Авторы: Жигунова Екатерина Юрьевна, Куприянова Елена Игоревна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 2051"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: педагогичекий проект
Тема: ЕЛОЧКА-КРАСАВИЦА
Раздел: дошкольное образование
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОGJВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2051
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
НА ТЕМУ:
ЕЛОЧКА-КРАСАВИЦА
(для детей раннего дошкольного возраста)
ПОДГОТОВИЛИ
И ПРОВЕЛИ:
Жигунова Е.Ю.
Куприянова Е.И.
г. Москва, 2017
ЕЛОЧКА-КРАСАВИЦА
(для детей раннего дошкольного возраста)
Авторы проекта: Куприянова Е.И., Жигунова Е.Ю. воспитатели I квалификационной категории.
Тип проекта: практико-ориентированный, по содержанию «ребенок и рукотворный мир»,
открытый: в контакте с семьей, ребенок – «участник проекта», фронтальный, краткосрочный.
Проблема: Как встречать Новый год без елочки?
Цель-результат: дети совместно с родителями активно включились в творческий процесс,
смастерили из разного бросового материала новогодние елочки, стали соучастниками создания
атмосферы праздника в группе.
Содержание практической деятельности:
Этапы:
1-й этап: Выявление проблемы, определение цели, задач.
2-й этап: Разработка проекта. Поиск решения задач проекта.
3-й этап: Выполнение проекта (практическая деятельность по решению проблемы, планирование
совместной деятельности).
4-й этап: Подведение итогов (выставка детских работ, выставка елочек, изготовленных родителями
совместно с детьми).
План реализации проекта
Понедельник
Общение: «Как звери елку наряжали».
Ознакомление с окружающим.
Наблюдение: «Елочка наряжается».
Физкультура. Подвижная игра «Собери шишки»
Вторник
Музыка: разучивание хоровода «Внучата Елочки».
Рассматривание зимнего пейзажа.
Рисование «Елочка-красавица»
Среда
Речь. Разучивание стихотворений к празднованию Нового года.
Подвижная игра «Добеги до елочки»
Четверг
Музыка: Разучивание песни о новогодней елочке.
Разучивание пальчиковой гимнастики: «Елочка»
Пятница
Действие с предметами: Дидактическая игра «Соберем елочку».
Лепка: «Украсим елочку шарами».
Выставка совместных работ
Как звери елку наряжали
Цели: эмоционально обогащать детей впечатлениями зимних новогодних торжеств; активизировать
детей, создавая радостное настроение; сочетать визуальные методы воздействия (красочность,
сюрпризный момент, широкую наглядность) с поэтическим, песенным и танцевальным
фольклором.
Материал: елка картонная, не наряженная; картонные игрушки; игрушки: ворона, волк, зайка,
белка, медведь (из набора «Кукольный театр»), игрушка Деда Мороза.
ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Прилетела ворона в город под Новый год и увидела там много наряженных елок.
Очень это вороне понравилось, полетела она к Деду Морозу.
– Дедушка Мороз, скоро Новый год, помоги и нам устроить праздник для всех лесных зверей.
Стал Дед Мороз звать зверей.
К ёлочке пушистой
Звери прибегали –
К празднику зелёную
Дружно наряжали.
Отряхнул от снега
Ёлочку волчок.
Следом за волчонком
Прискакал зайчонок.
Все дарили ёлочке
Яркие обновки –
Заинька повесил
Сладкую морковку
(вешает картонную морковь).
Белочка проворная,
Следом за зайчишкой,
Вешала орехи
И большие шишки (вешает на елку).
Медвежонок – сладкие
Ягоды малины.
Стала сразу ёлочка
Праздничной и яркой.
Дед Мороз под нею.
Всем раздал подарки!
Стали радостно зверята
Вокруг ёлочки плясать,
Стали дедушку Мороза
С Новым годом поздравлять!
– Ребята, вам понравилось, как наши звери елку нарядили? (Да.)
– Кто приходил? Чем наряжали? Что принес зайка (белочка, медвежонок)? Какая елочка? Кто дарил
подарки?
И мы с вами порадуемся тому, что скоро праздник Новый год. Давайте споем песенку о Елочке.
Поем, танцуем.
Елочка наряжается
Цели: эмоционально обогатить чувства детей ожиданием праздника елки; вместе с детьми украсить
елку новогодними игрушками, гирляндами, елочными огнями; предложить рассматривание
праздничного убранства елки; наполнить жизнь детей впечатлениями; ввести в активную речь слова
«шарики», «бусинки», «куколки», «огоньки» и пр.; учить детей выражать словами свои чувства.
