Автор: Марченкова Татьяна Валентиновна
Должность: учитель химии высшей категории
Учебное заведение: МБОУ Прудковской СШ
Населённый пункт: д. Прудки Починковского района Смоленской области
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС второго поколения на уроках химии
Раздел: среднее образование
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ
Чтобы сделать ребёнка умным
и рассудительным сделайте его крепким и здоровым.
Жан Жак Руссо
Здоровье и отношение к здоровью обучающихся и педагогов играет
важнейшую роль в связи с тем, что образовательные организации являются
звеном
социализации
детей,
где
среди
других
ценностей
усваивается
ценность
здоровья
и
формируется
мотивация
сохранения
собственного
здоровья и здоровья окружающих.
В современных условиях педагог должен работать так, чтобы обучение
детей в школе не наносило ущерба их здоровью и не снижало уровень
мотивации обучения.
Федеральные
государственные
образовательные
стандарты
второго
поколения
Начального,
Основного
и
Среднего
общего
образования
утверждённые соответственно в 2009, 2010, 2012 годах определяют задачу
сохранения и укрепления здоровья детей, как необходимость формирования
знаний,
умений
и
навыков
по
здоровому
образу
жизни,
обучению
использования полученных знаний в повседневной жизни.
Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной
развивающей образовательной среды. Данное понятие в концепции ФГОС
определяется как образовательное пространство, гарантирующее охрану и
укрепление
физического,
психологического,
духовного
и
социального
здоровья
обучающихся
и
педагогических
работников,
и
является
приоритетом деятельности образовательной организации и
отражается в
специальной
программе
формирования
здорового
и
безопасного
образа
жизни.
Стандарт
ориентирован
на
становление
личностных
характеристик
выпускника
(«портрет
выпускника»):
осознанно
выполняющий
правила
здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для
человека и окружающей его среды.
Требования
к
результатам
реализации
основной
образовательной
программы отражают:
- формирование
ценности
здорового
и
безопасного
образа
жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни,
потребности
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек:
курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь.
Изучение
предмета
химии
начинается
в
основной
ступени.
Предметные
результаты
освоения
основной
образовательной
программы
основного
общего
и
среднего
общего
образования с
учётом
общих
требований
ФГОС
и
специфики
изучения
предмета
химии,
должны
обеспечивать успешное обучение на следующей ступени образования.
Целями изучения химии в основной и средней школе являются:
формирование целостного представления о мире, представлении о роли
химии
в
создании
современной
естественно-научной
картины
мира; овладение
основами
химической
грамотности:
способностью
анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с
химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в
повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически
безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды.
Предметные
результаты
освоения
базового
курса
химии
отражают:
владение правилами безопасного поведения при использовании химических
веществ;
сформированность собственной позиции по отношению к химической
информации, получаемой из разных источников.
сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать
с
позиций
экологической
безопасности
последствия
бытовой
и
производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
владение
методами
самостоятельного
планирования
и
проведения
химических
экспериментов
с
соблюдением
правил
безопасной
работы
с веществами и лабораторным оборудованием;
В качестве ценностных ориентиров химического образования играют
познавательные ценности, основу которых составляют научные знания и
научные методы познания.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса
химии позволяет сформировать:
-уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
-понимание необходимости здорового образа жизни;
-потребность
в
безусловном
выполнении
правил
безопасного
использования веществ в повседневной жизни.
В
решении
проблемы
сохранения
и
укрепления
здоровья
всех
участников
образовательного
процесса
может
быть
достигнуто
благодаря
использованию здоровьесберегающих технологий.
Целью
реализации
здоровьесберегающих
технологий
в
школе,
является
формирование
у
школьников
рефлексивного,
творческого
и
нравственного отношения к собственной жизни и здоровью в соотнесении с
жизнью
и
здоровьем
других
людей.
Для
этого
необходимо
развивать
логические, когнитивные способности, сохраняя при этом психофизическое
равновесие.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от
образовательной
программы,
конкретных
условий
образовательного
учреждения,
профессиональной
компетентности
педагогов,
а
также
показаний заболеваемости детей.
