Автор: Ковальчук Светлана Адамовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №46 Населённый пункт: г. Сургут, Тюменской области Наименование материала: Проект Тема: "Особенности толерантности первоклассников" Раздел: начальное образование
первоклассников»
Ученицы 1«г» класса
Ученицы 1«г» класса
Черненко Глории
Черненко Глории
Научный руководитель: Ковальчук С.А.
Научный руководитель: Ковальчук С.А.
Школьная научно-практическая конференция
Анализ литературных источников:
Анализ литературных источников:
Современная политическая
Современная политическая
ситуация в России показывает,
ситуация в России показывает,
что проблема межэтнических
что проблема межэтнических
отношений неизменно остается
отношений неизменно остается
одной из самых сложных и
одной из самых сложных и
трудно регулируемых
трудно регулируемых
Понятие
Понятие
толерантности
толерантности
определяется
определяется
на основе «Декларации принципов толерантности»
на основе «Декларации принципов толерантности»
(ЮНЕСКО, 1995) как:
(ЮНЕСКО, 1995) как:
•
Ценность и социальная норма гражданского общества,
Ценность и социальная норма гражданского общества,
проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества
проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества
быть различными;
быть различными;
•
Обеспечение устойчивой гармонии и конструктивного
Обеспечение устойчивой гармонии и конструктивного
взаимодействия между различными социальными группами;
взаимодействия между различными социальными группами;
•
Уважение к разнообразию различных мировых культур,
Уважение к разнообразию различных мировых культур,
цивилизаций и народов;
цивилизаций и народов;
•
Готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми,
Готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми,
различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и
различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и
верованиям;
верованиям;
•
Навыки эффективного межкультурного взаимодействия
Навыки эффективного межкультурного взаимодействия
На разных языках в зависимости от
На разных языках в зависимости от
исторического опыта народов общее
исторического опыта народов общее
содержание понятия толерантности имеет
содержание понятия толерантности имеет
различные смысловые оттенки:
различные смысловые оттенки:
•
В
В
английском языке
английском языке
толерантность – готовность и
толерантность – готовность и
способность без протеста воспринимать личность или
способность без протеста воспринимать личность или
вещь;
вещь;
•
Во
Во
французском
французском
– уважение свободы другого, его образа
– уважение свободы другого, его образа
мысли, поведения, политических и религиозных взглядов;
мысли, поведения, политических и религиозных взглядов;
•
В
В
китайском
китайском
– быть толерантным значит позволять,
– быть толерантным значит позволять,
допускать, проявлять великодушие в отношении других;
допускать, проявлять великодушие в отношении других;
•
В
В
арабском
арабском
толерантность – это прощение, снисхождение,
толерантность – это прощение, снисхождение,
мягкость, снисходительность, сострадание,
мягкость, снисходительность, сострадание,
благосклонность, терпение… расположенность к другим;
благосклонность, терпение… расположенность к другим;
•
В
В
персидском
«Толерантность
— терпимость к иного рода
— терпимость к иного рода
взглядам, нравам, привычкам. Толерантность
взглядам, нравам, привычкам. Толерантность
необходима по отношению к особенностям
необходима по отношению к особенностям
различных народов, наций и религий. Она
различных народов, наций и религий. Она
является признаком уверенности в себе и
является признаком уверенности в себе и
осознания надежности своих собственных
осознания надежности своих собственных
позиций, признаком открытого для всех
позиций, признаком открытого для всех
идейного течения, которое не боится
идейного течения, которое не боится
сравнения с другими точками зрения и не
сравнения с другими точками зрения и не
избегает духовной конкуренции»
избегает духовной конкуренции»
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Толерантность
Толерантность
Цель исследования:
Цель исследования:
•
Изучение особенностей
Изучение особенностей
толерантности учеников
толерантности учеников
1«г» класса
1«г» класса
В нашем исследовании мы
В нашем исследовании мы
больше внимания уделяли
больше внимания уделяли
•
этнической толерантности,
этнической толерантности,
которая
которая
понимается как
понимается как
отсутствие негативного
отсутствие негативного
отношения к иной этнической культуре,
отношения к иной этнической культуре,
а точнее - наличие позитивного образа
а точнее - наличие позитивного образа
иной культуры при сохранении
иной культуры при сохранении
позитивного восприятия своей
позитивного восприятия своей
собственной
собственной
Задачи исследования:
Задачи исследования:
•
изучение литературных источников по
изучение литературных источников по
теме исследования;
теме исследования;
•
изучение характера личностных
изучение характера личностных
взаимоотношений первоклассников;
взаимоотношений первоклассников;
•
изучение отношения первоклассников к
изучение отношения первоклассников к
лицам иной национальности.
