Автор: Холодухина Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Светлячок"
Населённый пункт: р.п.Юрты, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическая тропа"
Раздел: дошкольное образование
Аналитическая записка
Проект «Экологическая тропа»
Воспитатель Холодухина Ольга Владимировна.
Проект
экологической
тропы,
разработанный
педагогами
МКДОУ
детский
сад
«Светлячок», р.п. Юрты. Имея возможность в нашей местности показать детям живую
природу во всех ее проявлениях: деревья (сосна, берёза, ель), кустарники (шиповник и
т.д.),
насекомые
(муравейник,
бабочки,
кузнечик,
букашки),
лекарственные
растения.
Проанализировав
программных
требовании
к
разделу
«Экологическое
воспитание»
с
детьми старшего дошкольного возраста. Обследовав тропы в лес.
Выделили наиболее
интересные объекты. Разработали маршрут и составили карту экологической тропы, схему
экологической
тропы. Родители
создали
альбом
гербарий «Лекарственные
травы»,
«Листья». Подготовили детскую литературу для чтения А.Онегова «Тропинка полевая», Н.
Павловой «Загадки цветов», А. Плешакова «Зеленые страницы» и др Ю. Дмитриева «Кто в
лесу
живет
и
что
в
лесу
растет».
Разработан
специальный
паспорт «Паспорт
экологической
тропинки».
Паспорт
содержит
картосхемы
тропинки
с
указанием
изучаемых объектов: одна, более сложная схема - для педагогов, вторая - простая - для
детей.
Во время экскурсий дети познакомились с живой и не живой природой в летнее время.
Знают правила поведения на природе. Используя свои знания и умения ориентироваться
по плану экологической тропы, имея перед собой картосхему экологической тропы.
Дети на экологической тропе познакомились с особенностями среды обитания растений
и животных - лугом, где много света, луговыми цветами и лекарственными растениями
нашего края Иркутской области - это ромашка, пижма, ива-чай, тысячелистник, таволга,
подорожник,
одуванчик,
клевер,
крапива.
Научились
наблюдать
и
исследовать,
рассматривать признаки растений и насекомых, их разнообразие используя лупу. Познали,
что растения растут, дышат, размножаются, питаются. Сформировались представления о
гербариях, этапах создания гербария и умения оформлять гербарий и представить его.
Делать зарисовки карандашом строений лекарственных растений: подорожника, листья
одуванчика, крапивы и клевера. Познали, что с их помощью лекарственных растений
можно вылечить некоторые болезни и как правильно их использовать. Поэтому зная о
пользе, которую приносят растения, бережно относятся к ним и не рвут их без надобности.
Понимают, что когда мы болеем, то не всегда нужно бежать за таблетками в аптеку. Зная,
ч то нас окружает много растений, которыми можно лечиться. Например, крапива. Ее
можно употреблять в пищу, готовили супы, салаты. Используют крапиву для укрепления
волос.
Стебли и листья крапивы покрыты жгучими волосками. Эта особенность растения
отражается в загадках и пословицах.
Или подорожник, знают, как ещё его называют «ранник» — за ранозаживляющие
свойства.
Применяются
листья
подорожника
для
заживления
ран,
порезов.
Также
используют при укусах пчел, ос и даже змей и т.д.
С помощью дидактических игр, которые проводились во время экскурсий по
экологической
тропе –
это
«Посчитай
сколько
ресничек
у
ромашки»,
мы
закрепили
порядковый счёт; «Знатоки загадок», узнали много загадок о живой и не живой природе;
«Кто быстрее?», закрепили навыки бега между предметами; «Скорая помощь», закрепили
у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи. «Аптека Айболита»,
знают много лекарственных растений и для чего они применяются; «Что изменилось?»,
закрепили
представления
о
составе
числа
в
пределах
10,
внимание,
память,
сообразительность; и т.д.), уточняющие представления детей о свойствах и качествах
объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память. Дети много знают
загадок,
стихотворений,
пословиц
о
лекарственных
травах.
Имеют
представление
о
кустарниках-
шиповнике,
как
лекарственное
растение.
Познакомились
с
загадками,
стихами, легендами о шиповнике.
Познали строение, функции и значение частей животных, видоизменение частей,
связь строения и выполняемых функций: голова, туловище, лапы и крылья, хвост и др.
