Напоминание

Методические аспекты преподавания математики в начальной школе (4 класс УМК "Перспективная начальная школа", автор А.Л.Чекин)


Автор: Маркелова Татьяна Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Хозесановская средняя общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан"
Населённый пункт: д. Хозесаново
Наименование материала: статья
Тема: Методические аспекты преподавания математики в начальной школе (4 класс УМК "Перспективная начальная школа", автор А.Л.Чекин)
Раздел: среднее образование





Назад




Методические аспекты преподавания математики в начальной школе

(4 класс УМК «Перспективная начальная школа», автор А.Л.Чекин)

Обучение математике является важнейшей составляющей начального

о б щ е г о

о б р а з о в а н и я .

Э т о т

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р е д м е т

и г р а е т

в а ж н у ю

р о л ь

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

ф о р м и р о в а н и и

у

м л а д ш и х

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

школьников умения учиться.

Начальное

обучение

математике

закладывает

основы

для

формирования

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р и ё м о в

у м с т в е н н о й

д е я т е л ь н о с т и :

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

ш к о л ь н и к и

у ч а т с я

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р о в о д и т ь

а н а л и з ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

сравнение,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

к л а с с и ф и к а ц и ю

о б ъ е к т о в ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

устанавливать

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р и ч и н н о

-

с

в

о

й

с

т

в

а

с л е д с т в е н н ы е

с в я з и ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

закономерности,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

в ы с т р а и в а т ь

л о г и ч е с к и е

ц е п о ч к и

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

р а с с у ж д е н и й .

И з у ч а я

м а т е м а т и к у ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

о н и

у с в а и в а ю т

о п р е д е л ё н н ы е

о б о б щ ё н н ы е

з н а н и я

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

способы

действий. Универсальные

математические

способы

познания

с п о с о б с т в у ю т

ц е л о с т н о м у

в о с п р и я т и ю

м и р а ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

п о з в о л я ю т

в ы с т р а и в а т ь

м о д е л и

е г о

о т д е л ь н ы х

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р о ц е с с о в

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

явлений,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

а

о

б

у

ч

е

н

и

я

также являются основой формирования универсальных учебных действий.

Ун и в е р с а л ь н ы е

у ч е б н ы е

д е й с т в и я

о б е с п еч и в а ю т

у с в о е н и е

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р е д м е т н ы х

з н а н и й

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

интеллектуальное

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

р а з в и т и е

у ч а щ и х с я ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

ф о р м и р у ю т

с п о с о б н о с т ь

к

о

б

у

ч

е

н

и

я

с а м о с т о я т е л ь н о м у

п о и с к у

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

у с в о е н и ю

н о в о й

и н ф о р м а ц и и ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

н о в ы х

з н а н и й

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

с п о с о б о в

д е й с т в и й ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

что составляет основу умения учиться.

П р о г р а м м а

к у р с а

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

р а з р а б о т а н а

н а

о

б

у

ч

е

н

и

я

основе

федерального

государственного

образовательного

стандарта

н а ч а л ь н о г о

о б щ е г о

о б р а з о в а н и я

в т о р о г о

п о к о л е н и я

с

о

б

у

ч

е

н

и

я

у ч е т о м

м е ж п р е д м е т н ы х

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

в н у т р и п р е д м е т н ы х

с в я з е й ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

л о г и к и

у ч е б н о г о

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

процесса,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

з а д а ч и

ф о р м и р о в а н и я

у

м л а д ш е г о

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

школьника умения учиться

Основная дидактическая идея курса может быть выражена следующей

формулой:

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

через

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

р а с с м о т р е н и е

ч а с т н о г о

к

о

б

у

ч

е

н

и

я

п о н и м а н и ю

о б щ е

-

с

в

о

й

с

т

в

а

г о

д л я

р е ш е н и я

ч а с т н о г о .

П р и

э т о м

р е б е н к у

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р е д л а г а е т с я

п о с т и ч ь

с у т ь

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р е д м е т а

ч е р е з

е с т е с т в е н н у ю

с в я з ь

м а т е м а т и к и

с

о

б

у

ч

е

н

и

я

о к р у ж а ю щ и м

м и р о м .

В с е

э т о

о з н а ч а е т ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

ч т о

з н а к о м с т в о

с

о

б

у

ч

е

н

и

я

т е м

и л и

и н ы м

м ат е м ат и ч е с к и м

п о н я т и е м

о с у щ е с т в л я е т с я

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

при

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

р а с с м о т р е н и и

ко н к р е т н о й

р е а л ь н о й

и л и

п с е в д о р е а л ь н о й

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

( у ч е б н о й )

с и т у а ц и и ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

соответствующий анализ которой позволяет обратить внимание ученика на

о

б

у

ч

е

н

и

я

с у т ь

д а н н о го

м ат е м ат и ч е с ко го

п о н я т и я .

В

с в о ю

о ч е р е д ь ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

такая

акцентуация

дает

возможность

добиться

необходимого

уровня

о б о б щ е н и й

б е з

м н о г о ч и с л е н н о г о

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

р а с с м о т р е н и я

ч а с т н о с т е й .

