Автор: Маркелова Татьяна Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Хозесановская средняя общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан"
Населённый пункт: д. Хозесаново
Наименование материала: статья
Тема: Методические аспекты преподавания математики в начальной школе (4 класс УМК "Перспективная начальная школа", автор А.Л.Чекин)
Раздел: среднее образование
Методические аспекты преподавания математики в начальной школе
(4 класс УМК «Перспективная начальная школа», автор А.Л.Чекин)
Обучение математике является важнейшей составляющей начального
о б щ е г о
о б р а з о в а н и я .
Э т о т
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р е д м е т
и г р а е т
в а ж н у ю
р о л ь
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
ф о р м и р о в а н и и
у
м л а д ш и х
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
школьников умения учиться.
Начальное
обучение
математике
закладывает
основы
для
формирования
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р и ё м о в
у м с т в е н н о й
д е я т е л ь н о с т и :
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
ш к о л ь н и к и
у ч а т с я
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р о в о д и т ь
а н а л и з ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
сравнение,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
к л а с с и ф и к а ц и ю
о б ъ е к т о в ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
устанавливать
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р и ч и н н о
-
с
в
о
й
с
т
в
а
с л е д с т в е н н ы е
с в я з и ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
закономерности,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
в ы с т р а и в а т ь
л о г и ч е с к и е
ц е п о ч к и
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
р а с с у ж д е н и й .
И з у ч а я
м а т е м а т и к у ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
о н и
у с в а и в а ю т
о п р е д е л ё н н ы е
о б о б щ ё н н ы е
з н а н и я
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
способы
действий. Универсальные
математические
способы
познания
с п о с о б с т в у ю т
ц е л о с т н о м у
в о с п р и я т и ю
м и р а ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
п о з в о л я ю т
в ы с т р а и в а т ь
м о д е л и
е г о
о т д е л ь н ы х
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р о ц е с с о в
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
явлений,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
а
о
б
у
ч
е
н
и
я
также являются основой формирования универсальных учебных действий.
Ун и в е р с а л ь н ы е
у ч е б н ы е
д е й с т в и я
о б е с п еч и в а ю т
у с в о е н и е
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р е д м е т н ы х
з н а н и й
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
интеллектуальное
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
р а з в и т и е
у ч а щ и х с я ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
ф о р м и р у ю т
с п о с о б н о с т ь
к
о
б
у
ч
е
н
и
я
с а м о с т о я т е л ь н о м у
п о и с к у
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
у с в о е н и ю
н о в о й
и н ф о р м а ц и и ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
н о в ы х
з н а н и й
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
с п о с о б о в
д е й с т в и й ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
что составляет основу умения учиться.
П р о г р а м м а
к у р с а
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
р а з р а б о т а н а
н а
о
б
у
ч
е
н
и
я
основе
федерального
государственного
образовательного
стандарта
н а ч а л ь н о г о
о б щ е г о
о б р а з о в а н и я
в т о р о г о
п о к о л е н и я
с
о
б
у
ч
е
н
и
я
у ч е т о м
м е ж п р е д м е т н ы х
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
в н у т р и п р е д м е т н ы х
с в я з е й ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
л о г и к и
у ч е б н о г о
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
процесса,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
з а д а ч и
ф о р м и р о в а н и я
у
м л а д ш е г о
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
школьника умения учиться
Основная дидактическая идея курса может быть выражена следующей
формулой:
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
через
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
р а с с м о т р е н и е
ч а с т н о г о
к
о
б
у
ч
е
н
и
я
п о н и м а н и ю
о б щ е
-
с
в
о
й
с
т
в
а
г о
д л я
р е ш е н и я
ч а с т н о г о .
П р и
э т о м
р е б е н к у
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р е д л а г а е т с я
п о с т и ч ь
с у т ь
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р е д м е т а
ч е р е з
е с т е с т в е н н у ю
с в я з ь
м а т е м а т и к и
с
о
б
у
ч
е
н
и
я
о к р у ж а ю щ и м
м и р о м .
В с е
э т о
о з н а ч а е т ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
ч т о
з н а к о м с т в о
с
о
б
у
ч
е
н
и
я
т е м
и л и
и н ы м
м ат е м ат и ч е с к и м
п о н я т и е м
о с у щ е с т в л я е т с я
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
при
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
р а с с м о т р е н и и
ко н к р е т н о й
р е а л ь н о й
и л и
п с е в д о р е а л ь н о й
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
( у ч е б н о й )
с и т у а ц и и ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
соответствующий анализ которой позволяет обратить внимание ученика на
о
б
у
ч
е
н
и
я
с у т ь
д а н н о го
м ат е м ат и ч е с ко го
п о н я т и я .
В
с в о ю
о ч е р е д ь ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
такая
акцентуация
дает
возможность
добиться
необходимого
уровня
о б о б щ е н и й
б е з
м н о г о ч и с л е н н о г о
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
р а с с м о т р е н и я
ч а с т н о с т е й .
