Автор: Буторина Людмила Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 36"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Новые подходы в системе оценивания результатов обучения русскому языку в 5 классе при переходе на ФГОС
Раздел: среднее образование
Новые подходы в системе оценивания результатов обучения русскому
языку в 5 классе при переходе на ФГОС
В
2011
при
переходе
на
ФГОС
коллектив
учителей
начальной
школы
начал
осваивать
концепцию новых стандартов в рамках Образовательной Системы «Начальная школа XXI
века».
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
содержит
четкие
требования
к
системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 19.9).В соответствии с этим при
составлении
Основной
Образовательной
Программы
Начального
Общего
Образования
в
раздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП» были внесены
р я д
и з м е н е н и й
и
д о п о л н е н и й .
Педагоги
начальной
школы
используют
следующие
формы
и
методы
оценки:
к о н т р о л ь н ы е
р а б о т ы
п о
п р е д м е т у ;
м е т а п р е д м е т н ы е
д и а г н о с т и ч е с к и е
р а б о т ы ;
д и а г н о с т и к у
р е з у л ь т а т о в
л и ч н о с т н о г о
р а з в и т и я ;
Главным
средством
накопления
информации
об
образовательных
результатах
ученика
является
портфель
достижений
(портфолио).
Основными
разделами
портфолио
являются
показатели
предметных
результатов,
показатели
метапредметных
результатов,
показатели
личностных
результатов
во
внеучебной
деятельности.
Наряду
с
портфелем
достижений
педагоги заполняют таблицы образовательных результатов (таблицы предметных результатов,
таблицы
метапредметных
результатов,
таблицы
личностных
результатов),
которые
также
я в л я ю т с я
н а к о п и т е л е м
о т м е т о к
и
о ц е н о к .
В
рамках
урока
обучающиеся
учатся
самостоятельно
оценивать
свои
результаты
по
«Алгоритму самооценки», также самооценка и самоконтроль формируется через занятия
в н е у р о ч н о й
д е я т е л ь н о с т и .
Исходя из выше сказанного, считаем, что одной из важных проблем в образовательном
учреждении
на
данном
этапе
является
преемственность
между
ступенями
начальной
и
основной школы. Разработанное в начальной школе дидактическое обеспеченье (дневник,
портфолио, система оценивания метапредметных, личностных результатов и.т.д.) не имеет
своего продолжения в основном звене, что приводит к затруднениям адаптации обучающихся
в
5
к л а с с а х
Получить качественный результат можно лишь тогда, когда будет построена взаимосвязь
между всеми субъектами образовательного процесса, так как задачи реализации технологии
оценивания учебных достижений решаются всеми учебными предметами и видами учебно-
познавательной
деятельности.
Оценка
предложенных
в
ФГОС
групп
образовательных
результатов предполагает использование адекватных им процедур и методов измерений, не
разработанных сегодня в педагогической практике. Эти процедуры оценки должны отражать
возможный арсенал средств современной педагогики и педагогической психологии, а также
зависеть
от
назначения
оценочных
процедур.
В
этой
ситуации
очевидной
становится
необходимость создания системы диагностирования межпредметных общеучебных умений,
разработка системы оценки личностных результатов обучения, а также поиск новых подходов
к
и з м е р е н и ю
о б р а з о в а т е л ь н ы х
р е з у л ь т а т о в .
Таким образом, решение этой проблемы становится возможным благодаря созданию пакета
учебно-методических
материалов
необходимых
для
обеспечения
более
эффективной
реализации
преемственности
начальной
и
основной
ступени
образования
в
образовательной
системе
«Начальная
школа
XXI
века»
-
«Алгоритм
успеха»
Нам потребовалось уточнить или заново решить ряд вопросов, связанных с организацией
итогового
контроля,
содержанием
контрольно-измерительных
материалов,
технологией
проведения
контрольных
срезов,
системой
оценивания
уровня
достижения
требований
госстандарта.
Контроль — это важная составляющая процесса обучения. На уроках русского языка так же,
как
и
на
уроках
по
другим
предметам,
контроль
выполняет
две
функции
-
собственно
проверочную и диагностическую. В первом случае целью контроля является определение
уровня подготовки учащихся по русскому языку, во втором — выявление недостаточно прочно
ус во е нны х
т е м ,
в ы я с не ние
прич ин,
з ат руд ня ю щих
ус во е ние
м а т е р и а л а .
