Автор: Астаркина Оксана Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 2072
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Развитие речи в дошкольном возрасте
Мотивом дошкольника оладеть родным языком выступают растущие
потребности узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека.
Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную.
Изменение
стоящих
перед
дошкольником
задач,
появление
новых
видов
деятельности,
усложнение
общения
с
взрослыми
и
сверстниками,
расширение
круга
жизненных
связей
и
отношений,
в
которые
включен
ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи
(словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм
(контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной,
планирующей, регулирующей и знаковой).
Развитие
всех
сторон
речи
невозможно
без
освоения
ее
звуковой
культуры, которая составляет основу, центральный момент овладения языком.
Звуковая культура речи повышает возможность ориентировки дошкольника в
сложных
соотношениях
грамматических
форм,
обеспечивает
освоение
морфологической системы языка.
В
развитии
словаря
дошкольника
наблюдаются
значительные
качественные и количественные изменения. В речи ребенка становится не
только больше слов, но, что очень важно, происходит развитие их значений.
В
дошкольном
возрасте
наступает
новый
этап
и
в
развитии
грамматического строя речи. Это период усвоения морфологической системы
языка, склонений и спряжений. Освоение форм склонений у дошкольников
происходит при главной роли ориентировки ребенка на форму слова, то есть
его окончание в именительном падеже.
Для
детей
дошкольного
возраста
характерна
наибольшая
чуткость
к
языковым явлениям.
Усвоение ими суффиксов родного языка проявляется в самостоятельном
словообразовании.
До
3
лет
усваиваются
суффиксы
уменьшительности,
ласкательности, уничижительности и увеличительности. А все остальные - в
дошкольном
возрасте.
Причем
особую
трудность
вызывают
суффиксы,
изменяющие значение слова, например - ниц, -щик.
Попытки словотворчества стремительно нарастают с 2 до 4,5-5 лет. Оно
подчиняется
строгим
законам
языка,
основу
которых
составляют
грамматические стереотипы, в частности значения суффиксов и приставок.
Новые
слова,
придуманные
малышом,
не
противоречат
правилам
грамматики, хотя и не учитывают исключения из этих правил.
На 5-м году жизни ребенка обычно происходит уточнение лексики и
способов ее употребления. Появляются первые попытки осмыслить значения
слов на основе сопоставления созвучных слов, что приводит к их ошибочным
сближениям (горы—город, трава—отравить, деревья—деревня).
Вместе с ориентировкой на значение слова возрастает интерес к его
звучанию
независимо
от
содержания.
Появляется
игра
словами.
Ребенок
намеренно
изменяет
звучание
слова,
придумывает
слова,
не
имеющие
предметной отнесенности. Так непроизвольно он проделывает важную и
серьезную работу по освоению языка.
Следующим
важным
направлением
в
развитии
речи
дошкольника
является появление ее новых форм - контекстной и объяснительной.
Контекстную речь отличает связность, когда содержание высказывания
раскрывается в самом его контексте. Ее единицей уже становится не слово, а
предложение. Возникновение контекстной речи обеспечивается обогащением
словаря и освоением грамматического строя речи. Важно подчеркнуть, что
степень
связности
речи
прямо
определяется
обучением
ребенка.
Притом
решающее значение имеет словарный образец взрослого.
Объяснительная
речь
-
самая
сложная
форма
речи
в
дошкольном
возрасте. Она опирается на развитие мышления и требует от ребенка умения
устанавливать
и
отражать
в
речи
причинно-следственные
связи.
Объяснительная речь передает достаточно сложное содержание.
Объяснительная
речь
интенсивно
развивается
в
совместной
со
сверстниками деятельности, когда нужно договориться об общей игре, труде,
выбрать тему рисования и объяснить товарищу способы действия.
Особенности развития речи в дошкольном возрасте:
-
речь
отрывается
от
конкретной
ситуации,
теряет
ситуативность,
превращаясь в универсальное средство общения;
- появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;
-
ребенок
постигает
законы
родного
языка
в
процессе
действий
со
словом;
- ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения
превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится
орудием
мышления
и
средством
познания,
интеллектуализации
познавательных процессов;
-
развивается
регулирующая
функция
речи,
которая
выражается
в
понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого;
-
складывается
планирующая
функция
речи,
когда
она
начинает
предварять решение практических и интеллектуальных задач;
- возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной
единицы,
что
создает
возможность
сделать
слово
объектом
познания
и
освоить письменную речь;
- складывается понимание форм языковой деятельности;
-
речь
становится
особым
видом
произвольной
деятельности,
формируется сознательное отношение к ней;
- речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы:
слушание, беседу, рассуждения и рассказы;
- завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно
слышит и произносит звуки;
- возникают предпосылки для освоения грамоты.
1.
.
2.
3.