Н а к о н е ц ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
п о н и м а н и е
о б щ и х
з а к о н о м е р н о с т е й
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
з н а н и е
о б щ и х
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р и е м о в
р е ш е н и я
о т к р ы в а е т
у ч е н и к у
п у т ь
к
о
б
у
ч
е
н
и
я
в ы п о л н е н и ю
д а н н о г о
к о н к р е т н о г о
з а д а н и я
д а ж е
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
т о м
с л у ч а е ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
к о г д а
с
о
б
у
ч
е
н
и
я
т а к о г о
т и п а
з а д а н и я м и
е м у
н е
о
б
у
ч
е
н
и
я
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р и х о д и л о с ь
е щ е
с т а л к и в а т ь с я .
Л о г и к о
-
с
в
о
й
с
т
в
а
дидактической основой реализации первой части формулы является неполная
индукция,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
к о т о р а я
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
к о м п л е к с е
с
о
б
у
ч
е
н
и
я
ц е л е н а п р а в л е н н о й
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
с и с т е м а т и ч е с ко й
р а б о т о й
п о
ф о р м и р о в а н и ю
у
м л а д ш и х
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
ш к о л ь н и к о в
т а к и х
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р и е м о в
у м с т в е н н о й
д е я т е л ь н о с т и ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
как
о
б
у
ч
е
н
и
я
а н а л и з
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
синтез,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
сравнение,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
классификация,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
а н а л о г и я
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
обобщение,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р и в е д е т
у ч е н и к а
к
о
б
у
ч
е
н
и
я
самостоятельному
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
«открытию» изучаемого математического факта. Вторая же часть формулы
н о с и т
д е д у к т и в н ы й
х а р а к т е р
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
н а п р а в л е н а
н а
о
б
у
ч
е
н
и
я
формирование у учащихся умения конкретизировать полученные знания и
о
б
у
ч
е
н
и
я
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р и м е н я т ь
и х
к
о
б
у
ч
е
н
и
я
решению
поставленных
задач.
Отличительной
чертой
настоящего
курса
я в л я е т с я
з н а ч и т е л ь н о е
у в е л и ч е н и е
т о й
р о л и ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
которую
мы
отводим
изучению
геометрического
материала
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
и з у ч е н и ю
в е л и ч и н ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
что
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р о д и к т о в а н о
т о й
г р у п п о й
п о с т а в л е н н ы х
ц е л е й ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
к о т о р ы х
з а т р а г и в а е т с я
с в я з ь
м а т е м а т и к и
с
о
б
у
ч
е
н
и
я
окружающим миром. Без усиления этих содержательных линий невозможно
д о с т и ч ь
у к а з а н н ы х
ц е л е й ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
т а к
к а к
о
б
у
ч
е
н
и
я
р е б е н о к
в о с п р и н и м а е т
о к р у ж а ю щ и й
м и р ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р е ж д е
в с е г о ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
как
о
б
у
ч
е
н
и
я
с о в о к у п н о с т ь
р е а л ь н ы х
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
предметов,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
и м е ю щ и х
ф о р м у
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
величину.
И з у ч е н и е
ж е
а р и ф м е т и ч е с к о г о
м а т е р и а л а ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
о с т а в а я с ь
с т е р ж н е м
в с е г о
к у р с а ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
о с у щ е с т в л я е т с я
с
о
б
у
ч
е
н
и
я
в о з м о ж н ы м
п а р и т е т о м
т е о р е т и ч е с к о й
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р и к л а д н о й
с о с т а в л я ю щ и х ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
а
о
б
у
ч
е
н
и
я
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
вычислительном
плане
особое
внимание
уделяется
способам
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
технике
устных
вычислений.
Содержание
всего
курса
можно
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р е д с т а в и т ь
к а к
о
б
у
ч
е
н
и
я
взаимосвязанное
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
р а з в и т и е
п я т и
о с н о в н ы х
с о д е р ж а т е л ь н ы х
л и н и й :
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
арифметической,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
геометрической,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
величиной,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
алгоритмической
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
( о б у ч е н и е
р е ш е н и ю
з а д а ч )
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
информационной
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
( р а б о т а
с
о
б
у
ч
е
н
и
я
данными).
Что
же
касается
вопросов
алгебраического
характера,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
т о
о н и
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
р а с с м а т р и в а ю т с я
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
д р у г и х
с о д е р ж а т е л ь н ы х
л и н и я х ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
г л а в н ы м
о б р а з о м
–
с
в
о
й
с
т
в
а
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
а р и ф м е т и ч е с к о й
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
алгоритмической.