Н а к о н е ц ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

п о н и м а н и е

о б щ и х

з а к о н о м е р н о с т е й

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

з н а н и е

о б щ и х

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р и е м о в

р е ш е н и я

о т к р ы в а е т

у ч е н и к у

п у т ь

к

о

б

у

ч

е

н

и

я

в ы п о л н е н и ю

д а н н о г о

к о н к р е т н о г о

з а д а н и я

д а ж е

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

т о м

с л у ч а е ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

к о г д а

с

о

б

у

ч

е

н

и

я

т а к о г о

т и п а

з а д а н и я м и

е м у

н е

о

б

у

ч

е

н

и

я

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р и х о д и л о с ь

е щ е

с т а л к и в а т ь с я .

Л о г и к о

-

с

в

о

й

с

т

в

а

дидактической основой реализации первой части формулы является неполная

индукция,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

к о т о р а я

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

к о м п л е к с е

с

о

б

у

ч

е

н

и

я

ц е л е н а п р а в л е н н о й

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

с и с т е м а т и ч е с ко й

р а б о т о й

п о

ф о р м и р о в а н и ю

у

м л а д ш и х

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

ш к о л ь н и к о в

т а к и х

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р и е м о в

у м с т в е н н о й

д е я т е л ь н о с т и ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

как

о

б

у

ч

е

н

и

я

а н а л и з

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

синтез,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

сравнение,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

классификация,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

а н а л о г и я

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

обобщение,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р и в е д е т

у ч е н и к а

к

о

б

у

ч

е

н

и

я

самостоятельному

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

«открытию» изучаемого математического факта. Вторая же часть формулы

н о с и т

д е д у к т и в н ы й

х а р а к т е р

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

н а п р а в л е н а

н а

о

б

у

ч

е

н

и

я

формирование у учащихся умения конкретизировать полученные знания и

о

б

у

ч

е

н

и

я

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р и м е н я т ь

и х

к

о

б

у

ч

е

н

и

я

решению

поставленных

задач.

Отличительной

чертой

настоящего

курса

я в л я е т с я

з н а ч и т е л ь н о е

у в е л и ч е н и е

т о й

р о л и ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

которую

мы

отводим

изучению

геометрического

материала

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

и з у ч е н и ю

в е л и ч и н ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

что

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р о д и к т о в а н о

т о й

г р у п п о й

п о с т а в л е н н ы х

ц е л е й ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

к о т о р ы х

з а т р а г и в а е т с я

с в я з ь

м а т е м а т и к и

с

о

б

у

ч

е

н

и

я

окружающим миром. Без усиления этих содержательных линий невозможно

д о с т и ч ь

у к а з а н н ы х

ц е л е й ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

т а к

к а к

о

б

у

ч

е

н

и

я

р е б е н о к

в о с п р и н и м а е т

о к р у ж а ю щ и й

м и р ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р е ж д е

в с е г о ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

как

о

б

у

ч

е

н

и

я

с о в о к у п н о с т ь

р е а л ь н ы х

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

предметов,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

и м е ю щ и х

ф о р м у

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

величину.

И з у ч е н и е

ж е

а р и ф м е т и ч е с к о г о

м а т е р и а л а ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

о с т а в а я с ь

с т е р ж н е м

в с е г о

к у р с а ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

о с у щ е с т в л я е т с я

с

о

б

у

ч

е

н

и

я

в о з м о ж н ы м

п а р и т е т о м

т е о р е т и ч е с к о й

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р и к л а д н о й

с о с т а в л я ю щ и х ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

а

о

б

у

ч

е

н

и

я

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

вычислительном

плане

особое

внимание

уделяется

способам

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

технике

устных

вычислений.

Содержание

всего

курса

можно

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р е д с т а в и т ь

к а к

о

б

у

ч

е

н

и

я

взаимосвязанное

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

р а з в и т и е

п я т и

о с н о в н ы х

с о д е р ж а т е л ь н ы х

л и н и й :

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

арифметической,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

геометрической,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

величиной,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

алгоритмической

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

( о б у ч е н и е

р е ш е н и ю

з а д а ч )

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

информационной

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

( р а б о т а

с

о

б

у

ч

е

н

и

я

данными).

Что

же

касается

вопросов

алгебраического

характера,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

т о

о н и

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

р а с с м а т р и в а ю т с я

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

д р у г и х

с о д е р ж а т е л ь н ы х

л и н и я х ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

г л а в н ы м

о б р а з о м

с

в

о

й

с

т

в

а

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

а р и ф м е т и ч е с к о й

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

алгоритмической.