Систематизация технологий здоровьесберегающей среды школы (СХЕМА)
В
качестве
основополагающих
принципов
здоровьесберегающих
технологий учёные (Смирнов Н.К., Ахутина Т.В., Кузнецова И.В., Грачёва
А.П., Сонькин В.Д.,
Фарбер Д.А. Безруких М.М. и др.) выделяют :
1
. Создание
образовательной
среды,
обеспечивающей
снятие
всех
стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера
доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание
для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного
развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
О
С
Н
О
В
Н
Ы
Е
Т
И
П
Ы
З
С
Т
Организационные
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Социально-адаптирующие
и личностно-развивающие
Учебно-
воспитательные
Психолого-
педагогические
Организационно-
педагогические
Лечебно-
оздоровительн
ые
ТЕХНОЛОГИИ ПО ФОРМЕ И МЕТОДАМ
Медико-
гигиенические
Физкультурно-
оздоровительные
Экологические
Технологии
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности
Здоровьесберегающие
образовательные
технологии
ТЕХНОЛОГИИ ПО ХАРАКТЕРУ ВОЗДЕЙСТВИЯ
Защитно-
профилактические
Компенсаторно-
нейтрализующие
Стимулирующие
Информационно-
обучающие
Обеспечивающие
Реконструирующие
2
. Творческий
характер
образовательного
процесса.
Обучение
без
творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является
насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих
задач
достигается
использованием
на
уроках
и
во
внеурочной
работе
активных методов и форм обучения.
3.
Обеспечение
мотивации
образовательной
деятельности.
Ребёнок
-
субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально
вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение
работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
4.
Построение
учебно-воспитательного
процесса
в
соответствии
с
закономерностями
становления
психических
функций: переход
от
совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане
по
материализованной
программе
к
речевому
и
умственному
планам
выполнения
действия,
переход
от
развёрнутых
поэтапных
действий
к
свёрнутым и автоматизированным.
5.
Учёт
системного
строения
высших
психических
функций.
При
формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание все
входящие в данную функцию компоненты, их готовность к формированию
новой функции.
6. Предпочтение значимого, осмысленного содержания при освоении нового
материала, обучение
«по
единицам,
а
не
по
элементам»,
принцип
целостности.
7. Осознание ребёнком успешности в любых видах деятельности. Педагогу
нет
необходимости
быть
необъективным
-
он
может
выделить
какой-то
кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определённый период
времени.
8. Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик
оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации
ребёнка к условиям школы.
9. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности,
регулярное
чередование
периодов
напряженной,
активной
работы
и
расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходима
во избежание переутомления детей.
10.
Обеспечение
прочного
запоминания.
Научно
обоснованная
система
повторения - необходимое условие здоровьесберегающих технологий.
11. Комплексная система закаливания детей.
К критериям рациональной организации урока с позиций сохранения
и укрепления здоровья учащихся можно отнести следующее:
-количество видов учебной деятельности при норме: 4-7 видов за
урок. Утомлению учащихся способствует выполнение монотонных работ,
например контрольной работы. Более частая смена деятельности (более 7
раз)
так
же
способствует
утомлению,
так
как
требует
от
учащихся
дополнительных адаптационных усилий;
-средняя продолжительность и частота чередования различных
видов учебной деятельности (ориентировочная норма 7-10 минут);
-виды изучения учебного материала. Норма: не менее 3-х видов;
-чередование способов объяснения учебного материала. Норма: не
позже, чем через 10-15 минут;
-обстановка
на
уроке,
гигиенические
условия
в
кабинете
(температура,
свежесть
воздуха,
рациональное
освещение
всего
помещения, доски, наличие звуковых раздражителей);
-мотивация учебной деятельности учащихся; наличие на уроке
методов, способствующих активизации мыслительной и творческой
деятельности
учащихся, направленных
на
самопознание,
самооценку,
развитие воображения, интеллекта;
-психологический климат на уроке: характер взаимоотношений
преподавателя и учащихся; наличие эмоциональной разрядки;
-присутствие
в
содержательной
части
урока
вопросов,
направленных на формирование потребности в здоровом образе жизни,
овладение способами безопасного поведения, вооружение их знаниями о
возможных последствиях выбора того или иного поведения и т. д.;
-поза учащихся на уроке, её чередование в соответствием с видом
выполняемой работы;
-длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими
нормами),
умение
преподавателя
использовать
их
для
инициирования
проблемы, дискуссии, изучения части материала.
