Автор: Боброва Надежда Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Межевская СОШ
Населённый пункт: село Георгиевское Межевского района Костромской области
Наименование материала: авторская программа
Тема: "Воспитательная работа в начальной школе"
Раздел: среднее профессиональное
Авторская программа по
воспитательной работе
(для учащихся 1-4 классов).
Разработана учителем начальных классов
I квалификационной категории
МКОУ Межевской средней
общеобразовательной школы
Межевского муниципального района
Костромской области
Бобровой Надеждой Николаевной.
Эссе
«Мой взгляд на воспитание».
Давно когда-то я среди многих моих сверстников с большущим белым бантом
в волосах, с огромным портфелем в одной руке и еще более огромным букетом в
другой с замиранием входила в новую загадочную школьную жизнь. Что - то
ожидает меня в ближайшем будущем? И тут я увидела ЕЁ. Высокая,с красивыми
светлыми волосами, стянутыми сзади в конский хвост, улыбчивая –Фея,
подумалось мне. Вдруг Фея подошла ко мне и взяла меня за руку. Оказалось, что
это первая НАША учительница. Впрочем, мы у нее тоже были первыми… Вот
тогда мне впервые подумалось, как здорово быть ТАКОЙ!
Когда я сама училась в 10 классе, то уже твердо решила стать учителем
начальных классов.
Почему именно эту профессию я выбрала? Просто я люблю детей и поэтому
хочу
помочь
им
стать
самостоятельными
людьми,
умными
собеседниками,
трудолюбивыми работниками, верными друзьями.
Дети - как губка, которая впитывает все, что ее окружает: слова, действия,
поступки. Мне кажется, младшие школьники живут своими представлениями о
добре и зле, у них свои критерии оценки красоты, они более чувствительны к
окружающей действительности. А что может быть интереснее, чем прикоснуться к
чистой человеческой душе! А то, что они пока маленькие, еще и лучше: в это время
все их эмоции правдивы; они честны и бесхитростны. И передавать накопленный
опыт, учить, общаться с ними – для меня - удовольствие!
Чем глубже я познавала азы учительской профессии в теории и на практике,
тем
отчетливее
складывалась
«моя
теория
воспитания».
Хочу
поделиться
некоторыми своими положениями, которые я называю «истинами».
Первое
- воспитание
начинается
с
первых
дней
жизни.
У
ребенка
формируется понимание, что такое «хорошо» и что такое «плохо». В своей работе я
внимательно слежу за своими действиями, поступками, словами; я должна быть
для малышей положительным примером, кумиром.
Второе - чтобы понять ребенка, надо самому в какой-то степени стать
«ребенком», возможно занять его позицию в данной ситуации. Я встречаюсь с
учеником, как с другом, единомышленником, переживаю с ним его радости побед,
горечь неудач, помогаю исправить ошибку, сделать правильный выбор, даю совет,
на
правах
старшего
друга.
Вместе
со
мной
дети
постигают
новую
для
них
ответственность перед самим собой, - за свою жизнь, свое будущее.
Детство
-
это
не
подготовка
к
будущей
жизни,
а
настоящая
яркая,
неповторимая
жизнь.
И
надо
сделать
так,
чтобы
не
испортить
у
ребенка
впечатление от того мира, в который он пришел, не разочаровать его в этой жизни.
Третье
––
воспитание
«не
делается»
в
одиночку.
Только
совместно
с
родителями можно добиться желаемого результата.
В будущем я вижу своих воспитанников взрослыми людьми с добрыми
сердцами, ясным и богатым умом, золотыми и трудолюбивыми руками. Пожалуй,
в этом и есть смысл воспитания. И я стараюсь работать так, чтобы в нашей стране
жили такие люди и были счастливы. А ведь если каждый будет счастлив, то и
государство будет процветать!
Воспитание детей и учащейся молодёжи в настоящее время осуществляется в новых
социально – экономических и общественно – политических условиях. Сегодня меняется
социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования
образовательных учреждений, средств массовой информации, молодёжных объединений
и организаций. Множатся количественные и качественные показатели неблагополучия в
детской среде, ухудшается физическое, психическое и нравственное здоровье детей.