лицам иной национальности.
Предмет исследования:
Предмет исследования:
•
особенности отношений
особенности отношений
первоклассников к лицам
первоклассников к лицам
другой национальности
другой национальности
Объект исследования:
Объект исследования:
•
ученики 1 «г» класса МБОУ
ученики 1 «г» класса МБОУ
СОШ №46 с углубленным
СОШ №46 с углубленным
изучением отдельных
изучением отдельных
предметов
предметов
Гипотеза:
Гипотеза:
•
Мы предполагаем, что национальная
Мы предполагаем, что национальная
принадлежность не влияет на характер
принадлежность не влияет на характер
взаимоотношений между
взаимоотношений между
первоклассниками.
первоклассниками.
•
Мы считаем, что большая часть
Мы считаем, что большая часть
учеников 1 «г» класса обладают
учеников 1 «г» класса обладают
этнической толерантностью.
этнической толерантностью.
Методы исследования:
Методы исследования:
•
«Анкета изучения
«Анкета изучения
терпимости учеников
терпимости учеников
1 класса»
1 класса»
Результаты
Результаты
исследования:
исследования:
Вопрос №1
Вопрос №1
Вопрос №2
Вопрос №2
Вопрос №3
Вопрос №3
Вопрос №4
Вопрос №4
Вопрос №5
Вопрос №5
Вопрос №6
Вопрос №6
Выводы:
Выводы:
•
Большинство ребят нашего класса
Большинство ребят нашего класса
(более 70%) одинаково
(более 70%) одинаково
доброжелательно относятся ко всем
доброжелательно относятся ко всем
своим одноклассникам.
своим одноклассникам.
•
Для большинства учащихся 1«г» класса
Для большинства учащихся 1«г» класса
национальность людей не имеет
национальность людей не имеет
значения (45,83%), а около 30%
значения (45,83%), а около 30%
уважают людей другой национальности.
уважают людей другой национальности.
Выводы:
Выводы:
•
Мнение учеников 1«г» класса в
Мнение учеников 1«г» класса в
отношениях к одноклассникам другой
отношениях к одноклассникам другой
национальности разделились: треть
национальности разделились: треть
класса относится к ним нормально,
класса относится к ним нормально,
вторая треть строит отношения по-
вторая треть строит отношения по-
разному – с некоторыми дружат, а с
разному – с некоторыми дружат, а с
некоторыми нет; еще одна треть
некоторыми нет; еще одна треть
учеников считает важным не
учеников считает важным не
национальность одноклассника, а то,
национальность одноклассника, а то,
чтобы с ним было интересно.
чтобы с ним было интересно.
Выводы:
Выводы:
•
Также для учеников 1 «г» класса не
Также для учеников 1 «г» класса не
имеет особого значения
имеет особого значения
национальность одноклассников,
национальность одноклассников,
пришедших в класс позже их.
пришедших в класс позже их.
•
Большая часть первоклассников сможет
Большая часть первоклассников сможет
дружить с ребятами другой
дружить с ребятами другой
национальности, которые учатся лучше
национальности, которые учатся лучше
других.
других.
Выводы
Выводы
•
Для большинства учеников 1 «г»
Для большинства учеников 1 «г»
класса не имеет значения, если
класса не имеет значения, если
человек в чем-то не будет похож
человек в чем-то не будет похож
на них (более 70%).
на них (более 70%).
Выводы по гипотезам:
Выводы по гипотезам:
•
Таким образом, можно сказать, что
Таким образом, можно сказать, что
наши гипотезы подтвердились:
наши гипотезы подтвердились:
национальная принадлежность не
национальная принадлежность не
влияет на характер взаимоотношений
влияет на характер взаимоотношений
между первоклассниками и большая
между первоклассниками и большая
часть учеников 1«г» класса обладают
часть учеников 1«г» класса обладают
этнической толерантностью.
этнической толерантностью.
Проект
Проект
«Особенности толерантность
«Особенности толерантность
первоклассников»
первоклассников»
Ученик 1 «г» класса
Ученик 1 «г» класса
Черненко Глории
Черненко Глории
Научный руководитель: Ковальчук С.А.
Научный руководитель: Ковальчук С.А.
Школьная научно-практическая конференция