Автор: Воронова Вера Вениаминовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №50"
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" для с учащихся начальных классов.
Раздел: начальное образование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
“ Ребёнок
до
десятилетнего
возраста
требует
забав, и
требование
его
биологически законно. Он хочет играть, играет всем и познаёт окружающий мир
прежде всего и легче всего в игре, игрой. Именно на игре словом ребёнок учится
тонкости русского языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют
“духом языка.”
Для
осуществления
развивающих
целей
обучения
необходимо
активизировать
познавательную
деятельно сть,
создать
с и т у а ц и ю
заинтересованности.
Программа «Занимательный русский язык» предназначена для внеурочной
деятельности
с
учащимися
начальных
классов.
Данная
программа
является
наиболее
актуальной
на
сегодняшний
момент,
так
как
обеспечивает
развитие
самостоятельности,
познавательной
деятельности,
грамотности,
учитывая
индивидуальные способности каждого учащегося.
Программа
составлена
с
учетом
требований
ФГОС
второго
поколения
и
соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в
программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на
вовлечение учащихся в динамическую деятельность.
З а н я т и я
п о
д а н н о й
программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:
1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на
совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.
Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание
эмоционального настроя.
2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка
всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают
участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных
видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в
группах, парах, учитывать настроение и желание других.
3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства
принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на
занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.
В программе выделены 3 блока:
1 блок «От А до Я» рассчитан на 1 год обучения. Дети знакомятся со звуками и
буквами, их различием, учатся грамоте.
2 блок «Секреты русского языка» рассчитан на 2 и 3 год обучения. Он включает в
себя
изучение
в
занимательной
форме
следующих
разделов
русского
языка:
фонетики, орфографии, словообразования, лексики, морфологии.
3
блок
«К
тайнам
слова»
рассчитан
на
4
год
обучения.
Дети
подробно,
в
занимательной
форме
изучают
синонимы,
антонимы,
паронимы,
архаизмы.
Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц. Дети узнают,
откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в
повседневной жизни и на уроках.
В
каждый
блок
включены
уроки
речевого
творчества
с
целью
развития
активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира
ребенка.
Основной
целью
педагога
является
через
игру,
занимательные
упражнения
прививать
любовь
к
русскому
языку,
сформировать
коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного
письма как показателя общей культуры человека.
ЗАДАЧИ КУРСА
- овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических
задач и продолжения образования;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности
выбирать
средства языка в соответствии с условиями общения;
- овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные»
места; составлять логические высказывания разной степени сложности;
-
освоение
первоначальных
знаний
о
лексике,
фонетике,
грамматике
русского
языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение
познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою
речь.
Данная
программа
рассчитана
на
4
года
обучения.
Занятия
проходят
по
одному
часу
в
неделю,
в
1
классе
–
33
часа,
во
2-4
классах
–
34
часа
.
Продолжительность занятий 25 минут. Программа построена с учетом возрастных
особенностей младших школьников (возраст 6,5-10 лет,1-4 классы).
Программа
«Занимательный
русский
язык»
предназначена
для
внеурочной
деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее
актуальной
на
сегодняшний
момент,
так
как
обеспечивает
р а з в ит и е
самостоятельности,
познавательной
деятельности,
грамотности,
учитывая
индивидуальные способности каждого учащегося.
Программа
составлена
с
учетом
требований
ФГОС
второго
поколения
и
соответствует
возрастным
особенностям
младшего
школьника.
С
этой
целью
в
программе
предусмотрено
увеличение
активных
форм
работы,
направленных
на
вовлечение учащихся в динамическую деятельность.
Организация
деятельности
младших
школьников
на
занятиях
основывается
на
следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный
курс
позволяет
наиболее
успешно
применять
индивидуальный
подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять
познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на
внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятий
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и
раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов,
кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная
работа
(индивидуальная
и
групповая)
по
работе
с
разнообразными словарями;
Интерес
учащихся
поддерживается
внесением
творческого
элемента
в
занятия:
самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технол
огия.
