Напоминание

"Развитие речи у детей дошкольного возраста"


Автор: Астаркина Оксана Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 2072
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речи в дошкольном возрасте

Мотивом дошкольника оладеть родным языком выступают растущие

потребности узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека.

Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную.

Изменение

стоящих

перед

дошкольником

задач,

появление

новых

видов

деятельности,

усложнение

общения

с

взрослыми

и

сверстниками,

расширение

круга

жизненных

связей

и

отношений,

в

которые

включен

ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи

(словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм

(контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной,

планирующей, регулирующей и знаковой).

Развитие

всех

сторон

речи

невозможно

без

освоения

ее

звуковой

культуры, которая составляет основу, центральный момент овладения языком.

Звуковая культура речи повышает возможность ориентировки дошкольника в

сложных

соотношениях

грамматических

форм,

обеспечивает

освоение

морфологической системы языка.

В

развитии

словаря

дошкольника

наблюдаются

значительные

качественные и количественные изменения. В речи ребенка становится не

только больше слов, но, что очень важно, происходит развитие их значений.

В

дошкольном

возрасте

наступает

новый

этап

и

в

развитии

грамматического строя речи. Это период усвоения морфологической системы

языка, склонений и спряжений. Освоение форм склонений у дошкольников

происходит при главной роли ориентировки ребенка на форму слова, то есть

его окончание в именительном падеже.

Для

детей

дошкольного

возраста

характерна

наибольшая

чуткость

к

языковым явлениям.

Усвоение ими суффиксов родного языка проявляется в самостоятельном

словообразовании.

До

3

лет

усваиваются

суффиксы

уменьшительности,

ласкательности, уничижительности и увеличительности. А все остальные - в

дошкольном

возрасте.

Причем

особую

трудность

вызывают

суффиксы,

изменяющие значение слова, например - ниц, -щик.

Попытки словотворчества стремительно нарастают с 2 до 4,5-5 лет. Оно

подчиняется

строгим

законам

языка,

основу

которых

составляют

грамматические стереотипы, в частности значения суффиксов и приставок.

Новые

слова,

придуманные

малышом,

не

противоречат

правилам

грамматики, хотя и не учитывают исключения из этих правил.

На 5-м году жизни ребенка обычно происходит уточнение лексики и

способов ее употребления. Появляются первые попытки осмыслить значения

слов на основе сопоставления созвучных слов, что приводит к их ошибочным

сближениям (горы—город, трава—отравить, деревья—деревня).

Вместе с ориентировкой на значение слова возрастает интерес к его

звучанию

независимо

от

содержания.

Появляется

игра

словами.

Ребенок

намеренно

изменяет

звучание

слова,

придумывает

слова,

не

имеющие

предметной отнесенности. Так непроизвольно он проделывает важную и

серьезную работу по освоению языка.

Следующим

важным

направлением

в

развитии

речи

дошкольника

является появление ее новых форм - контекстной и объяснительной.

Контекстную речь отличает связность, когда содержание высказывания

раскрывается в самом его контексте. Ее единицей уже становится не слово, а

предложение. Возникновение контекстной речи обеспечивается обогащением

словаря и освоением грамматического строя речи. Важно подчеркнуть, что

степень

связности

речи

прямо

определяется

обучением

ребенка.

Притом

решающее значение имеет словарный образец взрослого.

Объяснительная

речь

-

самая

сложная

форма

речи

в

дошкольном

возрасте. Она опирается на развитие мышления и требует от ребенка умения

устанавливать

и

отражать

в

речи

причинно-следственные

связи.

Объяснительная речь передает достаточно сложное содержание.

Объяснительная

речь

интенсивно

развивается

в

совместной

со

сверстниками деятельности, когда нужно договориться об общей игре, труде,

выбрать тему рисования и объяснить товарищу способы действия.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

-

речь

отрывается

от

конкретной

ситуации,

теряет

ситуативность,

превращаясь в универсальное средство общения;

- появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;

-

ребенок

постигает

законы

родного

языка

в

процессе

действий

со

словом;

- ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения

превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится

орудием

мышления

и

средством

познания,

интеллектуализации

познавательных процессов;

-

развивается

регулирующая

функция

речи,

которая

выражается

в

понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого;

-

складывается

планирующая

функция

речи,

когда

она

начинает

предварять решение практических и интеллектуальных задач;

- возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной

единицы,

что

создает

возможность

сделать

слово

объектом

познания

и

освоить письменную речь;

- складывается понимание форм языковой деятельности;

-

речь

становится

особым

видом

произвольной

деятельности,

формируется сознательное отношение к ней;

- речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы:

слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

- завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно

слышит и произносит звуки;

- возникают предпосылки для освоения грамоты.

1.

.

2.

3.



В раздел образования