Напоминание

Новые подходы в системе оценивания результатов обучения русскому языку в 5 классе при переходе на ФГОС


Автор: Буторина Людмила Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 36"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Новые подходы в системе оценивания результатов обучения русскому языку в 5 классе при переходе на ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Новые подходы в системе оценивания результатов обучения русскому

языку в 5 классе при переходе на ФГОС

В

2011

при

переходе

на

ФГОС

коллектив

учителей

начальной

школы

начал

осваивать

концепцию новых стандартов в рамках Образовательной Системы «Начальная школа XXI

века».

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

содержит

четкие

требования

к

системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 19.9).В соответствии с этим при

составлении

Основной

Образовательной

Программы

Начального

Общего

Образования

в

раздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП» были внесены

р я д

и з м е н е н и й

и

д о п о л н е н и й .

Педагоги

начальной

школы

используют

следующие

формы

и

методы

оценки:

к о н т р о л ь н ы е

р а б о т ы

п о

п р е д м е т у ;

м е т а п р е д м е т н ы е

д и а г н о с т и ч е с к и е

р а б о т ы ;

д и а г н о с т и к у

р е з у л ь т а т о в

л и ч н о с т н о г о

р а з в и т и я ;

Главным

средством

накопления

информации

об

образовательных

результатах

ученика

является

портфель

достижений

(портфолио).

Основными

разделами

портфолио

являются

показатели

предметных

результатов,

показатели

метапредметных

результатов,

показатели

личностных

результатов

во

внеучебной

деятельности.

Наряду

с

портфелем

достижений

педагоги заполняют таблицы образовательных результатов (таблицы предметных результатов,

таблицы

метапредметных

результатов,

таблицы

личностных

результатов),

которые

также

я в л я ю т с я

н а к о п и т е л е м

о т м е т о к

и

о ц е н о к .

В

рамках

урока

обучающиеся

учатся

самостоятельно

оценивать

свои

результаты

по

«Алгоритму самооценки», также самооценка и самоконтроль формируется через занятия

в н е у р о ч н о й

д е я т е л ь н о с т и .

Исходя из выше сказанного, считаем, что одной из важных проблем в образовательном

учреждении

на

данном

этапе

является

преемственность

между

ступенями

начальной

и

основной школы. Разработанное в начальной школе дидактическое обеспеченье (дневник,

портфолио, система оценивания метапредметных, личностных результатов и.т.д.) не имеет

своего продолжения в основном звене, что приводит к затруднениям адаптации обучающихся

в

5

к л а с с а х

Получить качественный результат можно лишь тогда, когда будет построена взаимосвязь

между всеми субъектами образовательного процесса, так как задачи реализации технологии

оценивания учебных достижений решаются всеми учебными предметами и видами учебно-

познавательной

деятельности.

Оценка

предложенных

в

ФГОС

групп

образовательных

результатов предполагает использование адекватных им процедур и методов измерений, не

разработанных сегодня в педагогической практике. Эти процедуры оценки должны отражать

возможный арсенал средств современной педагогики и педагогической психологии, а также

зависеть

от

назначения

оценочных

процедур.

В

этой

ситуации

очевидной

становится

необходимость создания системы диагностирования межпредметных общеучебных умений,

разработка системы оценки личностных результатов обучения, а также поиск новых подходов

к

и з м е р е н и ю

о б р а з о в а т е л ь н ы х

р е з у л ь т а т о в .

Таким образом, решение этой проблемы становится возможным благодаря созданию пакета

учебно-методических

материалов

необходимых

для

обеспечения

более

эффективной

реализации

преемственности

начальной

и

основной

ступени

образования

в

образовательной

системе

«Начальная

школа

XXI

века»

-

«Алгоритм

успеха»

Нам потребовалось уточнить или заново решить ряд вопросов, связанных с организацией

итогового

контроля,

содержанием

контрольно-измерительных

материалов,

технологией

проведения

контрольных

срезов,

системой

оценивания

уровня

достижения

требований

госстандарта.

Контроль — это важная составляющая процесса обучения. На уроках русского языка так же,

как

и

на

уроках

по

другим

предметам,

контроль

выполняет

две

функции

-

собственно

проверочную и диагностическую. В первом случае целью контроля является определение

уровня подготовки учащихся по русскому языку, во втором — выявление недостаточно прочно

ус во е нны х

т е м ,

в ы я с не ние

прич ин,

з ат руд ня ю щих

ус во е ние

м а т е р и а л а .

