Авторы: Кусова Елена Николаевна, Тимошенко Михаил Анатольевич
Должность: магистрант, канд. пед. наук
Учебное заведение: Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Правовое образование детей-сирот как фактор их успешной социализации в современном социуме
Раздел: среднее образование
ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ КАК ФАКТОР ИХ
УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ
Тимошенко М.А., Кусова Е.Н.
Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград
Сегодня
российское
общество
предъявляет
высокие
требования
к
личностным
и
нравственным качествам, социально-правовым компетенциям выпускников образовательных
организаций, а также их способности к эффективной социализации. Современная школа в
целом решает данную проблему. Однако, определенная часть выпускников школ-итернатов
для
детей-сирот
и
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей,
оказывается
слабо
подготовленной к жизни в современном социуме. Особую тревогу вызывает рост социальных
сирот.
Среди
основных
причин,
по
которым
дети
оказываются
в
социально-опасном
положении
и
совершают
правонарушения,
являются:
размывание
нравственности,
духовности,
безработица,
разрушение
семьи,
алкоголизм
и
наркотическая
зависимость
родителей,
агрессия
в
обществе,
семейное
насилие,
неполные
семьи.
Эти
факторы
в
совокупности создают ситуации, когда семьи становятся неспособными воспитывать детей.
В такой ситуации дети помещаются в детские дома, школы-интернаты общего типа, школы-
интернаты
для
детей
с
ограниченными
возможностями,
детские
дома
семейного
типа,
детские дома смешанного типа. Сегодня в большинстве школ не изучают право, права
человека.
Однако
практически
повсеместно
перед
учениками
ставится
задача
изучения
содержания нормативных актов, текстов международных соглашений, исторических фактов и
понятий. Все это по нашему мнению необходимо, но в результате дети не получают главного:
осознания
неотъемлемости
своих
прав,
их
естественности,
понимания
того,
что
права
человека, права ребенка являются основным наполнением права как такового. Проведённый
анализ
организации
учебного
процесса
в
ряде
школ-интернатов
Волгоградской
области
показал, что в этих образовательных организациях право изучается формально, в основном в
рамках курса «Граждановедение» и интегрированного курса «Обществознание» [4,с.173]. На
изучение дисциплин правового цикла отводится не более 1 учебного часа в неделю. Учебные
программы по правовой направленности включают в себя разделы по общим понятиям
государства и права, конституционному, гражданскому, семейному, уголовному и трудовому
праву. Дополнительно дети-сироты изучают свои права, устанавливающие льготы в области
социального
обеспечения,
реализации
жилищных
прав,
в
сфере
трудоустройства
и
т.д.
Однако на этом правовая подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни в новом для них
социуме
завершается.
Учебный
процесс
по
обществознанию
и
граждановедению
в
интернатных
учреждениях,
как
правило,
организовывают
учителя
истории
и
обществознания, которые также ведут занятия в кружках по основам правовых знаний.
Приходится
отмечать,
что
уровень
правовых
знаний
сегодняшних
выпускников
вышеназванных
учреждений
носит
в
основном
поверхностный
характер.
В
результате,
правовая
безграмотность
приводит
к
тому,
что
у
воспитанников
не
формируются
определенные навыки и умения правильного обращения за правовой помощью, они не знают,
с кем можно решить возникшие проблемы правового характера, как защитить свои законные
права и интересы. Дети-сироты привыкли к тому, что правовое пространство в интернате в
основном создает администрация, и это в принципе исключает возможность открытости
обсуждения
школьных
вопросов.
В
результате
подростки
лишаются
возможности
обосновывать свою позицию, отстаивать свои права, вести диалог. Результаты анонимного
анкетирования показывают, что подростки считают, что у них есть права, но они очень слабо
реализуются, или практически не реализуются.
Исходя
из
этого,
можно
определить,
что
традиционное
правовое
образование,
ориентированное на детей, обучающихся в образовательных организациях обычного типа, не
в полной мере подходит для детей-сирот, находящихся в школах-интернатах, так как оно
предполагает, что ребенок полученные правовые знания в школе дополняет в семье, кругу
близких
и
друзей,
самостоятельным
опытом
социального
воздействия.
Дети-сироты,
находящиеся
в
изолированных
условиях,
нуждаются
в
совершенно
иных
подходах
к
правовому образованию. Эффективное правовое образование и воспитание детей нельзя
основывать лишь на традиционных методиках, т.к. проблема заключается не столько в
передаче знаний, сколько в формировании мировоззрения, которое невозможно навязать.
Поэтому важно не только передавать учащимся правовые знания, но и формировать правовое
пространство в учебно-воспитательных заведениях, преломляя методы обучения через опыт
практической деятельности. Особое значение данный тезис приобретает для воспитанников
интернатных учреждений.
По-нашему мнению, система правового образования в образовательных учреждениях
интернатского
типа
должна
быть
направлена:
на
создание
необходимых
условий
для
формирования у детей-сирот социально-правовой компетентности, определяющей: степень
уважения к праву; сформированность собственных представлений и установок, основанных
на восприятии права как ценности; готовность к «безболезненному» вхождению в новый
социум на основе сформированной социально-правовой компетентности, обеспечивающей
самостоятельную
защиту
своих
законных
прав
и
интересов;
умения
формировать
гражданскую позицию с учетом интересов прав и свобод других представителей общества;
способность решать возникающие проблемы правовыми способами; умение анализировать
социальные явления с позиций права [5,с.93]. Правовое образование детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, должно рассматриваться как необходимое условие
формирования индивидуальных способностей приобретения знаний и навыков социального
взаимодействия.
