Напоминание

"Учимся-играем, грамоту изучаем. Развивающие игры по формированию предпосылок к обучению грамоте".


Автор: Кувалдина Марина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №193" г. Иваново
Населённый пункт: г. Иваново
Наименование материала: мастер-класс в области речевое развитие по формированию у детей 6-7 лет предпосылок к овладению грамотой
Тема: "Учимся-играем, грамоту изучаем. Развивающие игры по формированию предпосылок к обучению грамоте".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект мастер-класса для родителей

в области речевое развитие по формированию у детей 6-7 лет

предпосылок к овладению грамотой

по теме:

«Учимся-играем, грамоту изучаем. Развивающие игры по

формированию предпосылок

к обучению грамоте.

»

Автор: Кувалдина Марина Александровна

учитель-логопед высшей квалификационной категории г. Иваново

Цель: сформировать и закрепить навыки фонематического восприятия и звукобуквенного

анализа и синтеза как важного этапа в овладении чтением и письмом.

Задачи:

- формировать понятия: звук, гласный, согласный, (твердый и мягкий) в словах, буква;

-

обучить определять позицию звука, буквы в слове (начало, середина, конец);

-

обучить составлению слов по первым звукам;

-

закрепить навык звукобуквенного, слогового анализа и синтеза слова;

-

познакомить с ударением;

-

развивать связную речь, лексический запас, внимание, мышление, мелкую моторику;

-

Обучить элементам чтения, печатания;

-

Дать представление о речевых элементах: слово, предложение, текст;

-

Познакомить с развивающими играми;

Оборудование: демонстрационная

картинка

«Медведь…»,

индивидуальные

зеркала,

звуковые символы звуков на каждого участника, кассы букв, наборы карандашей, игры,

памятки на каждого участника.

Ход мастер - класса.

Логопед: Уважаемые родители! Очень рада приветствовать вас на мастер-классе «Учимся-

играем, грамоту изучаем!» А как считаете вы, зачем нужно знать основы грамоты?

(ответы родителей).

Логопед: Я думаю, что эта картинка-наглядный пример тому.

Незнание основ грамоты является серьезной проблемой при обучении русскому языку

ребенка в школе. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из

каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов.

Оказывается, в возрасте от 2 до 5 лет детям очень интересно заниматься звуковой

составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в

удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению к шести годам.

Существует ряд ошибок обучения чтению и письму, а именно:

- Смешение понятий «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного

анализа и синтеза;

- Наблюдается произвольное и хаотичное знакомство с буквами без учета их фонемных

имен (звучания). Возрастные и функциональные фонетико-фонематические

недостатки (недостатки звукопроизношения и различения звуков) приводят к искажению,

заменам, пропускам звуков при чтении и затрудняют восприятие текста;

- Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ,

КА, ЭЛЬ], что может допускаться только после четкого различения ребенком понятий

«звук» и «буква». Или названия согласных даются с призвуками [СЭ, КЭ]. И то и другое

приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова

[ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА, [СЭТЭУЛЭ] вместо слова СТУЛ;

- Не используется орфоэпическая грамматика, введение которой позволяет читать по

правилам орфоэпии,предупреждая ошибки по типу оглушения-озвончения, безударных

позиций гласных, вариаций твердости-мягкости и т. д. (ЗУБ - [ЗУП], КОМОК - [КАМОК],

ЖИЛ - [ЖЫЛ]...)

При таком обучении грамоте даже у детей с развитым фонематическим слухом невольно

возникает нарушение процесса чтения, их читательский интерес резко падает.

Переучивание таких «читателей» в школе создает дискомфорт на уроках грамоты и

снижает их эффективность.

Таким образом, наблюдения за естественным интересом детей к буквам указывают на

необходимость обучения грамоте в старшем дошкольном возрасте. Но это требует

соответствующих знаний от педагогов ДОУ и родителей.

Для овладения первоначальными навыками чтения и письма требуется еще и

определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сферы детей.

Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой

является сформированность фонематического восприятия. Поскольку в основе

обучения предпосылкам грамоты лежит опора на речевой слух, на фонематическое

восприятие и навыки звукового, а затем звукобуквенного анализа, то возникает

необходимость более раннего выявления у детей недостатков фонематического слуха и

организации систематической работы по его развитию. Как мной было сказано ранее,

повышенная чувствительность к звуковой стороне речи наблюдается у детей в возрасте от

3 до 5 лет. В дальнейшем такая восприимчивость теряется, поэтому так важно именно в

этом возрасте развивать фонематический слух и речевое восприятие, а не предлагать

сразу буквы, которые относятся к другой языковой действительности - знаковой системе.

То есть, при обучении грамоте необходимо наличие до буквенного, чисто звукового

периода обучения, который будет проходить ряд этапов: от умения различать звуки (как

речевые, так и неречевые) и до звукового анализа и синтеза. То есть, прежде чем начать

читать, ребенок должен постичь определенную систему закономерностей родного языка,

учиться слышать звуки, различать гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и

мягкие), сравнивать слова по звучанию, находить сходство и различие, делить слова на

слоги, составлять слова из слогов, из звуков. Позднее учиться делить речевой поток на

предложения, предложения на слова и только после этого знакомиться с буквами русского

алфавита, овладевая затем слитным способом чтения. Итак,

Детям от 3 до 4 лет.

Необходимо развивать фонетико-фонематическуюсторону речи (правильное

звукопроизношение и умение различать звуки) с целью подготовки к обучению звуковому

анализу. Детей необходимо знакомить со звуками окружающего мира, звуком, как

единицей речи. Учить вычленять звук из общего потока, распознавать, кто или что издает

их. Термины, характеризующие звук (гласные, согласные) не используются. Учить

выделять гласный звук голосом вслед за взрослым, что подготавливает детей к

интонационному выделению любого звука в слове. Эти упражнения проводятся в игровой

форме.

Необходимо и развитие мелкой моторики (движений кистей и пальцев рук) с целью

стимулирования речевого развития и подготовки руки к письму.

Детям от 4 до 5 лет.

Так же необходимо развивать фонематическую сторону речи (различение звуков) с целью

подготовки детей к овладению звуковым анализом слов. Учить выделять отдельные звуки

в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и

различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов). Для

детей этого возраста можно называть согласные твердые звуки «старшим», а еще лучше

«сердитым» братом (братиком, братцем), согласные мягкие звуки – «младшим», а еще

лучше «ласковым» братом. Тогда потом детям будет легко перейти к терминам «согласный

твердый звук» и «согласный мягкий звук». Давать представление о протяженности

слов (короткие и длинные), знакомить с делением слов на слоги на основе выделения

гласных звуков (термин «слог» не употребляется). Делят слова на части (кусочки),

отстукивая, отхлопывая ритмико-слоговую структуру. В качестве вспомогательного

средства используются заместители (мелкие фишки, игрушки), наглядно изображающие

отдельные части слов, что является прообразом графической записи слов. Учатся голосом

выделять некоторые согласные звуки, которые можно произнести протяжно (М – МЬ, В –

ВЬ, Ф – ФЬ, Н – НЬ, Х – ХЬ; затем свистящие, шипящие, а потом Л –ЛЬ, Р – РЬ). При

условии, что дети произносят те из них, которые предлагаются для выделения. Затем для

интонационного выделения голосом предлагаются звуки, которые нельзя тянуть голосом:

взрывные, губные и другие (Ч, Щ, Д – ДЬ, Т – ТЬ, Г – ГЬ, П – ПЬ, Б – БЬ, Й).

Формировать движения кистей и пальцев рук с целью подготовки детей к письму.

Детям от 5 до 6 лет.

Следует развивать фонематическую сторону речи. Определять протяженность

слов (измерять слоговую структуру слов хлопками, шагами). Можно вводить термин

«слог» и делать графическую запись слогового деления. Необходимо продолжать

интонационное выделение заданных звуков в словах, подбирать слова на определенные

звуки, вычленять первый звук в слове. Умение выделять звуки в словах помогает детям

анализировать звуковой состав слов. А это уже первая ступень обучения предпосылкам

грамоты и предупреждение в дальнейшем пропуска букв при письме. Вводить термин

«гласный звук» и его обозначение красными фишками, затем термин «согласный звук» с

его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением

их синими и зелеными фишками (сигналами) соответственно. С помощью дидактического

материала (фишки, сигналы, схемы).