Продолжается алкоголизация и наркотизация. В современных условиях очевидна
необходимость разработки и реализации новых подходов к воспитанию.
Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может
пережить радость достижения, трудности и счастье творчества, почувствовать свою
значимость в жизни, свою нужность.
Цель: создание условий для формирования социально-активной личности,
способной к творческой самореализации.
Данная программа призвана решить следующие задачи:
1.
Адаптация учащихся к новым условиям и новым взаимоотношениям при переходе
из детского сада в начальную школу.
2.
Создание психологически комфортной воспитательной среды.
3.
Разнообразие форм воспитательной деятельности.
4.
Методы повышения мотивации к учебе и творчеству.
5.
Укрепление коллективных связей.
Концепция воспитательной программы
Пояснительная записка.
Начальный этап процесса воспитания – осознание воспитанником требуемых норм
и правил поведения. Воспитание должно формировать требуемый тип поведения.
Главным этапом воспитательного процесса является деятельность, которую условно я
назвала «На ошибках учатся». Не понятия, не убеждения, а конкретные дела,
поступки, характеризуют воспитанную личность. Организация полезных дел ведет
воспитанника к включению его в деятельность. Полученные знания должны перейти в
убеждения - глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения.
Содержание воспитательного процесса:
Содержание воспитательного процесса составляет качества и свойства
всесторонне развитой личности – интеллектуальные, физические, эстетические,
трудовые, социальные, нравственные и духовные. Формирование этих качеств у
каждого учащегося в результате и образуют воспитанный коллектив.
Успешная воспитательная работа немыслима без сплоченного коллектива. Именно
через коллектив классный руководитель оказывает благотворное влияние на
отношение школьников к учебным обязанностям, труду, влияет на их дисциплину и
поведение в обществе. Задача классного руководителя - развить в коллективе у
каждого творческую инициативу. Через эту работу крепнут узы дружбы, рождаются
новые нормы поведения, происходит становление личности.
Практика показывает, что в коллективе и с его помощью можно воспитать и развить
у детей такие качества, как чувство ответственности за порученное дело, за свои слова
и поступки, умение найти выход из сложившейся ситуации, сплоченность.
Педагогическое руководство коллективом осуществляется путем предъявления
единых требований и оказания помощи учащимся и их родителям. Это руководство
должно сочетаться с развитием самостоятельности, с правом на творчество, с
поощрением полезной деятельности.
Сколько бы ни трудился классный руководитель над выполнением воспитательных
задач, он вряд ли добьется больших результатов в одиночку.
Семья - вот необходимый и основной воспитатель ребенка. Семья для ребенка
является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи,
особенно в первое десятилетие жизни ребенка, намного превышает другие
воспитательные воздействия. Семья и ребенок - зеркальное отражение друг друга.
Для родителей семейное воспитание должно стать процессом сознательного
формирования физических и духовных качеств своего ребенка. Именно эта задача –
основополагающая в работе классного руководителя с родителями.
Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека, я считаю, к
трем главным ролям в жизни – Гражданина, Работника, Семьянина. Но
формировать такого человека надо начинать как можно раньше. На уровне начальной
школы данные понятия видятся следующим образом:
Гражданин: любовь к малой родине, в т.ч. бережное отношение к языку, культуре,
традициям, природе; чувство долга перед собой, коллективом и родителями; знание
символики государства, общественная активность; честность, правдивость, чуткость,
милосердие, ответственность за свой выбор, свои дела и поступки.
Работник: дисциплинированность и ответственность, работоспособность и
организованность, творческое отношение к труду, настойчивость, желание быстро и
качественно выполнять порученное дело, сознательность, вежливость, аккуратность,
умение трудиться сообща; уважение к людям труда.
Семьянин: уважение к своим родителям, к престарелым людям; гигиенические
навыки; привычка к здоровому и активному образу жизни; умение организовать и
провести досуг; тактичность, вежливость, культура общения, умение держать себя в
обществе.