В

результате

изучения

курса

математики

обучающиеся

на

о

б

у

ч

е

н

и

я

у р о в н е

н а ч а л ь н о г о

о б щ е г о

о б р а з о в а н и я

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

с о о т в е т с т в и и

с

о

б

у

ч

е

н

и

я

Ф Г О С

Н О О :

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

-

с

в

о

й

с

т

в

а

должны

научится

использовать

начальные

математические

знания

для

о п и с а н и я

о к р у ж а ю щ и х

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

предметов,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

процессов,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

явлений,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

о ц е н к и

к о л и ч е с т в е н н ы х

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р о с т р а н с т в е н н ы х

о т н о ш е н и й ;

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

-

с

в

о

й

с

т

в

а

д о л ж н ы

о в л а д е т ь

о с н о в а м и

л о г и ч е с к о г о

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

а л г о р и т м и ч е с к о г о

м ы ш л е н и я ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р о с т р а н с т в е н н о г о

в о о б р а ж е н и я

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

м а т е м а т и ч е с к о й

р е ч и ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р и о б р е т у т

н е о б х о д и м ы е

в ы ч и с л и т е л ь н ы е

н а в ы к и ;

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

научатся

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р и м е н я т ь

м а т е м а т и ч е с к и е

з н а н и я

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р е д с т а в л е н и я

д л я

р е ш е н и я

у ч е б н ы х

з а д а ч ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р и о б р е т у т

н а ч а л ь н ы й

о п ы т

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р и м е н е н и я

м а т е м а т и ч е с к и х

з н а н и й

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

п о в с е д н е в н ы х

с и т у а ц и я х ;

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

получат

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р е д с т а в л е н и е

о

о

б

у

ч

е

н

и

я

ч и с л е

к а к

о

б

у

ч

е

н

и

я

р е з у л ь т а т е

с ч е т а

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

измерения,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

о

о

б

у

ч

е

н

и

я

десятичном

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р и н ц и п е

з а п и с и

ч и с е л ;

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

н а у ч а т с я

в ы п о л н я т ь

у с т н о

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

п и с ь м е н н о

а р и ф м е т и ч е с к и е

д е й с т в и я

с

о

б

у

ч

е

н

и

я

числами;

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

-

с

в

о

й

с

т

в

а

должны

научится

находить

неизвестный

компонент

арифметического

действия;

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

-

с

в

о

й

с

т

в

а

с о с т а в л я т ь

ч и с л о в о е

в ы р а ж е н и е

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

н а х о д и т ь

е г о

з н а ч е н и е ;

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

-

с

в

о

й

с

т

в

а

д о л ж н ы

н а к о п и т ь

о п ы т

р е ш е н и я

т е к с т о в ы х

з а д а ч ;

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

п о з н а к о м я т с я

с

о

б

у

ч

е

н

и

я

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р о с т е й ш и м и

г е о м е т р и ч е с к и м и

ф о р м а м и ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

научатся

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

распознавать,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

н а з ы в а т ь

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

и з о б р а ж а т ь

г е о м е т р и ч е с к и е

ф и г у р ы ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

о в л а д е ю т

с п о с о б а м и

и з м е р е н и я

д л и н

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

площадей;

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р и о б р е т у т

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

х о д е

р а б о т ы

с

о

б

у

ч

е

н

и

я

т а б л и ц а м и

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

д и а г р а м м а м и

в а ж н ы е

д л я

п р а к т и к о

-

с

в

о

й

с

т

в

а

о р и е н т и р о в а н н о й

м а т е м а т и ч е с ко й

д е я т е л ь н о с т и

у м е н и я ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

с в я з а н н ы е

с

о

б

у

ч

е

н

и

я

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

представлением,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

а н а л и з о м

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

и н т е р п р е т а ц и е й

д а н н ы х ;

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

-

с

в

о

й

с

т

в

а

смогут

научиться

извлекать

необходимые

данные

из

таблиц

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

диаграмм,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

з а п о л н я т ь

г о т о в ы е

ф о р м ы ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

объяснять,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

с р а в н и в а т ь

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

о б о б щ а т ь

и н ф о р м а ц и ю ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

д е л а т ь

в ы в о д ы

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

прогнозы.

В

результате

изучения

курса

математики

обучающиеся

на

о

б

у

ч

е

н

и

я

ступени начального общего образования овладеют основами логического и

о

б

у

ч

е

н

и

я

а л г о р и т м и ч е с к о г о

м ы ш л е н и я ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р о с т р а н с т в е н н о г о

в о о б р а ж е н и я

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

м а т е м а т и ч е с к о й

р е ч и ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

приобретут необходимые вычислительные навыки.

2 9

а п р е л я

2 0 1 4

г .

опубликован

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р и к а з

М и н о б р н ау к и

Р о с с и и

о т

3 1

м а р т а

2 0 1 4 г.

2 5 3

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

« О б

у т в е р ж д е н и и

ф е д е р а л ь н о г о

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п е р е ч н я

у ч е б н и к о в ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

р е к о м е н д у е м ы х

к

о

б

у

ч

е

н

и

я

использованию

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р о г р а м м

н а ч а л ь н о г о

о б щ е г о ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

о с н о в н о г о

о б щ е г о ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

с р е д н е г о

о б щ е г о

о б р а з о в а н и я » .

В

ф е д е р а л ь н ы й

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п е р е ч е н ь

у ч е б н и к о в

в к л ю ч а ю т с я

у ч е б н и к и ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

р е к о м е н д о в а н н ы е

Н а у ч н о

-

с

в

о

й

с

т

в

а

м е т о д и ч е с к и м

с о в е т о м

п о

у ч е б н и к а м ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

с о з д а в а е м ы м

М и н и с т е р с т в о м

о б р а з о в а н и я

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

н а у к и

Р о с с и й с к о й

Ф е д е р а ц и и ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

на

о

б

у

ч

е

н

и

я

основании положительных экспертных заключений по результатам научной,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

педагогической,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

общественной,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

э т н о к у л ь т у р н о й

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

р е г и о н а л ь н о й

э к с п е р т и з

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

отвечающие

определенным

требованиям. Перечень

утверждается

не

о

б

у

ч

е

н

и

я

р е ж е

ч е м

о д и н

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

р а з

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

три года.