В
результате
изучения
курса
математики
обучающиеся
на
о
б
у
ч
е
н
и
я
у р о в н е
н а ч а л ь н о г о
о б щ е г о
о б р а з о в а н и я
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
с о о т в е т с т в и и
с
о
б
у
ч
е
н
и
я
Ф Г О С
Н О О :
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
-
с
в
о
й
с
т
в
а
должны
научится
использовать
начальные
математические
знания
для
о п и с а н и я
о к р у ж а ю щ и х
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
предметов,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
процессов,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
явлений,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
о ц е н к и
к о л и ч е с т в е н н ы х
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р о с т р а н с т в е н н ы х
о т н о ш е н и й ;
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
-
с
в
о
й
с
т
в
а
д о л ж н ы
о в л а д е т ь
о с н о в а м и
л о г и ч е с к о г о
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
а л г о р и т м и ч е с к о г о
м ы ш л е н и я ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р о с т р а н с т в е н н о г о
в о о б р а ж е н и я
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
м а т е м а т и ч е с к о й
р е ч и ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р и о б р е т у т
н е о б х о д и м ы е
в ы ч и с л и т е л ь н ы е
н а в ы к и ;
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
научатся
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р и м е н я т ь
м а т е м а т и ч е с к и е
з н а н и я
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р е д с т а в л е н и я
д л я
р е ш е н и я
у ч е б н ы х
з а д а ч ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р и о б р е т у т
н а ч а л ь н ы й
о п ы т
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р и м е н е н и я
м а т е м а т и ч е с к и х
з н а н и й
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
п о в с е д н е в н ы х
с и т у а ц и я х ;
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
получат
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р е д с т а в л е н и е
о
о
б
у
ч
е
н
и
я
ч и с л е
к а к
о
б
у
ч
е
н
и
я
р е з у л ь т а т е
с ч е т а
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
измерения,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
о
о
б
у
ч
е
н
и
я
десятичном
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р и н ц и п е
з а п и с и
ч и с е л ;
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
н а у ч а т с я
в ы п о л н я т ь
у с т н о
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
п и с ь м е н н о
а р и ф м е т и ч е с к и е
д е й с т в и я
с
о
б
у
ч
е
н
и
я
числами;
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
-
с
в
о
й
с
т
в
а
должны
научится
находить
неизвестный
компонент
арифметического
действия;
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
-
с
в
о
й
с
т
в
а
с о с т а в л я т ь
ч и с л о в о е
в ы р а ж е н и е
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
н а х о д и т ь
е г о
з н а ч е н и е ;
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
-
с
в
о
й
с
т
в
а
д о л ж н ы
н а к о п и т ь
о п ы т
р е ш е н и я
т е к с т о в ы х
з а д а ч ;
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
п о з н а к о м я т с я
с
о
б
у
ч
е
н
и
я
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р о с т е й ш и м и
г е о м е т р и ч е с к и м и
ф о р м а м и ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
научатся
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
распознавать,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
н а з ы в а т ь
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
и з о б р а ж а т ь
г е о м е т р и ч е с к и е
ф и г у р ы ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
о в л а д е ю т
с п о с о б а м и
и з м е р е н и я
д л и н
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
площадей;
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р и о б р е т у т
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
х о д е
р а б о т ы
с
о
б
у
ч
е
н
и
я
т а б л и ц а м и
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
д и а г р а м м а м и
в а ж н ы е
д л я
п р а к т и к о
-
с
в
о
й
с
т
в
а
о р и е н т и р о в а н н о й
м а т е м а т и ч е с ко й
д е я т е л ь н о с т и
у м е н и я ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
с в я з а н н ы е
с
о
б
у
ч
е
н
и
я
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
представлением,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
а н а л и з о м
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
и н т е р п р е т а ц и е й
д а н н ы х ;
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
-
с
в
о
й
с
т
в
а
смогут
научиться
извлекать
необходимые
данные
из
таблиц
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
диаграмм,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
з а п о л н я т ь
г о т о в ы е
ф о р м ы ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
объяснять,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
с р а в н и в а т ь
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
о б о б щ а т ь
и н ф о р м а ц и ю ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
д е л а т ь
в ы в о д ы
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
прогнозы.
В
результате
изучения
курса
математики
обучающиеся
на
о
б
у
ч
е
н
и
я
ступени начального общего образования овладеют основами логического и
о
б
у
ч
е
н
и
я
а л г о р и т м и ч е с к о г о
м ы ш л е н и я ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р о с т р а н с т в е н н о г о
в о о б р а ж е н и я
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
м а т е м а т и ч е с к о й
р е ч и ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
приобретут необходимые вычислительные навыки.
2 9
а п р е л я
2 0 1 4
г .
опубликован
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р и к а з
М и н о б р н ау к и
Р о с с и и
о т
3 1
м а р т а
2 0 1 4 г.
№
2 5 3
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
« О б
у т в е р ж д е н и и
ф е д е р а л ь н о г о
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п е р е ч н я
у ч е б н и к о в ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
р е к о м е н д у е м ы х
к
о
б
у
ч
е
н
и
я
использованию
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р о г р а м м
н а ч а л ь н о г о
о б щ е г о ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
о с н о в н о г о
о б щ е г о ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
с р е д н е г о
о б щ е г о
о б р а з о в а н и я » .
В
ф е д е р а л ь н ы й
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п е р е ч е н ь
у ч е б н и к о в
в к л ю ч а ю т с я
у ч е б н и к и ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
р е к о м е н д о в а н н ы е
Н а у ч н о
-
с
в
о
й
с
т
в
а
м е т о д и ч е с к и м
с о в е т о м
п о
у ч е б н и к а м ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
с о з д а в а е м ы м
М и н и с т е р с т в о м
о б р а з о в а н и я
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
н а у к и
Р о с с и й с к о й
Ф е д е р а ц и и ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
на
о
б
у
ч
е
н
и
я
основании положительных экспертных заключений по результатам научной,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
педагогической,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
общественной,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
э т н о к у л ь т у р н о й
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
р е г и о н а л ь н о й
э к с п е р т и з
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
отвечающие
определенным
требованиям. Перечень
утверждается
не
о
б
у
ч
е
н
и
я
р е ж е
ч е м
о д и н
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
р а з
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
три года.
