Автор: Попова Татьяна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №94 город Новосибирск
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности младших школьников"
Раздел: начальное образование
Формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности младших школьников
Основным требованием к системе Российского образования является переход от традиционной
установки на формирование знаний, умений, навыков к воспитанию универсальных способностей
личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях открытого общества
(ответственность, самостоятельность, умение сделать личный выбор и др.)
Результатами образования отныне считаются читательская и естественно - научная
компетентность; умение видеть границу между известным и неизвестным; соотносить результат с
образцом; находить ошибки и устранять их, вырабатывать критерии для оценки учебной работы и
производить оценивание с их помощью. Результатом считается склонность искать недостающие
способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде; овладение приёмами
учебного сотрудничества: умение регулировать конфликты, понять точку зрения другого, оценить
достоинства и недостатки действий и суждений одноклассников; умение скоординировать разные
точки зрения и достигнуть общего результата.
Почему формированию общеучебных умений, навыков и способов деятельности младших
школьников сегодня уделяется такое большое внимание? Чаще всего жизненные задачи требуют
надпредметных умений, которые в школьной практике называют общеучебными или
универсальными. Данные умения развиваются в ходе обучения всем предметам на уровне,
доступном учащимся соответствующей возрастной группы. Общеучебные умения как
универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний
являются своеобразным технологическим основанием учебно-познавательной компетентности
школьника.
В начальной школе давно ведётся работа над проблемой формирования общеучебных действий.
Так, ещё в 2004 году в книге «Образовательная система «Школа 2100» был опубликован перечень
таких умений для начальной школы, где они были разделены на 7 групп. Позднее на его основе
была создана таблица ОУ, в которой были выделены только 4 группы: организационные,
интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Именно они стали определяющими для
работы учителя и ученика в «Дневнике школьника 3-4 классов». Не отставали от своих коллег и
авторы УМК «Перспективная начальная школа», которые заложили в предметное содержание
комплекта возможность приобретения общих учебных умений и навыков, овладения теми
способами деятельности, которые соответствуют требованиям государственного стандарта. Это,
прежде всего первоначальные умения поиска необходимой информации в словарях,
справочниках, каталоге библиотеки. Система взаимных перекрёстных ссылок между учебниками,
каждый из которых имеет специфичные для своей образовательной области словари, даёт
каждому школьнику возможность в процессе четырёхлетнего обучения приобрести навыки
работы с орфографическим, орфоэпическим, обратным, толковым, фразеологическим,
этимологическим и энциклопедическим словарями.
С помощью каких заданий и как развиваются общеучебные умения?
По мнению авторов УМК «Школа2100», чтобы развить определённое ОУ, надо использовать
специально подобранные задания. Где же их взять? Их всегда можно выбрать в учебниках. В
учебниках Перспективной начальной школы они точно имеются. Данные поиска для удобства
представим в небольшой таблице:
Умения
Учебник
Класс
С., № задания
Инструкция
интеллектуальные
Русский язык
1
С.,19,№7
Прочитай
предложение,
рассмотри его
схему.
Сравни
предложения.
Предположи…
организационные
Русский язык
1
С.44, №15
Пусть Маша
выпишет10
животных,
которые составят
первую группу, а
Миша – десять
животных второй
группы. Ты
присоединись к
Маше, а твой
сосед – пусть
поможет Мише.
Теперь
поменяйтесь
тетрадями и
проверьте друг
друга.
оценочные
Наш мир
2
С.30
Что утверждает
Маша? Ты
можешь
согласиться с
ней?
коммуникативные
Наш мир
2
С.31
Сообщи соседу
по парте о том,
каких домашних
птиц разводят в
вашем крае. А он
расскажет тебе о
домашних
млекопитающих.
Из таблицы видно, что авторы учебников стараются при разработке заданий учитывать
важнейшие ОУ, которые развиваются в данном возрасте. Это очень важно! Психологи
предупреждают, что образование – это не только знания, но и психологическое здоровье
учащихся. «Начиная в семилетнем возрасте учиться, дети вступают в произвольную деятельность,
но ещё к ней не готовы и очень легко могут сорваться в результате учебных перегрузок» - читаем у
Яссмана Виктора Павловича, кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии ДГУ
путей сообщения г.Хабаровска.
О чём ещё нужно помнить?
О том, что предметные умения формируются последовательно: на одной теме определённого
предмета школьники осваивают одни умения, на другой – другие. При этом ученики понимают,
чему учатся в данный момент. При выработке общеучебных умений перед педагогом встаёт
альтернатива: развивать ОУ последовательно или параллельно, т.е. на каждом уроке все сразу.
На первый взгляд, большинство учителей разумно полагают, что в зависимости от ситуации
именно учитель определяет, какое умение следует развивать. Поэтому нет смысла специально
намечать на данный урок развитие определённого умения. Однако при таком подходе развитие
ОУ отходит на второй план по сравнению с предметными умениями, не говоря уже о том, что при
параллельной выработке различных умений школьники не осознают, чему их учат в данный
момент. Это отрицательно сказывается на эффективности обучения.
Поэтому сегодняшний учитель решает не только задачу выбора учебников, но и выбора методов
обучения, которые формировали бы активную, самостоятельную позицию учащихся в учении;
формировали бы не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно
сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности; были бы нацелены на
развитие познавательного интереса учащихся; развивали бы в первую очередь общеучебные
умения и навыки.