Автор: Дорожинская Ольга Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №93
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация работы с родителями"
Раздел: начальное образование
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
О.В.Дорожинская, учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная
школа №93»,
город Новокузнецк, Кемеровская область
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. В совре-
менной школе роль классного руководителя остаётся неизменной. Он руководит, направляет,
воспитывает.
Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее проду-
манная и четко организованная система сотрудничества. Взаимодействие учителя с родителя -
ми учащегося направлено на создание единого воспитательного поля, условий для нормаль-
ной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуально-
сти в общем доме «школа-семья». Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это
единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой
работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей
соучастниками педагогического процесса.
Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, мною ведется
в системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нуж-
но обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их
решения. Это и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы.
Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является
просвещение по вопросам психологии и педагогики. К психолого-педагогическому просве-
щению родителей привлекаю специалистов различных направлений: врачей, юристов, психо-
логов, представителей общественных организаций, социальных педагогов, учителей-пред-
метников.
Народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В началь -
ной школе невозможно провести родительское собрание без привлечения ИКТ. Демонстра-
ция видеоматериалов, слайдов, различного рода статистический материал делают просвеще -
ние родителей по вопросам педагогики и психологии наглядным, убедительным и достовер -
ным.
Следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и роди-
телей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образо-
вательному пространству. На первом собрании в первом классе знакомлю с Уставом школы, с
правилами поведения в школе, с традициями школы и т.д. На собрании решается целый ряд
задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы, вопросов, поставленных
жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителя. И чем разнообразнее
и интереснее будут формы общения педагогов и родителей, тем больше положительных ре-
зультатов принесут родительские собрания. В течение четырёх лет обучения провожу ключе-
вые мероприятия с участием родителей «Мы школьниками стали», «Посвящение в гимнази-
сты», «Спасибо, тебе Азбука», «Прощай, первый класс», проведение открытых уроков для
родителей, игра «Умники и умницы» и другие.
Важным направлением работы является диагностика, без которой невозможно спланиро-
вать воспитательную работу как с детьми, так и родителями. Диагностика помогает выявить
проблемные ситуации, даёт возможность выбрать правильную линию.
Уже несколько лет в нашей школе мы практикуем предварительное собрание родителей
будущих первоклассников, которое проводим в марте предыдущего года. Практика показыва-
ет, что такой заблаговременный разговор с родителями делает более действенными советы
учителя, более эффективной подготовку детей к школе. Советы учителя на этом этапе помо-
гают родителям постепенно перестроить, если в этом обнаруживается необходимость, быт
семьи, режим, что-то устранить, а что-то добавить в свое воспитательное воздействие на ре-
бенка.
Основные формы работы с родителями:
1. Общешкольные собрания проводим не реже 2 раз в год по плану.
2. Классные собрания – не реже 1-2 раз в четверть + мероприятия, организованные совместно
с родителями. Основная задача этой работы - активизировать педагогическую, воспитатель-
ную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.
Успех работы учителя с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителя-
ми. Очень часто на собрании выдаю родителям памятки или рекомендации.
2.Индивидуальные беседы – по мере необходимости. Индивидуальные консультации особен-
но необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо опреде-
лить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с
классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в
профессиональной работе с ребёнком:
особенности здоровья ребёнка;
его увлечения, интересы;
предпочтения в общении в семье;
поведенческие реакции;
особенности характера;
мотивация учения;
моральные ценности семьи.
3. Консультации (индивидуальные и по группам) – по мере необходимости. Индивидуальная
работа с родителями ведется через беседы, тематические консультации и посещение ученика
на дому. Каждую индивидуальную консультацию заканчиваю рекомендациями родителям.
4.Организация совместной деятельности родителей и детей класса – 1 раз в четверть
5. Привлечение родителей к проведению праздников. Огромную возможность сотрудниче-
ства школы с родителями детей дает проведение совместных классных праздников. Это сле-
дующие мероприятия: «Праздник Осени», КВН «Школа светофорных наук», игра «Звёздный
час», «Папа, мама, я – спортивная семья», викторина «Играем вместе», игры для всей семьи
«Счастливый случай», «Крестики-нолики», праздники, посвященные 8 Марта, Дню Матери,
День отцов, Дню защитника Отечества, Новогодний праздник и многие другие. Интересно и
весело проходят такие праздники.
6. Привлечение родителей к организации экскурсий.
7. Привлечение родителей к общественно-полезному труду в классном кабинете.
8. Организация работы классного родительского комитета.
9.Организация родителей для участия в работе общешкольного родительского комитета и со-
вета школы.
10.Поощрение родителей за сотрудничество - в конце четверти, по итогам года, по итогам на-
чальной школы. Родители всегда готовы помочь классным руководителям. А педагоги, в свою
очередь, не скупятся на добрые слова в адрес самых активных помощников. На каждом со-
брании звучат слова благодарности в адрес родителей, которые оказывают помощь своему
педагогу. Общие дела и интересы школы сплачивают детей и родителей, помогают найти
язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.
Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответствен-
ность за его образование и развитие.