Напоминание

"Предлоги и приставки"


Автор: Маркова Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СШ №19 им. И.П.Мытарева
Населённый пункт: город Димитровград, Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Предлоги и приставки"
Раздел: начальное образование





Назад




Цель: Формирование умения различать предлоги и приставки на письме.

Задачи:

Познакомить с отличительными признаками приставок и предлогов.

Развивать умение распознавать предлоги и приставки; умение работать в группах;

Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: учебник русского языка по программе "Перспективная начальная школа" 2

класс; рабочие тетради; листы с заданиями для каждого учащегося; презентация урока,

выполненная в PowerPoint; мультимедийный проектор, экран; кружки трех цветов

(зеленый, желтый, красный) для рефлексии.

Ход урока

I Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинаем наш урок.

(Слайд №1)

а)з

накомство с планом урока

-Посмотрите на план.

-Перечислите этапы урока.

-Работы много , но мы справимся.

Какой этап пройден, какой следующий?

Д:( Орг.момент пройден, следующий- повторение).

У: Зачем нужно повторять пройденный материал?

II Актуализация опорных знаний. Повторение.

У: А помогать нам на уроке будут наши друзья: Маша, Миша и Анишит

Йокоповна. (Слайд № 2)

На ваших партах карточки. На одних карточках начало фразы, на других - конец фразы.

Вам нужно соединить начало и конец. (Слайд № 3)

.

ОКОНЧАНИЕ

часть слова, которая стоит перед корнем служит для образования новых слов

ОСНОВА

часть слова, которая стоит в конце слова и изменяется

КОРЕНЬ

часть слова без окончания

СУФФИКС

общая часть родственных слов

ПРИСТАВКА

часть слова, стоящая сразу после корня, служит для образования новых слов

Взаимопроверка

Самооценка

Занесение результатов в ЛД

Вспомнили то, что знали.

Какой этап следующий?

III Словарно-орфографическая работа.

Сегодня на уроке русского языка мы познакомимся с новым словарным словом. (Слайд №

Посмотрите на фигуры с буквами.

Попробуйте назвать слово.

Получилось слово "скоро". А что значит скоро?

Каким другим словом, близким по значению можно заменить слово "скоро"? (Быстро.)

Откройте рабочую тетрадь на странице 33, выполним упражнение 45. (Слайд № 10)

Что изображено на рисунке? (Машина скорой помощи.)

Что такое "скорая помощь"? (Медицинское учреждение, оказывающее экстренную

помощь при состояниях, угрожающих жизни и здоровью, а также автомашина.)

Произнесите хором слово "скоро".

На какой слог падает ударение?

(Ударение падает на первый слог.)

Посмотрите правописание слова "скоро" в словарике "Пиши правильно", запишите его в

тетради на печатной основе на первой строке , подчеркните безударную гласную.

Прочтите поговорку, вставив новое словарное слово.

. Подчеркните в нем букву, написание которой надо запомнить. (Скоро сказка сказывается,

не скоро дело делается.)

Проверка с экраном.

У: Зачем нужно изучать словарные слова?

Д:(Чтобы писать правильно, и обогащать словарный запас)

Какой этап следующий?

IV Формулирование темы и цели урока.

(Слайд № Анишит Йокоповна предложила Маше и Мише сравнить, как пишутся

частички "до" и "за" в словосочетаниях:

добежать до аптеки;

забежать за лекарством.

(Слайд № ) Почему в одном случае они пишутся слитно, а в другом - раздельно? -

спросила Маша.

Это разные частички, - ответила Волшебница. - В одних случаях это ПРИСТАВКИ. В

других случаях это ПРЕДЛОГИ.

Как различить: где приставки, а где предлоги? - спросил Миша.

Как же нам быть? Как разобраться, где приставка, а где предлог?

Над чем сегодня будем работать на уроке русского языка? (Слайд № )

Какую цель поставим? (Слайд № 14)(Учиться различать предлоги и приставки.)

V Изучение нового материала

Давайте попробуем разобраться.

(Слайд № ) Еще раз внимательно прочитайте словосочетания, написанные на доске.

Назовите слова с приставками. (Добежать, забежать.)

Скажите, что такое приставка, для чего она служит?

(Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для

образования новых слов.)

Как пишется приставка с корнем?

(Приставка с корнем на письме не разделяется.)

Как найти приставку в слове?

(Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать родственное слово без приставки

или с другой приставкой.)

Докажите, что в первых словах словосочетаний имеются приставки.

(Добежать, забежать - бежать, выбежать, прибежать.)

Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами.

(До аптеки, за лекарством.)

Что такое предлог? Для чего он служит?

(Предлог - это слово. С помощью предлога слова связываются между собой в

предложении.)

Как пишется предлог с другими словами?

(Предлог с другими словами пишется раздельно.)

Обобщим сказанное, прочитаем подсказку Летучей Мыши в учебнике.

(Слайд № ) Попытайтесь между предлогом и следующим за ним словом вставить вопрос

или другое слово.

(Добежать до : (какой?) аптеки: до ближайшей аптеки, до новой аптеки; забежать за :

(каким?) лекарством: за новым лекарством, за дорогим лекарством.)

Вернитесь к словосочетаниям. Попробуйте вставить слово между приставкой и корнем.

Получилось?

Как же различить: где приставки, а где предлоги?

Сделайте вывод.

Д: (Между предлогом и словом можно вставить еще одно слово, а между приставкой и

оставшейся частью слова - нельзя.)

Назовите следующий этап урока.

VI Физкультминутка

(Слайд № )

VII Закрепление изученного материала

(Слайд № ) Упражнение 65, страница 62.

Прочитайте текст.

Обсудите в парах, как нужно писать слова в скобках: слитно со словами-названиями

предметов или раздельно?

Это приставки или предлоги? (Все частички в скобках предлоги.)

Докажите это.(1 пара)

(Чтобы доказать, нужно вставить подходящие по смыслу слова между предлогом и

словом, называющим предмет.)

СПроверка.Самооценка

Занесение результатов в ЛД

Какой следующий этап?

VIII Закрепление. Самостоятельная работа. (Слайд № )

. СПроверка.

Самооценка

Занесение результатов в ЛД

Какой следующий этап?

IX Итог урока

(Слайд )

Какую цель ставили на уроке?

У кого получилось достичь цели?

Что нового узнали о приставках и предлогах?

Как отличить приставку от предлога?

X Рефлексия

(Слайд № ) Поднимите кружок. (Зеленый - "Я все понял и усвоил"; желтый - "Знания

нуждаются в повторении и закреплении"; красный - "Мне многое не понятно".)

XI Домашнее задание

(Слайд № ) Рабочая тетрадь. Страница 32, упражнение 44. По желанию придумать

задание для своего соседа по парте .



В раздел образования