Выбор
технологий
и
методик
обусловлен
необходимостью
дифференциации
и
индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и
личностных качеств школьника.
I ступень (1 год обучения)
научить анализировать и кратко характеризовать звуки речи;
дать понятие «буквы», научить соотносить звуки и буквы;
научить отличать гласные и согласные звуки;
научить детей делить слова на слоги, определять место ударения;
научить детей работать над проектом «Мой алфавит»;
упражнять в сочинении сказочных историй про буквы;
воспитывать умение сопереживать, прийти на помощь;
II ступень (2 год обучения)
дать
представления
об
основных
разделах
русского
языка:
фонетике,
орфографии, словообразовании, лексике;
научить пользоваться словарями русского языка;
научить писать сочинения-миниатюры;
воспитывать уважение к товарищам, умение слушать друг друга;
III ступень (3 год обучения)
углубить
представления
детей
об
основных
разделах
русского
языка:
фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;
дать представление о морфологии;
использовать словари русского языка;
научить
составлять
рассказы
с
использованием
пиктограмм,
сочинять
загадки;
воспитывать аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь;
IV ступень (4 год обучения)
развить интерес к изучению тайн русского языка;
воспитать
умение
видеть
в
самом
обычном
явлении
русского
языка
удивительное и необычное;
углубить уже имеющиеся знания о лексике;
изучить и исследовать конкретные лексические понятия;
способствовать
развитию
творчества
и
обогащению
словарного
запаса
у
обучающихся;
научить
овладеть
нормами
речевого
этикета
в
ситуациях
повседневного
общения;
создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в
форме повествования и описания;
научить обобщать, делать выводы;
стимулировать стремление уч-ся к самостоятельной деятельности;
воспитывать ответственность, самостоятельность.
Планируемые результаты обучения по программе:
1 год обучения
научиться анализировать и кратко характеризовать звуки речи;
усвоить понятие «буквы», научиться соотносить звуки и буквы;
научиться отличать гласные и согласные звуки;
научиться делить слова на слоги, определять место ударения;
научиться работать над проектом «Мой алфавит»;
научиться сочинять сказочные истории про буквы;
научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед
ним.
2 год обучения
должны
получить
представления
об
основных
разделах
русского
языка:
фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;
научиться пользоваться словарями русского языка;
научиться писать сочинения-миниатюры;
научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед
ним
3 год обучения
углубить
знания
об
основных
разделах
русского
языка:
фонетике,
орфографии, словообразовании, лексике;
получить представление о морфологии;
научиться пользоваться словарями русского языка;
научиться
составлять
рассказы
с
использованием
пиктограмм,
сочинять
загадки;
научиться уважительному отношению к товарищам, умению слушать друг
друга
4 год обучения
знать об основных терминах, связанных с лексикой;
знать
откуда
пришли
к
нам
некоторые
слова
и
выражения,
пословицы,
поговорки, загадки;
уметь правильно употреблять изученные слова в речи; различать синонимы и
антонимы;
уметь различать слова- паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы.
Результаты изучения программы
1 –й класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их
поступкам.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
2-й класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний
других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания:
точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую:
подробнопересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания:
фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах
поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
3-4-й классы
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других
людей;сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность
речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в
чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме
общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами
речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1 год обучения. 1 блок «От А до Я» - 32ч.
1.
От звука к букве-24ч.
Звуки
речи.
Осознание
единства
звукового
состава
слова
и
его
значения.
Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов,
различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков.
Деление слова на слоги. Определение места ударения.
Различение
звука
и
буквы.
Буквы
гласных
как
показатель
твердости-мягкости
согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости
предшествующего согласного.
2.
Мой алфавит (работа над проектом) – 4ч.
Знакомство с русским алфавитом. Правильное называние букв русского алфавита.
Алфавитный порядок слов. Работа над проектом. Создание книжки-малышки «Мой
алфавит».
3.
Уроки речевого творчества – 3ч.
«Что такое творчество?» (Раскрытие сущности творчества. Сочинение
рассказов, чистоговорок, фантастических историй. Словотворчество.).
«Я и мое настроение» (Разговор о разных чувствах, веселом и грустном
настроении
человека.