Формировать графические умения (готовить руку дошкольника к письму). К этому

возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук.

Графические умения хорошо формируются в процессе специальных упражнений и

конструирования различных предметов по аналогии, словесному образцу, памяти,

замыслу. В ходе упражнений дети цветными карандашами выполняют обводку контуров

предметов, штриховку и т. п.

Дети с6 лет с большим интересом уже могут заниматься знаковой стороной речи, то есть

учиться читать. Но чтение не рождается автоматически на знании алфавита. Показывая

ребенку буквы, следует знать и соблюдать определенные правила и принципы.

1.

Опознание буквы в ее связи со звуком.

2.

Слияние нескольких букв в слог.

3.

Слияние нескольких слогов в слово.

4.

Объединение нескольких слов в законченную фразу.

Работу по обучению предпосылкам грамоты у детей дошкольного возраста необходимо

вести по трем направлениям:

1.

Продолжать развитие звуковой стороны речи, то есть продолжать развивать у детей

навыки звукового анализа и синтеза.

2.

Знакомить детей со знаковой системой языка (буквами).

3.

Вести подготовку руки дошкольника к письму. (К упражнениям по обводке,

штриховке и т. п. добавляется «письмо» печатных букв, конструирование букв из

отдельных элементов, изображение письменных букв по точкам и т. д. Обучение

письму в полном объеме – только в школе).

Весь материал для чтения и «письма» на начальных периодах обучения предпосылкам

грамоты подбирается так, чтобы его написание полностью совпадало с произношением.

Учить читать сначала прямые и обратные слоги, затем трехбуквенные односложные слова

(СОК, СУК). Затем можно учить читать двусложные слова (УСЫ, ОСЫ, УХА; САНИ,

КОСЫ и т. д.), потом трехсложные слова (МАЛИНА), а затем слова с двумя рядом

стоящими согласными (СТУК, САНКИ, ВОЛК и т. д.).

Необходима работа с индивидуальными разрезными азбуками, так как процесс обучения

идет более эффективно, если ребенок «пропускает» буквы и слоги через пальцы. При этом

взрослый сам разрезает и дает ребенку буквы и слоги к каждому занятию в нужной

последовательности, но ни в коем случае не все сразу.

Готовность детей к обучению предпосылкам грамоты – это учет и личных качеств

ребёнка, уровня его умственного и физического развития. Обучение и воспитание в 1

классе школы предъявляют детям ряд требований не только к запасу знаний, но и к

поведению, личному отношению к новому образу жизни, к новым обязанностям и

взаимоотношениям со сверстниками и учителями. Поэтому для успешного овладения

школьной программой ребенку важно сейчас, в детском саду приобрести умения слушать

и понимать педагога, товарища, выполнять указания взрослых, связно отвечать на

вопросы, правильно держать карандаш, аккуратно пользоваться книгой, владеть

элементарными навыками ручного труда.

Именно до школы и происходит формирование речи, как предмета познания, её

внешней звуковой стороны. Большое место отводится развитию фонематического слуха

детей, т. е. умения различать в звуковом потоке отдельные слова, составлять из звуков

слоги и слова.

Дети должны научиться выделять слова в связном коротком предложении, уметь указать

в нём количество слов, составить предложение из данных слов.

2. Логопед: Я предлагаю вашему вниманию упражнения и игры, которые применяю сама

и которые помогут вашим детям в освоении грамоты. Они состоят из нескольких

взаимосвязанных между собой этапов: до буквенного, буквенного, этапа слияния букв в

слоги, слогов в слова, звукобуквенного периода обучения.

1.ЭТАП: до буквенный период обучения.

Ребенку нужно показать, что речь состоит из звуков. Их нужно научиться слышать,

различать и выделять.

Давайте запомним:

1.

Звуки– мы произносим и слышим, а буквы- это графические обозначения звуков на

письме (видим и пишем).

2.

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит

свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют

петь. Они поются (голосят, гласят). Ими можно пропеть любую мелодию. Для

гласных звуков придуманы «домики», в которых они будут жить. Гласные звуки

живут только в красных домиках (красные квадраты).

3.

Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает

преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые

из них можно тянуть (ССС, МММ,) но петь никто из них не может, а петь им

хочется. Поэтому они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они

тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма-...). Поэтому эти звуки и назвали

СОГЛАСНЫМИ звуками. Для согласных звуков тоже есть «домики», для согласных

твердых синего цвета (синие квадратики), для согласных мягких -

зеленого (зеленые квадратики).

Предлагаю родителям понаблюдать в индивидуальные зеркала за произнесением

звуков.

4.

Согласные твердые звуки [П, Б, Т, Д, М, К, Г, ...] - в словах звучат сердито (твердо),

если смотреть на губы, то они «сердятся».

5.

Согласные мягкие звуки [П’, Б’, Т’, Д’, М'...] - в словах звучат ласково (мягко), губы

при этом «улыбаются».

6.

Звуки [Ш, Ж, Ц] - всегда твердые, у них нет «мягкой» пары (нет «мягких

братиков»).

7.

Звуки [Ч, Щ, Й] - всегда мягкие, у них нет «твердой» пары (нет «твердых

братиков»).

Играйте с ребенком в звуковые игры с целью выделения и различения в словах

определенных звуков.

Например,«Что (кто) как звучит?». Взрослый спрашивает: как жужжит пчела? Ребенок

отвечает: [ж-ж-ж], а как гусь шипит? Ребенок отвечает [ш-ш-ш].

Можно поиграть в игру «Главный звук».

Взрослый читает ребенку стихи, выделяя основной звук. Можно использовать тексты

стихотворных азбук Е. Л. Благининой «Нау-чусь-ка-я читать», С. Я. Маршака «Азбука в

стихах и картинках». А ребёнку предлагает прыгнуть (хлопнуть, присесть) на

определённый звук. Топните на звук [ж]:

ЖуЖЖит

над Жимолостью

Жук

тяЖелый на Жуке

коЖух.

(Е. Балагинина).

Играть на различение (дифференциацию) звуков можно таким образом:

Топните на звук [л] и хлопните на [л’]:

ДятеЛ жиЛ в дупЛЕ пустом

Дуб доЛбиЛ как доЛотом…

(С. Я. Маршак).

2 ЭТАП: буквенный период обучения.

В нем ребенка знакомят с графическим обозначением звуков-буквами. Это можно сделать

с помощью: картинной азбуки, магнитной азбуки, касс букв, кубиков. Закреплять образы

букв можно тоже играя. Буквы можно выкладывать из палочек, спичек, пуговиц. Можно

их рисовать на песке или снегу, запотевшем стекле. Знакомые буквы можно отыскивать в

вывесках магазинов и заголовках газет. Буквы с ребенком можно учить на прогулке, в

дороге, в гостях.

Игр с буквами множество:

1.«Буквенное

лото»-

взрослый

раздает

ребенку

карточки

с

изображением

разных

предметов. Потом показывает детям знакомую букву. Ребенок подбирает слово на эту

букву. Затем на картинках печатается слово, в котором дети должны узнать предложенную

букву в начале, середине, конце слов.

2. «Машины»- ребенку нужно сложить в машину определенной марки (допустим марки

«Т») все карточки со словами на эту букву.

3.

«Дорисуй

букву»-

взрослый

печатает

элементы

букв,

а

ребенок

допечатывает

недостающий элемент, чтобы получилась буква.

4. «Буква растет»- печатать, увеличивая букву до конца листа бумаги. Предложить

ребенку «вырастить» свою букву.

5. «Угадай букву»- изготовить контуры букв на крышках банок, из соли, наждачной

бумаги. Ребенок сначала с открытыми, затем с закрытыми глазами обводит букву по

контуру каждым пальчиком левой, затем правой руки и угадывает. Можно писать буквы на

спине, ладони ребенка пальцем, а он одновременно печатает ее мелом или карандашом.

3 ЭТАП: слияние букв в слоги, слияние слогов в слова.

Слог является основной единицей чтения на первых порах обучения ребенка. Закрепляйте

с ребенком чтение слогов протяжно, «пропевая» их: [ссооссннаа, ммаашшииннаа]. Это

поможет ребенку избегать «рубленого» слога, который замедляет переход от слогового

чтения к чтению словами.

