Напоминание

"Театральная деятельность, как метод разностороннего развития детей дошкольного возраста"


Автор: Ягодкина Елизавета Павловна
Должность: воспитатель/педагог до
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР ДС №18 "Теремок"
Населённый пункт: город Юрга, Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: "Театральная деятельность, как метод разностороннего развития детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Театральная деятельность,

как метод разностороннего развития детей дошкольного возраста

(статья по обобщению личного педагогического опыта)

Ягодкина Е.П., воспитатель

высшей кв. категории

МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок»

Театральная

деятельность

является

самым

распространенным

видом детского творчества, так как она близка и понятна детям старшего

дошкольного

возраста,

глубоко

лежит

в

его

природе

и

находит

свое

отражение стихийно, потому что связана с игрой.

Свои

фантазии,

воображения,

впечатления

из

ближнего

окружения

детям старшего дошкольного возраста хочется воплотить в живые образы и

действия. Именно через театральную деятельность им легче погружаться в

мир фантазии. Кроме этого театральной деятельностью требует от детей

старшего дошкольного возраста решительности, систематичности в работе,

трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У них

развивается

умение

комбинировать

образы,

интуиция,

смекалка

и

изобретательность, способность к импровизации.

Театральная деятельность, выступления перед зрителями способствуют

реализации

творческих

сил

и

духовных

потребностей

детей

старшего

дошкольного возраста, раскрепощению и повышению самооценки.

Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берут

на себя дети, помогает им продемонстрировать сверстникам свою позицию,

знания, умения, навыки (далее по тексту ЗУН).

Через

театральную

деятельность

осуществляется

эмоциональное

развитие:

-

дети

старшего

дошкольного

возраста

знакомятся

с

чувствами,

настроениями героев;

- дети старшего дошкольного возраста осваивают способы их внешнего

выражения, осознают причины того или иного настроя.

Велико значение театральной деятельности и для речевого развития

детей

старшего

дошкольного

возраста

(совершенствование

диалогов

и

монологов, освоение выразительности речи).

Технология

А.

В.

Щеткина

раскрывает

содержание

и

особенности

организации

театральной

деятельности

в

дошкольном

образовательном

учреждении.

Проблеме

создания

в

дошкольном

образовательном

учреждении

кукольного театра раскроется в технологии Н. Ф. Сорокиной.

Работая по данной проблеме педагогам дошкольных образовательных

учреждений

необходимо

определить

цель:

формирование

творческой

личности детей старшего дошкольного возраста средствами театрально -

игровой

деятельности.

Для

достижения

цели

необходимо

выполнить

следующие задачи:

- побуждать интерес к театрально – игровой деятельности;

- создать развивающие предметно - пространственные условия;

- активизировать познавательно - исследовательский интерес у детей

старшего дошкольного возраста.

- развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность,

находчивость, фантазию, воображение;

- формировать умение передавать мимикой, позой, жестом, движением

основные эмоции;

-

развивать

дикцию

на

материале

чисто

говорок,

скороговорок,

стихотворений;

-

воспитывать

доброжелательность

во

взаимоотношениях

со

сверстниками.

Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает

устойчивый

интерес

к

художественным,

литературным

произведениям,

театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания,

побуждает к созданию новых образов.

Используя

в

работе

с

детьми

старшего

дошкольного

возраста

театрализованные

игры,

я

основываюсь

на

представлениях

выдающегося

русского педагога-психолога Л.С. Выгодского:

«Не

следует

забывать,

что

основной

закон

детского

творчества

заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в

продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются

в творческом воображении и его воплощении»

Важнейшим в театрализованных играх является процесс репетиций,

процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат.

Таким образом, репетиции, индивидуальная (подгрупповая) работа над

этюдами не менее важны, чем спектакль, так как вся работа по театрально -

игровой деятельности начинается с этюдных тренажей.

Этюдный тренаж – это работа актера над собой. Она помогает детям

старшего дошкольного возраста развивать память, внимание, воображение,

умение двигаться на сцене, общаться с партнерами.

Хочу заметить, что работу над этюдами на выразительность жеста

необходимо начинать с детьми трехлетнего возраста, используя колыбельные

песенки, пестушки.