Предварительная работа: елка украшается до прихода детей; все стеклянные игрушки
располагаются на ее верхних ветках; дерево ставится в групповой комнате так, чтобы малыши
могли походить вокруг нее, рассмотреть елочные украшения; нижние ветки елки остаются
свободными; их будут украшать дети небьющимися игрушками вместе с воспитателем.
Материал: елка и елочные игрушки.
СОДЕРЖАНИЕ НАБЛЮДЕНИЯ
Воспитатель. Ребята, посмотрите на красавицу елочку (сюрпризный момент). Дать возможность
детям насладиться ярким зрелищем. Проходим вокруг елочки, смотрим на нее со всех сторон (2–3
мин).
Воспитатель. Читаю первую часть стихотворения З. Александровой «Елочка»:
Маленькой елочке
Холодно зимой.
Из лесу елочку
Взяли мы домой.
Сколько на елочке
Шариков цветных,
Розовых пряников,
Шишек золотых!
Сколько под елочкой
Маленьких ребят!
Топают, хлопают,
Весело кричат…
Посмотрите на яркие елочные украшения (дети рассматривают шарики, бусы, цветные «льдинки» и
огоньки).
Воспитатель. Ребята, вам нравится елочка? (Да!) Посмотрите, на ней есть шарики, бусинки,
фонарики, куколки.
– Артем, какая елочка? (Маленькая, зеленая, красивая.)
– Никита, скажи нам, как украшена елочка? (На ней фонарики, игрушки.)
– Арина, а какие ты видишь игрушки? (Шарики, куколки, снежинки.)
– Неля, а что ты еще видишь на елочке? (Бусинки, огоньки.)
– Ребята, давайте еще раз повторим, какими игрушками украшена елочка? (Шарики, огоньки,
куколки, фонарики, снежинки.)
– Елка наша украшена игрушками только на верхних веточках, а мы с вами сейчас украсим и
нижние веточки. (Дает детям в руки по игрушке.) Подойдите поближе, украсим нижние веточки
(помогает детям).
– Посмотрите, как красиво получилось! Ребята, давайте еще раз обойдем вокруг елочки.
…Елочка, Елочка,
Яркие огни,
Синими бусами,
Елочка, звени!
Встанем под елочкой
В дружный хоровод.
Весело, весело,
Встретим Новый год!
(З. Александрова «Елочка».)
Рассматривание зимнего пейзажа
Цели: расширить представления детей о времени года «Зима»; вовлекать детей в диалог; поощрять
инициативные высказывания; формировать умение детей рассматривать картины с развернутым
сюжетом, понимать изображенное на картине, отвечать на вопросы воспитателя; слушать рассказ
воспитателя, составленный по картине.
Воспитатель. Ребята, сейчас зима. На улице лежит снег. Зимой хорошо. Можно кататься на лыжах.
А еще что можно делать? (Лепить снежки из снега, кататься на санках.)
– Сейчас я покажу вам детей, которые уже вышли гулять, хотите? (Ответы детей.) (Демонстрирует
картину из серии «Времена года».)
– Что вы видите на картине? (Ответы детей.)
– Чем занимаются дети? (Ответы детей.)
– Посмотрите, как красиво! Зима, лежит пушистый снег, красивые зеленые ели. Снег лежит на
земле и на деревьях. Дети гуляют. Старший мальчик везет на санках малыша. Малыш доволен.
Девочки катаются на лыжах. Все улыбаются. Вокруг много снега. Хорошо зимой на прогулке,
весело!
Воспитатель повторяет рассказ. Дети помогают рассказывать, проговаривая слова.
– А теперь давайте мы с вами покружимся как снежок.
Снег, снег кружится,
Собрались, и мы в кружок,
Белая вся улица.
Покружились, как снежок.
Рисование «Елочка-красавица»
Образовательные задачи: познакомить с новым приемом рисование «набивкой».
Развивающие задачи: развивать мышление, мелкую моторику рук; эстетическое восприятие, создать
у детей радостное настроение.
Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность, желание помочь.
Предварительная работа: рассматривание предметных картинок, разучивание песен, чтение
стихов о елочке.
Оборудование и материал: игрушка-ежик, елочки из белой бумаги, тампоны, гуашь, внутренний
трафарет.
Формы НОД: использование потешек, загадок, пальчиковая гимнастика, дидактическая игра.
Формы организации: группа детей, индивидуальная.
ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитатель. Ребята, к нам пришел гость. Отгадайте кто.
Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками. (Ежик.)
– Ежик добрый. Давайте его погладим!
– Что у ежика на спинке? (Ответы детей.)
– У какого дерева есть иголки? (У елки.)
– Какого они цвета? (Ответы детей.)
– Посмотрите, ежик нам что-то принес. (Открывает рюкзачок.)
– Что это? (Елки.) Какого цвета? (Белые.)
Воспитатель. Маленькой елочке холодно зимой. Елочки замело снегом. Ежик грустный.
Скоро праздник, а елочки под снегом белые. Давайте поможем ежу, стряхнем снег с елочек, и они
снова станут зелеными.
А для этого у нас, ребята, есть волшебные палочки-тампончики. Будем ими стряхивать снежок с
наших елочек.
Берем палочки-тампончики, обмакиваем в зеленую краску, посмотрите, как я это буду делать.
(Воспитатель, показывая, учит детей работать палочкой без краски.)
Теперь опускаем в краску наши тампончики и повторяем за мной.
– Вот какие красивые! Какие у нас теперь елочки? (Ответы детей.)
Посмотрите друг у друга, какие молодцы, все справились!
Ежу тоже очень понравилось, он доволен и зовет всех танцевать.
Танец с движением.
– Следующий раз мы украсим наши елочки огоньками и игрушками и подарим елку родителям.
– Ежик благодарит вас. Молодцы, ребята!
– Скажите ежику до свидания!
Лепка «Нарядим нашу елочку»
Образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие».
Образовательные задачи: формировать умение детей надавливать указательным пальцем на
пластилиновый шарик.
Развивающие задачи: формировать чувство цвета, интерес к работе с пластилином, развитие
общей и мелкой моторики; любознательности детей.
Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность, бережное отношение к своей работе;
создавать положительный эмоциональный настрой.
Предварительная работа: беседа о празднике Новый год; рассматривание иллюстраций, чтение
произведений, стихотворений; заучивание стихотворений о ёлке.
Оборудование и материал: ёлочка зеленого цвета, вырезанная из листа картона; пластилин (зеленый,
желтый, синий, красный), скатанный в маленькие шарики (по 2 шарика каждого цвета на каждого
ребенка), поднос, салфетка; готовый образец работы.
Формы НОД: использование потешек, загадок, пальчиковая гимнастика, дидактическая игра.
Формы организации: группа детей, индивидуальная.
Последующая работа: работа с пластилином в самостоятельной деятельности.
ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто к нам прискакал? (Зайка.)
Он помогает Дедушке Морозу, готовится к празднику Нового года.
Зайка принес от Деда Мороза для вас подарочек, давайте посмотрим вместе, что же это? Но сначала
попробуйте отгадать загадку:
– На Новый год ей каждый рад, хотя колюч её наряд? Что это?
Дети. Ёлка.
Воспитатель. Правильно. Какого цвета наша ёлочка?
Дети. Зеленая.
Воспитатель. Ребята, давайте зайке покажем, какая ёлочка получается из наших пальчиков.
Пальчиковая игра «Елочка».
Ёлочка, ёлочка!
(Ладони установить под углом друг к другу.)
Колкая иголочка,
(Переплести пальцы и выпрямить.)
Протянула ветки,
(Протянуть руки вперед.)
А на них – конфетки.
(Руки согнуть в локтях и, подняв их вверх,
соединить пальцы, вращать кистями рук.)
Звездочки.
(Растопырить пальцы рук.)
Фонарики.
(Пальцы каждой руки собрать щепотью.)
Золотые шарики.
(Изобразить шарик.)
(Раздать детям заготовки с ёлочкой.)
Воспитатель. Ребята, но наши елочки не нарядные.
Украсим наши елочки
Красивыми шарами.
Пусть сверкают ёлочки
Весёлыми огнями!
Посмотрите, как мы будем украшать наши ёлочки. Я беру в руку цветной шарик из пластилина,
кладу его на ёлочку и надавливаю пальчиком на него.
Воспитатель. А теперь вы, ребята, попробуйте сами украсить свои ёлочки, чтобы к празднику наши
ёлочки были самые нарядные и красивые.
(В процессе работы обращает внимание детей на то, что лепить надо аккуратно, не пачкать стол. Не
ронять пластилин на пол, не брать его в рот. Если у ребенка не получается, помогает ему. После
выполнения работы напоминает детям, что руки надо вытирать салфеткой.)
Воспитатель. Какие вы молодцы! Как хорошо вы лепили, у всех получились красивые, нарядные
ёлочки. Покажите друг другу, ребята.