В любом случае контроль обеспечивает обратную связь: он вовремя сигнализирует учителю
об успехах или пробелах в знаниях учащихся, о необходимости вернуться со всем классом к
ранее
пройденному
и
недостаточно
освоенному
большинством
учащихся
материалу
или
о к а з а т ь
с в о е в р е м е н н у ю
п о м о щ ь
о т д е л ь н ы м
о т с т а в ш и м
у ч е н и к а м .
Общеизвестна также обучающая и воспитывающая роль контроля. Регулярно проводимый
тематический
и
итоговый
контроль
организует
труд
учащихся
и
учителя,
обеспечивает
достаточно высокий уровень преподавания всех разделов курса, способствует систематизации
знаний
учащихся,
выработке
у
них
более
прочных
умений
и
навыков,
помогает
детям
объективно оценивать свои успехи, порождает стимулы к учению, формирует ответственное,
у в а ж и т е л ь н о е
о т н о ш е н и е
к
с о б с т в е н н о й
у ч е б н о й
д е я т е л ь н о с т и .
По
месту
в
учебном
процессе
выделяют
текущий
(тематический)
и
итоговый
контроль.
Текущий контроль проводится в процессе изучения той или иной темы и, как правило,
заключается в проверке усвоения нового материала. Итоговый контроль, как ясно из названия,
проводится в конце изучения темы, раздела, всего курса русского языка и проверяет усвоение
всех основных, базовых понятий, изученных ко времени проведения проверки, и овладение
в е д у щ и м и
ц е л е в ы м и
у м е н и я м и .
В качестве измерителей уровня подготовки по русскому языку в школе традиционно
используются следующие виды работ: устный опрос, диктант, изложение, сочинение,
различные виды работ, связанные с анализом текста (вопросы по содержанию текста,
формулирование темы и основной мысли высказывания, составление плана текста,
т е з и с о в
и
т .
п . ) .
В
п о с л е д н е е
в р е м я
к
у к а з а н н ы м
и з м е р и т е л я м
п р и б а в и л и с ь
т е с т ы .
Ни один из указанных измерителей не является универсальным, однако, использованные в
комплексе, они дают возможность проверить подготовку учащихся с достаточной полнотой.
Выбор
измерителя
обусловлен
проверяемым
объектом
и
условиями
проверки.
Знания
и
учебные умения проверяются с помощью устного опроса или тестирования; практическая
грамотность
(орфографическая,
пунктуационная,
культурно-речевая)
—
посредством
письменной работы того или иного вида (диктанта, изложения, сочинения), рецептивные
коммуникативные умения - посредством анализа текста, продуктивные коммуникативные
умения
—
путем
создания
текста
(сочинения)
или
устного
высказыван и я .
Выбранный
для
проверки
измеритель
должен
соответствовать
целям
проверки
и
п р о в е р я е м о м у
о б ъ е к т у .
Для
проверки
практической
грамотности
(навыков)
следует
пользоваться
другими
измерителями - диктантом, изложением или сочинением. Практика, в том числе и трехлетний
опыт проведения Единого государственного экзамена, показывает, что одни и те же учащиеся,
неплохо выполнившие тестовые задания по орфографии, допустили много орфографических
о ш и б о к
в
с о ч и н е н и и .
Таким образом, проверяя правописную подготовку учащихся, следует различать два
уровня грамотности -уровень орфографических умений и уровень орфографических
навыков.
Каждый
из
них
проверяется
«своим»
измерителем:
первый
посредством
т е с т и р о в а н и я ,
в т о р о й
п р и
п о м о щ и
п и с ь м е н н о й
р а б о т ы .
При выборе измерителя следует учитывать его потенциальные возможности. Есть измерители
однонаправленные, узко целевые (например, диктант проверяет только навыки правописания),
и есть измерители комплексные, которые позволяют одновременно проверить разные аспекты
подготовки по родному языку. К таким комплексным измерителям относятся изложения и
сочинения.
С
помощью изложения,
например,
проверяется
ряд
умений
в
двух
видах
речевой
деятельности — слушании и письме: умения понять и запомнить содержание высказывания,
воспринятого на слух или зрительно, усвоить логику развития мысли, удержать в памяти
наиболее характерные языковые средства, создать на основе услышанного более или менее
адекватный вторичный текст, на основании которого можно будет сделать вывод о том, как
ученик
владеет
речью,
в
частности
нормами
литературного
языка,
и
какова
его
о р ф о г р а ф и ч е с к а я
и
п у н к т у а ц и о н н а я
г р а м о т н о с т ь .