Беседа
по
рассказу
В.
Драгунского
«Заколдованная
буква».
Сочинение
на
тему
«Весело,
грустно».
Рисование веселых и грустных рисунков.).
«Мои летние каникулы». Сочинение и рисование по данной теме.
4.
Итоговое занятие «Спасибо, Азбука!» - 1ч
Праздничное представление детей, исполняющих роли букв алфавита.
2 год обучения. 2 блок «Секреты русского языка» - 34ч.
1.
В мире фонетики – 13ч
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и
безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков,
определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков.
Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по
звонкости-глухости
согласных
звуков.
Определение
качественной
характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный- безударный;
согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой;
парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и
сочетаний
звуков
в
соответствии
с
нормами
современного
русского
литературного языка. Фонетический разбор слова.
2.
Уроки речевого творчества – 2ч
«Автопортрет»
(Беседа
о
человеке,
его
внешности,
о
характере.
Составление сочинения-миниатюры на тему «Какой я?». Рисование
автопортрета. Игры на отгадывание имен.).
«Моя дружная семья» (Беседа о самых близких людях, дружной семье.
Рисование
своей
семьи.
Подготовка
сочинения-миниатюры
«Моя
семья», «Мы с мамой и папой на прогулке».).
3.
В мире орфографии – 11ч
Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического
словаря. Игры на применение правил правописания:
сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
сочетания чк-чн, чт, щн;
перенос слов;
правописание гласных и согласных в корне слова;
разделительные Ь и Ъ
4.
В мире словообразования – 2ч
Овладение
понятием
«родственные
(однокоренные)»
слова.
Различение
однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Образование
однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по
составу.
5.
В мире слов, или что такое лексика? – 5ч
Понимание
слова
как
единства
звучания
и
значения.
Выявление
слов,
значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту
или
уточнение
значения
с
помощью
толкового
словаря.
Наблюдение
за
использованием в речи синонимов и антонимов. Игры в слова и со словами.
6.
Итоговое занятие. Викторина «Знаешь ли ты русский язык?» - 1ч
Смотр знаний по русскому языку.
3 год обучения. 2 блок «Секреты русского языка» - 34ч
1.
В мире фонетики – 6 ч
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и
безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков,
определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков.
Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по
звонкости-глухости
согласны
звуков.
Определение
каче ственной
характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный- безударный;
согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой;
парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и
сочетаний
звуков
в
соответствии
с
нормами
современного
русского
литературного языка. Фонетический разбор слова. Углубление знаний по
фонетике, полученных в течение 2 года обучения. Забавные игры со слогами.
2.
Уроки речевого творчества – 3ч
Рисование и составление рассказа на тему «Я люблю…» (Разговор о
том, кого и что любят дети. Работа с фразеологизмами. Составление
рассказа с пиктограммами на тему «Я люблю…», «Что я люблю?».
Рисование на тему «Я люблю…»). Эмоции и творчество. Моя любимая
игрушка (Разговор с детьми о любимых игрушках. Игры с игрушками и
загадки
об
игрушках.
Рассказ
учителя
«Из
истории
матрешки»,
составление словарика, выполнение рисунков к словам. Составление
рассказа и рисование любимой игрушки.).
Сочинение и рисование на тему «Мой друг» (Разговор о дружбе, о
важности
умения
дружить,
быть
хорошим
другом.
Пословицы
о
дружбе, стихи. Сочинение-миниатюра на тему «Мой друг». Рисование
друга, подруги).
3.
В мире орфографии – 2ч
Углубление знаний по фонетике, полученных в течение 2 года обучения.
Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического
словаря. Игры на применение правил правописания:
сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
сочетания чк-чн, чт, щн;
перенос слов;
правописание гласных и согласных в корне слова;
разделительные Ь и Ъ
4.
В мире словообразования- 5ч
Совершенствование
умения
различать
однокоренные
слова
и
различные
формы одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью
суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Этимологический разбор.
5.
В мире морфологии – 7ч
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение,
предлог, союз, частица. Значение частей речи и употребление их в речи.
