Детский сад как модельразвития эмоционально - чувственной сферы ребенка дошкольного возраста и условие его дальнейшего успешного и гармоничного развития
Автор: Барбусова Оксана Геннадьевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 321" г.о.Самара Населённый пункт: г. Самара, Самарская область Наименование материала: статья Тема: Детский сад как модельразвития эмоционально - чувственной сферы ребенка дошкольного возраста и условие его дальнейшего успешного и гармоничного развития Раздел: дошкольное образование
Барбусова Оксана Геннадьевна
МБДОУ «Детский сад № 321 »г.о.Самара,
старший воспитатель
Детский сад как модельразвития эмоционально - чувственной сферы
ребенка дошкольного возраста и условие его дальнейшего успешного
и гармоничного развития
Наш детский сад, как и все дошкольные учреждения Самары ведет
планомерную работу и решает поставленные задачи в соответствии с
Законом
ФЗ -273 «Об образовании в
Российской Федерации » внедряя
ФГОС в дошкольное образование. ФГОС ДО выдвигает ряд требований к
организации деятельности детского сада и данная статья
представляет
оценку
деятельности
ДОУ
по
реализации
этих
требований.
И
первое
требование это - требования к кадровому обеспечению. Педагогический
коллектив
насчитывает
16
человек.
Педагогическое
направление
деятельности
ДОУ
заключается
в
создании
благоприятных
условий,
а
именно соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в
образовательном
учреждении.
Таким
образом,
особую
значимость
приобретает
фигура
педагога-воспитателя,
позволяющая
создать
оптимальные
условия
для
эмоционального
благополучия
ребенка
дошкольного
возраста.
Это
диктует
необходимостью
повышения
педагогической компетенции воспитателей и формирования у него качеств,
профессионально
значимых
для
деятельности
педагога.
Поэтому
администрацией детского сада создаются все условия для непрерывности
профессионального
развития
педагогических
работников
через:
деятельность
методической
службы
образовательного
учреждения
и
направления на курсы повышения квалификации в ЦРО , СИПКРО и т.д.
Объединению
коллектива
педагогов
способствуют
такие
общие
мероприятия
как «Красота спасет мир» – встреча с людьми творческих
профессий, «Женщина – это любовь» – поэтический клуб, традиционные
встречи молодых специалистов детского сада с педагогами-ветеранами.
Коллективные посещения театров, концертов с участием детей и взрослых,
совместный
отдых
на
речных
просторах,
активное
участие
во
всех
спортивных мероприятиях .
Материально-технические условия пребывания детей в ДОУ обеспечивают
интеллектуальное
и
эмоционально-личностное
развитие
детей.
Малыш
находится в детском саду весь день и окружающая обстановка радует его,
способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего
вкуса.
Первые
шаги
в
начале
нашей
работы
были
сориентированы
не
только на создание предметно-развивающей среды, а так же на создание
эмоционально-развивающей
среды
в
детском
саду,
т.е.
среды,
способствующей
разностороннему
и
полноценному
развитию
эмоционально
-
чувственной
сферы
ребенка
дошкольного
возраста
как
условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития.
Наша модель оформления групп базируется на двух простых идеях:
·
детский сад - второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно
и комфортно;
·
пространство для полноценного и разностороннего развития детей где
специально организованная среда для игр, отдыха, и НОД.
Для реализации данной модели предусмотрен следующий набор
помещений. Групповые ячейки для детей младшего возраста
располагаются на первом этаже, для детей старшего возраста на втором. В
состав групповой ячейки входят: - раздевальная, групповая, туалетная в
двух группах детского сада имеются спальные помещения. Оборудование
групповых помещений (мебель, мягкий инвентарь, игрушки, дидактические
пособия) соответствует росту и возрасту детей и позволяет осуществлять
образовательный процесс в различных видах детской деятельности:
игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,
продуктивной, музыкально- художественной, чтения. Все помещения
оформлены в спокойных цветовых оттенках, что способствует сохранению
эмоционально-психологического комфорта детей и сотрудников.
Музыкальный и физкультурный зал совмещены и оснащены
необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарем
предназначенные для поочередного использования всеми или несколькими
детскими группами для подгрупповой и индивидуальной работы , так же
для работы кружков. Имеются дополнительные помещения для
организации детской деятельности, например кабинет логопеда- где
организован логопункт, для детей имеющих общее недоразвитие речи.