Таким
образом,
технологию
непосредственного
осуществления
педагогического процесса, направленного на сохранение здоровья учащихся
можно
представить
как совокупность
последовательно
реализуемых
технологий передачи информации, организацию учебно-воспитательной
и других видов развивающей и здоровьесберегающей
деятельности,
стимулирования
физической
активности,
регулирования
и
коррегирования, а также организацию текущего контроля здоровья всех
участников образовательного процесса.
Вопрос
отбора средств
обучения
является
актуальным
с
позиции
предметов
естественного
цикла:
физики,
химии
и
биологии,
где
обучающиеся
знакомятся
с
основными
законами
жизни
органической
и
неорганической материи.
Преподавание
данных
предметов
позволяет
органично
вписывать
принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на
уроках,
так
и
во
внеурочной
деятельности,
при
подготовке
домашнего
задания.
Проводя анализ научно-методической литературы, обобщая собственный
практический
опыт
и
опыт
педагогов-новаторов
можно
выделить
виды
педагогических технологий, которые обеспечивают реализацию личностно-
ориентированного,
системно-деятельностного
подходов
и
соответствуют
принципам
здоровьесбережения
это:
технологии
развивающего
обучения,
адаптивные технологии и интегрированная.
Название
Цель
Сущность
Механизм
Развивающие технологии
Основными признаками развивающихся педагогических технологий являются:
-обеспечение эмоционально-ценностного отношения к содержанию и процессу образования;
-формирование гуманистической направленности личности, её потребностно-мотивационной сферы;
-овладение средствами и способами мышления, развитие воображения, внимания, памяти, воли.
Названные признаки показывают, что развивающиеся технологии культивируют творческое отношение к
деятельности и способствуют здоровьесбережению.
Проблемное обучение
Развитие
познавательной
активности,
творческой
самостоятельности
обучающихся
Последовательное и
целенаправленное
выдвижение перед
обучающимися
познавательных
задач, разрешая
которые обучаемые
активно усваивают
знания
Поисковые
методы;
постановка
познавательных
задач
Концентрированное
обучение
Создание
максимально
близкой к
естественным
психологическим
особенностям
человеческого
восприятия
структуры учебного
процесса
Глубокое изучение
предметов за счет
объединения занятий
в блоки
Методы обучения,
учитывающие
динамику
работоспособности
обучающихся
Развивающее
обучение
Развитие личности
и ее способностей
Ориентация учебного
процесса на
потенциальные
возможности ученика
и их реализацию
Вовлечение
обучаемых в
различные виды
деятельности
Технологии адаптивного обучения
Основной признак данных педагогических технологий – мера адаптивности (приспособления) всех
элементов педагогической системы: целей, содержания, методов, способов, средств обучения, форм
организации
познавательной
деятельности
учащихся,
диагностики
результатов
обучения,
что
и
способствует здоровьесбережению.
Центральное место в данных технологиях занимает ученик, его деятельность, качества его личности.
Учение школьника рассматривается не только как результат, а прежде всего как процесс: результат
появится
со
временем,
если
будут
соблюдены
условия
процесса.
Особое
внимание
уделяется
формированию учебных умений.
Учитель, работающий по этой технологии, работает в двух режимах:
а) обучает всех (сообщает новое, объясняет, демонстрирует, показывает, тренирует и т.д.);
б)
работает
индивидуально
с
отдельными
учащимися
(управляет
самостоятельной
работой;
осуществляет контроль, включенный в самостоятельную работу; работает по очереди с учениками).
Учащиеся
организуют
свою
деятельность
совместно
с
учителем,
индивидуально
с
учителем,
самостоятельно под руководством учителя.
Весь процесс обучения представлен тремя этапами:
учитель обучает всех учащихся;
учитель работает индивидуально на фоне самостоятельно занимающегося класса;
учащиеся работают самостоятельно.
