Автор: Загитова Альфина Альфритовна
Должность: учитель русского языкаи литературы
Учебное заведение: ООШ им.Гази Загитова с.Янагушево
Населённый пункт: с.Янагушево Мишкинский район РБ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Литературный квест "По следам литературных героев"
Раздел: среднее образование
Внеклассное мероприятие. Литературный квест «По следам литературных героев» 6-
7 классы
Цели: развивать интерес к чтению, память, речь, внимание, коммуникативные
навыки обучающихся; научить работать в команде.
Задачи: повысить уровень мотивации к изучаемому предмету; способствовать
развитию наблюдательности и внимательного отношения к деталям произведения;
создавать необходимые условия для развития эмоциональной сферы учащихся;
использование содержания произведений как средства нравственного воспитания.
Оборудование: портреты поэтов и писателей, ноутбук, мультимедиа,
выставка книг, презентация .
Правила игры: игра проводится между двумя командами. В каждой команде
выбирается капитан. Команды выбирают название, эмблему .(«Мудрецы»,
« Знатоки», )
Ход игры
Вступительное слово учителя;
1.
Оргмомент. Добрый день, ребята. Садитесь. А теперь покажите мне, пожалуйста,
смайлики. С каким настроением пришли на урок?
-Хорошо, настроение у всех у вас отличное. Значит, сегодня будем работать
плодотворно. Пусть девизом нашего урока будет: «Мало уметь читать, надо уметь
думать». Сегодня вы должны соревноваться друг с другом, показать знания о том, как
усвоили произведения русских писателей.
Мы живем в самое интересное время: в космос летают и это для нас обыденно,
появились мобильные телефоны, разговариваем, не замечая расстояния, скайпы, т. е
.мы живем в век замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком,
наиболее сложным и великим А.М.Горький считал книгу. Ее называют единственной
машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные
страны, в прошлое, будущее и настоящее…Книга – верный и неизменный наш
спутник. Она остается главным источником, из которого мы черпаем знания. Недаром
К.Г.Паустовский писал:
«
Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня,
когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги!
».
В нашей игре принимают участие две команды:
«Мудрецы», «Знатоки». У каждой
команды есть красивая эмблема и капитан, который принимает решение в самый
трудный момент.
Условия игры простые: выполняя задания, отвечая на вопросы, вы приносите
своей команде очки. Игроки внимательно слушают вопрос до конца, потом
отвечают.
Команде не засчитывается очко, если она дала неправильный ответ.
В итоге выигрывает команда, которая набрала большее количество очков.
А чтобы не было неразберихи и путаницы, судить нашу игру будет компетентное
жюри в составе:…………………………………………………….
Итак, мы начинаем!(Звучит музыка)
1 конкурс. Мозговой штурм.
Сейчас мы посмотрим, как вы готовы к игре.
Ведущий задает вопросы командам по очереди.
Вопросы команде «Мудрецы»
1. Кто написалстихотворение»Железная дорога»?(Н.А.Некрасов)
2. Как звали няню А.С.Пушкина? (Арина Родионовна)
3. Назовите настоящую фамилию М.Горького.(Пешков)
4.С каким врагом сражался Илья Муромец на прямоезжей дорожке в Киев?
( Соловей-разбойник)
Вопросы команде «Знатоки»
1.
Кто написал роман «Дубровский»?
2. Мальчик с деревянным носом. (Буратино)
3. Кто воспитывал М.Ю.Лермонтова в детские годы? (Бабушка)
4.
Как греки называли свои сказки? (мифы)
(Жюри подводит итоги 1 конкурса)
Итак, размялись, а теперь в путь!
2 конкурс «А мы это проходили»
Каждая команда получает список произведений и авторов (вразброс). Необходимо
правильно подобрать автора к произведению, пока звучит музыка. Время – 3
минуты.(Музыка)
Список произведений
1.
«Зимнее утро» (А.С.Пушкин)
2.
«Бородино» (М.Ю.Лермонтов)
3.
«Русский язык»(Тургенев)
4.
«Муму» (И.С.Тургенев)
5.
«Кавказский пленник» (Л.Н.Толстой)
6.
«Толстый и тонкий» (А.П.Чехов)
7.
«Бирюк»(И.С.Тургенев)
8.
«Дубровский»(Пушкин)
9.
«Снежная королева» (Х.К.Андерсен)
10.
