Автор: Гончарова Инна Викторовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 с.п. "Село Пивань"
Населённый пункт: с. Пивань-1 Комсомольский р-н Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка
Раздел: полное образование
Проектная деятельность как средство развития творческих способностей
учащихся на уроках иностранного языка
«Творчество детей — условие становления их личности»
Ш. Амонашвили
«Свои способности учащийся развивает сам, а главным «инструментом» является именно
познавательная деятельность. Дело же педагога, воспитателя, родителей — создавать для
этого определенные условия»
Лернер
Модернизация школы предполагает решение ряда системных задач:
формирование новой системы универсальных знаний, умений, навыков, а
также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности
обучающихся, то есть современных ключевых компетенций, что и
определяет современное качество содержания образования.
В Концепции модернизации образования отмечается, что школа пока еще
не дает трех важнейших составляющих стандарта знания наступившего
века:
- умений вести поиск и отбор информации;
- владения иностранными языками;
- знаний базовых социальных понятий.
Каждый учебный предмет имеет свою специфику и, соответственно
специфику использования тех или иных методов, технологий обучения.
Метод проектов в последнее время приобретает все больше сторонников.
Зачем нужен метод проектов в преподавании ИЯ и как он может быть
использован с учетом специфики предмета? Учитель ИЯ обучает детей
способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной
компетенции как одной из основных целей обучения ИЯ.
Основная идея подобного подхода к обучению ИЯ, таким образом,
заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на
активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего
оформления владения определенными языковыми средствами. Вот почему я
обратилась к методу проектов на этапе творческого применения языкового
материала. В проектной методике используются все лучшие идеи,
выработанные традиционной и современной методикой преподавания
английского языка. К ним относятся прежде всего разнообразие,
проблемность, учение с удовольствием и т.н. эгофактор.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков
обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания,
ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и
творческого мышления.
Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов,
операций овладения определенной областью практического или
теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания,
способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе
проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели
через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна
завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом,
оформленным тем или иным образом.
Метод проектов — суть развивающих, личностно-ориентированных
деятельности и общения, так как подготовительная работа, которая
проводится по подготовке проекта, вносит определенную лепту в общее
развитие каждого учащегося.
Разработка проекта позволяет вовлечь школьников в процесс формирования
своего знания и умения применять полученные иноязычные и
междисциплинарные знания в различных видах практической деятельности,
самостоятельно планировать конечный продукт проекта и, кроме этого,
совместно с учителем строить индивидуальную образовательную траекторию
на неделю, месяц, четверть и т. д.
Е.С. Полат считает, что метод проектов при наличии определенных
условий может быть использован в любом типе школ, на любом этапе
обучения, если он соответствует определенным требованиям.
Можно отметить ряд особенностей использования метода проектов при
обучении иностранному языку:
во-первых, проект чаще всего бывает межтематическим и требует
актуализации знаний из различных образовательных областей,
способствуя интеграции учебных предметов;
во-вторых, это включение иностранного языка в другие виды
деятельности: исследовательскую, трудовую, эстетическую;
в-третьих, работа над проектом — это сочетание самостоятельной работы
ученика с работой в паре, группе, коллективе по решению какой-либо
проблемы. Что требует умения:
- поставить проблему, наметить способы ее решения, спланировать работу;
- подобрать необходимый материал, систематизировать его, обсудить с
членами группы как лучше представить;
- выступить на самой презентации, на выставке, конференции или
итоговом уроке.
Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник
приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия,
прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач,
реализовывать усвоенные им средства и способы работы.
Главная задача учителя, таким образом, заключается в передаче спо-
собов работы, а не конкретных знаний, т. е. акцент делается не на преподава-
ние, а на учение. На различных этапах проектирования учитель выступает в
роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации,
координатора
Для передачи способов работы разрабатываем алгоритмы для решения таких
типичных задач, как выделение проблемы, поиск подхода к решению постав-
ленных задач, работа с источниками информации, критический анализ текста,
описание результатов деятельности.
В основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы решить проблему
школьники должны владеть определенными интеллектуальными,
творческими и коммуникативными умениями
Метод проектов нашел свое применение во многих странах мира,
главным образом, потому, что он позволяет органично интегрировать знания
учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает воз-
можность применить полученные знания на практике, генерируя при этом
новые идеи.
Интегрированные проекты помогают формировать у учащихся более
целостную картину мира, в котором сам иностранный язык выполняет
специфическую функцию — служит средством познания и общения; такие
курсы способствуют разностороннему и целостному развитию детей за счет
объединения воспитательных, образовательных и развивающих
возможностей разных учебных предметов; кроме того, интегрированные
проекты расширяют содержательный план обучения предметам и ведут к
формированию и развитию более широких интересов учащихся, их склон-
ностей и способностей к различным видам деятельности; наконец, такие
проекты создают условия для мотивированного практического применения
знаний, навыков и умений и дают возможность учащимся увидеть результаты
своего труда, получить от него радость и удовлетворение.
При выполнении интегрированных проектов по предметам
гуманитарного цикла развивается художественное восприятие школьников,
углубляется изучение профильных предметов.
Познавательный характер интегрированных проектов предполагает
широкое использование текстового материала, так как текст, с одной стороны,
является источником приобретения знаний {теоретических и фактоло-
гических), входящих в минимум информированности по вопросам
литературы, истории и искусства, а с другой — источником средств
выражения этих знаний. Кроме того, текстовой материал характеризуется
коммуникативной направленностью, поскольку приобретаемые учащимися
знания предназначаются не
только для увеличения их уровня инфор-
мированности, но и для обмена этими знаниями в процессе общения.
Учитывая специфику предмета «иностранный язык», мы выбрали
достаточно широкую тему, которая, тем не менее, охватывает несколько
предметов учебного плана (русский язык и литература, английский язык
(литература и страноведение), история, МХК): «Культура России и стран
изучаемых языков», обозначив следующую проблему: «Помогает ли знание
культуры, традиций, обычаев лучше понять национальный характер?»
Работа над такой проблемой естественным образом подразумевает
интеграцию различных предметов, творческий подход к осмыслению и
интерпретации полученной информации.
Совершенно очевидно, что проект такого рода является долгосрочным
и включает в себя целый ряд подпроектов: монопредметных, межпредметных
и надпредметных.
Результат подобного творческого проекта не может иметь детально
проработанной структуры, она только намечается и развивается, будучи
направленной на конечный результат. Планируемый в данном случае
конечный результат – проведение фестиваля творческих проектов,
объединенных общей, но, в каждом отдельном случае, детализированной
проблемой.
Разработка проекта позволяет ученикам расширить и углубить свои
интересы, обнаружить определенные пробелы в тех или иных областях
знаний. Устранить существующие пробелы помогает стремление учащихся к
получению информации в максимальном объеме по интересующей их
проблеме в определенной области знания. Чтение текстов не только
расширяет лексический запас, развивает языковую догадку, но, прежде всего,
расширяет знания в различных областях науки.
В проектах доминирует творческо-информационная направленность,
так как они имеют целью сбор информации по какой-либо теме, затем
ознакомление аудитории с этой информацией (облекаемой в определенную
форму — газета, видеофильм, коллаж, реферат, создание журнала, буклетов,
плакатов, ролевые игры-дискуссии, пресс-конференции, «радиопрограмма»,
макет, презентация, экскурсия, сценарий и т. п.).
Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:
цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации;
способы обработки информации; результат информационного поиска:
презентация. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские
проекты и становятся их органической частью, модулем
Внеклассная работа по предмету расширяет возможности образования
школьников, способствует творческому самовыражению учащихся, что
создает дополнительную мотивацию в изучении элективных курсов,
повышает интерес к изучаемым предметам.
В период обучения учащиеся имели возможность показать себя в
интегрированных (русский язык, литература, английский язык)
мероприятиях: защита интегрированных индивидуальных проектов
(английский и русский язык) по теме: «Фразеологизмы».
Учащиеся принимали участие в интеллектуальном интегрированном
конкурсе «Эрудит».