На сегодня в
о
б
у
ч
е
н
и
я
федеральном
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
перечне
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
перечислены учебники,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
которые входят в
о
б
у
ч
е
н
и
я
следующие учебно -
с
в
о
й
с
т
в
а
методические комплексы:
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
«Школа России»,
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
«РИТМ»,
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
«Перспектива»,
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
«Начальная
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
школа XXI века»,
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
«Перспективная начальная
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
школа»,
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
«Планета знаний»,
Система Д. Б. Эльконина -
с
в
о
й
с
т
в
а
В. В. Давыдова,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
«Начальная инновационная
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
школа».
С у щ е с т в е н н о й
о с о б е н н о с т ь ю
в с е х
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
программ с т а л а
н а п р а в л е н н о с т ь
н а
о
б
у
ч
е
н
и
я
формирование
у учащихся
универс а льных
учебных
д е й с т в и й
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
(УУД) как
о
б
у
ч
е
н
и
я
о с н о в ы
у м е н и я
у ч и т ь с я ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
на
о
б
у
ч
е
н
и
я
в к л ю ч е н и е
д е т е й
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
у ч е б н у ю
д е я т е л ь н о с т ь
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р и
и з у ч е н и и
в с е х
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
школьных
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р е д м е т о в .
Г л а в н ы й
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р и н ц и п
м о д е р н и з а ц и и
у ч е б н и к о в
-
с
в
о
й
с
т
в
а
у с и л е н и е
о р и е н т и р о в а н и я
у ч е б н о г о
м а т е р и а л а ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
с п о с о б о в
е г о
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
представления,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
м е т о д о в
о б у ч е н и я
н а
о
б
у
ч
е
н
и
я
м а к с и м а л ь н о е
в к л ю ч е н и е
у ч а щ и х с я
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
учебную деятельность.
Т а к и м
о б р а з о м ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
все
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р о г р а м м ы
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
с и с т е м ы
о б у ч е н и я
н а п р а в л е н ы
н а
о
б
у
ч
е
н
и
я
д о с т и ж е н и е
р е з у л ь т а т о в
о б р а з о в а н и я ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
о п р е д е л е н н ы х
Ф Г О С
Н О О ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
реализацию
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
« К о н ц е п ц и и
д у х о в н о
-
с
в
о
й
с
т
в
а
нравственного
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
р а з в и т и я
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
воспитания
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
личности гражданина России».
О с н о в н а я
и д е я
У М К
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
« П е р с п е к т и в н а я
н а ч а л ь н а я
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
ш к о л а »
-
с
в
о
й
с
т
в
а
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
р а з в и т и е
к а ж д о г о
р е б е н к а
н а
о
б
у
ч
е
н
и
я
основе
педагогической
поддержки
его
индивидуальных
возрастных,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
п с и х о л о г и ч е с к и х
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
ф и з и о л о г и ч е с к и х
о с о б е н н о с т е й
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
у с л о в и я х
с п е ц и а л ь н о
о р г а н и з о в а н н о й
а у д и т о р н о й
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
внеурочной
деятельно сти.
В
этой
деятельно сти
ученик
к а к
о
б
у
ч
е
н
и
я
р а в н о п р а в н ы й
у ч а с т н и к
о б р а з о в а т е л ь н о г о
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р о ц е с с а
в ы с т у п а е т
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
р о л и
о б у ч а е м о г о ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
т о
–
с
в
о
й
с
т
в
а
обучающего,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
т о
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
р о л и
о р г а н и з а т о р а
э т о г о
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р о ц е с с а .
О б р а з о в а т е л ь н а я
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р о г р а м м а
к а ж д о г о
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р е д м е т а
У М К
б а з и р у е т с я
н а
о
б
у
ч
е
н
и
я
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
и н т е г р и р о в а н н о й
о с н о в е
с о д е р ж а н и я
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
о р г а н и з а ц и о н н ы х
ф о р м
а у д и т о р н ы х
з а н я т и й
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
в н е у р о ч н о й
д е я т е л ь н о с т и ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
о т р а ж а я
е д и н с т в о
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
ц е л о с т н о с т ь
н а у ч н о й
к а р т и н ы
м и р а
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
образовательной деятельности.
У М К
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
« П е р с п е к т и в н а я
н а ч а л ь н а я
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
школа»
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
с и с т е м н о
у ч и т ы ва е т
с о в р е м е н н ы е
о с о бе н н о с т и
у ч е б н о
–
с
в
о
й
с
т
в
а
воспитательного
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р о ц е с с а
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о й
н а ч а л ь н о й
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
школе.
Комплектность
УМК
обеспечивает
единство
его
установки
на
о
б
у
ч
е
н
и
я
формирование
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
л и ч н о с т н ы х
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
у н и в е р с а л ь н ы х
у ч е б н ы х
д е й с т в и й ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
обеспечивающих умение учиться.
