Автор: Ващенко Галина Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Лянторская СОШ№5"
Населённый пункт: г.Лянтор
Наименование материала: статья
Тема: "Структурирование учебной деятельности учеников в разрезе системно-деятельностного подхода"
Раздел: среднее образование
Структурирование учебной деятельности учеников в разрезе системно-
деятельностного подхода
МБОУ «Лянторская средняя общеобразовательная школа №3»,
учитель математики Ващенко Галина Александровна
Вызовы
современности
предопределили
введение
Федерального
государственного
образовательного стандарта, основой которого является системно-деятельностный подход,
а механизмом развития личности обучающегося – формирование системы универсальных
учебных действий (УУД), обеспечивающей развитие способности и готовности учиться.
Таким образом, речь идет о важной составляющей качества результата образования – о
компетентности личности, способной к жизни в постоянно меняющихся условиях.
Современная школа должна научить обучающихся учиться всю жизнь и эффективно
использовать
полученные
знания
на
практике,
то
есть
развивать
необходимые
в
дальнейшем ключевые компетенции, уровень сформированности которых зависит и от
компетентности учителя.
Функция
учителя
при
деятельностном
подходе
проявляется
в
деятельности
по
управлению процессом обучения. Как образно замечал Л.С.Выготский «учитель должен
быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них
только
направление
собственного
движения»,
а
с
позиции
обучающегося
-
в
осуществлении разного вида деятельностей для решения проблемных задач, имеющих для
обучающегося личностно-смысловой характер.
Управление обучением и достижения поставленных образовательных целей обеспечивают
в ФГОС следующие требования к организации процесса обучения:
организация
учебной
деятельности
учащихся,
включая
развитие
учебно-
познавательных мотивов;
выбор
конкретных
методов
и
приемов
обучения,
обеспечивающих
полную
и
адекватную ориентировку ученика в задании;
организация таких форм учебного сотрудничества, где были бы востребованы
активность и инициатива каждого ученика;
выбор технологии обучения, предполагающий построение учебного процесса на
деятельностной, на опережающей, на проблемной, на личностно-смысловой основе
и на диалоговой основе.
Адекватный
выбор
технологий
обучения
обусловлен
стратегиями
образования
-
формирование или развитие, требованиями ФГОС. Стратегия развития, заложенная в
ФГОС
нового
поколения,
предполагает
развитие
личностного
потенциала
ребенка
в
процессе обучения, раскрытие заложенных в нем возможностей, самоактуализация.
Основными принципами построения школьного курса математики на основе системно-
деятельностного подхода должны стать:
принцип системного построения курса математики;
принцип описания курса математики в единстве общего, особенного и единичного;
принцип
оптимального
сочетания
фундаментальности
и
профессиональной
направленности обучения курсу математика;
принцип предметной деятельности при изучении курса математики;
принцип развивающего обучения.
Традиционное обучение математике и обучение, построенное на системно-деятельностном
подходе,
различаются
по
содержанию,
методам
и
средствам
обучения;
по
характеру
процесса
управления
обучением;
по
характеру
подготовки
педагога
к
проведению
учебного процесса; по результатам обучения.
В ходе реализации программы развития школы, с целью формирования и повышения
уровня ключевых компетенций и универсальных учебных действий учеников организую
учебную деятельность в разрезе системно-деятельностного подхода, включающего в себя
следующие компоненты:
- учебная задача
- учебные действия
- действия самоконтроля и самооценки.
Обычное сообщение темы урока не является постановкой учебной задачи, так как при
этом познавательные мотивы не становятся личностно значимыми для учащихся. Чтобы
возник познавательный интерес, надо столкнуть их с «преодолимой трудностью», то есть
предложить им такое задание, которое они не могут решить известными способами, и
вынуждены изобрести, «открыть» новый способ действия, и
уже на этом этапе создать для
каждого ситуацию успеха. Задача учителя - предлагая систему специальных вопросов и
заданий, подвести учащихся к этому открытию.
Отвечая на вопросы учителя, учащиеся выполняют предметные и вычислительные
действия, направленные на разрешение учебной задачи, которые и называются учебными
действиями.
Третьим
компонентом
учебной
деятельности
являются действия
самоконтроля
и
самооценки, когда ребенок сам оценивает результаты своей деятельности и осознает свое
продвижение вперед. На этом этапе чрезвычайно важно создать для каждого ребенка
ситуацию
успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его на
пути познания.
Все три этапа учебной деятельности необходимо проводить в системе, в комплексе для
достижения максимально наилучшего результата.
Деятельностный подход на уроках математики осуществляю через моделирование и
анализ жизненных ситуаций, использование активных и интерактивных методик, участие
в
проектной
деятельности
и
овладение приёмами исследовательской
деятельности,
вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а
также
деятельность,
обеспечивающую
свободный
поиск
эффективного
подхода
к
решению задачи.
В ходе учебной деятельности мои ученики работают с источниками
информации, с
современными
средствами
коммуникации; критически
осмысливают
актуальную
информацию, поступающую
из
разных
источников,
формулируют
на
этой
основе
собственных заключений и оценочные суждения; решают познавательные и практические
задачи, отражающие
типичные
ситуации; анализируют
современные
общественные
явления и события; выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Для
построения
урока
в
рамках
ФГОС
очень
важна
его
результативность
и
структурирование.
Вне зависимости от того, какого типа урок использую критерии результативности
урока:
1.
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции учителя ученику.
Любая деятельность должна начинаться с постановки цели, личностно значимой для
каждого ученика. Только тогда, когда цель «присвоена» учеником, он может понять и
сформулировать задачу.
2.
Обучение детей осуществляю через рефлексивные действия (умение оценивать
свою готовность, обнаруживать нехватку знаний, находить причины затруднений и т.д.).
3.
Использую
разнообразные
формы,
методы
и
приемы
обучения,
повышающие
степень активности обучающихся.
4.
Применяю технологию диалога, обучаю школьников умению ставить вопросы.
5.
Сочетаю репродуктивную и проблемную формы обучения, применяю творческие
задания, побуждающие детей работать творчески.
6.
Самооценку и самоконтроль провожу строго по критериям.
7.
Использую
различные
приемы
для
осмысления
учебного
материала
всеми
учащимися.
8.
Применяю оценивание реального продвижения каждого ученика, поощрение за
минимальные
успехи
в
виде
мониторинга
предметных
результатов,
личностных
и
метапредметных.
9.
На
каждом
уроке
создаю
атмосферу
сотрудничества,
сотворчества
и
психологического комфорта. Создание психологического комфорта на уроке, вера в силы
каждого ребенка, ориентация на творческое начало, мотивирование к деятельности – все
это стороны системно-деятельностного подхода.
Таким образом, для успешного протекания учебной деятельности необходимы мотив,
цель, конкретные действия и операции, контроль и оценка результата.
Системно-деятельностный подход в преподавании математики требует формирования
практических умений применения теории. Современные учебники составлены с учетом
системно-деятельностного подхода. В них нет готовых ответов на сложные вопросы, зато
есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята сами формулируют
тему урока, ставят проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по
шаблону.
При
этом
задача
учителя
-
организовать
исследовательскую
деятельность
учащихся так, чтобы они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы урока через
создание проблемной ситуации и объяснили, как надо ее решать.
Школа не изменится от появления новых учебников, программ, концепций и даже
новых стандартов. Нет сомнения, что основой всех основ является учитель, его личность,
образ мышления, профессионализм. Системно-деятельностный подход в образовании –
это не только совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это еще и
своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю
творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать
на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким
образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся
условиях.