«Родина»(Бунин)
11.
«Тарас Бульба» (Н.В.Гоголь)
12.
«Борис Годунов»(Пушкин)
13.
«Признание»(Державин)
3 конкурс «Мир вещей» Из каких произведений данные предметы? (одна вещь
на отдельном слайде) Указать полное название произведения и автора.
За каждый правильный ответ можно набрать 2 балла, если названо и
произведение, и автор.
1.
кольцо – «Дубровский» А.С. Пушкин
2.
блоха – «Левша» Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе
Н.С.Лесков
3.
пряник с рисунком - «Конь с розовой гривой» В.П. Астафьев
4.
макароны - «Уроки французского» В.Г. Распутин
5.забор и кисть – «Приключения Тома Сойера» Марк Твен
6. рецепт – «Чудесный доктор» А.И.Куприн
7. сыр – «Ворона и лисица» И.А.Крылов
8. зеркальце - «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкин
9. хлеб – «Теплый хлеб» К.Г.Паустовский
10. деревянные башмачки – «Снежная королева» Г.-Х. Андерсен
4 конкурс. «Дерево мудрости».
Конкурс проводится в виде эстафеты. Участвуют все члены команды. На столах
находятся чистые листы бумаги и ручки, на дереве мудрости висят листочки, на
обратной стороне которых написаны вопросы.
По сигналу ведущего начинается конкурс. Члены команды по одному подходят к
дереву мудрости, выбирают листок с вопросом, ответ записывают на обратной
стороне. Каждый имеет право ответить только на один вопрос. Записав ответ,
участник возвращается к команде, как эстафетную палочку, передает ручку
другому. Если ответа нет, то отдают капитану пустой листок. Листочки собирает
капитан и несет их жюри. Оценивается быстрота ответа и правильность. Каждый
правильный ответ оценивается в 1 балл.(Музыка)
Список вопросов
1.
Как звали старшего сына Тараса Бульбы? (Остап)
2.
Какой рассказ И.С.Тургенев назвал кличкой собаки? («Муму»)
3.
Какого роста Герасим?(195см.)
4.
Как звали учителя в повести А.Пушкина «Дубровский»? (Дефорж)
5.
К кому обращается герой лермонтовского «Бородино» с просьбой
рассказать о войне 1812 года? (К дяде)
6.
Кто написал поэму «Русские женщины»( Н.А.Некрасов)
7.
Назовите ФИО бабушки М.Ю.Лермонтова? (Арсеньева Елизавета
Алексеевна)
8.
Какую линию можно найти в литературном произведениях?(Сюжетная
линия)
9.
Какая кличка была у Пушкина в лицее?(Француз)
10.
Какими видами искусства, помимо литературы, увлекался М.Ю.Лермонтов в
юности? (Музыкой, живописью).
5 конкурс. «Галерея»
На слайдах презентации находятся портреты знакомых детям писателей. Задача
заключается в том, чтобы правильно назвать ФИО писателей. Оценивается
правильность и быстрота ответа.
За каждый правильный ответ дается 1 балл.
6 конкурс «Узнай героя по описанию»
Ведущий читает описание, команды (кто быстрее) поднимают сигнальные
ладошки.
1.
– А поворотись-ка, сын! Экий ты смешной какой! Что это на вас за поповские
подрясники? И эдак все ходят в академии?( «Тарас Бульба» Гоголь)
2.
Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на
черного похожа. Видно, что дочь. Тоже глаза черные, светлые и лицом красивая.
Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На ногах
щтаны и башмачки, на шее монисто, все из русских полтинников. (Дина
«Кавказский пленник» Л.Н.толстой)
3.
…Мужчина двенадцати вершков роста, сложённый богатырем и глухонемой
от рождения. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых. (Герасим
«Муму) И.С.Тургенев)
4.
…Он только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом,
лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем. (Толстый
чиновник «Толстый и тонкий» А.П.Чехов.
Жюри подводит итоги конкурсов.
Учитель: У человека должны быть любимые произведения, к которым он
обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может
напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять
настроение, то разрядить обстановку… то посмешить, то просто выразить
твое отношение к происходящему с вами или с кем –либо другим, - так писал
ученый Д.С.Лихачев. И, конечно, мы с ним соглашаемся. Ребята, читайте
художественные книги. Ведь они помогут найти ответы на все вопросы.
Спасибо за игру.