К р о м е
т о г о ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
к
о
б
у
ч
е
н
и
я
к о м п л е к т н о с т и
о т н о с и т с я :
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
о б щ и й
п о д х о д
к
о
б
у
ч
е
н
и
я
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р о е к т н о й
д е я т е л ь н о с т и
у ч а щ и х с я ;
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
д е м о н с т р а ц и я
н е
о
б
у
ч
е
н
и
я
м е н е е
д в у х
т о ч е к
з р е н и я
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р и
о б ъ я с н е н и и
н о в о г о
м а т е р и а л а ;
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
в ы х о д
з а
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р е д е л ы
у ч е б н и к о в
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
з о н у
б л и ж а й ш и х
с л о в а р е й ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
справочников,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
о т с ы л о к
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
Интернет;
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
о б м е н
и н ф о р м а ц и е й
м е ж д у
у ч е б н и к а м и
п у т е м
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п е р е к р е с т н ы х
в з а и м н ы х
с с ы л о к ;
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
н а л и ч и е
с к в о з н о й
в н е ш н е й
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
интриги,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
г е р о и
к о т о р о й
с в е р с т н и к и
у ч а щ и х с я
–
с
в
о
й
с
т
в
а
б р а т
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
сестра
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
( М и ш а
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
М а ш а )
в ы с к а з ы в а ю т
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
р а з н ы е
т о ч к и
з р е н и я
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р и
р е ш е н и и
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р о б л е м н ы х
с и т у а ц и й ;
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
единая
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
система обозначений во всех учебникам УМК.
Проблемный
характер
изложения
уч ебных
текстов
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
у ч е б н и к а х
д о с т и г а е т с я
п о с р е д с т в о м :
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
-
с
в
о
й
с
т
в
а
д е м о н с т р а ц и и
н е
о
б
у
ч
е
н
и
я
м е н е е
д в у х
т о ч е к
з р е н и я
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р и
о б ъ я с н е н и и
н о в о г о
м а т е р и а л а ;
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
-
с
в
о
й
с
т
в
а
в ы х о д о м
з а
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р е д е л ы
у ч е б н и к а
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
з о н у
с л о в а р е й ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
с п р а в о ч н и к о в
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
Интернет;
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
-
с
в
о
й
с
т
в
а
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
с и с т е м о й
н а б л ю д е н и й ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
о п ы т н ы х
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
экспериментальных
исследований
явлений
окружающего
м и р а ;
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
-
с
в
о
й
с
т
в
а
с п е ц и а л ь н ы м
м е с т о п о л о ж е н и е м
в о п р о с о в
-
с
в
о
й
с
т
в
а
заданий,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
нац е л и в а ю щ и х
у ч е н и к о в
н а
о
б
у
ч
е
н
и
я
т в о р ч е с к у ю
р а б о т у
и с с л е д о в а т е л е й
-
с
в
о
й
с
т
в
а
о т к р ы в а т е л е й
з а к о н о м е р н о с т е й
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
правил;
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
-
с
в
о
й
с
т
в
а
и л л ю с т р а т и в н ы м
м а т е р и а л о м
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
(фотографии,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
таблицы,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
карты,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р о и з в е д е н и я
ж и в о п и с и
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
др.).
Система
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
разнообразных
форм
организации
учебной
деятельности
обеспечивается
м е ж п р е д м е т н ы м и
с в я з я м и с о д е р ж а н и я
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
спос о б о в
д е й с т в и й ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
н а п р а в л е н н ы х
н а
о
б
у
ч
е
н
и
я
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
личностное,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
социальное,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
познав а т е л ь н о е
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
коммуникативное
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
развитие детей.
Например,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
д л я
ф о р м и р о в а н и я
у
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
ш к о л ь н и к о в
о б щ е у ч е б н о г о
у м е н и я
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
«поиск
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
(
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р о в е р к а )
н е о б х о д и м о й
и н ф о р м а ц и и
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
с л о в а р я х
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
с п р а в о ч н и к а х »
н е д о с т а т о ч н о
т о г о ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
ч т о б ы
с л о в а р и
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
справочники
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
разного
толка
были
включены
во
все
учебники.
В
связи
с
о
б
у
ч
е
н
и
я
э т и м
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
у ч е б н и к а х
1 — 4
к л а с с о в
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
с и с т е м н о
с о з д а ю т с я
с и т у а ц и и ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
когда
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
прим е н е н и е
с л о в а р е й ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
справочников,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
И н т е р н е т а
д е й с т в и т е л ь н о
н еобходимо
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
(без их использования изучение нового материала или решение конкретной
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
проблемной ситуации невозможно).
