Напоминание

Правовое образование детей-сирот как фактор их успешной социализации в современном социуме


Авторы: Кусова Елена Николаевна, Тимошенко Михаил Анатольевич
Должность: магистрант, канд. пед. наук
Учебное заведение: Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Правовое образование детей-сирот как фактор их успешной социализации в современном социуме
Раздел: среднее образование





Назад




ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ КАК ФАКТОР ИХ

УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ

Тимошенко М.А., Кусова Е.Н.

Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград

Сегодня

российское

общество

предъявляет

высокие

требования

к

личностным

и

нравственным качествам, социально-правовым компетенциям выпускников образовательных

организаций, а также их способности к эффективной социализации. Современная школа в

целом решает данную проблему. Однако, определенная часть выпускников школ-итернатов

для

детей-сирот

и

детей,

оставшихся

без

попечения

родителей,

оказывается

слабо

подготовленной к жизни в современном социуме. Особую тревогу вызывает рост социальных

сирот.

Среди

основных

причин,

по

которым

дети

оказываются

в

социально-опасном

положении

и

совершают

правонарушения,

являются:

размывание

нравственности,

духовности,

безработица,

разрушение

семьи,

алкоголизм

и

наркотическая

зависимость

родителей,

агрессия

в

обществе,

семейное

насилие,

неполные

семьи.

Эти

факторы

в

совокупности создают ситуации, когда семьи становятся неспособными воспитывать детей.

В такой ситуации дети помещаются в детские дома, школы-интернаты общего типа, школы-

интернаты

для

детей

с

ограниченными

возможностями,

детские

дома

семейного

типа,

детские дома смешанного типа. Сегодня в большинстве школ не изучают право, права

человека.

Однако

практически

повсеместно

перед

учениками

ставится

задача

изучения

содержания нормативных актов, текстов международных соглашений, исторических фактов и

понятий. Все это по нашему мнению необходимо, но в результате дети не получают главного:

осознания

неотъемлемости

своих

прав,

их

естественности,

понимания

того,

что

права

человека, права ребенка являются основным наполнением права как такового. Проведённый

анализ

организации

учебного

процесса

в

ряде

школ-интернатов

Волгоградской

области

показал, что в этих образовательных организациях право изучается формально, в основном в

рамках курса «Граждановедение» и интегрированного курса «Обществознание» [4,с.173]. На

изучение дисциплин правового цикла отводится не более 1 учебного часа в неделю. Учебные

программы по правовой направленности включают в себя разделы по общим понятиям

государства и права, конституционному, гражданскому, семейному, уголовному и трудовому

праву. Дополнительно дети-сироты изучают свои права, устанавливающие льготы в области

социального

обеспечения,

реализации

жилищных

прав,

в

сфере

трудоустройства

и

т.д.

Однако на этом правовая подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни в новом для них

социуме

завершается.

Учебный

процесс

по

обществознанию

и

граждановедению

в

интернатных

учреждениях,

как

правило,

организовывают

учителя

истории

и

обществознания, которые также ведут занятия в кружках по основам правовых знаний.

Приходится

отмечать,

что

уровень

правовых

знаний

сегодняшних

выпускников

вышеназванных

учреждений

носит

в

основном

поверхностный

характер.

В

результате,

правовая

безграмотность

приводит

к

тому,

что

у

воспитанников

не

формируются

определенные навыки и умения правильного обращения за правовой помощью, они не знают,

с кем можно решить возникшие проблемы правового характера, как защитить свои законные

права и интересы. Дети-сироты привыкли к тому, что правовое пространство в интернате в

основном создает администрация, и это в принципе исключает возможность открытости

обсуждения

школьных

вопросов.

В

результате

подростки

лишаются

возможности

обосновывать свою позицию, отстаивать свои права, вести диалог. Результаты анонимного

анкетирования показывают, что подростки считают, что у них есть права, но они очень слабо

реализуются, или практически не реализуются.

Исходя

из

этого,

можно

определить,

что

традиционное

правовое

образование,

ориентированное на детей, обучающихся в образовательных организациях обычного типа, не

в полной мере подходит для детей-сирот, находящихся в школах-интернатах, так как оно

предполагает, что ребенок полученные правовые знания в школе дополняет в семье, кругу

близких

и

друзей,

самостоятельным

опытом

социального

воздействия.

Дети-сироты,

находящиеся

в

изолированных

условиях,

нуждаются

в

совершенно

иных

подходах

к

правовому образованию. Эффективное правовое образование и воспитание детей нельзя

основывать лишь на традиционных методиках, т.к. проблема заключается не столько в

передаче знаний, сколько в формировании мировоззрения, которое невозможно навязать.

Поэтому важно не только передавать учащимся правовые знания, но и формировать правовое

пространство в учебно-воспитательных заведениях, преломляя методы обучения через опыт

практической деятельности. Особое значение данный тезис приобретает для воспитанников

интернатных учреждений.

По-нашему мнению, система правового образования в образовательных учреждениях

интернатского

типа

должна

быть

направлена:

на

создание

необходимых

условий

для

формирования у детей-сирот социально-правовой компетентности, определяющей: степень

уважения к праву; сформированность собственных представлений и установок, основанных

на восприятии права как ценности; готовность к «безболезненному» вхождению в новый

социум на основе сформированной социально-правовой компетентности, обеспечивающей

самостоятельную

защиту

своих

законных

прав

и

интересов;

умения

формировать

гражданскую позицию с учетом интересов прав и свобод других представителей общества;

способность решать возникающие проблемы правовыми способами; умение анализировать

социальные явления с позиций права [5,с.93]. Правовое образование детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, должно рассматриваться как необходимое условие

формирования индивидуальных способностей приобретения знаний и навыков социального

взаимодействия.