6.
В мире слов, или что такое лексика? – 10ч
Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Знакомство с
омонимами.
Однозначные
и
многозначные
слова,
прямое
и
переносное
значение слов. Применение словарей.
7.
Итоговое занятие. Урок-игра «Мой любимый русский язык»- 1ч
Смотр знаний по русскому языку.
4 год обучения. 3 блок «К тайнам слова» - 34ч
1.
Лексическое значение слова.-1ч.
Углубление знаний о лексическом значении слов. Знакомство с толковыми
словарями русского языка.
2.
Прямое и переносное значение слова.-1ч.
Особенности прямого и переносного значения слов.
3.
Ударение меняет значение. -2ч.
Особенности русского ударения.
4.
Пестрое семейство синонимов.-2ч.
Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление слов-
синонимов в речи.
5.
Великое противостояние антонимов.-2ч.
Особенности антонимического ряда слов. Правильное употребление слов-
антонимов в речи.
6.
Слова-двойники. Омонимы. -1ч.
Расширение знаний и представлений детей об омонимах. Правильное
употребление слов- омонимов в речи.
7.
Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов.-1ч.
Разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы. Их употребление
в речи.
8.
Похожи, но не одинаковы. Паронимы. -1ч.
Особенности слов- паронимов. Их употребление в речи.
9.
Из глубины веков. Архаизмы.-1ч.
Особенности устаревших слов- архаизмов. Правильное употребление и
понимание архаизмов в речи.
10.Устойчивые сравнения.-1ч
Особенность устойчивых сравнений русского языка. Правильное
употребление сравнения в речи.
11. Фразеологические сочетания-3ч.
Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление
фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными
выражениями.
12.Шарада -1ч.
Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад.
13.Поиграем в слова-1ч.
Знакомство с особыми филологическими загадками- метаграммами,
логогрифами, перевертышами.
14.Откуда ты, имя?-1ч.
Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в Древней Руси?
15.Отчество и фамилия-1ч.
Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка).
16. Времена года -4ч.
Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.
17.Крутится-вертится шар голубой-1ч.
Что означают названия материков, частей света.
18.В гостях у сказки.-1ч.
Откуда пришли названия, которые встречаются в русских сказках.
19.Что нужно школьнику.-1ч.
Откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных
предметов.
20.Скатерть-самобранка.-1ч.
Откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек.
21.Растения- почему их так называют? Составление словарика на тему:
22.«Растения» -1ч.
Откуда пришли названия некоторых растений.
23.Птицы и звери - почему их так называют?-1ч.
Откуда пришли названия животных.
24. О том, что мы носим.-1ч.
Что означают названия некоторых предметов одежды.
25.Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай».-1ч.
Обобщение знаний, полученных во время занятий в 3 блоке «К тайнам
слова»
Ресурсное обеспечение.
Информационно- методические ресурсы.
Для того, чтобы дети шли в ногу со временем и овладели информационно-
коммуникационными
технологиями,
запланированы
занятия
в
компьютерном
классе.
Школа
располагает
достаточными
техническими
средствами:
есть
телевизор, музыкальный центр, экран, проектор, компьютер.
Научно-методические ресурсы.
Для
того,
чтобы
качественно
подготовить
занятия,
будут
использоваться
научные и методические издания, обозначенные в конце программы.
Организационные ресурсы.
Для
воплощения
данной
программы
в
жизнь
существует
достаточно
благоприятное
культурно-образовательное
пространство.
В
школе
имеется
библиотека,
где
дети
могут
найти
дополнительную
литературу.
Это
поможет
раскрыть
их
интеллект,
будет
способствовать
познавательной
и
творческой
активности.
Наглядность.
В
процессе
реализации
программы
будут
использоваться
картинки,
фотографии, презентации, словари.
Формы и методы работы.
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено
возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «От
игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как
известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры
на
поиск
связей,
закономерностей,
задания
на
кодирование
и
декодирование
информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии
предмета.