Воспитатель (обращается к зайке). Зайка, посмотри, как постарались наши малыши. Ребята, и зайке
нравится.
Давайте мы с вами споем песенку про Деда Мороза
Под музыкальное сопровождение исполняем песню «Дед Мороз».
Дед Мороз, Дед Мороз
Деткам ёлочку принес.
Дед Мороз, Дед Мороз
Деткам ёлочку принес,
А на ней фонарики,
Золотые шарики.
Яркие игрушки,
Шарики, хлопушки!
Воспитатель. Молодцы, ребята, а Зайке пора в лес, помогать Дедушке Морозу, потому что праздник
приближается. Новый год у ворот, всех ребяток ёлка ждет. Дед Мороз придет к нам на праздник
Новогодней елки, а зайке скажите до свидания!
Дети. До свидания!
Воспитатель. А теперь мои хорошие, давайте пойдем наши ручки от пластилина помоем, и наши
работы на выставку в раздевалку отнесём.
Пальчиковая гимнастика «Елочка».
1. Ёлка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.
2. Ёлочка, ёлочка!
(Ладони установить под углом друг к другу.)
Колкая иголочка,
(Переплести пальцы и выпрямить.)
Протянула ветки
(Протянуть руки вперед.)
А на них – конфетки.
(Руки согнуть в локтях и, подняв их вверх,
соединить пальцы, вращать кистями рук.)
Звездочки.
(Растопырить пальцы рук.)
Фонарики.
(Пальцы каждой руки собрать щепотью.)
Золотые шарики.
Дидактическая игра «Соберем елочку».
Цель: выкладывание изображения из геометрических фигур, сравнение по величине.
Предложить детям сложить елку из треугольников. Сначала взять самый большой треугольник.
Сверху положить треугольник поменьше, а на верх самый маленький треугольник. Что получилось?
Какой треугольник мы брали сначала? Какой потом? Какой треугольник положили снизу, какой
вверху?
Подвижные игры «Снежки», «Добеги до елочки».
Способствуют развитию двигательной активности, снимают импульсивность, развивает игровые
навыки и произвольность поведения.
Работа с родителями.
· Приобретение родителями новогодней елки в группу.
· Наглядная информация «Любимая традиция – новогодняя елка».
· Совместная деятельность детей и родителей.
Почитайте детям:
Стихи про елочку
Перед праздником зима
Для зеленой елки
Платье белое сама
Сшила без иголки.
Отряхнула белый снег
Елочка с поклоном
И стоит красивей всех
В платьице зеленом.
Ей зеленый цвет к лицу,
Елка знает это.
Как она под Новый год
Хорошо одета!
К. Чуковский
***
Елка наряжается –
Праздник приближается.
Новый год у ворот,
Ребятишек елка ждет.
Аким Яков
***
Висят на ветках шарики,
Волшебные фонарики,
И бусы, и снежинки,
И голубые льдинки!
***
Здравствуй, праздник новогодний,
Праздник ёлки и зимы!
Всех друзей своих сегодня
Позовём на ёлку мы.
Засверкай огнями, елка,
Hac на праздник позови!
Все желания исполни,
Все мечты осуществи!
***
Стоит она пушистая,
От снега серебристая!
Красивые иголки
У новогодней ёлки.
Дед Мороз прислал нам ёлку,
Огоньки на ней зажёг,
И блестят на ней иголки,
А на веточках – снежок!
***
Мне елку купили!
Мне елку купили!
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите,
Скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой,
Блестящей и пышной,
Задень –
И она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая.
Кому?
Никому!
Просто ветру, метели,
Такой же красивой
Не спиленной ели!
И. Токмакова
***
Мама елку украшала,
Аня маме помогала;
Подавала ей игрушки:
Звезды, шарики, хлопушки.
А потом гостей позвали
И у елочки сплясали!
***
Елка наряжается –
Праздник приближается.
Новый год у ворот,
Ребятишек елка ждет.
Я. Аким
***
Выбрал папа елочку
Самую пушистую.
Самую пушистую,
Самую душистую…
Елочка так пахнет –
Мама сразу ахнет!
А. Усачев
Литература
1. Виноградова, Н. А. Панкова, Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для
воспитателей. – М. : АЙРИС ПРЕСС, 2008. – 208 с.
2. Евдокимова, Е. Е. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. –
Волгоград : Перемена, 2001. – 208 с.
3. Инновационные проекты, методика проведения, новые идеи // Дошкольное воспитание. – 2011. –
№ 1.
4. Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : пособие для
практических работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2004.