Учение
в
таких
технологиях
становится
активной
самостоятельной
деятельностью,
предполагает
осуществление контролируемости результатов всех видов работ. Предлагается многоканальная обратная
связь: учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – коллектив учащихся.
Модульное обучение
Обеспечение
Самостоятельная
Проблемный
гибкости,
приспособление его
к индивидуальным
потребностям
личности, уровню
его базовой
подготовки
работа обучающихся
с индивидуальной
учебной программой
подход,
индивидуальный
темп обучения
Дифференцированное
обучение
Создание
оптимальных
условий для
выявления
задатков, развития
интересов и
способностей
Усвоение
программного
материала на
различных
планируемых
уровнях, но не ниже
обязательного
(стандарт)
Методы
индивидуального
обучения
Игровое обучение
Обеспечение
личностно-
деятельного
характера усвоения
знаний, навыков,
умений
Самостоятельная
познавательная
деятельность,
направленная на
поиск, обработку,
усвоение учебной
информации
Игровые методы
вовлечения
обучаемых в
творческую
деятельность
Технологии, построенные на интегративной основе.
Использование технологий, построенных на интегративной основе, ведет к повышению целостности
педагогического процесса, уменьшению учебной нагрузки на обучающихся и как следствие способствует
здоровьесбережению.
Наиболее эффективным и целесообразным принципом таких технологий является принцип,
учитывающий различную роль учебных дисциплин во всей интегрируемой системе.
Активное
(контекстное)
обучение
Организация
активности
обучаемых
Моделирование
предметного и
социального
содержания учебной
(профильной,
профессиональной)
деятельности
Методы активного
обучения
Обучение развитию
критического
мышления
Обеспечение
развития
критического
мышления
посредством
интерактивного
включения
обучающихся в
образовательный
Способность ставить
новые вопросы,
вырабатывать
разнообразные
аргументы,
принимать
независимые
продуманные
решения
Интерактивные
методы обучения;
вовлечение
обучающихся в
различные виды
деятельности;
соблюдение трёх
этапов реализации
технологии: вызов
процесс
(актуализация
субъектного
опыта);
осмысление;
рефлексия.
Снижение уровня мотивации обучения школьников не является исключением
и при изучении химии.
Традиционная
система
уроков
химии
сложилась
давно.
Я
попыталась
дополнить
её
здоровбьесберегающими
технологиями
обучения
направленными,
прежде
всего
на
активизацию
мотивационной
сферы
учащихся. В процессе овладения здоровьесберегающими технологиями мною
накоплен
определенный
опыт,
которым
и
хотелось
бы
поделиться
с
коллегами.
Мною
собраны и разработаны
психокоррекционные игры, которые я
применяю на уроках химии. Данные игры можно применять на уроках и по
другим предметам.
Игра 1. Будь внимателен!
Цель:
стимулировать
внимание;
научить
быстро
и
точно
реагировать
на
звуковые сигналы и зрительно находить нужные формулы (картинки
с
формулами,
знаки
химических
элементов
в
Периодической
системе
химических элементов Д.И. Менделеева).
Процедура игры.
На
столах
у
каждого
ученика
набор
карточек
с
формулами
классов
неогранических (или органических) соединений.
Учитель вначале знакомит обучающихся с содержанием карточек, а затем
поочерёдно называет вещества разных классов, а ученики должны найти и
поднять вверх руку с выбранной карточкой или встать (или выйти к доске).
Примеры заданий.
Команда
Деятельность обучающихся
Классы неорганических соединений
Оксиды!
SO
2
; NO; Na
2
O; Li
2
O; B
2
O
3
; P
2
O
5
; K
2
O; H
2
O; CO
2
;
Al
2
O
3
;
M g O ;
S O
3
;
CaO;
N
2
O
5
; SO
3
; SiO
2
;
CrO
3
; Mn
2
O
7
и др.
Кислоты!
HNO
3
; H
3
PO
4
; H
2
SO
3
; H
2
SO
4
; H
2
SiO
3
; H
2
CO
3
;
H
2
CrO
4
; HMnO
4
; и др.
Основания!
Cu(OH)
2
;
NaOH;
Mg(OH)
2
;
Ca(OH)
2
;
KOH;
Ba(OH)
2
и др.
Соли!