Образы,

создаваемые

в

колыбельных

песнях

конкретны,

близки

и

понятны

детям

с

момента

рождения

(“Баю

бай“,

“Котенька–коток”,

“Гуленьки”…).

Исследования

современных

ученых

показывают,

что

колыбельные

песни вызывают у детей чувство психологической защищенности, оказывая

на него тем самым терапевтическое воздействие.

Для работы над этюдами на выражение основных эмоций используйте

русские народные прибаутки (“Как у нашего-то Вани”, “У пчелки хвори”),

потешки

(“Мышка,

мышка,

что

не

спишь”,

“Ах,

не

плачь,

не

плачь”).

Потешки и прибаутки, главными героями которых являются животные и

птицы, помогают активизировать речь детей, побуждать их к высказываниям.

Народные

потешки

используются

в

пальчиковых

играх,

которые

развивают мелкие мышцы пальцев, что способствует развитию речи ребенка.

Играя вместе со взрослыми ребенок овладевает ценными навыками общения.

Разыгрывание различных ситуаций с пальчиковыми куклами, которые ведут

себя как люди, развивает воображение ребенка.

Для

детей

второй

младшей

и

средней

групп

самый

простой

и

доступный

театр

это

театр

кукол

на

столе.

Чтобы

создать

повод

для

возникновения театрально - игровой деятельности необходимо предложить

мелкие игрушки или предметы заменители.

Важно также научить детей младшего, среднего возраста некоторым

способам

игровых

действий

по

образцу,

для

этого

используйте

показ

действий педагогом.

На пятом году жизни дети способны в своем познании окружающего

выходить за пределы того, с чем непосредственно сталкиваются сами.

Еще

одна

особенность

детей

старшего

дошкольного

возраста

способность

откликаться

на

образную

сторону

художественного

произведения.

Поэтому

в

этом

старшем

дошкольном

возрасте

важно

учить

детей

объединить кукольный спектакль и театрализованную игру в единое целое.

Этот вид деятельности интересен тем, что одновременно одна часть детей

играет с театральными куклами, а другая в качестве актеров.

Не уверенных в себе детей старайтесь вовлечь в кукольный театр, так

как кукла для них является ширмой, за которую они стремятся спрятаться в

стрессовой ситуации (выступление перед зрителями).

Начинать обучение приемам кукловождения легче всего с театра ложек

в средней группе. Кукла, изготовленная из деревянной ложки, легка и удобна

в управлении. Дети берут игрушку за ручку и поднимает ее вверх.

Рука спрятана под юбочкой куклы. Внешняя сторона ложки, на которой

нарисовано лицо персонажа, повернута к зрителям. Дети приводят руку –

ложку в движение легким покачиванием из стороны в сторону. Такая кукла

может легко двигаться по ширме, «разговаривать» с другой куклой, весело

плясать, поворачиваясь из стороны в сторону.

Знакомя детей старшего дошкольного возраста с верховыми куклами на

гапите,

необходимо

объяснить

им

основные

приемы

кукловождения,

познакомить с театральной ширмой.

Необходимо передать походку персонажа. Если на сцене находится дед

или баба, то движутся они медленно, размерено. Если кукла изображает

зайца, то он легко скачет, медведь идет вперевалочку, покачиваясь из стороны

в сторону. Выходить и уходить кукла должна постепенно. Когда игрушки

“разговаривают”, то слегка движется та кукла, которая в данный момент

“говорит”.

Другая

же

в

этот

момент

внимательно

“слушает”,

на

время

прекращая любое движение.

Навыки кукловождения верховых кукол на гапите ребенок осваивает

постепенно. В этом ему помогут этюды с куклами на театральной ширме.

Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил

дошкольник, полезны и интересны детям среднего дошкольного возраста.

Усложнение

касается

текстов,

которые

отличаются

более

сложным

содержанием,

наличие

смыслового

и

эмоционального

подтекстов,

интересными

образами

героев,

оригинальными

языковыми

средствами.

Пальчиковый

театр

чаще

используется

в

самостоятельной

деятельности,

когда

дети

импровизирует

на

основе

знакомых

стихов

и

потешек,

сопровождая свою речь несложными действиями.