Территория детского сада условно разделена на следующие зоны: зона
отдыха – детские прогулочные участки, выделено место для спортивной
площадки, выделена зона активизации познавательно-трудовой
деятельности детей в летний период – огород и сад. На участке детского
сада растут деревья, кусты, трава, цветы. Все это радует глаз, создает уют,
красоту. В течение этого учебного года проделана большая работа по
оснащению образовательного процесса учебно-наглядным и игровым
оборудованием. Все групповые пространства распределены на ЦЕНТРЫ
детской активности и доступны детям.
Дети знают, где взять иллюстративный материал, игры, игрушки, бумагу,
краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-
инсценировок. Это позволяет им в соответствии со своими интересами и
желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу,
разными видами деятельности. Особенное влияние предметно-
развивающая среда оказывает на развитие игровой деятельности ребенка
дошкольного возраста. Игра является ведущей деятельностью
дошкольника и именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть
самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками,
реализовывать и углублять свои знания и умения. Все книги, игрушки,
предметы и материалы для разнообразных игр соответствуют возрастным,
психофизиологическим особенностям детей, доступны им и радуют их не
только своей сутью, но и внешним видом. Все игрушки размещаются на
открытых стеллажах. Педагоги стараются, чтобы материалы были яркими,
красочными, привлекательными. Замена игрушек делается периодически.
Выкладывают их не много, чтобы не затруднять выбор ребенка и не
пропадал интерес к ним. При создании предметно-развивающей среды в
группе мы учитываем принципы: дистанции, позиции при взаимодействии,
активности, самостоятельности, творчества, стабильности и динамичности,
педагогической целесообразности, индивидуальной комфортности и
эмоционального благополучия. Мы стремимся к комплексному
оснащению образовательного процесса обеспечивающего организацию:
образовательной, совместной, самостоятельной деятельности
воспитанников, не только в рамках непосредственно образовательного
процесса, но и при проведении режимных моментов, самостоятельной
деятельности.
В целях обеспечения реализации образовательных программ и в
соответствии с Законом «Об образовании РФ» (ст. 18) в детском саду
формируются библиотеки информационно-методического обеспечения в
печатном и цифровом (электронном) виде. В ДОУ имеются свой сайт, на
котором осуществляется регулярное обновление информации о
жизнедеятельности детского сада. В ДОУ широко используется
интерактивный комплекс (интерактивная доска; ноутбуки и видео
проекторы в каждой возрастной группе), что позволяет расширить
возможности организации образовательного процесса, это показ
презентаций, фильмов для ознакомления детей с окружающим природным
миром и социальным миром людей. Методическое обеспечение
образовательного процесса включает комплексную программу Т.Н.
Дороновой,Т.А.Соловьевой, Т.И. Гризик «Радуга» и парциальные
программы дополнительного образования. Имеется методический
кабинет хорошо оснащенный книжным фондом методической литературы,
дидактического материала по всем направлениям он достаточен и
постоянно пополняется. Создана система медико-педагогического
сопровождения воспитанников в адаптационный период. Имеется система
педагогической диагностики, отражающей динамику индивидуального
развития детей. Воспитатели и специалисты находятся в постоянном
контакте с родителями (законными представителями) воспитанников.
Учитывая вышеперечисленное мероприятия на сегодняшний день
главной задачей педагогического коллектива остается работа над
установлением доверительного делового контакта между семьей и детским
садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и
педагога, что особенно необходимо при обеспечении эмоционального
комфорта детей.
Таким образом, в настоящее время в ДОУ в целом созданы необходимые
условия
для
эмоционального
благополучия
детей
и
получения
ими
качественного дошкольного образования.
Список литературы
ФЗ -273 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 18)
Алексеева Н.А. Управление организационными изменениями в дошкольном
образовательном
учреждении
//
Альманах
современной
науки
и
образования. 2009. № 4-2. С. 8-19.
Арнаутова
Е.П.
Мониторинг
родительского
запроса
на
качество
образовательных услуг дошкольного образования // Детский сад от А до Я.
2013. № 6 (66). С. 4-19.
Богославец
Л.Г.
Особенности
управления
педагогическим
процессом
в
дошкольном образовательном учреждении. М., 2009. 150 С.
Васильева И.Л. Инновации в дошкольном образовании // Научный аспект.
2012. Т. 1. № 4. С. 53-55.
Волобуева Л.М., Комиссарова Л.Н. Традиции и инновации в современном
дошкольном образовании // Дошкольник. Методика и практика воспитания
и обучения. 2012. № 2.