Автор: Кожемякина Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС №10 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: город Мегион, ХМАО - Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Исследовательский проект "Волшебный мир бумаги"
Раздел: дошкольное образование
Исследовательский проект
«Волшебный мир бумаги»
Группы компенсирующей направленности
с нарушением опорно-двигательного аппарата
седьмого года жизни
Воспитатель:
Кожемякина Н.А.
Актуальность
Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется не только в
рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Бумага — первый материал, из
которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с
раннего детства. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о
разнообразии бумаги, ее свойствах. Когда мы говорим о бумаге, то каждый из педагогов знает, что это
самый распространенный в работе с детьми материал. Но не всегда мы взрослые, используем ее
возможности.
Большая
часть
занятий
в
детском
саду
посвящена
вырезыванию
из
бумаги
и
составлению
плоскостных
композиций
-
аппликаций.
Такой
способ
работы
с
бумагой
в
недостаточной
мере
способствует
развитию
творческих
способностей,
воображения
и
фантазии
детей. Конструирование из бумаги является мощным средством развития творчества у дошкольников:
создаются условия для самостоятельного экспериментирования с бумагой разной плотности, фактуры
и т. п., организуется обучение в разных формах в зависимости от сложности, включение в процесс
конструирования
других
видов
деятельности
(игра,
сочинение
сказок,
рассказов,
разгадывание
загадок). Данный вид продуктивной деятельности оказывает положительное влияние на развитие
мелкой моторики рук, логического и пространственного мышления, произвольного внимания, речи, а
также на формирование таких качеств, как инициативность, самостоятельность, наблюдательность,
любознательность,
коммуникабельность.
Обычный
материал
—
бумага
—
приобретает
новое
современное направление, им можно работать в разных техниках. Бумага открывает детям путь к
творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Цель:
Создание педагогических условий для развития детского художественного творчества и у детей
дошкольного возраста с использованием различных приемов работы с бумагой.
Задачи:
Расширять представления дошкольников о значение и разнообразие бумаги в нашей жизни;
Продолжать знакомить детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях и
открывать ее новые возможности;
Познакомить детей с техникой «Квиллинг»;
Развивать познавательную активность, любознательность, эмоциональную
заинтересованность, творческие способности и воображение, мелкую моторику рук;
Воспитывать чувство взаимопомощи, инициативу, самостоятельность, терпение, умение
доводить начатое дело до конца, аккуратность, бережное отношение к результатам труда.
Тип проекта:
Исследовательский
Участники проекта:
Дети седьмого года жизни, родители, воспитатели
Сроки реализации проекта:
Март-апрель
Этапы реализации проекта:
I - этап:
Подготовительный:
1.
Подбор литературы, иллюстрированного материала.
II – этап:
Разработка проекта:
Разработка презентаций, непосредственно-образовательной деятельности по теме.
Подготовка материально-технической базы проекта.
III - этап:
Реализация проекта:
Проблемная ситуация
Во время аппликации мы с детьми говорили о том, что из бумаги можно сделать очень много
интересных вещей. Каких? Заинтересовались дети.
Это способствовало выбору нашей темы проекта «Волшебный мир бумаги»
Образовательные
области
Содержание
Сроки реализации
Познавательное развитие
Беседа «Такая разная страна бумажная»
- Познакомить детей с историей возникновения бумаги,
узнают, из чего делают бумагу, для чего нужна бумага, что
можно изготовить из бумаги.
1 неделя (март)
Рассматривание альбома «Удивительный мир бумаги».
- Показать детям что можно изготовить из бумаги. Развивать
зрительное внимание и память, познавательный интерес.
2 неделя (март)
Познавательно-исследовательская деятельность «Бумага в
нашей жизни»
Программное содержание: Познакомить детей с основными
свойствами бумаги. Учить их способам исследования
окружающего мира на примере проведения опытов с бумагой.
Развивать любознательность и интерес к исследовательской
деятельности.
3 неделя (март)
Художественно-
эстетическое развитие
НОД. Конструированию из бумаги (оригами) с элементами
аппликации «Рыбки в аквариуме» (коллективная
композиция)
- Продолжать учить детей выполнять поделки из бумаги
способом оригами по инструкции и показу педагога.
Отрабатывать навыки сгибания квадратного листа бумаги по
диагонали и по горизонтали пополам. Учить детей
выполнению базовой формы «двойной треугольник» в технике
оригами. Упражнять в знакомых способах вырезывания,
соблюдать правила безопасности в работе с ножницами.
Развивать зрительное внимание, мелкую моторику, творческие
способности, навыки коллективной работы при составлении
композиции из готовых форм. Воспитывать аккуратность,
умение оценивать свою работу.
4 неделя (март)
Конструирование из гофрированной бумаги «Чудо-букет»
1 неделя (апрель)
(коллективная работа)
- Учить детей делать цветы из гофрированной бумаги,
Объединять их в одну композицию. Развивать творческие
способности детей, мелкую моторику, фантазию. Воспитывать
чувство радости от результата работы.
Аппликация в технике «Квилинг» «Обычные узоры»
- Познакомить детей с техникой «Квилинг». Учить скручивать
полоски и укладывать их разной формой. Развивать мелкую
моторику рук, творческие способности, фантазию.