К 70-й годовщине Великой Победы были подготовлены публикации,
посвященные событиям Великой Отечественной войны, о союзниках
Советской Армии в годы войны и оформлен стенд. К этой дате было
приурочено проведение интегрированного (литература, английский язык)
мероприятия «Две великих реки – две великих нации»
Результатом изучения элективных курсов «По литературным местам и
музеям России и зарубежья» и «Гид-переводчик» стали материалы заочных
экскурсий по музеям России и Германии: Дрезденская галерея (МХК и
немецкий язык), Павловский дворец (МХК, история и литература), Овстуг
(русский язык и литература), Третьяковская галерея (МХК и английский
язык).
Созданы материалы заочной экскурсии по краеведческому музею г.
Комсомольска-на-Амуре, п. В.Эконь. Тексты экскурсий были переведены
учащимися. Для участия в краевом конкурсе «Край родной
дальневосточный» подготовлена POWER POINT-презентация «Заочная
экскурсия по этнографическому отделу музея г. Комсомольска-на-Амуре
ученицей 11 класса.
Представление проектных работ осуществляется разными способами:
•
стендовая информация
•
текстовые файлы
•
презентация на компакт-диске
•
видеофильмы/клипы на DVD-диске и т.д.
Замысел одного из проектов, посвященного творчеству великих поэтов
М.Ю. Лермонтова и Дж.Г. Байрона, возник в результате работы с учащимися
в рамках элективного курса «По литературным местам и музеям России и
зарубежья».
Вот примерный алгоритм построения работы над проектом.
I этап работы — поисковый. Работу над любым материалом начиналась с
установки на проблему, с создания ситуации общения равных собеседников.
II этап работы — аналитический. На этом этапе происходит мощная
информационная загрузка (все компоненты УМК) + материалы Интернета+
периодика. Задача этого этапа — дать учащимся возможность познакомиться
с полным объемом информации по данному вопросу.
III этап работы — практический. На этом этапе продолжается сбор ин-
формации, обмен мнениями, появляются первые идеи, мотивы, происходит
формирование групп «по интересам». Каждая группа работает над опреде-
ленной идеей, аспектом проблемы: «Историки» (изучение исторической
эпохи, анализ историко-социокультурного фона произведений),
«Литературоведы/Искусствоведы» (сравнительный анализ художественных
произведений), «Лингвисты» (единство содержания и выразительных
средств), «Сценаристы» (создание сценария творческого представления
результатов исследований: литературная композиция, распределение ролей).
На этом этапе ребята учатся анализировать, сравнивать, делать обобщения,
проводить коррекцию; не только отстаивать свою точку зрения, но, иногда,
иметь смелость признать ошибки, исправить их и выработать свое понимание
проблемы (этап эвристического озарения).
IV этап. Подготовка презентационных материалов, работа по оформлению
результатов работы, представление группами структуры слайд-фильма с
комментариями, репетиция презентации проекта.
Заключительный этап — защита проекта перед аудиторией, анализ
результатов выполнения проекта, оценка продукта, рефлексия.
В течение всего периода обучения проводится диагностика различных
аспектов деятельности учащихся. В классах проводилось анкетирование для
определения отношения учащихся к проектной форме деятельности. В целом,
учащиеся положительно относятся к проектной деятельности, отмечая среди
достоинств – возможность творческого самовыражения. (50%),
формирование навыков публичных выступлений (50%), развитие
способности анализировать и критически осмыслять информацию (50%),
использование ИТ также является значимым достоинством проектной
работы.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это:
возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе
или самому, максимально используя свои возможности;
это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои
силы,
приложить
свои
знания,
принести
пользу
и
показать
публично достигнутый результат.
Учащиеся также отмечают, что работа над проектом сближает их с учи-
телями, которые раскрываются с новой для учеников стороны. Школьники
отмечают, что за это время они научились работать с информацией, узнали о
большом количестве библиотек, Интернет-сайтов, словарей, справочников,
познакомились со спецификой некоторых профессий. Но самым большим
достижением было, конечно же, познание себя, того, что каждый сумел
сделать, смог достичь.
Использование метода проекта способствует повышению качества
знаний учащихся по профильным предметам.
Метод проектов может использоваться при обучении английскому языку в
рамках программного материала практической значимости для школьника.
