Автор: Самошкина Галина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 159"
Населённый пункт: Рязанская область, город Рязань
Наименование материала: Конспект интегрированного занятия
Тема: "Осенины. Изготовление куклы Зернушки"
Раздел: дошкольное образование
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной
группы на тему
«Осенины: изготовление куклы Зернушки»
Задачи:
1. Воспитывать
умение
наблюдать
явления
природы
и
устанавливать
простейшие связи между ними (подготовка зверей к зиме, отлёт птиц на юг,
труд взрослых).
2. Обобщить
и
систематизировать
представления
детей
о
характерных
признаках осени.
3. Расширять
представления
детей
о
животном
мире
средней
полосы
России.
4. Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, её красоте,
пробуждать эстетические чувства.
5. Познакомить детей с поэтическими представлениями русского народа об
осени.
6. Приобщать детей к традициям русской культуры, знакомить с народным
календарём, пословицами и поговорками.
7. Знакомить
детей
с
народными
игрушками,
выполненными
с
использованием природного материала на примере куклы Зернушки.
8. Дать
представления
об
особенностях
изготовления
традиционных
народных кукол.
9. Учить работать с тканью, развивать мышцы рук, пальцев.
10.
Прививать
любовь
к
традициям
русского
народа
и
культуре,
интерес к народной игрушке.
11.
Развивать
чувство
патриотизма,
желание
творить,
создавая
народную игрушку
12.
Создать
педагогические
условия
для
деятельного,
интересного
общения педагога и ребёнка.
13.
Обогащать активный словарь детей прилагательными: рябиновый,
берёзовый,
липовый,
кленовый;
старинными
названиями
осенних
месяцев:
рябинник,
хмурень,
листопадник,
мокрохвост,
свадебник;
активизировать
словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье.
Проблемная ситуация: письмо от детей с острова «Чунга-Чанга». Просят
рассказать, что такое Осень?
- Ребята, прежде чем рассказать об осени, давайте представимся. Кто мы такие?
Где мы живём?
У всех людей на Земле есть самое дорогое - это Родина, родная страна.
- Как называется наша родная страна? Россия
- Правильно, Россия
- А мы с вами, граждане России, - россияне!
- Место, где родился человек, - город, село, деревня - называют малой родиной.
Малой родиной мы называем наш родной край, наш город.
- Как называется наш родной город? Рязань
- А мы с вами? Рязанцы
-
У
каждого
времени
года
свои
приметы.
Послушайте
загадку.
В
ней
перечисляются приметы одного из времён года. По ним мы и узнаем, о каком сезоне
идёт речь:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Но, не касаясь сосен
И ёлочек. Я… Осень
- Правильно, Осень.
- Почему вы решили, что пришла осень? Какие приметы осени вы знаете?
Опадают листочки, птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме, солнце
светит, но не греет, идут дожди, люди собирают урожай, готовят запасы на
зиму.
-
Как
называют
такую
пору
осени,
когда
все
деревья,
кустарники,
трава
окрашены в жёлтые, красные, оранжевые тона? Золотая осень.
-Да, такое время года называют золотой осенью. Это самая красивая пора
осени.
Это
время
любят
взрослые
и
дети.
Поэты
пишут
стихи
об
осени,
композиторы – песни, художники – картины.
- Давайте послушаем стихотворение нашего замечательного рязанского поэта
С.Есенина об осени.
- Осень бывает разной: грустной и весёлой, пасмурной и солнечной.
-У каждого времени года есть три сына. Что это за сыновья? Месяцы
- Как зовут сыновей Осени? Сентябрь, октябрь, ноябрь.
- Вы знаете, ребята, в старину, осенние месяцы назывались по-другому. Их
названия до сих пор говорят нам о многом.
- У сентября в народном календаре есть несколько имён - рябинник, хмурень,
листопадник.
- Как вы думаете, почему его называли рябинником? Поспевала рябина.
-
Правильно,
потому
что
в
сентябре,
с
наступлением
первых
заморозков,
поспевала рябина. Есть даже такая народная примета: «В лесу много рябины - осень
будет дождливая, мало-сухая».
- А почему сентябрь – хмурень? Небо чаще хмурится.
- А название листопадник, я думаю всем понятно, ведь именно в сентябре
начинается листопад.
