонимов

7-8

Великое противостояние

антонимов.

9

Слова-двойники. Омонимы.

10

Омоформы, омофоны, омографы –

виды омонимов.

11

Похожи, но не одинаковы.

Паронимы.

12

Из глубины веков. Архаизмы.

13

Устойчивые сравнения.

14-

16

Фразеологические сочетания.

17

Шарада

18

Поиграем в слова

19

Откуда ты, имя?

20

Отчество и фамилия

21-

24

Времена года

25

Крутится-вертится шар голубой

26

В гостях у сказки

27

Что нужно школьнику

28

Скатерть-самобранка

29

Растения- почему их так называют?

Составление словарика на тему:

«Растения»

30-

31

Птицы и звери - почему их так

называют?

32

О том, что мы носим.

33-

34

Итоговое занятие. Игра

«Счастливый случай».

Итого:

34ч



В раздел образования