В любом случае контроль обеспечивает обратную связь: он вовремя сигнализирует учителю

об успехах или пробелах в знаниях учащихся, о необходимости вернуться со всем классом к

ранее

пройденному

и

недостаточно

освоенному

большинством

учащихся

материалу

или

о к а з а т ь

с в о е в р е м е н н у ю

п о м о щ ь

о т д е л ь н ы м

о т с т а в ш и м

у ч е н и к а м .

Общеизвестна также обучающая и воспитывающая роль контроля. Регулярно проводимый

тематический

и

итоговый

контроль

организует

труд

учащихся

и

учителя,

обеспечивает

достаточно высокий уровень преподавания всех разделов курса, способствует систематизации

знаний

учащихся,

выработке

у

них

более

прочных

умений

и

навыков,

помогает

детям

объективно оценивать свои успехи, порождает стимулы к учению, формирует ответственное,

у в а ж и т е л ь н о е

о т н о ш е н и е

к

с о б с т в е н н о й

у ч е б н о й

д е я т е л ь н о с т и .

По

месту

в

учебном

процессе

выделяют

текущий

(тематический)

и

итоговый

контроль.

Текущий контроль проводится в процессе изучения той или иной темы и, как правило,

заключается в проверке усвоения нового материала. Итоговый контроль, как ясно из названия,

проводится в конце изучения темы, раздела, всего курса русского языка и проверяет усвоение

всех основных, базовых понятий, изученных ко времени проведения проверки, и овладение

в е д у щ и м и

ц е л е в ы м и

у м е н и я м и .

В качестве измерителей уровня подготовки по русскому языку в школе традиционно

используются следующие виды работ: устный опрос, диктант, изложение, сочинение,

различные виды работ, связанные с анализом текста (вопросы по содержанию текста,

формулирование темы и основной мысли высказывания, составление плана текста,

т е з и с о в

и

т .

п . ) .

В

п о с л е д н е е

в р е м я

к

у к а з а н н ы м

и з м е р и т е л я м

п р и б а в и л и с ь

т е с т ы .

Ни один из указанных измерителей не является универсальным, однако, использованные в

комплексе, они дают возможность проверить подготовку учащихся с достаточной полнотой.

Выбор

измерителя

обусловлен

проверяемым

объектом

и

условиями

проверки.

Знания

и

учебные умения проверяются с помощью устного опроса или тестирования; практическая

грамотность

(орфографическая,

пунктуационная,

культурно-речевая)

посредством

письменной работы того или иного вида (диктанта, изложения, сочинения), рецептивные

коммуникативные умения - посредством анализа текста, продуктивные коммуникативные

умения

путем

создания

текста

(сочинения)

или

устного

высказыван и я .

Выбранный

для

проверки

измеритель

должен

соответствовать

целям

проверки

и

п р о в е р я е м о м у

о б ъ е к т у .

Для

проверки

практической

грамотности

(навыков)

следует

пользоваться

другими

измерителями - диктантом, изложением или сочинением. Практика, в том числе и трехлетний

опыт проведения Единого государственного экзамена, показывает, что одни и те же учащиеся,

неплохо выполнившие тестовые задания по орфографии, допустили много орфографических

о ш и б о к

в

с о ч и н е н и и .

Таким образом, проверяя правописную подготовку учащихся, следует различать два

уровня грамотности -уровень орфографических умений и уровень орфографических

навыков.

Каждый

из

них

проверяется

«своим»

измерителем:

первый

посредством

т е с т и р о в а н и я ,

в т о р о й

п р и

п о м о щ и

п и с ь м е н н о й

р а б о т ы .

При выборе измерителя следует учитывать его потенциальные возможности. Есть измерители

однонаправленные, узко целевые (например, диктант проверяет только навыки правописания),

и есть измерители комплексные, которые позволяют одновременно проверить разные аспекты

подготовки по родному языку. К таким комплексным измерителям относятся изложения и

сочинения.

С

помощью изложения,

например,

проверяется

ряд

умений

в

двух

видах

речевой

деятельности — слушании и письме: умения понять и запомнить содержание высказывания,

воспринятого на слух или зрительно, усвоить логику развития мысли, удержать в памяти

наиболее характерные языковые средства, создать на основе услышанного более или менее

адекватный вторичный текст, на основании которого можно будет сделать вывод о том, как

ученик

владеет

речью,

в

частности

нормами

литературного

языка,

и

какова

его

о р ф о г р а ф и ч е с к а я

и

п у н к т у а ц и о н н а я

г р а м о т н о с т ь .