На сегодня в

о

б

у

ч

е

н

и

я

федеральном

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

перечне

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

перечислены учебники,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

которые входят в

о

б

у

ч

е

н

и

я

следующие учебно -

с

в

о

й

с

т

в

а

методические комплексы:

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

«Школа России»,

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

«РИТМ»,

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

«Перспектива»,

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

«Начальная

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

школа XXI века»,

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

«Перспективная начальная

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

школа»,

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

«Планета знаний»,

Система Д. Б. Эльконина -

с

в

о

й

с

т

в

а

В. В. Давыдова,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

«Начальная инновационная

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

школа».

С у щ е с т в е н н о й

о с о б е н н о с т ь ю

в с е х

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

программ с т а л а

н а п р а в л е н н о с т ь

н а

о

б

у

ч

е

н

и

я

формирование

у учащихся

универс а льных

учебных

д е й с т в и й

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

(УУД) как

о

б

у

ч

е

н

и

я

о с н о в ы

у м е н и я

у ч и т ь с я ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

на

о

б

у

ч

е

н

и

я

в к л ю ч е н и е

д е т е й

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

у ч е б н у ю

д е я т е л ь н о с т ь

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р и

и з у ч е н и и

в с е х

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

школьных

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р е д м е т о в .

Г л а в н ы й

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р и н ц и п

м о д е р н и з а ц и и

у ч е б н и к о в

-

с

в

о

й

с

т

в

а

у с и л е н и е

о р и е н т и р о в а н и я

у ч е б н о г о

м а т е р и а л а ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

с п о с о б о в

е г о

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

представления,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

м е т о д о в

о б у ч е н и я

н а

о

б

у

ч

е

н

и

я

м а к с и м а л ь н о е

в к л ю ч е н и е

у ч а щ и х с я

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

учебную деятельность.

Т а к и м

о б р а з о м ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

все

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р о г р а м м ы

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

с и с т е м ы

о б у ч е н и я

н а п р а в л е н ы

н а

о

б

у

ч

е

н

и

я

д о с т и ж е н и е

р е з у л ь т а т о в

о б р а з о в а н и я ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

о п р е д е л е н н ы х

Ф Г О С

Н О О ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

реализацию

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

« К о н ц е п ц и и

д у х о в н о

-

с

в

о

й

с

т

в

а

нравственного

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

р а з в и т и я

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

воспитания

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

личности гражданина России».

О с н о в н а я

и д е я

У М К

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

« П е р с п е к т и в н а я

н а ч а л ь н а я

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

ш к о л а »

-

с

в

о

й

с

т

в

а

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

р а з в и т и е

к а ж д о г о

р е б е н к а

н а

о

б

у

ч

е

н

и

я

основе

педагогической

поддержки

его

индивидуальных

возрастных,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

п с и х о л о г и ч е с к и х

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

ф и з и о л о г и ч е с к и х

о с о б е н н о с т е й

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

у с л о в и я х

с п е ц и а л ь н о

о р г а н и з о в а н н о й

а у д и т о р н о й

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

внеурочной

деятельно сти.

В

этой

деятельно сти

ученик

к а к

о

б

у

ч

е

н

и

я

р а в н о п р а в н ы й

у ч а с т н и к

о б р а з о в а т е л ь н о г о

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р о ц е с с а

в ы с т у п а е т

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

р о л и

о б у ч а е м о г о ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

т о

с

в

о

й

с

т

в

а

обучающего,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

т о

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

р о л и

о р г а н и з а т о р а

э т о г о

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р о ц е с с а .

О б р а з о в а т е л ь н а я

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р о г р а м м а

к а ж д о г о

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р е д м е т а

У М К

б а з и р у е т с я

н а

о

б

у

ч

е

н

и

я

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

и н т е г р и р о в а н н о й

о с н о в е

с о д е р ж а н и я

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

о р г а н и з а ц и о н н ы х

ф о р м

а у д и т о р н ы х

з а н я т и й

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

в н е у р о ч н о й

д е я т е л ь н о с т и ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

о т р а ж а я

е д и н с т в о

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

ц е л о с т н о с т ь

н а у ч н о й

к а р т и н ы

м и р а

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

образовательной деятельности.

У М К

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

« П е р с п е к т и в н а я

н а ч а л ь н а я

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

школа»

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

с и с т е м н о

у ч и т ы ва е т

с о в р е м е н н ы е

о с о бе н н о с т и

у ч е б н о

с

в

о

й

с

т

в

а

воспитательного

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р о ц е с с а

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о й

н а ч а л ь н о й

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

школе.

Комплектность

УМК

обеспечивает

единство

его

установки

на

о

б

у

ч

е

н

и

я

формирование

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

л и ч н о с т н ы х

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

у н и в е р с а л ь н ы х

у ч е б н ы х

д е й с т в и й ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

обеспечивающих умение учиться.