Как видим, в основе любого направления лежат нравственные качества личности. А
именно
в
начальной
школе,
как
следует
из
психологических
и
физиологических
особенностей личности, целесообразно формировать и развивать знание именно
нравственных норм
поведения,
что
и
стоит
во
главе
воспитательной
работы
классного
руководителя. «
Духовно - нравственное» воспитание является одним из
приоритетных направлений воспитания школьника. «Интеллектуальное».
Цель: оказание помощи ученикам в развитии способностей мыслить рационально, эффективно
проявлять
свои
интеллектуальные
умения
в
окружающей
жизни
и
при
этом
действовать
целесообразно.
Задачи работы:
определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего
развития;
создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
формировать
интеллектуальную
культуру
учащихся,
развивать
их
кругозор
и
любознательность.
Основные
моменты
деятельности
классного
руководителя
в
интеллектуальном
и
духовно-
нравственном направлении смотри в ПРИЛОЖЕНИИ: презентация «Работа с одаренными детьми».
« Здоровье».
Цели и задачи ЗОТ:
1.
Развитие и воспитание у учащихся бережного отношения к своему здоровью.
2.
Развитие умения более точно определять состояние своего здоровья (физическое и
психическое), оказание первой (посильной) медицинской помощи.
3.
Воспитание у младших школьников таких качеств, как: милосердие, сострадание,
нравственность, гуманность.
4.
Формирование новых понятий в детском словаре, их трактовка, умение использовать в
речи.
Забота о здоровье – это
важнейший труд
воспитателя, педагога, родителя.
(В.А.Сухомлинский).
От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы, возможности и способности.
Дети младшего возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям, поэтому
целесообразно использовать школу для обучения детей основам здорового образа жизни (ЗОЖ).
В своей работе по сохранению и улучшению здоровья детей я использую разные методы и формы
работы.
В начальной школе необходимо проводить раз в четверть уроки здоровья, на которых
закладываются навыки правильного и бережного отношения к своему здоровью и здоровью
окружающих. Цель таких уроков - сделать школу домом здоровья, в котором каждый чувствует себя
тепло, уютно и в безопасности.
Основными темами уроков здоровья является окружающая детей действительность. Даются
новые для детей понятия: 1) о здоровом организме и больном; 2) о хорошем и плохом самочувствии;
3) о правилах соблюдения режима дня и необходимости подвижного образа жизни, значении
физических упражнений; 4) особенности рационального витаминизированного питания; 5)
гигиенические навыки и их роль в сохранении своего здоровья; 6) вредные привычки, их
предупреждение; 7) правила и основы безопасности жизнедеятельности.
Формы работы разнообразны: прогулки, беседы, КВН, туристические походы детей и родителей
с получением основ ЗОЖ, выполнение поделок и рисунков, творческие задания (составление
кроссвордов(см.приложение), загадок, сочинение стихов, игры).
Здоровьесберегающая работа проводится на уроках ОБЖ. У детей формируется умение
рационально организовывать свою игровую и учебную деятельность, основываясь на полученные
знания и опыт. Дети учатся адекватному и безопасному поведению в окружающем их мире,
начинают сознавать причины возникновения опасных ситуаций, находят способы их устранения
(предупреждения).
Также работа проводится на уроках природоведения при изучении тем: «Ориентирование на
местности»; «Природа родного края»; «Экология»; «Организм человека»; «Правила гигиены»;
«Человек в мире природы».
Родителями учащихся вместе с классным руководителем ведутся паспорта здоровья по заданной
схеме:
Учащимися ведется дневник наблюдения за настроением и самочувствием.
Образец:
Время:/число
Утро
День
Вечер
Условные обозначения:
Солнечно (все хорошо и без проблем).
Переменно (есть неприятности, но можно все решить).
Пасмурно (серьезные проблемы, нужна помощь взрослого).
Паспорта ведутся, для того чтобы отследить физиологическое развитие ребенка, предупреждение
утомляемости и переутомляемости, и в помощь учителю и родителям для корректировки здоровья
ребенка.