Na
3
PO
4
; MgSO
4
; CaCO
3
;
K
2
SO
3
; Na
2
SiO
3
; Ba(NO
3
)
2
;
и др
Знаки химических элементов
Металлы
Na; Mg; Ca
;
K;
Ba и др.
Неметаллы
P; O; S; C
;
Si; N и др.
Переходные
(амфотерные)
элементы
Fe; Al; Zn; Cr; Mn; Pb; Au и др.
Формулы и единицы измерения количества вещества
Количество вещества
υ= N:N
A
; υ= m:M; υ= V:V
M
; моль
Число частиц
N= N
A
• υ; атомы, молекулы, ионы, протоны
Число Авогадро
N
A
=6• 10
23
молекул/моль
Молярная масса
М=m:υ; M=Mr г/моль, кг/кмоль
Молярный объём
V
M
=V:υ; V
M
= 22,4л/моль
Масса
m=M• υ; г, кг
Объём
V=V
M
• υ л,м
3
Относительная атомная масса
Ar
Развитие и коррекция памяти.
Игры «Запоминалки»
Цель: развитие всех видов памяти: образной, механической,
1. «Воспроизведи формулу».
Формула вещества написана наполовину, нужно воспроизвести верхнюю или
нижнюю её часть и дать название.
Na
3
PO
4
КOH H
2
SO
4
2. «Металлы и неметаллы»
Цель: совершенствовать переключение внимания, наблюдательность, умение
анализировать и классифицировать.
Процедура игры: на карточках написаны формулы металлов и неметаллов. В
каждой строке данные элементы перемешаны. Обучающийся по сигналу в
строках вычеркнуть формулы или металлов или неметаллов (что определит
учитель).
Пример карточки.
Металлы
Na
K
Mg
O
Ba
Hg
P
Ca
Fe
Неметалл
ы
Cl
N
C
Ag
O
K
H
F
Si
Металлы
Fe
Ca
Cu
Ba
Br
Si
Pt
Hg
Mn
Неметалл
ы
S
H
J
O
Zn
F
Si
Cl
N
3. « Кто больше?»
Цель: развитие мышления, памяти, концентрации внимания.
Процедура игры.
На доске закреплены карточки с различными знаками. Задание командам:
используя части формул сложных соединений, составьте как можно больше
химических формул и дать название полученным веществам (карточки не
должны повторяться)
AL , SO
4
, H
2
, CL , Na
3
, H
3
, S, NO
3
, H, PO
4
, K
4. «Чёрный ящик».
Цель: развитие смысловой памяти и мышления.
Процедура игры.
Учитель
приносит
на
урок
чёрную
коробку,
в
которой
предмет,
относящийся к изучаемой теме. Он предлагает обучающимся отгадать что в
ней предлагая ряд вопросов: первые три вопроса менее подробное описание,
вторые три вопроса более конкретное описание предмета и последние три
вопроса содержат подробное описание.
Учитель: Перед вами ящик. Что в ящике? Вы должны отгадать, слушая мои
объяснения. Объяснение состоит из трех фрагментов. Если вы отгадаете
после прослушивания первого фрагмента, то получите 5 баллов, если после
второго-то 3 балла, если после третьего-1 балл.
При изучении темы «Щелочные металлы»
1.
Моя семья-самая первая. Про меня говорят, что я очень активен и
жизнерадостен.
2.
Я тверд, но очень мягок. Мой блеск виден не всегда.
3.
Меня легко разрезать ножом, а хранят меня в керосине.
( В ящике находится склянка с металлическим натрием.)
При изучении темы «Вода».
1.
У меня своеобразный характер. Я не соблюдаю многих правил,
принятых в моем обществе. На первый взгляд я невзрачна.
2.
Не будь меня, не было бы жизни.
3.
Я очень любопытна: проникну куда угодно. Я в каждом из вас, я всюду,
я везде.
(В ящике находится склянка с водой.)
При изучении темы «Периодический закон и ПСХЭ».
1. Этот ковёр висит только в одном кабинете нашей школы.
2. Его увидел учёный во сне.
3. Этот ковёр состоит из металлов и неметаллов.
(В ящике периодическая система химических соединений).