К р о м е

т о г о ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

к

о

б

у

ч

е

н

и

я

к о м п л е к т н о с т и

о т н о с и т с я :

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

о б щ и й

п о д х о д

к

о

б

у

ч

е

н

и

я

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р о е к т н о й

д е я т е л ь н о с т и

у ч а щ и х с я ;

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

д е м о н с т р а ц и я

н е

о

б

у

ч

е

н

и

я

м е н е е

д в у х

т о ч е к

з р е н и я

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р и

о б ъ я с н е н и и

н о в о г о

м а т е р и а л а ;

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

в ы х о д

з а

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р е д е л ы

у ч е б н и к о в

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

з о н у

б л и ж а й ш и х

с л о в а р е й ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

справочников,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

о т с ы л о к

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

Интернет;

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

о б м е н

и н ф о р м а ц и е й

м е ж д у

у ч е б н и к а м и

п у т е м

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п е р е к р е с т н ы х

в з а и м н ы х

с с ы л о к ;

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

н а л и ч и е

с к в о з н о й

в н е ш н е й

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

интриги,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

г е р о и

к о т о р о й

с в е р с т н и к и

у ч а щ и х с я

с

в

о

й

с

т

в

а

б р а т

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

сестра

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

( М и ш а

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

М а ш а )

в ы с к а з ы в а ю т

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

р а з н ы е

т о ч к и

з р е н и я

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р и

р е ш е н и и

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р о б л е м н ы х

с и т у а ц и й ;

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

единая

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

система обозначений во всех учебникам УМК.

Проблемный

характер

изложения

уч ебных

текстов

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

у ч е б н и к а х

д о с т и г а е т с я

п о с р е д с т в о м :

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

-

с

в

о

й

с

т

в

а

д е м о н с т р а ц и и

н е

о

б

у

ч

е

н

и

я

м е н е е

д в у х

т о ч е к

з р е н и я

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р и

о б ъ я с н е н и и

н о в о г о

м а т е р и а л а ;

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

-

с

в

о

й

с

т

в

а

в ы х о д о м

з а

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р е д е л ы

у ч е б н и к а

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

з о н у

с л о в а р е й ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

с п р а в о ч н и к о в

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

Интернет;

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

-

с

в

о

й

с

т

в

а

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

с и с т е м о й

н а б л ю д е н и й ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

о п ы т н ы х

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

экспериментальных

исследований

явлений

окружающего

м и р а ;

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

-

с

в

о

й

с

т

в

а

с п е ц и а л ь н ы м

м е с т о п о л о ж е н и е м

в о п р о с о в

-

с

в

о

й

с

т

в

а

заданий,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

нац е л и в а ю щ и х

у ч е н и к о в

н а

о

б

у

ч

е

н

и

я

т в о р ч е с к у ю

р а б о т у

и с с л е д о в а т е л е й

-

с

в

о

й

с

т

в

а

о т к р ы в а т е л е й

з а к о н о м е р н о с т е й

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

правил;

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

-

с

в

о

й

с

т

в

а

и л л ю с т р а т и в н ы м

м а т е р и а л о м

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

(фотографии,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

таблицы,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

карты,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р о и з в е д е н и я

ж и в о п и с и

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

др.).

Система

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

разнообразных

форм

организации

учебной

деятельности

обеспечивается

м е ж п р е д м е т н ы м и

с в я з я м и с о д е р ж а н и я

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

спос о б о в

д е й с т в и й ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

н а п р а в л е н н ы х

н а

о

б

у

ч

е

н

и

я

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

личностное,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

социальное,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

познав а т е л ь н о е

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

коммуникативное

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

развитие детей.

Например,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

д л я

ф о р м и р о в а н и я

у

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

ш к о л ь н и к о в

о б щ е у ч е б н о г о

у м е н и я

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

«поиск

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

(

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р о в е р к а )

н е о б х о д и м о й

и н ф о р м а ц и и

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

с л о в а р я х

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

с п р а в о ч н и к а х »

н е д о с т а т о ч н о

т о г о ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

ч т о б ы

с л о в а р и

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

справочники

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

разного

толка

были

включены

во

все

учебники.

В

связи

с

о

б

у

ч

е

н

и

я

э т и м

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

у ч е б н и к а х

1 — 4

к л а с с о в

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

с и с т е м н о

с о з д а ю т с я

с и т у а ц и и ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

когда

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

прим е н е н и е

с л о в а р е й ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

справочников,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

И н т е р н е т а

д е й с т в и т е л ь н о

н еобходимо

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

(без их использования изучение нового материала или решение конкретной

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

проблемной ситуации невозможно).