При использовании комплексного измерителя критериально-ориентированным должен быть
анализ работы и ее оценка, т. е. проверять и оценивать нужно не изложение (или сочинение) в
целом, а те навыки и умения, которые с его помощью проверяются. Именно поэтому в
действующих «Нормах оценки...» рекомендуется каждое изложение и сочинение оценивать по
меньшей
мере
двумя
отметками
(«за
содержание
и
речь»
и
«за
грамотность»).
Для текущей проверки знаний и умений используются и устный опрос, и тестирование. Для
итогового контроля наиболее удобным измерителем представляется тест. С помощью хорошо
составленного итогового теста можно проверить подготовку каждого учащегося по всем
основным разделам курса. Преимущества тестовой проверки по сравнению с устным опросом
в этом случае очевидны. По той же причине тестирование представляется наиболее удобной
формой
проверки
компетенций
-
лингвистической
и
языковой.
Сразу
отметим,
что
для
проверки
продуктивных
коммуникативных
умений
тестовый
контроль
не
годится.
Т е с т и р о в а н и е
о б е с п е ч и в а е т:
- валидность проверки, полноту охвата контролируемого объекта — компетенции, раздела или
ц е л о г о
к у р с а ;
- демократичность процедуры: все ученики находятся в равных условиях, выполняя одни и те
ж е
( а н а л о г и ч н ы е )
з а д а н и я ;
- чистоту результата: рядом сидящие учащиеся выполняют разные варианты одного и того же
теста;
- объективность оценки и существенную экономию времени, затрачиваемого на проверку,
особенно
в
том
случае,
если
для
обработки
результатов
используются
компьютеры;
- возможность аттестовать учащегося на основе интегральной оценки - суммы набранных им
баллов
за
выполнение
работы,
охватывающей
полный
курс
русского
языка.
Эти
достоинства
тестирования
в
сумме
перекрывают
такие
его
слабые
стороны,
как
невозможность
обеспечить
глубину
проверки
и
избежать
определенной
доли
ответов-
угадываний.
Таким образом, обучение и контроль — два звена одного процесса. Они регламентируются
одними
и
теми
же
государственными
документами,
в
частности
Государственным
образовательным
стандартом.
Содержание
контроля
определяется
целями
обучения,
с ф о р м у л и р о в а н н ы м и
в
с т а н д а р т е
н а
я з ы к е
к о м п е т е н ц и й .
Компетентностный подход, реализованный в системе контроля, предполагает, что объектом
проверки
являются
не
отдельные
знания,
умения
и
навыки,
а
три
компетенции
-
лингвистическая, языковая и коммуникативная. В этом случае итоговая работа полностью
к о н т р о л и р у е т
п р о ц е с с
о б у ч е н и я .
При проведении такой работы используются в качестве измерителей различного рода тестовые
задания:
с
выбором
ответа,
с
кратким
ответом,
с
развернутым
ответом
(сочинение).
Меняется
также
и система
оценивания
работы:
вместо
обобщенной,
фактически
качественной характеристики результатов работы посредством пятибалльной школьной шкалы
используется
аналитическая
количественная
характеристика
всех
компонентов,
которая
синтезируется и позволяет более точно и объективно оценить ту или иную компетенцию.
Такой
подход
(в
сочетании
с
возможностью
использования
компьютерной
техники)
о б е с п е ч и в а е т
з н а ч и т е л ь н о
б о л ь ш у ю
о б ъ е к т и в н о с т ь
р е з у л ь т а т о в .
Широкое
применение
личностно-ориентированного
подхода
в
обучении
демонстрирует
ограниченность нормативной системы оценивания и закономерно ставит вопрос о создании
новой системы, которая позволила бы ученику стать активной стороной не только процесса
обучения, но и оценивания результатов своего обучения. Оценивание является постоянным
процессом, естественным образом, интегрированным в образовательную практику. При этом
д о л ж н ы
б ы т ь сформ ули рован ы
след ующи е
п ри н ц и п ы
о ц е н и в а н и я:
•
Оценивание
может
быть
только
критериальным.
Основными
критериями
оценивания
в ы с ту п а ют
п л а н и руе м ы е
р е зул ьт ат ы ,
с о от в е т с т ву ю щ и е
у ч е б н ы м
ц е л я м .
• Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его
л и ч н ы е
к а ч е с т в а .
• Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и
у ч а щ и м с я .
О н и
м о г у т
в ы р а б а т ы в а т ь с я
и м и
с о в м е с т н о .
•
Система
оценивания
выстраивается
таким
образом,
чтобы
учащиеся
включались
в
контрольно-оценочную
деятельность,
приобретая
навыки
и
привычку
к
самооценке.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования
предусматривают комплексный подход к оценке и использование разнообразных методов и
форм
оценивания.
Основной
акцент
делается
на
оценку
динамики
индивидуальных
достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы
о с н о в н о г о
о б щ е г о
о б р а з о в а н и я
п о
р у с с к о м у
я з ы к у .
Инструментом
для
отслеживания
динамики
указанных
достижений
учащихся
является
дневник планируемых результатов учащихся. Этот дневник по русскому языку имеется у
каждого
ученика.
В
нем
прописаны
метапредметные
и
предметные
умения,
которые
формируются у обучаемых на уроках русского языка. Предметные умения оцениваются по
к р и т е р и я м
и
р е з у л ь т а т ы
з а п и с ы в а ю т
в
э т о т
д н е в н и к .
Система критериального оценивания включает в себя критерии выполнения основных видов
оцениваемых работ: проектов, письменных работ, тематических проверочных работ, текущего
контроля,
заданий,
выполняемых
в
рабочей
тетради.
Кроме
того,
критерии
оценивания
направлены на оценивание умений: предметных и метапредметных, исключая личностные.
Они вносятся и затем отслеживаются в дневник планируемых результатов и всегда доступны
учащимся и родителям. Оценивание производиться в баллах, которые затем переводятся в
оценку. Эти критерии остаются неизменными в течение курса, и, по своей сути, очень близки
к экзаменационным, что позволяет избежать затруднений не только при оценке работ, но и при
п о д г о т о в к е ,
и
с д а ч е
э к з а м е н о в .
Учебный материал по русскому языку в 5 классе разделен на блоки, на изучение содержания
которых отводится определенное количество часов, в зависимости от темы. В содержательном
плане
блок
–
это
относительно
законченный
тематический
фрагмент
программы,
а
в
организационном
–
это
разнообразие
форм
учебной
деятельности
с
различными
образовательными
пространствами:
мастерская,
индивидуальная
консультация,
самостоятельная работа, групповая работа над проектами. Кроме того, согласно ФГОС для
каждого
блока
прописаны
универсальные
учебные
действия,
которые
также
отражены
в
д н е в н и к е
п л а н и р у е м ы х
р е з у л ь т а т о в
о б у ч а е м ы х .
В практике работы очень эффективным элементом для оценивания является оценочный лист
учащегося. В начале каждого блока учащимся выдается оценочный лист, в котором прописана
тема блока, сроки его прохождения, перечень формируемых умений, требования к данному
блоку.
Основная
цель
оценочных
листов
–
выделение
основных
умений,
формируемых
в
конкретной теме, и способов проверки уровня их сформированности самими учениками.
Помимо перечня умений, оценочные листы содержат результаты самооценки учащихся по
каждому из них и их оценку учителем. Оценочный лист вклеивается в дневник планируемых
результатов и, помимо всего остального, служит способом фиксации оценок по работам,
оцениваемых в этом блоке. В зависимости от вида работы, до или после выполнения задания,
учащиеся самостоятельно оценивают себя. После проверки учитель фиксирует свою оценку,
таким образом, оценочный лист является дополнительным и более подробным источником
и н ф о р м а ц и и
о
д о с т и ж е н и я х
и л и
п р о б л е м а х
у ч а щ е г о с я .
Для учителя инструментом фиксации результатов оценивания является два журнала: обычный
классный и рабочий журнал учителя.
В рабочем журнале учитель фиксирует все баллы и оценки.
При этом неудовлетворительные оценки ученик может исправить в течении семи дней с
момента их оглашения учителем. В классный журнал учитель вносит результаты основных
видов работ, в том числе отработанных и исправленных. Нельзя исправлять только результаты
итоговых контрольных работ. Рабочий журнал учителя позволяет, таким образом, проследить
динамику
развития
планируемых
результатов
обучения
школьников
по
русскому
языку.
Предметом контроля и оценки со стороны учащихся являются: собственное продвижение в
учебном материале с фиксацией своих трудностей и возможных способов их преодоления;
прогностическая оценка возможности действий; уровень изучения темы; личные достижения
в изучении русского языка.