Игра
–
особо
организованное
занятие,
требующее
напряжения
эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения –
как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
на развитие внимания и закрепления терминологии;
игры-тренинги;
игры-конкурсы (с делением на команды);
сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
интеллектуально-познавательные игры;
интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому на
уроке должны сменяться виды деятельности: игра, гимнастика ума,
логика и
многое другое.
Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:
сказочные сюжеты уроков;
сочинение своих сказок
Литература для учителя.
Аржакаева
Т.
Психологическая
азбука
для
первоклашек.
Развивающие
уроки./Школьный психолог № 13,2000
Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка.- СПБ: «Речь»,2012
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М: Русский
язык,1981
Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000
Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и отдых: русский язык. Ярославль:
Академия развития, 1997ова: занимательная лексика. Кружковая работа по
русскому языку, занятия в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель,
2008
Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. – М.:ВАКО,2011
Ладыженская
Т.
А.Речевые
уроки:
книга
для
учителя
нач.
классов.
–
М.:Просвещение,2008
Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва
“Просвещение”, 2010 г.
Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва
“ВЛАДОС”, 2013 г.
Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся
1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 2011 г.
Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва
“Просвещение”, 1991 г
Литература для детей.
Чуковский К. И.Стихи и сказки. От двух до пяти/Предисловие В. Смирновой.
– М.: Дет.лит, 1981
Сказки, загадки. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т
1-4 – М: Русский язык,1981
Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2008
Учебно-тематический план
.
№
Наименование разделов, блоков,
тем
Всего
часов
Теория
Практика
Дата
теор
факт
1 год обучения.
1 блок «От А до Я»
От звука к букве.
24ч
4ч.
20ч
1
Игровое занятие. Зачем нужна
речь?
1
2
Поговорим о гласных и согласных
звуках.
1
3
Путешествие в мир гласных звуков.
1
4
Путешествие в мир согласных
звуков.
1
5
Игровое занятие «Я знаю звуки
речи»
1
6
Игры с буквами Л-М и звуками,
которые они обозначают.
1
7
Встреча с буквой Н. Игра (Н) или
(Н
,
).
1
8
В гостях у сказки «Про букву Р».
1
9
Подружитесь вместе с нами: а-я, о-
ё, у-ю, ы-и, э-е.
1
10
Зачем нам нужен ь?
1
11
В гостях у парных согласных З-С,
Б-П.
1
12
В гостях у парных согласных Г-К,
Д-Т.
1
13
В гостях у парных согласных В-Ф,
Ж-Ш.
1
14
Знаем твердо жи и ши пишем
только с буквой и.
1
15
Знаем твердо ча и ща пишем только
с буквой а.
1
16
Знаем твердо чу и щу пишем только
с буквой у.
1
17
Раскрываем тайны букв Ё, Е, Ю, Я
в начале слова, после гласных.
1
18
Внимание! Ъ и ь разделительные
знаки.
1
19
Занятие-конкурс «Что мы знаем о
звуках и буквах»
1
20
Отгадываем загадки о буквах.
1
21
Сочиняем загадки о буквах.
1
22
Встреча с буквой й.
1
23
В гостях у шипящих.
1
24
Город Буквоград.
1
Мой алфавит (работа над
проектом)
4ч
1ч
3ч
25
Мой алфавит. Начало работы над
проектом.
1
26
Мой алфавит. Создание книжки –
малышки.
1
27
Мой алфавит. Оформление книжки
– малышки.
1
28
Мой алфавит. Презентация
проектов.
1
Уроки речевого творчества.
3ч
1ч
2ч
29
«Что такое творчество?»
1
30
«Я и мое настроение»
1
31
«Мои летние каникулы»
1
32
Итоговое занятие «Спасибо,
азбука!»
1ч
1ч
Итого:
32ч
2 год обучения.
2 блок «Секреты русского языка»
В мире фонетики
13ч
3ч
10ч
1
Что изучает фонетика?
1
2
Легко ли быть согласным звуком?
1
3-4
Мягки ли мягкие согласные?
2
5-6
Звук под «маской».
2
7-8
Самый долгий слог.
2
9-
10
Буквы в слове переставим – много
новых слов составим.
1
1
11-
13
Урок-игра: «Все о фонетике»
2
1
Уроки речевого творчества.