С о д е р ж а н и е

у ч е б н и к о в ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

у ч и т ы в а я

п о т р е б н о с т и

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

и н т е р е с ы

с ов р е м е н н о г о

р е б е н к а ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р е д л а г а е т

е м у :

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

-

с

в

о

й

с

т

в

а

на

о

б

у

ч

е

н

и

я

в ы б о р

и с т о ч н и к и

д о п о л н и т е л ь н о й

и н ф о р м а ц и и ;

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

-

с

в

о

й

с

т

в

а

у ч а с т и е

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

р а б о т е

н а у ч н о г о

к л у б а ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р о е к т н у ю

д е я т е л ь н о с т ь ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

и л и

в ы х о д

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

Интернет

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

(внеурочная деятельность);

-

с

в

о

й

с

т

в

а

с о ц и а л ь н ы е

и г р ы

н а

о

б

у

ч

е

н

и

я

уроках

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

( р о л ь

к о н с у л ь т а н т а ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

экспериментатора,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

докладчика,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р е д с е д а т е л я

з а с е д а н и я

н а у ч н о г о

к л у б а

м л а дшего

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

ш к о л ь н и к а

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

др);

У ч е б н ы е

т е кс т ы

у ч е б н и ко в

ком п л е к т а

п о с т р о е н ы

с

о

б

у

ч

е

н

и

я

у ч е том

в о зм о ж н о с т и оценки

наличных

учебных

д о с т иже ний

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

(как

о

б

у

ч

е

н

и

я

учеником,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

т а к

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

у ч и т е л е м ) .

Э т о

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р е ж д е

в с е г о :

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

-

с

в

о

й

с

т

в

а

з а д а н и я

н а

о

б

у

ч

е

н

и

я

с а м о п р о в е р к у

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

взаимопроверку

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

( р а б о т а

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

парах);

-

с

в

о

й

с

т

в

а

з а д а н и я

п о в ы ш е н н о й

с л о ж н о с т и ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

о л и м п и а д н ы е

з а д а н и я ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

в с т у п и т е л ь н ы е

з а д а н и я

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

ко н т р ол ь н ы е

з а д а н и я

д л я

ч л е н о в

н ау чн о го

к л уб а

м л а д ш и х

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

школьников.

С т р у к т у р а

к а ж д о г о

у ч е б н и к а

о б е с п е ч и в а е т

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

р а з н о о б р а з и е

ф о р м

о р г а н и з а ц и и

у ч е б н о й

д е я т е л ь н о с т и

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

школьников

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

с и с т е м о й

с п е ц и а л ьн ы х

з а д а н и й ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

г д е

у ч е н и к

в ы с т у п а е т

т о

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

р о л и

о б у ч а е м о г о ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

т о

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

р о л и

о б у ч а ю щ е г о

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

(консультант,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

экспериментатор,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р е

д с

е

д а

т

е

л ь

)

, т о

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

роли организатора учебной деятельности классного коллектива.

К о н ц е п т у а л ь н ы е

п о л о ж е н и я

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

развивающей

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

л и ч н о с т н о

-

с

в

о

й

с

т

в

а

ориентированной

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

с и с т е м ы

о б у ч е н и я ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

с и с т е м н о

-

с

в

о

й

с

т

в

а

д е я т е л ь н о с т н ы й

п о д х о д

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

о б у ч е н и и

с о о т н е с е н ы

с

о

б

у

ч

е

н

и

я

требованиями

ФГОС

НОО.

Учебный

материал

излагается

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

д о с т у п н о й

ф о р м е ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

много

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

интересных

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

с и с т е м н ы х

з а д а н и й

н а

о

б

у

ч

е

н

и

я

ф о р м и р о в а н и е

У У Д .

У ч е б н ы е

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

м е т о д и ч е с к и е

п о с о б и я

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р е д с т а в л е н ы

с л е д у ю щ и м и

а в т о р а м и :

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

1.

О б у ч е н и е

г р а м о т е

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

письму. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.

2.

Р у с с к и й

я з ы к

М . Л . К а л е н ч у к ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

Н.А.Чуракова

3.

Литературное чтение. Н.А.Чуракова.

4.

Математика. Чекин А.Л.

5.

Окружающий мир. Федотова О.Н., Трафимова Г.В.

В

у ч е б н и к е

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

«Математика»

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

прослеживается

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

с и с т е м а

у п р а ж н е н и й

п о

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

развитию

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р о и з в о л ь н о с т и

в н и м а н и я

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

( з а к л ю ч и

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

к р а с н у ю

р а м к у ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

о б в е д и

с и н и м

к а р а н д а ш о м ) ,

п о

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

р а з в и т и ю

м е л к о й

м о т о р и к и

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

(

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

раскрась,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

обведи,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

н а р и с у й ) .

И м е ю т с я

з а д а ч и

п р а к т и ч е с к о г о

х а р а к т е р а

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

(нарисуй…,

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

продолжи…), творческого характера.

В

с о о т в е т с т в и и

с

о

б

у

ч

е

н

и

я

технологией

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р о б л е м н о г о

д и а л о г а ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

у ч е н и к и

н а

о

б

у

ч

е

н

и

я

у р о к е

у ч а с т в у ю т

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

с о в м е с т н о м

о т к р ы т и и

з н а н и й ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

о р и е н т и р у я с ь

н а

о

б

у

ч

е

н

и

я

цель,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

формулируемую

самими

учениками.

Имеется

достаточное

количество

заданий

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р о б л е м н о г о

х а р а к т е р а ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

требующие деятельностного подхода.