Учащиеся создавали проекты на разные темы: «Образование». «Здоровый
образ жизни» (9 класс), «Спорт». «Праздники», «Путешествия» (8 класс),
учащиеся 7 класса создавали исследовательские и информационные проекты
по теме «Экология», в которых рассматривали актуальные проблемы,
затрагивающие интересы каждого жителя нашего поселка и края.
Впервые начиная работу над проектным заданием, учащиеся имеют
возможность ознакомиться с критериями оценивания работы, примерным
порядком работы над проектом, работая с памятками.
Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что
при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно
при организации его практического применения этот метод очень
эффективен. Особенно привлекательным для меня является тот факт, что
проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого.
Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать,
а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные
ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются
творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный
процесс обучения и воспитания.
Работа над проектом может вестись или индивидуально, или в группах.
В последнем случае участникам совместного проекта следует помочь
распределить роли и объяснить, что общий успех зависит от вклада каждого
участника. Работа над проектом начинается на уроке под руководством
учителя, продолжается дома, а презентация проекта осуществляется на
следующем уроке. Важно организовать работу над проектом, создав
максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления
творческого потенциала участников, создав максимально благоприятные
условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников.
Одним из проектов, выполняемых учащимися 7 классов, был проект
"What Is Special About Your Country?” (учебная тема учебника “Английский
язык-7” (Кузовлев В.П., Лапа Н.И.).
Выбранный проект, по классификации Е. С. Полат, являлся
внутренним, межпредметным и практико-ориентированным. Поставленные
задачи выходили за рамки чисто учебных и, планируя работу над проектом,
ставились следующие воспитательные задачи: развитие таких качеств
личности, как: а) заинтересованность и любознательность при знакомстве с
правилами составления туристических буклетов, б) желание найти прежде
всего привлекательные стороны в рассматриваемых объектах, вызвать
положительные эмоции у посетителей города — иностранцев, чувство
патриотизма, любви к своей малой родине; в) коммуникабельность,
контактность, соблюдение правил этикета при опросе одноклассников о том,
какие места района/края они любят больше всего; г) креативность,
творческое отношение к делу; д) эрудиция, актуализация межпредметных
связей; е) чувство прекрасного, эстетическая восприимчивость при осмотре
достопримечательностей.
Разрабатывая учебный проект, были сделаны наброски описания
проекта, созданы рабочие папки материалов проекта (УМП), составлен
список информационных ресурсов для проекта, заранее оговаривались
критерии оценивания презентаций, публикаций и т.д. Особое внимание
следует уделять презентации проекта, которая должна осуществляться, как
правило, на уроке на английском языке. При работе над первым проектом
желательно, чтобы сам учитель представил свой проект в качестве примера.
Кроме того, проводятся выставки лучших проектов, чтобы их могли увидеть
и оценить ученики других классов, учителя, родители.
В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный
эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументированно
излагать свои мысли, анализировать свою деятельность. В процессе
презентации происходит самоутверждение и повышение самооценки
личности, формируются и развиваются навыки публичного
самопредъявления, рефлексии. Детям всегда хочется показать свою работу
взрослым и сверстникам, получить от них подтверждение своей значимости,
компетентности, успешности. Проектное обучение – полезная альтернатива
классно-урочной системе, но отнюдь не должно вытеснять ее.
Проектное обучение активизирует деятельность учеников, так как оно:
личностно-ориентировано; самомотивируемо, и как результат, у учеников, по
мере выполнения работы, возрастает степень увлеченности ею; позволяет
учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле; приносит
удовлетворение ученикам, видящим результаты (продукт) своего
собственного труда.
Можно сделать вывод, что метод проектов действительно является
наиболее адекватной технологией личностно-ориентированного воспитания,
дающей возможность использовать современные аксиологический и
культурологический подходы к воспитанию, активизировать педагогическую
поддержку, социализацию, включение ученика в различные среды, а также в
личностно-ориентированную ситуацию в процессе воспитания учащихся.
Гончарова И.В.,
учитель английского языка
1 квалификационная категория
МОУ «СОШ №1»
сельского поселения «Пивань»
Комсомольского района
Хабаровского края