Учащиеся с помощью учителя и родителей составляют индивидуальный режим дня и учатся
следовать его пунктам. Дети определяют связь между соблюдением режима дня и состоянием своего
здоровья.
Работа по ЗОЖ проводится обязательно в общей деятельности с родителями и систематически,
чтобы были видны результаты. Для положительных и эффективных результатов родителей сначала надо
заинтересовать, привлечь к совместной деятельности.
Ребенок
Учитель
Родители
Программа: родительские собрания, совместные прогулки, туристические походы, посещение
родителями открытых уроков(см.приложенные далее разработки уроков) и классных часов, беседы,
всеобучи, анкетирование и посещение учителем семей.
Учитель работу планирует и организовывает. Учитель следит за соблюдением санитарных норм в
учебном кабинете, за положительной психологической обстановкой в классном коллективе.
В классе ведется журнал по технике безопасности, где фиксируются темы и даты бесед с
учащимися и родителями.
Темы:
Правила дорожного движения.
Гололед на дороге.
Весеннее половодье.
Безопасность на воде.
Противопожарная безопасность.
Новогодняя пиротехника.
Я один дома.
Пользование электроприборами.
Правила на каникулы.
Я велосипедист.
Каждый учебный день начинается с зарядки. На уроках проводятся физкультминутки, точечный
массаж.
На переменах проведение подвижных игр, прогулки на свежем воздухе.
В течение года в отдельной тетради (см. приложение) отслеживается заболеваемость детского
организма индивидуально и, в общем. По окончанию каждой четверти и года в целом проводится
анализ, делаются выводы для выявления результатов и целенаправленности на будущее.
Результаты указывают на стабильный здоровый организм каждого ребенка, осознанное понимание
детьми понятий ЗОЖ и их значение, заинтересованность в дальнейшей работе у детей и
родителей.
В
соответствии
с
вышеизложенной
Концепцией
разработана
Программа
воспитательной работы, по которой и строится деятельность классного руководителя.
(См.
Приложение:
Программа
воспитательной
работы
МКОУ
Межевской
общеобразовательной средней школы).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы театрализации;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки
типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить
сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, чтении по
ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к
общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять произведения;
Система работы учителя начальных классов по развитию творческих
способностей учащихся в воспитательном процессе.
Для того, чтобы обучить детей творчеству, педагогу необходимо научиться работать
творчески самому. Подготовка к мероприятию – процесс, требующий выбора
оптимальных методов, средств и форм воспитания.
Мероприятия творческого характера – это мероприятия, предполагающие
креативность в их реализации и рассчитанные на использование и раскрытии в них
творческих возможностей учащихся. В значительной мере это зависит от педагога, его
умения увлечь детей интересным делом, дать выход его энергии, развить познавательные,
творческие силы, способности, расширить кругозор и сферу общения. А для того, чтобы
удовлетворить интерес и желание каждого ученика, можно и нужно предложить
несколько видов деятельности: каждый ученик выбирает то, что ему нравится и что он
умеет.
Внеклассные мероприятия позволяют учащимся побывать в разнообразных ролевых
позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т. д. Ролевые позиции
являются эффективным инструментом установления и расширения способов
взаимодействия ребенка с окружающим миром, развития его творческих способностей,
личностного роста. Доставляя радость и удовольствие, КТД соответствуют внутренней
мотивации учащихся и обеспечивают гармоничное развитие личности.
В классном коллективе происходит формирование и изменение межличностных
взаимоотношений, распределение групповых ролей, выдвижение лидеров, складываются
ценностные ориентации. Критерием успешности воспитательной работы является
динамика межличностных отношений и удовлетворенность собой.
Чем активнее проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие
способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в
дальнейшем.
Почему «Радуга»?
Радуга содержит все цвета окружающей действительности. По цвету одежды,
вещей обыденности можно определить некоторые черты характера хозяина, его
настроение, состояние здоровья.
Я выбрала такое название, т.к. по цветовой гамме используемой ребенком можно
выявить его возможности, узнать психическое и физическое здоровье, определить
проблемы, найти пути их решения, преодолеть закомплексованность, развивать его
творческое «Я».