При использовании комплексного измерителя критериально-ориентированным должен быть

анализ работы и ее оценка, т. е. проверять и оценивать нужно не изложение (или сочинение) в

целом, а те навыки и умения, которые с его помощью проверяются. Именно поэтому в

действующих «Нормах оценки...» рекомендуется каждое изложение и сочинение оценивать по

меньшей

мере

двумя

отметками

(«за

содержание

и

речь»

и

«за

грамотность»).

Для текущей проверки знаний и умений используются и устный опрос, и тестирование. Для

итогового контроля наиболее удобным измерителем представляется тест. С помощью хорошо

составленного итогового теста можно проверить подготовку каждого учащегося по всем

основным разделам курса. Преимущества тестовой проверки по сравнению с устным опросом

в этом случае очевидны. По той же причине тестирование представляется наиболее удобной

формой

проверки

компетенций

-

лингвистической

и

языковой.

Сразу

отметим,

что

для

проверки

продуктивных

коммуникативных

умений

тестовый

контроль

не

годится.

Т е с т и р о в а н и е

о б е с п е ч и в а е т:

- валидность проверки, полноту охвата контролируемого объекта — компетенции, раздела или

ц е л о г о

к у р с а ;

- демократичность процедуры: все ученики находятся в равных условиях, выполняя одни и те

ж е

( а н а л о г и ч н ы е )

з а д а н и я ;

- чистоту результата: рядом сидящие учащиеся выполняют разные варианты одного и того же

теста;

- объективность оценки и существенную экономию времени, затрачиваемого на проверку,

особенно

в

том

случае,

если

для

обработки

результатов

используются

компьютеры;

- возможность аттестовать учащегося на основе интегральной оценки - суммы набранных им

баллов

за

выполнение

работы,

охватывающей

полный

курс

русского

языка.

Эти

достоинства

тестирования

в

сумме

перекрывают

такие

его

слабые

стороны,

как

невозможность

обеспечить

глубину

проверки

и

избежать

определенной

доли

ответов-

угадываний.

Таким образом, обучение и контроль — два звена одного процесса. Они регламентируются

одними

и

теми

же

государственными

документами,

в

частности

Государственным

образовательным

стандартом.

Содержание

контроля

определяется

целями

обучения,

с ф о р м у л и р о в а н н ы м и

в

с т а н д а р т е

н а

я з ы к е

к о м п е т е н ц и й .

Компетентностный подход, реализованный в системе контроля, предполагает, что объектом

проверки

являются

не

отдельные

знания,

умения

и

навыки,

а

три

компетенции

-

лингвистическая, языковая и коммуникативная. В этом случае итоговая работа полностью

к о н т р о л и р у е т

п р о ц е с с

о б у ч е н и я .

При проведении такой работы используются в качестве измерителей различного рода тестовые

задания:

с

выбором

ответа,

с

кратким

ответом,

с

развернутым

ответом

(сочинение).

Меняется

также

и система

оценивания

работы:

вместо

обобщенной,

фактически

качественной характеристики результатов работы посредством пятибалльной школьной шкалы

используется

аналитическая

количественная

характеристика

всех

компонентов,

которая

синтезируется и позволяет более точно и объективно оценить ту или иную компетенцию.

Такой

подход

сочетании

с

возможностью

использования

компьютерной

техники)

о б е с п е ч и в а е т

з н а ч и т е л ь н о

б о л ь ш у ю

о б ъ е к т и в н о с т ь

р е з у л ь т а т о в .

Широкое

применение

личностно-ориентированного

подхода

в

обучении

демонстрирует

ограниченность нормативной системы оценивания и закономерно ставит вопрос о создании

новой системы, которая позволила бы ученику стать активной стороной не только процесса

обучения, но и оценивания результатов своего обучения. Оценивание является постоянным

процессом, естественным образом, интегрированным в образовательную практику. При этом

д о л ж н ы

б ы т ь сформ ули рован ы

след ующи е

п ри н ц и п ы

о ц е н и в а н и я:

Оценивание

может

быть

только

критериальным.

Основными

критериями

оценивания

в ы с ту п а ют

п л а н и руе м ы е

р е зул ьт ат ы ,

с о от в е т с т ву ю щ и е

у ч е б н ы м

ц е л я м .

• Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его

л и ч н ы е

к а ч е с т в а .

• Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и

у ч а щ и м с я .

О н и

м о г у т

в ы р а б а т ы в а т ь с я

и м и

с о в м е с т н о .

Система

оценивания

выстраивается

таким

образом,

чтобы

учащиеся

включались

в

контрольно-оценочную

деятельность,

приобретая

навыки

и

привычку

к

самооценке.

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования

предусматривают комплексный подход к оценке и использование разнообразных методов и

форм

оценивания.

Основной

акцент

делается

на

оценку

динамики

индивидуальных

достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы

о с н о в н о г о

о б щ е г о

о б р а з о в а н и я

п о

р у с с к о м у

я з ы к у .

Инструментом

для

отслеживания

динамики

указанных

достижений

учащихся

является

дневник планируемых результатов учащихся. Этот дневник по русскому языку имеется у

каждого

ученика.

В

нем

прописаны

метапредметные

и

предметные

умения,

которые

формируются у обучаемых на уроках русского языка. Предметные умения оцениваются по

к р и т е р и я м

и

р е з у л ь т а т ы

з а п и с ы в а ю т

в

э т о т

д н е в н и к .

Система критериального оценивания включает в себя критерии выполнения основных видов

оцениваемых работ: проектов, письменных работ, тематических проверочных работ, текущего

контроля,

заданий,

выполняемых

в

рабочей

тетради.

Кроме

того,

критерии

оценивания

направлены на оценивание умений: предметных и метапредметных, исключая личностные.

Они вносятся и затем отслеживаются в дневник планируемых результатов и всегда доступны

учащимся и родителям. Оценивание производиться в баллах, которые затем переводятся в

оценку. Эти критерии остаются неизменными в течение курса, и, по своей сути, очень близки

к экзаменационным, что позволяет избежать затруднений не только при оценке работ, но и при

п о д г о т о в к е ,

и

с д а ч е

э к з а м е н о в .

Учебный материал по русскому языку в 5 классе разделен на блоки, на изучение содержания

которых отводится определенное количество часов, в зависимости от темы. В содержательном

плане

блок

это

относительно

законченный

тематический

фрагмент

программы,

а

в

организационном

это

разнообразие

форм

учебной

деятельности

с

различными

образовательными

пространствами:

мастерская,

индивидуальная

консультация,

самостоятельная работа, групповая работа над проектами. Кроме того, согласно ФГОС для

каждого

блока

прописаны

универсальные

учебные

действия,

которые

также

отражены

в

д н е в н и к е

п л а н и р у е м ы х

р е з у л ь т а т о в

о б у ч а е м ы х .

В практике работы очень эффективным элементом для оценивания является оценочный лист

учащегося. В начале каждого блока учащимся выдается оценочный лист, в котором прописана

тема блока, сроки его прохождения, перечень формируемых умений, требования к данному

блоку.

Основная

цель

оценочных

листов

выделение

основных

умений,

формируемых

в

конкретной теме, и способов проверки уровня их сформированности самими учениками.

Помимо перечня умений, оценочные листы содержат результаты самооценки учащихся по

каждому из них и их оценку учителем. Оценочный лист вклеивается в дневник планируемых

результатов и, помимо всего остального, служит способом фиксации оценок по работам,

оцениваемых в этом блоке. В зависимости от вида работы, до или после выполнения задания,

учащиеся самостоятельно оценивают себя. После проверки учитель фиксирует свою оценку,

таким образом, оценочный лист является дополнительным и более подробным источником

и н ф о р м а ц и и

о

д о с т и ж е н и я х

и л и

п р о б л е м а х

у ч а щ е г о с я .

Для учителя инструментом фиксации результатов оценивания является два журнала: обычный

классный и рабочий журнал учителя.

В рабочем журнале учитель фиксирует все баллы и оценки.

При этом неудовлетворительные оценки ученик может исправить в течении семи дней с

момента их оглашения учителем. В классный журнал учитель вносит результаты основных

видов работ, в том числе отработанных и исправленных. Нельзя исправлять только результаты

итоговых контрольных работ. Рабочий журнал учителя позволяет, таким образом, проследить

динамику

развития

планируемых

результатов

обучения

школьников

по

русскому

языку.

Предметом контроля и оценки со стороны учащихся являются: собственное продвижение в

учебном материале с фиксацией своих трудностей и возможных способов их преодоления;

прогностическая оценка возможности действий; уровень изучения темы; личные достижения

в изучении русского языка.



В раздел образования