Запаситесь кубиками или карточками с изображением букв. Пусть ребенок пытается

сложить слова, которые вы ему предлагаете. Начинаете с простых.С ударением можно

поэкспериментировать, тоже играя. Например, подбирая вместе разные варианты слова

ТЕлевизор, телЕвизор, телевИзор, телевизОр. Как правильно? (ответы родителей).

5. ЭТАП: звукобуквенный период обучения.

Определение звукового состава слова, обучение звукобуквенному анализуи синтезу

словаявляется основной задачейданного этапа и предполагает:

фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные

звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие); определение количества звуков, букв в слове,

определения количества слогов,определение места звука в слове, расстановку ударения.

В этомпоможет игра «Шифровальщики».

(предлагаю родителям «зашифровать», т. е. выложить звуковую схему к индивидуальной

картинке – слову КНИГА; взрослые выкладывают из фишек звуковую схему к картинке.)

Логопед:

Обозначьте схему буквами (взрослые выкладывают над звуковой схемой слово буквами).

А теперь проанализируем слово:

-Сколько звуков в вашем слове? (ответы взрослых)

-Сколько букв в слове? (ответы взрослых)

-Назовите первый звук (второй, третий и т.д.) (ответы взрослых)

-Назовите гласные звуки (ответы взрослых)

-Назовите согласные звуки

-Назовите слово по звукам (ответы взрослых)

-Назовите слово по слогам, разделив звукобуквенную схему (ответы взрослых)

-Назовите первый (второй и т. д.) слог (ответы взрослых).

А теперь нужно поставить ударение.

В этом поможет игра «Заблудились в лесу».

Логопед: чтобы ударный слог узнать, нужно слово голосом «позвать». «Позовём» слово

КНИГА, потянув ударный слог, он самый громкий в слове. Куда падает ударение? (ответы

родителей). А теперь все это напечатаем. (родители совместно с логопедом печатают слово

в тетрадях, ставят ударение, «зашифровывают» и чертят слоговую схему).

А вот еще несколько советов для вас:

1.Больше

творчества

и

импровизации-это

сделает

ваши

занятия

с

ребенком

более

интересными и полезными.

2.Возвращайтесь к пройденному материалу в повседневной жизни. Тренироваться можно

где угодно: читая ребенку выделяйте в тексте пройденный звук. Готовя ужин попросите

ребенка найти на кухне все предметы с определенным звуком. Это способствует лучше

усвоить материал и сохранить эффект непрерывности обучения.

3.Не ждите слишком быстрых результатов. Учитывайте особенности вашего ребенка.

Некоторым детям достаточно одного дня, чтобы запомнить пол- алфавита, а другим

необходима неделя.

4.Используйте больше наглядного материала: цветных картинок, кубиков, игрушек.

5.Избегайте

монотонности

и

однообразия.

Не

занимайтесь

с

ребенком

одним

типом

заданий

более

10

минут.

Устраивайте

перерывы

на

физкультминутки,

рисование,

совместный поиск чего- нужного для занятий.

6.Играйте с ребенком в школу, где вы будете учеником, а он-учителем. Когда ребенок

усвоит задание, превратитесь в Незнайку или малыша, который все путает и ошибается.

Пусть ребенок исправляет ваши ошибки.

7.Самое главное: наберитесь терпения и избегайте критики и отрицательных оценок!

Помните,

что

вы

играете

со

своим

ребенком.

Эти

задания

должны

доставлять

ему

удовольствие.

8.Хвалите ребенка за минимальные успехи. Хотя бы за то, что он просто старается

выполнить ваши задания.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что работа по подготовке детей

дошкольного возраста к обучению предпосылкам грамоты должна начинаться уже с

маленькими детьми, с развития у них слухового внимания и заканчиваться

формированием у детей старшего дошкольного возраста первоначальных навыков

звукобуквенного анализа, как начального обучения чтению и письму печатными буквами.

Только на заложенном в детстве фундаменте формируются не только её предпосылки, но

и гармоничная, образованная, развивающая личность. Я надеюсь, что этот мастер-класс

станет новой ступенью к успешному обучению ваших детей в школе. Желаю успехов вам

и вашим детям!

Предлагаю в следующую нашу встречу уже поиграть вместе с детьми. Для этого нужно

вместе с ребенком подготовить вашу любимую речевую игру, в которую вы играете дома и

продемонстрировать ее.



В раздел образования