2 неделя (апрель)
Конструированию из бумаги (оригами) с элементами
аппликации Тема «Петушок», «Царевна-лягушка»
- Продолжать знакомить детей с «оригами» - японским
искусством изготовления поделок из бумаги. Закрепить навыки
складывания и сгибания бумаги. Развивать творческие
способности. Воспитывать усидчивость, старательность.
3 неделя (апрель)
IV –этап:
Презентация проекта
Работа с родителями:
Совместно-партнерская деятельность с родителями - мастер класс «Игрушки в технике
гармошка»
Изготовление поделок из бумаги совместно с детьми.
Консультация «Развиваем творчество и фантазию с помощью бумаги»
Предполагаемый результат:
Расширятся представления о значение и разнообразие бумаги в нашей жизни;
Дети познакомятся с особенностями бумаги в различных изделиях и откроют её новые
возможности;
Список литературы:
1. Кайдошко Н. Н. Занятия по художественному труду для дошкольников. – М. : Русское слово, 2008-
74с
2. Конощук С. В. Фантазии круглый год. - М: Обруч, 2011г-68с.
3. Гусакова М. А. Аппликация. М: Просвещение 2007г-53с.
4. Новикова И. В. Конструирование из бумаги в детском саду. - Академия развития, 2009г-96с.
5. Кирьянов Ю. С. Большая книга оригами. – М : ООО «Издательство АСТ» Астрель 2010г-78с.
Приложение:
Конспект НОД по конструированию из бумаги (оригами) с элементами аппликации
«Рыбки в аквариуме» (коллективная композиция)
Программное содержание: Продолжать учить детей выполнять поделки из бумаги способом
оригами по инструкции и показу педагога. Отрабатывать навыки сгибания квадратного листа бумаги
по диагонали и по горизонтали пополам. Учить детей выполнению базовой формы «двойной
треугольник» в технике оригами. Упражнять в знакомых способах вырезывания, соблюдать правила
безопасности в работе с ножницами. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику, творческие
способности, навыки коллективной работы при составлении композиции из готовых форм.
Воспитывать аккуратность, умение оценивать свою работу.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстративного материала с изображением различных рыб;
- беседа о рыбах (где живут речные, морские, аквариумные рыбы);
- чтение рассказа В. Бианки «Рыбий дом».
Материалы и оборудование:
- квадратные листы различной цветной бумаги, ножницы, клей-карандаш, салфетки, полоски цветной
бумаги для украшения поделок, большой лист бумаги с заранее наклеенным на нем подводным
пейзажем.
Ход НОД:
1. Мотивация к деятельности - сюрпризный момент «Письмо от подводных жителей».
- Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам подводные жители - семейка Рыбкиных. Как вы знаете,
уже наступила осень. А скоро и зима придёт. Наше царство затянет толстый слой льда, у нас наступит
очень грустное и скучное время. Нам бы очень хотелось побывать у вас в гостях в детском саду.
Может быть вы пригласите нас к себе в гости?
2. Постановка проблемы:
- Что же нам придумать, ребята? Как сделать так, чтобы рыбки побывали у нас в гостях?
Загадка-подсказка:
«Посмотрите дом стоит,
До краёв водой налит.
Без окошек, но не мрачный,
И со всех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы-
Все умелые пловцы» (показ макета аквариума)
Подвести детей к выводу о том, что нужно сделать рыбок и заселить их в аквариум.
3. Пальчиковая гимнастика «Рыбки» (на ковре):
Рыбки в озере живут, (Ладонь выпрямить, пальцы прижать друг к другу (рыбка)
Вверх и вниз они снуют. (Ладони волнообразно перемещать вверх-вниз)
По команде «Раз, два, три» выпускают пузыри. (Указательный и большой пальцы сложить колечком
(пузырь). Обеими руками показывать, как пузыри медленно перемещаются снизу вверх).
И кружатся, и шалят, (Ладони поворачивать в разные стороны, перемещать в воздухе.)
И хвостами шевелят. (Пошевелить кончиками пальцев.)
4. Поэтапное выполнение работы воспитателем с объяснением, одновременное дублирование
детьми:
- Посмотрите, я возьму квадрат и покажу вам, как он превратится в аквариумную рыбку.
-Кладём перед собой квадрат и сгибаем его по диагонали, совмещая углы. Стараемся совмещать
ровно, проглаживаем хорошо линию сгиба.
-Разворачиваем его, и сгибаем квадрат, совмещая по диагонали два других угла, так же проглаживая
линию сгиба.
-Разворачиваем, переворачиваем на другую сторону и сгибаем квадрат, совмещая стороны,
проглаживаем линию сгиба.
-Теперь разворачиваем квадрат и вгибаем боковые стороны по линии сгиба вовнутрь так, чтобы
получился двойной треугольник. И хорошо проглаживаем все линии сгиба.
-Теперь берём боковой угол верхнего треугольника и сгибаем его к середине так, чтобы уголок
оказался чуть ниже стороны треугольника, хорошо проглаживаем линию сгиба.