У М К

и м е е т

э к с п е р и м е н т а л ь н ы й

п о д х о д ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р о б л е м н ы й

х а р а к т е р ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

задания сделай сам.

Сочетание

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р о д у к т и в н ы х

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

р е п р о д у к т и в н ы х

м е т о д о в

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р и е м о в

о б у ч е н и я ;

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

коллективных,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

групповых,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

и н д и в и д у а л ь н ы х

ф о р м

р а б о т ы ;

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

создание условий для психологической комфортности.

С

у ч е т ом

в о з р а с т н ы х

о с о б е н н о с т е й

о бу ч а ю щ и хс я

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

с т р у к т у р у

у р о к о в

в к л ю ч е н

и г р о в о й

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

з а н и м а т е л ь н ы й

м а т е р и а л :

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

загадки,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

стихи,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

и г р ы

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

в е с е л ы е

з а д а ч и

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

с т и х а х .

У ч е б н и к и

о р и е н т и р о в а н ы

р а б о т а т ь

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

паре,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

группе,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

меняться ролями.

О с о б о е

м е с т о

у д е л я е т с я

д е я т е л ь н о с т н о м у ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

п р а к т и ч е с к о м у

с о д е р ж а н и ю

о б р а з о в а н и я ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

к о н к р е т н ы м

с п о с о б а м

д е я т е л ь н о с т и ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

применению

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р и о б р е т е н н ы х

з н а н и й

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

у м е н и й

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

реальных жизненных ситуациях.

О п и р а я с ь

н а

о

б

у

ч

е

н

и

я

навыки,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

п о л у ч е н н ы е

н а

о

б

у

ч

е

н

и

я

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р е д ы д у щ е м

у р о к е ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

учащиеся

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

р а с ш и р я ю т

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

закрепляют

свои

знания.

Задания

по

математике

нацелены

на

о

б

у

ч

е

н

и

я

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

р а з в и т и е

л о г и ч е с к о г о

м ы ш л е н и я ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

отработку

вычислительных

навыков.

Формирует

образное

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

л о г и ч е с к о е

м ы ш л е н и е ;

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р е д м е т н ы е

у м е н и я

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

навыки,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

н е о б х о д и м ы е

д л я

у с п е ш н о г о

р е ш е н и я

у ч е б н ы х

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

п р а к т и ч е с к и х

з а д а ч ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р о д о л ж е н и я

о б р а з о в а н и я ;

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

с т р е м л е н и е

и с п о л ь з о в а т ь

з н а н и я

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

повседневной жизни.

У М К

р е ш а е т

о б щ и е

з а д а ч и

г у м а н и т а р н о г о

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

развития:

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

в о с п и т а н и я

с о з н а н и я ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

с п о с о б н о г о

о б н а р у ж и в а т ь

с м ы с л

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

к р а с о т у

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

о к р у ж а ю щ е м

м и р е .

Р е ш а е т

з а д а ч и

м а т е м а т и ч е с к о г о

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

р а з в и т и я

р е б е н к а ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

у ч и т

л о г и ч е с к о м у

м ы ш л е н и ю ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

развивает зрительную память.

Р е ш а е т

о б щ и е

з а д а н и я

е с т е с т в е н н о

-

с

в

о

й

с

т

в

а

м а т е м а т и ч е с к о г о

ц и к л а

с о з н а т е л ь н о г о

о т н о ш е н и я

к

о

б

у

ч

е

н

и

я

о к р у ж а ю щ е й

д е й с т в и т е л ь н о с т и ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

п р а к т и ч е с к о е

в з а и м о д е й с т в и е

с

о

б

у

ч

е

н

и

я

о б ъ е к т а м и

ж и в о й

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

неживой

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

природы.

Учет индивидуальных особенностей

каждого ребенка выдвигает на

о

б

у

ч

е

н

и

я

п е р в ы й

п л а н

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р о б л е м у

с о о т н о ш е н и я

о б у ч е н и я

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

развития.

Д е й с т в и е

к о н т р о л я

ф о р м и р у е т с я

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

р а з н о о б р а з н ы х

ф о р м а х

о б у ч е н и я ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р е д л о ж е н н ы х

У М К

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

( з а д а н и я

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

т е т р а д я х

д л я

с а м о с т о я т е л ь н ы х

р а б о т ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

к л у б н а я

р а б о т а ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

тестирование).

З а д а н и я

н а п р а в л е н ы

н а

о

б

у

ч

е

н

и

я

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р и м е н е н и е

т е о р е т и ч е с к и х

з н а н и й

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

п р а к т и ч е с к о й

д е я т е л ь н о с т и .

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

(«Отгадай»,

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

«наклей»,

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

«вырежи»,

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

«соедини линиями»).

Т а к и м

о б р а з о м ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

данный УМК соответствует всем требованиям ФГОС НОО.

В

п е д а г о г и ч е с к о й

п р а к т и к е

п о д

м а л о к о м п л е к т н о й

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

ш к о л о й

п о д р а з у м е в а ю т

т а к у ю

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

школу,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

г д е

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

старших

классах

отсутствуют

параллели

тех

или

иных

классов

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

( м о ж е т

о т с у т с т в о в а т ь

ц е л ы й

к л а с с

и з

-

с

в

о

й

с

т

в

а

з а

т о г о ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

ч т о

н е т

у ч а щ и х с я

д а н н о г о

в о з р а с т а ) ,

а

о

б

у

ч

е

н

и

я

н а ч а л ь н ы е

к л а с с ы

о б ъ е д и н е н ы

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

к л а с с

-

с

в

о

й

с

т

в

а

к о м п л е к т .