Дети жизнерадостные, энергичные, неугомонные, беззаботные человечки. Они
открыты обществу, окружающей природе. Используя тесты, рисунки, проводя беседы
с ребенком и его родителями определяется наиболее любимый, часто используемый
цвет, с помощью которого и можно сделать выводы, определить лидера, найти
звездочку, артиста, помочь выбрать деятельность.
Цвет:
Наблюдения, итоги:
КРАСНЫЙ
ЖЕЛТЫЙ, ОРАНЖЕВЫЙ
ЗЕЛЕНЫЙ
СИНИЙ
ГОЛУБОЙ
ФИОЛЕТОВЫЙ, КОРИЧНЕВЫЙ
ЧЕРНЫЙ
Энергичность, возбужденность, стремительность,
темпераментность, романтичность.
Радость, веселость, мечтательность, теплота, оптимизм.
Спокойствие, уравновешенность, мудрость.
Тревожность, замкнутость, медлительность.
Легкость, свобода, романтичность, беззаботность.
Тяжесть, умеренность, молчаливость, резкость, беспокойство или
безразличие.
Тревожность, уныние, пессимизм.
По результатам делаются выводы, решаются проблемные вопросы, корректируется
направление деятельности, организовывается помощь и ребенку и родителю для
достижения положительных результатов и строится воспитательный процесс,
ставится цель и определяются пути решения.
Таблица развития ребенка в воспитательном процессе на период обучения в начальной
школе:
класс
деятельность
решения
результат
1
Адаптационный период.
Диагностическая работа.
Классные часы и беседы,
родительские собрания,
анкетирование.
Анкетирование,
индивидуальные беседы,
задания, систематическое
Адаптация детей к
образовательному и
воспитательному школьному
процессу. Ознакомление
детей и родителей с Уставом
школы, правилами
общешкольными и конкретно
учителя.
Выявить индивидуальные
способности для разработки
наблюдение в ходе
образовательного и
воспитательного процесса.
программы развития их в
дальнейшем.
2
Разработка программы.
Корректирование.
Поручения, задания,
самоанализ деятельности,
корректировка с помощью
взрослых
Создать условия для развития
способностей ребенка,
направить деятельность
ребенка на развитие
индивидуальных
способностей.
Профилактика утомляемости,
от какой либо постоянной
деятельности
3
Реализация программы.
Самоконтроль.
Школьные конкурсы и
мероприятия, классные
конкурсы, выставки,
собрания.
Самоанализ деятельности,
корректировка с помощью
взрослых.
Коллективная разработка
классных мероприятий,
участие в них.
В течение анализа
деятельности находить
недочеты и пути устранения.
4
Итоги:
чему я научился.
могу применять и
научить другого.
хочу знать и научиться
Самостоятельная разработка
и постановка классных
мероприятий,
взаимопомощь.
Самостоятельная работа с
поддержкой учителя и
родителей.
Постановка цели на будущее.
Примерная тематика мероприятий для учащихся 1-4-х кл.
I. “Здоровье”.
Цели:
сохранение нравственного, психического и физического здоровья детей;
привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления
здоровья детей;
создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными
службами;
использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
формировать у учащихся осознанных правил и способов сохранения здоровья и
развития здорового образа жизни.
Темы:
1-й класс
1. “Чистые руки, чистое тело – смело берись за любое дело”.
2. “Чтобы гриппа не бояться, надо, братцы, закаляться”.
3. “ Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься”.
2-й класс
1. “Что значит: быть здоровым человеком?”
2. “Шалости и травмы”.
3. “Чем можно отравиться”.
3-й класс
1. “Путешествие в страну Здоровья”.
2. “Полезны везде и всегда солнце, воздух и вода”.
3. “Сам себе я помогу и здоровье сберегу”.
4. “Говорим мы вам без смеха, чистота – залог успеха”.
4-й класс
1. “Вредные привычки”.
2. “Здоровье девочки”.
3. “Здоровье мальчика”.
4. “О пользе зарядки”.