При изучении темы «Подгруппа углерода»
1. Я самый многоликий. Я бываю самым мягким и самым твёрдым, я могу
согреть и спасти от отравления.
2. Меня содержит чугун и сталь.
3. Моя модификация - лучший друг девушек.
(В ящике уголь)
5. «Ну-ка, отгадай!»
Цель: развитие памяти и речи.
Процедура игры.
Класс делится на две группы. Первая группа тайно задумывает какое-нибудь
химическое вещество. Вторая группа должна отгадать его, задавая вопросы.
На эти вопросы первая группа имеет право отвечать только «Да» или «Нет».
После угадывания вещества подгруппы меняются ролями.
В содружестве с учителями литературы, биологии и географии
разработаны и проведены ряд интегрированных уроков: «Белки», «Вода
благоволила литься», «Биохимия любви», «Люди как реки: у каждого свой
исток, своё русло…» (мысль «семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и
мир»).
Межпредметная
интеграция
-
важное
условие
реализации
познавательных
потребностей школьников, развития
личностных
качеств
обучающихся в целом и такого качества, как познавательная активность в
частности.
Объективной
основой
интеграции
научного
знания
является
единая картина мира.
Кроме
того,
наблюдается общность
методов
исследования,
применяемых личностью в сфере присвоения знаний. Философской основой
межпредметной интеграции является принцип системности.
Интеграция
способствует
усилению
интенсификации
урока,
формированию межпредметных связей, снижению перегрузок обучающихся,
расширению
сферы
получаемой
информации,
подкреплению
мотивации
обучения, повышению творческой активности.
Методическая
основа
интегрированного
обучения
строится
на
формировании знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом,
а
также
на
установлении
внутрипредметных
и
межпредметных
связей
в
усвоении наук, возможности их естественного подчинения единой цели и
функции. Именно поэтому мы обратились к этой технологии.
Реализуя
проектно-исследовательскую
технологию
предлагаю
обучающимся выполнить следующие виды работ, исследовательский проект,
написать реферат, эссе на темы тесно связанные с проблемами здоровья или
здорового образа жизни.
Обучающимися
были
выполнены
проекты:
«Исследование
свойств
минеральной
воды»,
«Исследование
свойств
молока»,
«Исследование
жевательной резинки», «Исследование шоколада», «Исследование наличия
пищевых
добавок
в
продуктах
питания»,
«Исследование
почвы
пришкольного участка». Данные работы ученики представляли на районном
Дне
науки
и
самое
главное
учились
применять
полученные
данные
исследований
в
быту,
в
жизнедеятельности,
заставляли
задуматься
о
полезности продуктов и влиянии их на здоровье.
Источники
1.Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-
ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
2.Грачёва А.П. Инновационная деятельность преподавателя.
Психологические науки. М.: «Спутник» 2004 № 6(10), стр. 15-23
3 . Ку з н е ц о в а
И . В .
П с и хо л о г и ч е с к и е
о с н о в а н и я
р е а л и з а ц и и
здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях. М.
«Радио и связь», 2003
4.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и
психология здоровья в школе. М.: Аркти, 2005
5.Сонькин В.Д. Фарбер Д.А. Безруких М.М. Возрастная физиология
(физиология развития ребёнка): учебное пособие. М.: «Академия»,
2002, 416с.
6.Современные технологии в процессе преподавания химии: развивающее
обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении,
компьютерные технологии/Авт.-сост. С.В. Дендебер, О.В.
Ключникова.- М.: 5 за знания, 2007.-112. –(методическая библиотека).
7. ФГОС начального общего образования от 06 октября 2009 г. № 373 с
изменениями от
26 ноября 2010 года № 1241,
от 22 сентября 2011 года
№ 2357, от 18 декабря 2012 года № 1060,
от 29 декабря 2014 года № 1643,
от
18 мая 2015 года № 507,
от 31 декабря 2015 года № 1576
8.
ФГОС
основного
общего
образования
от
17.12.2010
г.
№
1897
с
изменениями от 29 декабря 2014 года N 1644,
от 31 декабря 2015 года N 1577
9.
ФГОС
среднего
общего
образования от
17
мая
2012 г.
№ 413
с
изменениями от 29 декабря 2014 г. N 1645