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление,

самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. В театральной

игре

дети

учатся

ориентироваться

в

пространстве,

строить

диалог

с

партнером на заданную тему, развивать способность произвольно напрягать и

расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей.

Театр в жизни детей - это праздник (сказка), всплеск эмоций. Дети

старшего

дошкольного

возраста

сопереживают,

сочувствуют,

мысленно

«проживает» с героем весь его путь.

В

процессе

игры

в

театр

развиваются

и

тренируются

память,

мышление,

воображение,

фантазия,

выразительность

связной

речи,

координируются движения.

Необходимо играть с детьми в театральные игры:

«Насос и надувная игрушка», «Воображаемое путешествие», «Полет на

луну», «Ходим кругом».

Скороговорка - это тоже веселая игра но, словесная.

Абсолютно любую скороговорку можно пропеть, главное - подобрать к

каждой в отдельности «свою» мелодию.

Особенно детям нравится петь, изображая известных животных. Здесь

очень много вариантов: например, как медведь (грубым голосом), или как

лисичка (хитро и лукаво), или как мышка (писклявым голосом), или как

котенок (ласково и нежно).

Важно предоставить детям возможность самим решить, какое животное

они будут изображать следующим. Подобная работа тренирует память детей

дошкольного

возраста,

раскрывает

личностный

творческий

потенциал,

повышает настроение детей.

Ритмопластика включает

в

себя

комплексные

ритмические,

музыкальные,

пластические

игры

и

упражнения,

призванные

обеспечить

развитие естественных психомоторных способностей дошкольников.

Для того чтобы развить у детей умение реагировать на команду или

музыкальный

сигнал,

запомнить

заданную

позу

и

образно

передать

ее,

развить

способность

искренне

верить

в

любую

воображаемую

ситуацию

используйте такие игры, как:

«Где мы были, мы не скажем», «Тень», «Глухой телефон», «Животные

во дворе», «Угадай эмоцию».

Эмоции

воздействуют

на

все

компоненты

познания:

на

ощущение,

восприятие, воображение, память, мышление.

Для

психического

здоровья

детей

необходима

сбалансированность

эмоций, поэтому при воспитании эмоций важно не просто научить детей

стимулировать

себя

в

процессе

волевого

действия

с

помощью

положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно

возникающих в процессе деятельности, так как невозможно представить себе

какую-то деятельность без неудач, ошибок и срывов.

Для того чтобы снизить агрессивность детей старшего дошкольного

возраста,

развить

способность

ощущать

близость

и

тепло

другого,

тренировать

умение

выражать

эмоции

мимикой

используйте

игры

«Приветствие», «На что похоже твое настроение сегодня», «Облака».

Культура и техника речи объединяет игры и упражнения, направленные

на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Речевое дыхание - это основа звучащей речи, источник образования

звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное

усвоение

звуков,

способно

изменить

силу

их

звучания,

помогает

верно,

соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость. Правильное

использование дыхания в речи заключается:

во - первых, в экономном и равномерном расходовании воздуха;

во-вторых, в своевременном и незаметном наполнении запаса его (на

паузах).

Цель

дыхательных

упражнений

-

увеличить

объем

дыхания,

нормализовать

его

ритм,

выработать

плавный,

длительный,

экономный

выдох.

Предлагайте

детям

старшего

дошкольного

возраста

игры

и

упражнения на развитие речевого дыхания:

«Цветочек», «Игра со свечой», «Космонавты».

В

теплое

время

года

игры

на

дыхание

целесообразно

включать

в

прогулки.

Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно

передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу

голоса, темп речи).

Театрально

-

игровая

деятельность

должна

сочетать

как

можно

больше средств и способов развития творческих и речевых способностей

детей старшего дошкольного возраста.

Интонация включает в себя несколько акустических компонентов: тон

голоса,

его

тембр,

сила

звучания

голоса,

паузы,

словесное

логическое

ударение, темп речи.

Интонация

организует

смысловую

сторону

речи

при

помощи

логических интонаций - повествования, перечисления, выделении ударных

слов,

изменения

темпа

речи.