-Также поступаем и с другим боковым углом верхнего треугольника.
-Посмотрите, что у нас получилось! Рыбка!
По мере необходимости оказывать индивидуальную помощь, указания, напоминания.
5. Украшение детьми рыбок аппликацией.
-Ребята, а теперь нужно украсить наших рыбок (Дети украшают рыбок, используя для аппликации
знакомые способы вырезывания. Напомнить о безопасной работе ножницами. Поощрять творческие
проявления при украшении рыбок. По мере необходимости оказывать индивидуальную помощь.)
-Теперь можно поместить ваших рыбок в наш красивый аквариум.
-Возьмите клей, намажьте тщательно обратную сторону рыбки и приклеивайте каждый свою рыбку в
любое место аквариума.
6. Анализ детских работ (самоанализ)
-Ребята, сколько разных красивых рыбок у нас получилось!
-Что вы можете сказать каждый о своей рыбке?
-Что бы вы сделали в следующий раз по-другому?
-Вы молодцы! Все очень старались!
Предложить детям вечером придумать небольшие рассказы о своих рыбках.
Конспект «Бумага в нашей жизни» по познавательно-исследовательской деятельности в
подготовительной группе.
Программное содержание: Познакомить детей с основными свойствами бумаги. Учить их способам
исследования окружающего мира на примере проведения опытов с бумагой. Развивать
любознательность и интерес к исследовательской деятельности.
Оборудование: листы бумаги, коллекция бумаги, стеклянные шарики, кубик пластмассовый и
бумажный, тарелка с водой, две картонные коробки, целлофановый пакет.
Ход
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами побываем в гостях у бумаги. Давайте
посмотрим, что у вас лежит на столах?
Дети: Бумага.
Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим ее. Скажите, вся ли она одинаковая? А как можно
определить?
Дети: Она разная. Можно погладить, пощупать ее.
Воспитатель: Да, бумага может быть гладкой и шершавой, толстой, тонкой, мягкой и не очень. А кто
знает виды бумаги? (цветная, альбомная, картон, салфетки, бархатная и др.). А вы знаете, откуда
произошла бумага?
Человек изобрел материал для письма задолго до того, как появилась бумага. Древние египтяне
около 4000 лет назад брали стебли папируса, снимали кожицу и распрямляли ее. Потом полоски
папируса клали крест-накрест и спрессовывали так, чтобы они склеивались. Высушенный лист
папируса представлял собой хороший материал для письма.
Но это еще не была бумага. Ее изобрел в Китае примерно в 105 году человек по имени Цай Лунь. Он
нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева.
Китайцы научились толочь кору в воде, чтобы отделить волокна, потом они выливали эту смесь на
подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие
листы клали сушиться на ровную поверхность. Для этой цели использовали бамбук и старые тряпки.
Позднее кто-то догадался, как улучшить качество бумаги, добавив в нее крахмал.
И сейчас люди делают бумагу из разных пород деревьев.
Воспитатель:
-Я приглашаю вас подойти в наш уголок экспериментирования, что бы еще больше узнать нового и
интересного. Пройдемте!
Дети проходят к столам.
Вот смотрите у меня есть два кубика: один из пластмасса, а другой бумажный. Наши кубики
загрязнились и нам надо их помыть.
ОПЫТ №1 Взаимодействие бумаги с водой.
Воспитатель:
-Ребята! что случилось с бумажным кубиком? (ответы детей)
Дети:- размок!
Вывод: бумага в воде размокает.
Воспитатель:
-А теперь, скажите есть среди вас силачи? (ответы детей) Выходите!
Опыт № 2. Проверка бумаги на прочность.
-Попробуйте порвать вот этот пакет. Не получается? А лист бумаги? Получилось!
Вывод: бумага легко рвется.
Воспитатель:
-Смотрите, у нас тут какие - то коробки. Давайте сложим сюда листы бумаги а в эту коробочку
стеклянные шарики.
Опыт №3 Что легче?
-Скажи мне, что легче бумага или стеклянные шарики (ответы детей)
Вывод: бумага легкая.
Воспитатель подводит итог занятия и просит детей повторить свойства бумаги.
Воспитатель:
А теперь давайте рассмотрим, какие бывают виды бумаги.
Работа с мини-коллекцией бумаги.
Виды бумаги.
Для письма и печати (книги, журналы, газеты, тетради)
Отделочный материал (обои)
Дизайнерская (бумага рисовая, для оригами, папье-маше)
Декоративная (внешне похожа на бархат, мрамор, кожу; применяется для отделки книжных
переплетов, оформления книжно-журнальной продукции)
Упаковочный материал (фантики, мешки, коробки)
Чистящий материал (туалетная бумага, салфетки)
Для производства денег
Подложка для нанесения химических реактивов (фотобумага, наждачная бумага)
Воспитатель:
-Ребята! Давайте не забывать, как сложно сделать бумагу, и как она необходима нам в жизни!
Мастер – класс для родителей и детей
Поделки из бумаги в технике «Гармошка»
Поделка из гофрированной бумаги «Чудо - букет»
Конструированию из бумаги (оригами) с элементами аппликации
Защита проекта.