2ч
1ч
1ч
14
«Автопортрет»
1
15
«Моя дружная семья»
1
В мире орфографии.
11ч
3ч
8ч
16
Зачем изучать графику?
1
17-
18
Писать ли, как слышится, или что
такое орфография?
1
1
19-
20
Обиженные гласные. Мы идем по
адресу: Ушаков Д. Н., Крючков С.
Е. Орфографический словарь.
2
21-
22
В стране сочетаний ча-ща, чу-щу,
жи-ши.
2
23-
24
Про чк, чн, чт, нч, рщ…
2
25-
26
Ъ и Ь – помощники в словах
1
1
В мире словообразования
2ч
1ч
1ч
27-
28
Корень- родоначальник, или что
такое словообразование?
1
1
В мире слов, или что такое
лексика?
5ч
2ч
3ч
29
К тайнам слова. Синонимы.
30
К тайнам слова. Антонимы.
31-
33
Игры в слова и со словами.
34
Итоговое занятие.
Викторина «Знаешь ли ты
русский язык?»
1ч
1ч
Итого:
34ч
3 год обучения.
2 блок «Секреты русского языка»
В мире фонетики
6ч
2ч
4ч
1-2
Загадки согласных.
3-4
Удивительные гласные.
5-6
Забавные игры со слогами.
Уроки речевого творчества.
3ч
1ч
2ч
7
Рисование и составление рассказа
на тему: «Я люблю…»
8
Эмоции и творчество. Моя любимая
игрушка.
9
Сочинение и рисование на тему:
«Мой друг»
В мире орфографии
2ч
1ч
1ч
10-
11
Зоркий глаз. Орфограммы в словах.
В мире словообразования
5ч
1ч
4ч
12-
14
Как разобрать и «собрать»слово?
15-
16
Как откопать древний корень, или
этимологический разбор.
В мире морфологии
7ч
2ч
5ч
17
Колонны слов, или что такое
морфология
18
В гостях у существительного!
19
Здравствуй, имя прилагательное!
20
Его величество – Глагол!
21
Универсальные заменители:
поговорим о местоимении
22
Слова-помощники
23
Урок-игра: «Части речи все нужны!
Части речи все важны!»
В мире слов, или что такое
лексика?
10ч
2ч
7ч
24
В стране синонимов.
25
В стране антонимов.
26
В стране омонимов.
27-
28
Многозначность слова.
29-
31
КВН «В мире слов».
32-
33
Игры в слова и со словами
34
Урок-игра «Мой любимый
русский язык»
1ч
1ч
Итого:
34ч
4 год обучения
3 блок «К тайнам слова»
1
Лексическое значение слова.
1ч
1ч
2
Прямое и переносное значение
слова.
1ч
1ч
3-4
Ударение меняет значение.
2ч
1ч
1ч
5-6
Пестрое семейство синонимов
2ч
1ч
1ч
7-8
Великое противостояние
антонимов.
2ч
1ч
1ч
9
Слова-двойники. Омонимы.
1ч
1ч
10
Омоформы, омофоны, омографы –
виды омонимов.
1ч
1ч
11
Похожи, но не одинаковы.
Паронимы.
1ч
1ч
12
Из глубины веков. Архаизмы.
1ч
1ч
13
Устойчивые сравнения.
1ч
1ч
14-
16
Фразеологические сочетания.
3ч
1ч
2ч
17
Шарада
1ч
1ч
18
Поиграем в слова
1ч
1ч
19
Откуда ты, имя?
1ч
1ч
20
Отчество и фамилия
1ч
1ч
21-
24
Времена года
4ч
1ч
3ч
25
Крутится-вертится шар голубой
1ч
1ч
26
В гостях у сказки
1ч
1ч
27
Что нужно школьнику
1ч
1ч
28
Скатерть-самобранка
1ч
1ч
29
Растения- почему их так называют?
Составление словарика на тему:
«Растения»
1ч
1ч
30-
31
Птицы и звери - почему их так
называют?
2ч
1ч
1ч
32
О том, что мы носим.
1ч
1ч
33-
34
Итоговое занятие. Игра
«Счастливый случай».
2ч
2ч
Итого:
34ч