Предлагайте

детям

старшего

дошкольного

возраста разнообразные игры на развитие речевого слуха, голоса, а также

словесные игры на развитие связной речи, творческой фантазии.

Направление

«Основы

театральной

культуры»

познакомит

детей

старшего

дошкольного

возраста

с

элементарными

понятиями,

профессиональной терминологией театрального искусства. Беседуя с детьми

о театре, знакомьте детей с профессиональной терминологией, используйте

наглядный материал: афиши, рекламы, фотографии (различные театры, сцены

из спектакля), рассказывайте о людях различных профессий, работающих в

театре.

Просмотрев любой театр с детьми, предлагайте детям такие вопросы

для обсуждения:

- что больше всего понравилось в спектакле и почему?

- изменилось ли твое настроение во время спектакля, когда появлялись

разные герои?

- как ты думаешь почему?

Эти

вопросы

должны

подтолкнуть

детей

к

более

глубокой

оценке

театрального

действия,

которая

достигается

через

сравнительную

характеристику персонажей, их внешних данных, понимание используемых

актерами образных средств, соответствия декораций теме спектакля и др.

После

просмотра

спектакля

предложите

детям

нарисовать

героев

спектакля, которые понравились или не понравились.

В

результате

дети

старшего

дошкольного

возраста

постепенно

начинают оценивать не только сам образ (хороший - плохой) но и способы

его

театрального

воплощения,

соответствие

средств

выразительности

внутренней характеристике героя.

Кроме

конкретных

знаний,

обеспечивающих

определенный

уровень

представлений о театре и устойчивый интерес к нему, необходимо дать детям

и этические представления, познакомить с культурой поведения в театре.

Обсуждайте с детьми следующие проблемы:

Какие существуют правила поведения в театре?

Кто их должен соблюдать и почему?

Можно ли опаздывать к началу спектакля?

Можно ли разговаривать во время действия, есть, шуршать конфетными

обертками?

Как выразить свою благодарность артистам за их труд и доставленное

ими удовольствие?

После бесед на эти темы разыгрывайте ситуации, в которых они могли

бы оказаться, например:

Представь, что спектакль уже начался, а ты не можешь найти свое

место.

Как бы ты поступил?

Представь,

что

во

время

спектакля

ты

начал

кашлять.

Что

бы

ты

сделал?

Как быть с мороженым, если ты не успел его съесть, а последний

звонок уже прозвенел?

Тебя угостили конфеткой, но действие уже началось?

Таким образом, работа по ознакомлению с театром и формированию

знаний

о

нем,

кроме

приобщения

детей

к

одному

из

древнейших

и

прекрасных

видов

искусства,

способствует

умственному

(расширение

представлений

о

театральном

искусстве),

эстетическому

(эмоциональное

отношение к этому виду искусства) и нравственному (правила поведения в

театре) воспитанию.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в

себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем - от этюдов

к рождению спектакля. Большое значение придается распределению ролей в

спектакле.

Не

всегда

все

проходит

гладко,

часто

бывает

несколько

претендентов на одну роль. Старайтесь проявить такт, чтобы не обидеть

ребенка, не подавить в нем желание к творчеству, не вызвать неуверенность в

себе. В таких случаях на каждую роль назначаются дублеры.

Особое внимание обращайте на выразительность и самостоятельность

исполнения роли.

Причем

при

разучивании

движений

перед

детьми

старшего

дошкольного возраста ставится задача, требующая творческой инициативы:

придумать свои движения, жесты, мимику, передающие сущность характера

героя. Это дает возможность каждому двигаться естественно, не связывать

себя рамками заученных жестов.

Поощряйте смелость и инициативу «артистов» в поисках сценических

«находок».

Детям старшего дошкольного возраста нравятся такие задания, и даже

пассивные дети начинают проявлять творчество.

Обязательно

один

раз

в

неделю

необходимо

выделять

время

для

самостоятельной художественно- речевой деятельности, где все полученные

знания будут применены.

Старший дошкольный возраст - период расцвета режиссерской игры,

которая становится полноценной совместной деятельностью. Содержанием

игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с

событиями из мультфильмов, книг. В процессе игры в театр развиваются и

тренируются память, мышление, воображение, фантазия, выразительность

речи и движений. Для хорошей игры на сцене необходимо знать элементы

актерского мастерства.