-Октябрь в народном календаре – это листобой, мокрохвост, свадебник.
- Листобоем называли потому, что к концу октября уже все деревья оголялись,
стояли без листьев. Говорили в народе: «Если листопад пройдёт скоро, надо ожидать
крутой зимы». Грязник – часто идут дожди и на улице грязь и лужи. Свадебником
октябрь называли потому, что в старину именно в октябре все сельскохозяйственные
работы были уже закончены – и на Руси праздновали свадьбы. В народе, ноябрь
называют листогной, полузимник, потому что это последний месяц осени перед
началом зимы. Называли ноябрь также воротами зимы.
- Какие пословицы и поговорки об осени вы знаете?
Дети по очереди передают кленовый листочек друг другу и говорят пословицы и
поговорки
Лето со снопами, а осень с пирогами
В ноябре зима с осенью борется.
Сентябрь – золотая пора грибников
Поздний отлёт птиц – к тёплой зиме
Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к тёплой зиме
Осенью паутина – на ясную погоду
Сентябрь без плодов не бывает
Осень прекрасна в каждом своём мгновении. Давайте вспомним, какие деревья
растут
в
наших
лесах
(рябины,
берёзы,
дуб,
липы,
тополя).
Что
произошло
с
листьями? Послушайте, как поэт описал осенние листья.
(Читается стихотворение и разбрасываются листья)
Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели,
Потекли и полетели,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит,
Золотым дождём шумит!
- Как называется этот золотой дождь? Правильно, это листопад.
- А что такое листопад? Когда листочки падают с деревьев и кружатся в воздухе.
- Очень красиво, правда? Посмотрите под ноги, везде ковёр из разноцветных
листьев. А теперь представьте себе, что вы – осенние листочки. Возьмите в руки по
одному
любому
листочку
и
определите,
с
какого
он
дерева.
(Дети
выбирают
листочки и рассказывают о них).
- Полина, у тебя с какого дерева лист? С берёзы.
- Листья с берёзы, какие листья? Берёзовые.
София, у тебя с какого дерева лист? С клёна.
- Листья с клёна, какие листья? Кленовые.
У тебя с какого дерева? С дуба.
- Листья с дуба, какие листья? Дубовые.
- Какие листья вы ещё собрали? Рябиновые
- Листву, каких деревьев можно назвать золотой? Берёза, клён.
- А какую - багряной? Рябина, осина.
- На каких деревьях нет разноцветных листьев? Тополь, сирень
- На каких деревьях листья светло-коричневые? Липа, дуб.
- Давайте поиграем с нашими листочками в игру «Найди своё дерево!»
Выбирают деревья: берёза, рябина, дуб, клён. Дети под музыку поют песню и
ходят по залу с листочками.
Погуляем, погуляем в садике своём.
Красных листьев, жёлтых листьев,
Много соберём.
Посмотрите, посмотрите вот какой букет.
Листья в вазу мы поставим в нашем уголке.
По окончании музыки дети подбегают к своему дереву.
Пальчиковая гимнастика. Дети бегут вокруг своего дерева.
Мы листики осенние,
В воздухе кружились.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем листья собирать.
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.
Дыхательная гимнастика «Подуй на листочки»
- Ребята, почему осенью мы не слышим в лесу весёлых птичьих голосов?
Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг.
-
Почему
птицы
улетают
на
юг?
Стало
холоднее,
меньше
еды,
так
как
насекомые приготовились к зимовке.
- Как мы называем птиц, которые улетают на юг? Перелётными
- А птиц, которые остаются у нас на зиму? Зимующие
Игра «Найди перелётных и зимующих птиц»
Дети делятся на две команды при помощи расчета на 1-й, 2-й, 1-й, 2-й. Первая
команда собирает перелётных птиц, вторая команда - зимующих птиц.
- Первая команда назовите, каких перелётных птиц вы собрали? Журавль, утка,
лебедь, соловей, скворец, ласточка, аист и т.д.
- Вторая команда назовите, какие птицы остаются у нас зимовать? Синица,
сорока, ворона, снегирь, воробей, голубь и т. д.
- Ребята, что вы можете рассказать о жизни зверей наших лесов осенью?