С о д е р ж а н и е
у ч е б н и к о в ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
у ч и т ы в а я
п о т р е б н о с т и
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
и н т е р е с ы
с ов р е м е н н о г о
р е б е н к а ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р е д л а г а е т
е м у :
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
-
с
в
о
й
с
т
в
а
на
о
б
у
ч
е
н
и
я
в ы б о р
и с т о ч н и к и
д о п о л н и т е л ь н о й
и н ф о р м а ц и и ;
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
-
с
в
о
й
с
т
в
а
у ч а с т и е
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
р а б о т е
н а у ч н о г о
к л у б а ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р о е к т н у ю
д е я т е л ь н о с т ь ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
и л и
в ы х о д
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
Интернет
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
(внеурочная деятельность);
-
с
в
о
й
с
т
в
а
с о ц и а л ь н ы е
и г р ы
н а
о
б
у
ч
е
н
и
я
уроках
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
( р о л ь
к о н с у л ь т а н т а ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
экспериментатора,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
докладчика,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р е д с е д а т е л я
з а с е д а н и я
н а у ч н о г о
к л у б а
м л а дшего
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
ш к о л ь н и к а
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
др);
У ч е б н ы е
т е кс т ы
у ч е б н и ко в
ком п л е к т а
п о с т р о е н ы
с
о
б
у
ч
е
н
и
я
у ч е том
в о зм о ж н о с т и оценки
наличных
учебных
д о с т иже ний
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
(как
о
б
у
ч
е
н
и
я
учеником,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
т а к
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
у ч и т е л е м ) .
Э т о
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р е ж д е
в с е г о :
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
-
с
в
о
й
с
т
в
а
з а д а н и я
н а
о
б
у
ч
е
н
и
я
с а м о п р о в е р к у
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
взаимопроверку
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
( р а б о т а
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
парах);
-
с
в
о
й
с
т
в
а
з а д а н и я
п о в ы ш е н н о й
с л о ж н о с т и ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
о л и м п и а д н ы е
з а д а н и я ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
в с т у п и т е л ь н ы е
з а д а н и я
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
ко н т р ол ь н ы е
з а д а н и я
д л я
ч л е н о в
н ау чн о го
к л уб а
м л а д ш и х
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
школьников.
С т р у к т у р а
к а ж д о г о
у ч е б н и к а
о б е с п е ч и в а е т
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
р а з н о о б р а з и е
ф о р м
о р г а н и з а ц и и
у ч е б н о й
д е я т е л ь н о с т и
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
школьников
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
с и с т е м о й
с п е ц и а л ьн ы х
з а д а н и й ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
г д е
у ч е н и к
в ы с т у п а е т
т о
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
р о л и
о б у ч а е м о г о ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
т о
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
р о л и
о б у ч а ю щ е г о
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
(консультант,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
экспериментатор,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р е
д с
е
д а
т
е
л ь
)
, т о
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
роли организатора учебной деятельности классного коллектива.
К о н ц е п т у а л ь н ы е
п о л о ж е н и я
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
развивающей
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
л и ч н о с т н о
-
с
в
о
й
с
т
в
а
ориентированной
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
с и с т е м ы
о б у ч е н и я ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
с и с т е м н о
-
с
в
о
й
с
т
в
а
д е я т е л ь н о с т н ы й
п о д х о д
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
о б у ч е н и и
с о о т н е с е н ы
с
о
б
у
ч
е
н
и
я
требованиями
ФГОС
НОО.
Учебный
материал
излагается
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
д о с т у п н о й
ф о р м е ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
много
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
интересных
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
с и с т е м н ы х
з а д а н и й
н а
о
б
у
ч
е
н
и
я
ф о р м и р о в а н и е
У У Д .
У ч е б н ы е
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
м е т о д и ч е с к и е
п о с о б и я
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р е д с т а в л е н ы
с л е д у ю щ и м и
а в т о р а м и :
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
1.
О б у ч е н и е
г р а м о т е
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
письму. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.
2.
Р у с с к и й
я з ы к
М . Л . К а л е н ч у к ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
Н.А.Чуракова
3.
Литературное чтение. Н.А.Чуракова.
4.
Математика. Чекин А.Л.
5.
Окружающий мир. Федотова О.Н., Трафимова Г.В.
В
у ч е б н и к е
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
«Математика»
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
прослеживается
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
с и с т е м а
у п р а ж н е н и й
п о
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
развитию
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р о и з в о л ь н о с т и
в н и м а н и я
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
( з а к л ю ч и
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
к р а с н у ю
р а м к у ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
о б в е д и
с и н и м
к а р а н д а ш о м ) ,
п о
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
р а з в и т и ю
м е л к о й
м о т о р и к и
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
(
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
раскрась,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
обведи,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
н а р и с у й ) .
И м е ю т с я
з а д а ч и
п р а к т и ч е с к о г о
х а р а к т е р а
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
(нарисуй…,
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
продолжи…), творческого характера.
В
с о о т в е т с т в и и
с
о
б
у
ч
е
н
и
я
технологией
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р о б л е м н о г о
д и а л о г а ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
у ч е н и к и
н а
о
б
у
ч
е
н
и
я
у р о к е
у ч а с т в у ю т
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
с о в м е с т н о м
о т к р ы т и и
з н а н и й ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
о р и е н т и р у я с ь
н а
о
б
у
ч
е
н
и
я
цель,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
формулируемую
самими
учениками.
Имеется
достаточное
количество
заданий
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р о б л е м н о г о
х а р а к т е р а ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
требующие деятельностного подхода.