Решения: уроки ОБЖ; беседы с медиками; совместные прогулки и игры на свежем
воздухе с родителями и детьми; профилактические беседы с инспектором ГБДД; уроки
физкультуры; участие в спортивных мероприятиях; посещение кружков, секций.
II. “Дружба”.
Цели:
сформировать у учащихся коммуникативные навыки;
формировать умение понимать себя и других;
сформировать умение совершенствоваться в коллективе;
формирование и развитие взаимопонимания , взаимоподдержки и
взаимопомощи.
Темы:
1-й класс
1. “Я и моя семья”.
2. “Я – ученик, мои права и обязанности”.
3. “Семейные посиделки”.
4. “Что мне нравится и не нравится в школе”.
5. “Учиться – значит трудиться?”
6. “Этикет приветствия”.
2-й класс
1. “Наши открытия – семейные чаепития”.
2. “Правонарушение – это преступление?”
3. “Хочу и надо”.
4. “Что я сделал своими руками”.
5. “Этикет поведения в общественном транспорте”.
3-й класс
1. “Семья и школа – общий дом”.
2. “Что такое свобода”.
3. “Я стараюсь учиться, чтобы…”
4. “Желание трудиться – значит отличиться?”
5. “Телефонный этикет”.
4-й класс
1. “ Семейные игры и забавы ради радости, а не славы”.
2. “Что такое право?”
3. “Тренинги общения”.
4. “Любая ли работа должна быть оплачена?”
5. “Этикет поведения в гостях”.
Решения: классные часы; мероприятия; образовательный процесс; совместные игры,
прогулки, перемены.
III. “Красота окружающего мира”.
Цели:
воспитание у учащихся нравственно-эстетических качеств;
формирование потребности в общении, творческой деятельности и
самоорганизации;
способствовать получению и расширению экологических и правовых знаний
учащихся;
формирование ответственности за состояние природного, социального и
культурного окружения.
Темы:
1-й класс
1. “Красота первозданной природы”.
2. “О милосердии и красоте”.
3. “Я сам”.
4. “Эстетический вкус во внешнем виде”.
2-й класс
1. “Красота живописи”.
2. “Сочувствие, чуткость, отзывчивость”.
3. “Всегда ли я хороший?”
4. “Эстетический вкус в природе”.
5. “Хорошо или плохо быть экономным?”
3-й класс
3. “Мое хобби”.
4. “Эстетический вкус в живописи”.
5. “Вечна ли природа?”
4-й класс
1. “Красота декоративно-прикладного творчества”.
2. “Тактичность и вежливость”.
3. “Эстетический вкус в быту”.
Пути решения: участие в общешкольных мероприятиях и конкурсах; разработка и
проведение классных мероприятий; тематические классные часы; анкетирование; уроки
ИЗО и трудового обучения; посещение кружков.
IV. “Я гражданин России”
Цели:
способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: ее истории,
традициях, культуре, праве и т.д.;
способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и
ответственности за будущее страны;
воспитывать у учащихся любовь к своему родному городу и краю как к малой
Родине;
воспитывать учащихся гражданами своей Родины, России;
формировать у учащихся чувство гордости за свою Отчизну;
воспитывать у учащихся активную жизненную позицию;
воспитывать у учащихся интернациональные чувства.
Темы:
1-й класс
1. “История моего имени и фамилии”.
2. “Герб, флаг, гимн России”.
3. “Вот она, какая моя Родина большая”.
4. “Я – Россиянин”.
2-й класс
1. “История моей улицы”.
2. “Мои семейные реликвии”.
3. “Славные сыны нашего Отечества”.
3-й класс
1. “История моего города”.
2. “Моя родословная”.
3. “Обычаи и традиции русского народа”.
4. “Правила поведения учащихся”.
4-й класс
1. “Мои предки в труде и в бою”.
2. “Обычаи и традиции народов России”.
3. “Дисциплина и ответственность”.
4. “Красота русской природы”.
Решения: уроки окружающего мира; внеурочные занятия(кружки, секции); совместное
посещение библиотеки поселка; лекции старшеклассников.