П р и

э т о м

с

о

б

у

ч

е

н

и

я

к л а с с о м

-

с

в

о

й

с

т

в

а

к о м п л е к т о м

р а б о т а е т

о д и н

у ч и т е л ь .

М а л о к о м п л е к т н а я

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

ш к о л а

и м е е т

р я д

о с о б е н н о с т е й ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

к о т о р ы е

в л и я ю т

н е

о

б

у

ч

е

н

и

я

т о л ь к о

н а

о

б

у

ч

е

н

и

я

содержание,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

н о

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

на

о

б

у

ч

е

н

и

я

в ы б о р

с р е д с т в ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

ф о р м

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

методов обучения.

У ч е т

т о г о ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

ч т о

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

н а ш е й

с т р а н е

б о л ь ш о е

к о л и ч е с т в о

м а л о к о м п л е к т н ы х

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

школ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

п о т р е б о в а л

м а к с и м а л ь н о г о

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

р а з м е щ е н и я

м е т о д и ч е с к о г о

а п п а р а т а

н а

о

б

у

ч

е

н

и

я

страницах

учебника.

Развернутые

формулировки

заданий

вместе

с

о

б

у

ч

е

н

и

я

у к а з а н и е м

о р г а н и з а ц и о н н ы х

ф о р м

в ы п о л н е н и я

р а б о т ы

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

(самостоятельно,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

п а р е

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

т .

д . )

п о з в о л я ю т

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

ш к о л ь н и к у

д о с т а т о ч н о

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р о д о л ж и т е л ь н о е

в р е м я

н е

о

б

у

ч

е

н

и

я

о т в л е к а т ь

у ч и т е л я ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

к о т о р ы й

м о ж е т

б ы т ь

з а н я т

с

о

б

у

ч

е

н

и

я

д р у г о й

в о з р а с т н о й

г р у п п о й

у ч а щ и х с я .

М а л о к о м п л е к т н а я

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

школа вызвала необходимость создания единого образовательного поля для

у ч а щ и х с я

2

с

в

о

й

с

т

в

а

4

-

с

в

о

й

с

т

в

а

го классов.

В комплекте эту задачу решает единая для всех учебников комплекта

внешняя

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

и н т р и г а .

Э т о

п о з в о л я е т

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

школьникам

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

р а з н ы х

у ч е б н ы х

в о з р а с т о в ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

с и д я щ и м

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

о д н о м

п о м е щ е н и и ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

н а х о д и т ь с я

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

о д н о м

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

т о м

ж е

п о л е

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

интриги

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

( о б щ и е

г е р о и ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

к о т о р ы е

с

о

б

у

ч

е

н

и

я

н и м и

о б щ а ю т с я

н а

о

б

у

ч

е

н

и

я

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р о т я ж е н и и

4

-

с

в

о

й

с

т

в

а

х

л е т )

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

з а н и м а т ь с я

с х о д н ы м и

в и д а м и

у ч е б н о й

д е я т е л ь н о с т и

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

( и с п о л ь з о в а н и е

с л о в а р н о й

ч а с т и

у ч е б н и к а

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

к а ж д о м

к л а с с е

д л я

р е ш е н и я

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

разнообразных учебных задач).

М а л о ч и с л е н н а я

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

малокомплектная

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

школа

имеет

возможность

использовать

героев

учебников

для

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

« п о п о л н е н и я

к л а с с а » ,

п о с к о л ь к у

о н и

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

представляют собой еще несколько точек зрения.

И м е н н о

о р и е н т а ц и я

н а

о

б

у

ч

е

н

и

я

у ч а щ и х с я

м а л о к о м п л е к т н о й

н а ч а л ь н о й

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

ш к о л ы

п о б у д и л а

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

р а з р а б о т ч и к о в

к о м п л е к т а

с д е л а т ь

у п о р

н а

о

б

у

ч

е

н

и

я

п о в ы ш е н и е

р о л и

и

о

б

у

ч

е

н

и

я

с т а т у с а

с а м о с т о я т е л ь н о й

р а б о т ы

у ч а щ и х с я .

Н а

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р о т я ж е н и и

в с е х

4

-

с

в

о

й

с

т

в

а

х

л е т

о б у ч е н и я

п о

в с е м

б а з о в ы м

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

предметам

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

( р у с с к и й

я з ы к ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

л и т е р а т у р н о е

ч т е н и е ,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

математика,

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

о к р у ж а ю щ и й

м и р )

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

п р е д у с м о т р е н а

р а б о т а

у ч а щ и х с я

в

о

б

у

ч

е

н

и

я

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

о

н

н

ы

е

« Т е т р а д я х

д л я

с а м о с т о я т е л ь н о й

р а б о т ы »

н а

о

б

у

ч

е

н

и

я

печатной основе.



В раздел образования