У М К
и м е е т
э к с п е р и м е н т а л ь н ы й
п о д х о д ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р о б л е м н ы й
х а р а к т е р ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
задания сделай сам.
Сочетание
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р о д у к т и в н ы х
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
р е п р о д у к т и в н ы х
м е т о д о в
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р и е м о в
о б у ч е н и я ;
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
коллективных,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
групповых,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
и н д и в и д у а л ь н ы х
ф о р м
р а б о т ы ;
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
создание условий для психологической комфортности.
С
у ч е т ом
в о з р а с т н ы х
о с о б е н н о с т е й
о бу ч а ю щ и хс я
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
с т р у к т у р у
у р о к о в
в к л ю ч е н
и г р о в о й
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
з а н и м а т е л ь н ы й
м а т е р и а л :
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
загадки,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
стихи,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
и г р ы
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
в е с е л ы е
з а д а ч и
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
с т и х а х .
У ч е б н и к и
о р и е н т и р о в а н ы
р а б о т а т ь
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
паре,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
группе,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
меняться ролями.
О с о б о е
м е с т о
у д е л я е т с я
д е я т е л ь н о с т н о м у ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
п р а к т и ч е с к о м у
с о д е р ж а н и ю
о б р а з о в а н и я ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
к о н к р е т н ы м
с п о с о б а м
д е я т е л ь н о с т и ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
применению
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р и о б р е т е н н ы х
з н а н и й
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
у м е н и й
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
реальных жизненных ситуациях.
О п и р а я с ь
н а
о
б
у
ч
е
н
и
я
навыки,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
п о л у ч е н н ы е
н а
о
б
у
ч
е
н
и
я
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р е д ы д у щ е м
у р о к е ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
учащиеся
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
р а с ш и р я ю т
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
закрепляют
свои
знания.
Задания
по
математике
нацелены
на
о
б
у
ч
е
н
и
я
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
р а з в и т и е
л о г и ч е с к о г о
м ы ш л е н и я ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
отработку
вычислительных
навыков.
Формирует
образное
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
л о г и ч е с к о е
м ы ш л е н и е ;
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р е д м е т н ы е
у м е н и я
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
навыки,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
н е о б х о д и м ы е
д л я
у с п е ш н о г о
р е ш е н и я
у ч е б н ы х
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
п р а к т и ч е с к и х
з а д а ч ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р о д о л ж е н и я
о б р а з о в а н и я ;
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
с т р е м л е н и е
и с п о л ь з о в а т ь
з н а н и я
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
повседневной жизни.
У М К
р е ш а е т
о б щ и е
з а д а ч и
г у м а н и т а р н о г о
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
развития:
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
в о с п и т а н и я
с о з н а н и я ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
с п о с о б н о г о
о б н а р у ж и в а т ь
с м ы с л
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
к р а с о т у
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
о к р у ж а ю щ е м
м и р е .
Р е ш а е т
з а д а ч и
м а т е м а т и ч е с к о г о
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
р а з в и т и я
р е б е н к а ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
у ч и т
л о г и ч е с к о м у
м ы ш л е н и ю ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
развивает зрительную память.
Р е ш а е т
о б щ и е
з а д а н и я
е с т е с т в е н н о
-
с
в
о
й
с
т
в
а
м а т е м а т и ч е с к о г о
ц и к л а
с о з н а т е л ь н о г о
о т н о ш е н и я
к
о
б
у
ч
е
н
и
я
о к р у ж а ю щ е й
д е й с т в и т е л ь н о с т и ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
п р а к т и ч е с к о е
в з а и м о д е й с т в и е
с
о
б
у
ч
е
н
и
я
о б ъ е к т а м и
ж и в о й
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
неживой
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
природы.
Учет индивидуальных особенностей
каждого ребенка выдвигает на
о
б
у
ч
е
н
и
я
п е р в ы й
п л а н
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р о б л е м у
с о о т н о ш е н и я
о б у ч е н и я
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
развития.
Д е й с т в и е
к о н т р о л я
ф о р м и р у е т с я
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
р а з н о о б р а з н ы х
ф о р м а х
о б у ч е н и я ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р е д л о ж е н н ы х
У М К
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
( з а д а н и я
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
т е т р а д я х
д л я
с а м о с т о я т е л ь н ы х
р а б о т ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
к л у б н а я
р а б о т а ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
тестирование).
З а д а н и я
н а п р а в л е н ы
н а
о
б
у
ч
е
н
и
я
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р и м е н е н и е
т е о р е т и ч е с к и х
з н а н и й
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
п р а к т и ч е с к о й
д е я т е л ь н о с т и .
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
(«Отгадай»,
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
«наклей»,
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
«вырежи»,
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
«соедини линиями»).
Т а к и м
о б р а з о м ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
данный УМК соответствует всем требованиям ФГОС НОО.