значение в жизни леса. Используют свои знания, впечатления от общения с природой в
рисунках,
поделках,
рассказах
и
других
творческих
работах
(Например,
поделка
из
сосновой
шишки
«Лесовичок»,
рисование
«В
гости
к
муравейнику»,
и
т.д.).
Совершенствуют
свои
умения
обозначать
объекты
условными
символами,
создавать
знакомые виды знаковых таблиц. Рисование природоохранные знаки, которые разместили
на своей экологической тропе (Например, «Нельзя разорять муравейник», «Нельзя рвать
растения», «Нельзя ловить бабочек», «Не обижай насекомых» и т.д.) Каждый знак могут
объяснить, почему нельзя.
Знают деревья нашего леса представления о свойствах деревьев (твёрдое, прочное,
лёгкое,
горит),
их
качествах,
названия
деревьев,
их
отличительные
признаки.
Чем
различаются хвойные деревья, как сосна, ёлка от лиственных деревьев - это берёза,
тополь. Знают строение дерева и понятие что такое «кора», «корень» для чего они служат
дереву.
Родители
слушают
от
своих
детей
рассказы
о
лечебных свойствах
деревьев
(Например, почками берёзы лечатся от простуды, настоем натирать суставы чтобы не
болели).
Чем размножаются деревья (семенами), их «детки» - серёжки, шишки, и также могут
рассказать о их пользе людям.
Узнают по внешнему виду дерево, могут и знают, как определить возраст дерева. (По
годичным кольцам, которые можно найти на спиле дерева, по количествам веток, по
высоте в метрах). Играют в дидактические игры «Как устроено дерево?», логическая игра
по картинкам «Рост дерева», где дети проявили свои знания о видах деревьев, их внешнем
отличии и сходстве. В подвижной игре «Хвоинки» - закрепили умение в ходьбе и беге с
изменением направления движения по сигналу, познали, что сосновые хвоинки растут
парами, а еловые нет. Соревнование на лесной полянке «Кто больше соберёт шишек»,
которые используют в изготовлении из шишек зверей.
Научились размышлять как? Почему? Отчего? Например, почему у ёлки зелёные
иголки? Как дышит берёза? Где ночуют птицы?
Знают много стихотворений о деревьях, хороводные игры вокруг дерева. Например, Берёза
моя берёзонька, берёза моя белая!
Берёза моя кудрявая! Стоишь ты, берёзонька
Среди полинушки: на тебе берёзонька листья зелёные.
Под тобой, берёзонька, травка шёлкова.
Закрепили строение деревьев в рисовании на тему: «Нарисуем берёзку летом», «Ёлочка»
и т.д.
Следующий объект экологической тропы – это поваленное дерево. У детей
сформировано понятие, как отчего и кого погибают деревья. Какую пользу приносит в
лесу мёртвое дерево.
Если сосчитать на срезе веток кольца, то узнаем сколько было
дереву лет.
Сформировано представление том, что старый пень является жилищем разных
насекомых, животных и птиц. Ребята знают, что люди могут использовать объект живой
природы, дав вторую жизнь погибшему дереву (сделав место отдыха, использовать в
поделках,
скульптурную
композицию
с
помощью
родителей).
По
нашему
плану
экологической
тропы
используем
как
остановку
отдыха.
Умеют
рассуждать,
делать
выводы.
Самостоятельные дидактические игры под контролем воспитателя, дети проводят на
свежем воздухе, как например, «Найди дерево», «Назови дерево», «С какого дерева детка»,
«Найди хвойное дерево», «Чей лист?» «Угадай листок». Поставили экологический знак
около пня «Отдыхаем и не мусорим», «Пинать запрещено».
Научились физически преодолевать постепенно маршрут экологической тропы всего 2
тыс. метров неся за спиной рюкзачок с пайком.
Основные виды деятельности детей использовали во время прогулок на тропе игры,
эксперименты,
наблюдение.
Через
данную
деятельность
дети
приобрели
навыки
ориентирования в пространстве и времени, у них развилась память, речь, мышление. С
формировались чувства прекрасного, любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Работу в рамках проекта решили проводить регулярно, ненавязчиво, поддерживая
интерес
детей,
их
любознательность,
осуществляя
тесный
контакт
всех
педагогов
и
воспитанников, работающих по проекту. К работе по проекту привлечены родители, так
как
данная
работа
не
может
осуществляться
вне
семьи,
без
ее
поддержки
и
положительного
примера.
Дети
делятся
своими
радостными
переживаниями,
впечатлениями от родной природы со сверстниками, родителями и т.д.