Содержание правового воспитания должно основываться на ряде основополагающих

принципов, которые способствовали бы формированию у детей-сирот социально-правовой

компетентности. Опираясь на разработанную В.В. Краевским систему принципов [3], мы

предлагаем

следующие

исходные

положения

содержания

детей-сирот

в

интернатных

учреждениях:

- индивидуально-творческий подход, который является одним из ключевых принципов

правового образования детей-сирот, соответствующий цели формирования у них социально-

правовой компетентности. Данный подход пробуждает социально значимые качества, такие

как самостоятельность, ответственность, взаимоуважение;

-

самореализация и социализация личности воспитанника, которые предполагают,

прежде всего, способность воспитанниками интернатных учреждений идентифицировать

себя

с

другими,

восприятие

социального

опыта

других

и

на

этой

базе

формирование

собственного опыта;

- принцип полисубъектности образовательного процесса, направленный на создание

развивающей

ситуации,

которая

способствует

приобретению

детьми-сиротами

опыта

социализации, гражданского поведения, установления взаимодействия. Полисубъектность

выступает как условие интеграции множественности взаимодействующих друг с другом

субъектов правового образования;

-

принцип

построения

образовательного

процесса

с

учетом

психологических

особенностей

воспитанников

интернатных

образовательных

организаций.

Этот

принцип

требует

при

организации

содержания

правового

образования

учитывать

возрастные

и

психологические особенности и специфику положения детей-сирот;

-

синтез социального и индивидуального образования. В основе данного принципа

заложено требование сочетания социально-культурного и индивидуального компонентов,

овладения опытом деятельности людей, как в индивидуальных, так и коллективных формах.

Освоение содержания правового образования на базе вербального и невербального синтеза

будет способствовать формированию у детей-сирот навыков установления взаимодействия с

другими

людьми,

их

понимания,

моделированию

собственного

поведения

в

различных

жизненных ситуациях, овладению технологиями социального общения.

Внедрение этих принципов в правовой образовательный процесс позволит обеспечить

непрерывность

и

преемственность

правового

образования

детей-сирот

в

интернатных

учреждениях. С учетом особенностей детей старшего школьного возраста конструирование

содержания правового образования в интернатных учреждениях должно быть направлено на

приобретение

ими:

способности

формировать

собственное

правовое

поведение;

углубленного уровня правовых знаний в тех областях права, которые наиболее востребованы

в

самостоятельной

жизни;

способностей

к

адекватному

анализу

правовых

ситуаций,

возникающих в повседневной жизни; навыков реализации своих прав в социальной сфере

правовыми методами.

При разработке концепции правового образования в организациях интернатного типа

необходимо ставить задачу подготовки их к адекватному вхождению в социум. Достижение

этих целей в пределах системы правового образования должно основываться на единстве:

учебных курсов и программ, которые будут обеспечивать приобретение детьми-сиротами

необходимых

в

повседневной

жизни

правовых

знаний

и

навыков;

системы

занятий,

основанной на решении жизненных ситуаций, позволяющей приобрести опыт практического

применения

полученных

правовых

знаний;

уклада

жизни

интернатного

учреждения,

обеспечивающего воспитанникам приобретение опыта действий в ситуациях, регулируемых

правовыми нормами.

Реализация

указанных

положений

позволит

обеспечить

условия

для

создания

в

интернатных учреждениях правового пространства:

-

формирование

особой

среды,

которая

способна

обеспечить

взаимодействие

и

взаимоотношения воспитанников и педагогов в звене «педагог - воспитанник», «воспитанник

- воспитанник», «воспитанник - группа» и т.д.;

-

содержание

учебной

и

внеклассной

работы,

созданной

на

принципах

самоуправления, творчества, взаимодействия воспитанников с педагогами и сверстниками;

-

открытость

интернатного

учреждения

внешнему

социуму

и

непосредственное

сотрудничество с ним.

Объектами оценивания при изучении воспитанниками правовых курсов, построенных

на основе единства теории и практики и ориентированных на формирование ключевых

компетенций в социально-правовой сфере, должны являться не только знания и умения, но и

владение

навыками

решения

жизненно

важных

ситуаций

правовыми

способами,

конструируемыми, исходя из личного опыта.

Список литературы

1. Алексеева,Т.Н. Правовое образование и защита прав детей, оставшихся без попечения

родителей. Адукацыл i Выхаванне: науч. журн. Минск. — 2008. — С. 56-61

2. Берестень, В.И., Тимошенко, М.А. Педагогические и правовые аспекты противодействия

наркомании и связанной с ней преступностью. Известия Волгоградского государственного

педагогического университета. — 2008. — №1.— С.55-60.

3.

Краевский,

В.В.

Содержание

образования:

вперед

к

прошлому.

М.:

педагогическое

общество России. — 2001.— 35с.

4. Тимошенко, М.А., Шляхтурова, И.В. Педагогические принципы формирования социально-

правовой

компетентности

детей-сирот

в

интернатных

учреждениях.

Исторические,

философские,

политические

и

юридические

науки,

культурология

и

искусствоведение.

Вопросы теории и практики. — 2015.— №12.— Ч 3. С.172-174.

5. Широ, С.В., Права ребёнка: необходимость внедрения новых механизмов. Волгоград. —

2009.— 168с.



В раздел образования