В
п е д а г о г и ч е с к о й
п р а к т и к е
п о д
м а л о к о м п л е к т н о й
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
ш к о л о й
п о д р а з у м е в а ю т
т а к у ю
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
школу,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
г д е
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
старших
классах
отсутствуют
параллели
тех
или
иных
классов
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
( м о ж е т
о т с у т с т в о в а т ь
ц е л ы й
к л а с с
и з
-
с
в
о
й
с
т
в
а
з а
т о г о ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
ч т о
н е т
у ч а щ и х с я
д а н н о г о
в о з р а с т а ) ,
а
о
б
у
ч
е
н
и
я
н а ч а л ь н ы е
к л а с с ы
о б ъ е д и н е н ы
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
к л а с с
-
с
в
о
й
с
т
в
а
к о м п л е к т .
П р и
э т о м
с
о
б
у
ч
е
н
и
я
к л а с с о м
-
с
в
о
й
с
т
в
а
к о м п л е к т о м
р а б о т а е т
о д и н
у ч и т е л ь .
М а л о к о м п л е к т н а я
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
ш к о л а
и м е е т
р я д
о с о б е н н о с т е й ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
к о т о р ы е
в л и я ю т
н е
о
б
у
ч
е
н
и
я
т о л ь к о
н а
о
б
у
ч
е
н
и
я
содержание,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
н о
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
на
о
б
у
ч
е
н
и
я
в ы б о р
с р е д с т в ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
ф о р м
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
методов обучения.
У ч е т
т о г о ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
ч т о
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
н а ш е й
с т р а н е
б о л ь ш о е
к о л и ч е с т в о
м а л о к о м п л е к т н ы х
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
школ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
п о т р е б о в а л
м а к с и м а л ь н о г о
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
р а з м е щ е н и я
м е т о д и ч е с к о г о
а п п а р а т а
н а
о
б
у
ч
е
н
и
я
страницах
учебника.
Развернутые
формулировки
заданий
вместе
с
о
б
у
ч
е
н
и
я
у к а з а н и е м
о р г а н и з а ц и о н н ы х
ф о р м
в ы п о л н е н и я
р а б о т ы
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
(самостоятельно,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
п а р е
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
т .
д . )
п о з в о л я ю т
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
ш к о л ь н и к у
д о с т а т о ч н о
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р о д о л ж и т е л ь н о е
в р е м я
н е
о
б
у
ч
е
н
и
я
о т в л е к а т ь
у ч и т е л я ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
к о т о р ы й
м о ж е т
б ы т ь
з а н я т
с
о
б
у
ч
е
н
и
я
д р у г о й
в о з р а с т н о й
г р у п п о й
у ч а щ и х с я .
М а л о к о м п л е к т н а я
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
школа вызвала необходимость создания единого образовательного поля для
у ч а щ и х с я
2
–
с
в
о
й
с
т
в
а
4
-
с
в
о
й
с
т
в
а
го классов.
В комплекте эту задачу решает единая для всех учебников комплекта
внешняя
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
и н т р и г а .
Э т о
п о з в о л я е т
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
школьникам
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
р а з н ы х
у ч е б н ы х
в о з р а с т о в ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
с и д я щ и м
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
о д н о м
п о м е щ е н и и ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
н а х о д и т ь с я
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
о д н о м
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
т о м
ж е
п о л е
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
интриги
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
( о б щ и е
г е р о и ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
к о т о р ы е
с
о
б
у
ч
е
н
и
я
н и м и
о б щ а ю т с я
н а
о
б
у
ч
е
н
и
я
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р о т я ж е н и и
4
-
с
в
о
й
с
т
в
а
х
л е т )
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
з а н и м а т ь с я
с х о д н ы м и
в и д а м и
у ч е б н о й
д е я т е л ь н о с т и
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
( и с п о л ь з о в а н и е
с л о в а р н о й
ч а с т и
у ч е б н и к а
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
к а ж д о м
к л а с с е
д л я
р е ш е н и я
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
разнообразных учебных задач).
М а л о ч и с л е н н а я
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
малокомплектная
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
школа
имеет
возможность
использовать
героев
учебников
для
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
« п о п о л н е н и я
к л а с с а » ,
п о с к о л ь к у
о н и
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
представляют собой еще несколько точек зрения.
И м е н н о
о р и е н т а ц и я
н а
о
б
у
ч
е
н
и
я
у ч а щ и х с я
м а л о к о м п л е к т н о й
н а ч а л ь н о й
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
ш к о л ы
п о б у д и л а
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
р а з р а б о т ч и к о в
к о м п л е к т а
с д е л а т ь
у п о р
н а
о
б
у
ч
е
н
и
я
п о в ы ш е н и е
р о л и
и
о
б
у
ч
е
н
и
я
с т а т у с а
с а м о с т о я т е л ь н о й
р а б о т ы
у ч а щ и х с я .
Н а
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р о т я ж е н и и
в с е х
4
-
с
в
о
й
с
т
в
а
х
л е т
о б у ч е н и я
п о
в с е м
б а з о в ы м
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
предметам
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
( р у с с к и й
я з ы к ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
л и т е р а т у р н о е
ч т е н и е ,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
математика,
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
е
о к р у ж а ю щ и й
м и р )
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
п р е д у с м о т р е н а
р а б о т а
у ч а щ и х с я
в
о
б
у
ч
е
н
и
я
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
« Т е т р а д я х
д л я
с а м о с т о я т е л ь н о й
р а б о т ы »
н а
о
б
у
ч
е
н
и
я
печатной основе.