Элементы

актёрского

мастерства

нужно

осваивать

в

процессе

подготовки спектакля.

Воображение

играет

важную

роль

во

всех

областях

человеческой

деятельности.

Творческая

деятельность

актера

возникает

и

проходит

на

сцене

в

плоскости

воображения

жизни,

созданной

фантазией,

художественным вымыслом).

Задача артиста заключается в том, чтобы превратить вымысел пьесы в

художественную

сценическую

быль.

Все

это

артист

должен

дополнять

вымыслом и воображением.

Развивая способность детей дошкольного возраста искренне верить в

любую

воображаемую

ситуацию

используя

театрализованные

игры

и

игровые упражнения.

Одним

из

элементов

актерского

мастерства

является

сценическое

внимание. Под влиянием жизненного опыта у человека вырабатывается или

воспитывается длительность и устойчивость внимания. И если то или иное

приспособление

внимания

становится

привычным,

оно

совершается

автоматически. Чем же отличается сценическое внимание от внимания в

повседневной

жизни

человека?

Внимание

нужно

артисту

во

время

пребывания на сцене. Нужно быть внимательным во время своих реплик,

поддерживать внимание во время пауз; особого внимания требуют реплики

партнера.

Развивайте

у

детей

зрительное

внимание,

слуховое

внимание,

осязательное внимание, общее внимание с помощью упражнений «Зеркало»,

«Тень», «Вороны и воробьи» и др.

Сценическая наивность поддерживает веру артиста в действительность

и важность того, что происходит на сцене, в естественность того, что он

ощущает.

Наивность

-

это

умение

непосредственно,

без

рассуждения

воспринимать впечатления и жить ими. Чем больше наивности в актере, тем

больше чувства веры, тем легче ему будет поверить сценической обстановке,

забыть

условности

театра,

парализующие

веру

в

действительность

происходящего на сцене.

Для того чтобы развить сценическую наивность, необходимо вести

жизненные

наблюдения.

Особенно

наглядно

можно

видеть

проявление

наивности у детей, когда они искренне и глубоко изображают в своих играх

маму,

папу,

шофера,

летчика,

строителя,

парикмахера,

веря

во

все

условности, как в действительность.

Чувство

наивности

дает

им

свободу

богатого

вымысла,

смелых

действий. Но попробуйте остановить играющих детей и сказать им, что все

это неправда, что комната - это не парикмахерская, или разуверить ребенка в

том, что он никакой не парикмахер. Творчество детей или прервется, или

совсем погаснет. Рассудочность убивает чувство наивности как у детей, так и

у взрослых. Наивность может ужиться с умом, но не с рассудочностью,

самокритичностью.

Это,

конечно,

не

значить,

что

актер

не

должен

анализировать

и

критиковать

себя

и

свое

исполнение

роли.

Он

должен

обязательно делать это, но вовремя и в меру, до и после, но только не в ходе

спектакля,

ведь

во

время

спектакля

надо

действовать,

жить

для

своих

партнеров, верить и быть наивным.

Эмоциональная

память

ярко

и

живо

воспроизводит

те

или

иные

пережитые чувства и все, что связано с ними по ассоциации. Эмоциональная

память крайне необходима в творчестве ребенка, так как на сцене он живет

повторными чувствами, ранее пережитыми, знакомыми ему по жизненному

опыту.

Материалом

для

эмоциональной

памяти

могут

быть

не

только

собственные переживания, но и впечатления, чувствования и восприятия,

которые мы черпаем из окружающей жизни, из книг, из искусства, а главным

образом - из общения с людьми, из наблюдений их жизни.

Кроме

повторных

переживаний

существуют

повторные

ощущения.

Они

вызываются

памятью

пяти

чувств

(зрение,

слух,

вкус,

обоняние и осязание). Органы чувств оказывают влияние на воспоминания

эмоциональной памяти. По ходу действия той или иной пьесы актеру часто

приходится и есть, и пить, а ему подают бутафорские кушанья. И при этом

надо сыграть так, чтобы зритель поверил, что на столе все настоящее. А

запахи? Актеру по ходу пьесы надо говорить, например, что чудесно пахнет

сеном,

цветами

и

т.