Шёрстка у зверей становится гуще, меняется её окраска, заготавливают корм на
зиму, некоторые звери готовятся к спячке.
- Как мы называем зверей, которые живут в лесу? Дикими или хищниками
- А почему мы их так называем? Они сами охотятся, добывают себе пищу, за
ними ни кто не ухаживает, сами строят себе жильё.
Загадывание загадок о животных:
Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой (медведь).
Выставляется картинка семьи медведя.
- Как называется дом, в котором живёт медведь. Берлога
- Как мы называем хозяина берлоги? Медведь
- Маму? Медведица
- Их детёныша? Медвежонок. Много – медвежата.
Следующая загадка:
За деревьями, кустами
Промелькнула, будто пламя.
Промелькнула, пробежала…
Нет ни дыма, ни пожара (Лиса)
- Как называется дом, в котором живёт лиса? Нора
- Как зовут хозяина норы? Лис
- Хозяйку? Лисица
- Их детёныша? Лисёнок. Много – лисята.
Ещё одна загадка:
Этот зверь лесной –
В серой шубе меховой.
Зубами - щёлк.
Так это - … (Волк)
- Где живёт семья волка? В логове.
- Как зовут хозяина логова? Волк.
- Хозяйку? Волчица.
- Их детёныша? Волчонок. Много – волчата.
- Как мы называем большую группу волков? Стая
Загадка:
Косоглазый, маленький,
В белой шубке, в валенках. Заяц зимой.
- Где живёт заяц? Под кустом.
- Как зовут маму? Зайчиха.
- Папу? Заяц.
- Их детёныша? Зайчонок. Много – зайчата.
Игровое упражнение «Угадай, чей хвост?»
Детям раздаются мордочки животных. Они должны назвать «своё» животное
и подобрать для него подходящий хвост
- У тебя мордочка чья? (лисья, волчья, беличья, заячья, медвежья, рысья)
- У тебя хвост чей? (лисий, заячий, медвежий, беличий, рысий, волчий)
Входит Осень с корзинкой овощей и фруктов.
- Здравствуйте, дорогие ребята. У меня есть для вас подарок: корзина с овощами
и фруктами. Но прежде чем вам её вручить, я хочу проверить, как вы умеете
отгадывать загадки.
Осень загадывает загадки об овощах и фруктах, затем отдаёт детям корзинку.
Круглое, румяное, сладкое, гладкое (Яблоко)
Где растёт? (В саду, на дереве)
Овальный, зелёный, сочный, внутри с семечками? (Огурец)
Где растёт? (На огороде)
Над землёй, или под землёй? (Над землёй)
Круглый, золотистый, горький, когда режут, текут слёзы (Лук)
Где растёт? (На огороде)
Под землёй, или под землёй? (Под землёй)
Длинная, оранжевая, сладкая, с зелёным хвостиком, очень любят её зайчики
(Морковка)
Где растёт? (На огороде)
Над землёй, или под землёй? (Под землёй)
Жёлтый, овальный, кислый, добавляют в чай (Лимон)
Где растёт? (В саду, на дереве)
- Ребята, а что у нас осенью на полях поспевает? (Зерно)
-Правильно, зерно. Посмотрите, что я для вас приготовила.
Осень выставляет мешочки с рисом гречкой, пшеном, овсом и т.д.
- Давайте с вами рассмотрим эти зёрна. Как вы думаете, что можно из них
приготовить? (Кашу, хлеб)
- Ребята, раньше, в старину, когда урожай с полей был собран, взрослые со
своими
детьми
делали
куклу,
которая
называлась
Зерновушка.
Эту
куклу
изготовляли из зерна и хранили до самой весны. А весной эти зёрна относили в поле
и сеяли.
Воспитатель показывает, как изготавливается кукла Зернушка: в мешочек
засыпается
зерно,
затем
он
завязывается
в
двух
местах.
Таким
образом,
появляется голова и туловище. Затем кукле надевают платок и подвязывают
фартук. После показа воспитателя дети приступают к изготовлению куклы.
После изготовления кукол, дети приглашаются на середину зала со своими
куклами, где они пляшут под русские народные песни.
Итог. О чём мы сегодня с вами говорили? Об осени.
- Что вам больше всего нравится осенью и что не нравится?