Содержание правового воспитания должно основываться на ряде основополагающих
принципов, которые способствовали бы формированию у детей-сирот социально-правовой
компетентности. Опираясь на разработанную В.В. Краевским систему принципов [3], мы
предлагаем
следующие
исходные
положения
содержания
детей-сирот
в
интернатных
учреждениях:
- индивидуально-творческий подход, который является одним из ключевых принципов
правового образования детей-сирот, соответствующий цели формирования у них социально-
правовой компетентности. Данный подход пробуждает социально значимые качества, такие
как самостоятельность, ответственность, взаимоуважение;
-
самореализация и социализация личности воспитанника, которые предполагают,
прежде всего, способность воспитанниками интернатных учреждений идентифицировать
себя
с
другими,
восприятие
социального
опыта
других
и
на
этой
базе
формирование
собственного опыта;
- принцип полисубъектности образовательного процесса, направленный на создание
развивающей
ситуации,
которая
способствует
приобретению
детьми-сиротами
опыта
социализации, гражданского поведения, установления взаимодействия. Полисубъектность
выступает как условие интеграции множественности взаимодействующих друг с другом
субъектов правового образования;
-
принцип
построения
образовательного
процесса
с
учетом
психологических
особенностей
воспитанников
интернатных
образовательных
организаций.
Этот
принцип
требует
при
организации
содержания
правового
образования
учитывать
возрастные
и
психологические особенности и специфику положения детей-сирот;
-
синтез социального и индивидуального образования. В основе данного принципа
заложено требование сочетания социально-культурного и индивидуального компонентов,
овладения опытом деятельности людей, как в индивидуальных, так и коллективных формах.
Освоение содержания правового образования на базе вербального и невербального синтеза
будет способствовать формированию у детей-сирот навыков установления взаимодействия с
другими
людьми,
их
понимания,
моделированию
собственного
поведения
в
различных
жизненных ситуациях, овладению технологиями социального общения.
Внедрение этих принципов в правовой образовательный процесс позволит обеспечить
непрерывность
и
преемственность
правового
образования
детей-сирот
в
интернатных
учреждениях. С учетом особенностей детей старшего школьного возраста конструирование
содержания правового образования в интернатных учреждениях должно быть направлено на
приобретение
ими:
способности
формировать
собственное
правовое
поведение;
углубленного уровня правовых знаний в тех областях права, которые наиболее востребованы
в
самостоятельной
жизни;
способностей
к
адекватному
анализу
правовых
ситуаций,
возникающих в повседневной жизни; навыков реализации своих прав в социальной сфере
правовыми методами.
При разработке концепции правового образования в организациях интернатного типа
необходимо ставить задачу подготовки их к адекватному вхождению в социум. Достижение
этих целей в пределах системы правового образования должно основываться на единстве:
учебных курсов и программ, которые будут обеспечивать приобретение детьми-сиротами
необходимых
в
повседневной
жизни
правовых
знаний
и
навыков;
системы
занятий,
основанной на решении жизненных ситуаций, позволяющей приобрести опыт практического
применения
полученных
правовых
знаний;
уклада
жизни
интернатного
учреждения,
обеспечивающего воспитанникам приобретение опыта действий в ситуациях, регулируемых
правовыми нормами.
Реализация
указанных
положений
позволит
обеспечить
условия
для
создания
в
интернатных учреждениях правового пространства:
-
формирование
особой
среды,
которая
способна
обеспечить
взаимодействие
и
взаимоотношения воспитанников и педагогов в звене «педагог - воспитанник», «воспитанник
- воспитанник», «воспитанник - группа» и т.д.;
-
содержание
учебной
и
внеклассной
работы,
созданной
на
принципах
самоуправления, творчества, взаимодействия воспитанников с педагогами и сверстниками;
-
открытость
интернатного
учреждения
внешнему
социуму
и
непосредственное
сотрудничество с ним.
Объектами оценивания при изучении воспитанниками правовых курсов, построенных
на основе единства теории и практики и ориентированных на формирование ключевых
компетенций в социально-правовой сфере, должны являться не только знания и умения, но и
владение
навыками
решения
жизненно
важных
ситуаций
правовыми
способами,
конструируемыми, исходя из личного опыта.
Список литературы
1. Алексеева,Т.Н. Правовое образование и защита прав детей, оставшихся без попечения
родителей. Адукацыл i Выхаванне: науч. журн. Минск. — 2008. — С. 56-61
2. Берестень, В.И., Тимошенко, М.А. Педагогические и правовые аспекты противодействия
наркомании и связанной с ней преступностью. Известия Волгоградского государственного
педагогического университета. — 2008. — №1.— С.55-60.
3.
Краевский,
В.В.
Содержание
образования:
вперед
к
прошлому.
М.:
педагогическое
общество России. — 2001.— 35с.
4. Тимошенко, М.А., Шляхтурова, И.В. Педагогические принципы формирования социально-
правовой
компетентности
детей-сирот
в
интернатных
учреждениях.
Исторические,
философские,
политические
и
юридические
науки,
культурология
и
искусствоведение.
Вопросы теории и практики. — 2015.— №12.— Ч 3. С.172-174.
5. Широ, С.В., Права ребёнка: необходимость внедрения новых механизмов. Волгоград. —
2009.— 168с.