д.

Предлагайте

детям

упражнения

на

повторные

ощущения, на вызов повторных воспоминаний.

Практическая работа с детьми старшего дошкольного возраста

над элементами актерского мастерства показывает, что их интерес к занятиям

значительно возрастает в процессе игры.

Без

привлечения

родителей,

полного

их

взаимопонимания

по

организации занятий театральной деятельностью не обойтись.

Ведь именно в семье у детей зарождаются и начинают складываться

различные

интересы

и

способности.

Поэтому

отсутствие

единства

и

согласованности в действиях воспитателей и родителей является серьезным

препятствием в формировании гармоничной творческой личности.

Знакомим

родителей

(законных

представителей)

с

работой

по

театрально - игровой деятельности через:

- родительские встречи, семинары, практикумы, мастер классы;

- показ театрализованных игр, игровых упражнений;

- чтение стихов;

- буклеты, индивидуальные и групповые консультации.

Обращаем внимание на наиболее благоприятные условия творческого

развития

детей

в

семье.

Прежде

всего,

это

уважительное

отношение

к

интересам детей, как бы просты и наивны они не были.

Тактично обращаем внимание родителей на то, что нельзя безразлично

относиться к любому проявлению творчества детей; критиковать детские

рисунки, поделки; навязывать им свое видение мира и понимание искусства;

выбрасывать детские работы, особенно в присутствии малышей.

Работа с родителями (законными представителями) в основном

осуществляется индивидуально, применительно к условиям и возможностям

конкретной семьи.

Родители (законных представителей) совместно с детьми изготовили

костюмы, атрибуты к спектаклю, ширму для кукольного театра.

В

заключении

хочу

отметить,

что

занятия

театрально

-

игровой

деятельностью

и

частые

выступления

на

сцене

перед

зрителями

способствуют

реализации

творческо

-

духовных

потребностей

детей,

раскрепощению

и

повышению

самооценки.

Если

педагог

использует

в

образовательно

воспитательной

деятельности

театрализованные

игры,

игровые упражнения, работает над спектаклем, то дети:

- ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь по площадке;

- свободно и естественно выполняют простые физические действия;

- владеют комплексом артикуляционной гимнастики;

-

умеют

действовать

в

предлагаемых

обстоятельствах

с

импровизированным текстом на заданную тему;

-показывают три - четыре пальчиковые гимнастики, эмоциональное

состояние героя мимическими и пантомимическими средствами;

-

выразительно

читают

наизусть

стихотворный

текст,

расставляя

логические ударения;

- четко произносят в разных темпах пять - шесть скороговорок;

-

произносят

одну

и

ту

же

фразу

или

скороговорку

с

разными

интонациями, разной силой голоса;

- умеют составлять диалог между сказочными героями.

Используемые источник

Балакирева Т. Эмоции и дети[Текст] / Т. Балакирева // Дошкольное

Воспитание.- 2005-№1.с.65- 70.

Кильмяшкина

Т.

Азбука

скороговорок

[Текст]

/

Т.

Кильмяшкина

//

Обруч.- 2008- №5.с 30- 32.

Сорокина Т. Я. Начало счастливого дня [Текст] / Т. Я. Сорокина //

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения.- 2007.- №5.с.11-13.

Солнцева

О.

Играем

в

сюжетные

игры

[Текст]

/

О.

Солнцева

//

Дошкольное Воспитание.- 2005- №4.с.33-37.

Сорокина

Н.

Ф..

Играем

в

кукольный

театр:

Программа

“Театр-

творчество-

дети”

Н.

Ф.Сорокина,

Л.Г.

Миланович:

Пособие

для

воспитателей,

педагогов

дополнительного

образования

и

музыкальных

руководителей детских садов.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: АРКТИ, 2002.

Щеткин А.В.. Театральная деятельность в детском саду. Под ред. О. Ф.

Горбуновой.- М.: Мозаика- Синтез, 2007

Щеткин А. В.. Театральная деятельность в детском саду.- М.: Мозаика-

Синтез, 2007.



В раздел образования