Автор: Болховитина Людмила Васильевна
Должность: учитель химии, физики
Учебное заведение: МКОУ Терновская ООШ
Населённый пункт: с.Терновое
Наименование материала: Обобщающий урок
Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме: "Неметаллы"
Раздел: среднее образование
муниципальное общеобразовательное учреждение
Терновская основная общеобразовательная школа
Обобщение и систематизация знаний по теме:
«Неметаллы»
Химия, 9 класс
Провела:
учитель химии МКОУ Терновская ООШ
Болховитина Людмила Васильевна
ноябрь, 2016 г.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Данная
разработка
представляет
собой
урок
обобщающего
повторения
и
систематизации
знаний
учащихся
о
неметаллах
на
основе
сравнительной
характеристики состава, строения и свойств неметаллов.
Цели урока:
образовательная: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся
о
строении
атомов
неметаллов,
свойствах
неметаллов
и
их
соединений,
формировать
умения
систематизировать
и
анализировать
информацию,
полученную на уроках химии; рассмотреть значение неметаллов в жизни
человека.
развивающая: развивать логическое мышление, способность обобщать, речь,
коммуникативные способности, самостоятельность, познавательный интерес;
воспитательная: воспитывать культуру умственного труда, ответственность за
результаты своей работы.
Оборудование:
компьютер,
мультимедийный
проектор,
карточки
для
учащихся,
периодическая
таблица
химических
элементов
Д.И.Менделеева,
таблица растворимости.
Ход урока
I. Организационная часть урока.
Учитель
подчеркивает
значение
неметаллов
для
современных
отраслей
промышленности,
повседневной
жизни
людей
и
вместе
с
учащимися
определяет тему и цели урока.
II. Повторение и обобщение пройденного материала.
Учащиеся
класса
разбиваются
на
3
группы
для
работы
над
учебным
материалом.
Учитель
предлагает
вспомнить
строение
неметаллов
и
выводит
на
экран
задание:
Задание 1
Провести сравнительную характеристику неметаллов на примере углерода,
кислорода, фосфора. Каждая группа получает таблицу
Вывод:
для
атомов
неметаллов
характерны
четыре
и
более
электрона
на
внешнем
энергетическом
уровне,
тенденция
к
приёму
недостающих
до
8
электронов, атомы элементов-неметаллов способны как принимать электроны,
проявляя
окислительные
функции,
так
и
отдавать
их,
проявляя
восстановительные функции.
Неметаллы имеют 2 типа кристаллических решёток:
- молекулярные ( O2, O3, N2, Cl2),
- атомные (алмаз, графит).
Для
неметаллов
–
простых
веществ
характерна
ковалентная
неполярная
химическая связь.
Задание 2
Учитель зачитывает определения, относящиеся к загаданному химическому
элементу неметаллу. Если ответ готов после первого определения, то команда
получает 5 баллов, после второго – 4, после третьего – 3,после четвертого – 2,
после пятого – 1, не угадано вещество – 0.
Задание для группы №1
- Его простое вещество называют всесъедающим.
- Он обладает высокой химической активностью.
- Его соединения входят в состав зубных паст.
- Он входит в состав фреона.
-Его находят в тефлоновых покрытиях.
О т в е т. Фтор
Задание для группы №2
- Это распространенный неметалл.
- Его атомы входят в состав белков.
- Простое вещество горит синеватым пламенем.
- Используют в производстве резины.
-Используют в производстве спичек.
О т в е т. Сера
Задание для группы №3
- Простое газообразное вещество оказывает сильное раздражающее действие
на слизистую оболочку глаз и дыхательную систему.
- Он входит в состав некоторых гербицидов, инсектицидов и пестицидов.
-
Простое
вещество
получают
главным
образом
в
результате
электролиза
солей.
- Войска Антанты и германские войска применяли это вещество в боевых
действиях.
-
Соединения
этого
элемента
используют
для
дезинфекции
воды
в
плавательных бассейнах.
О т в е т. Хлор
Задание для группы № 4
- Этот неметалл образует аллотропные модификации.
- Академик А.Е. Ферсман навал его «элементом жизни и мысли»
- Входит в состав костей.
- Открыт в 1669 году немецким алхимиком Брандом.
- Одна из аллотропных модификаций светится в темноте.
О т в е т. Фосфор
Задание 3
Химические
свойства
неметаллов
и
их
соединений
повторяем,
играя
в
«крестики-нолики». Уравнения реакций представители команд записывают на
доске. Правильное выполнение задания оценивается в 5 баллов.
Задание для группы №1
Покажите
выигрышный
путь,
со стоящий
из
формул
в е щ е с т в ,
взаимодействующих
с
оксидом
серы
(IV).
Составьте
уравнения
реакций
взаимодействия оксида серы (IV) с веществами, формулы которых составляют
выигрышный путь.
Задание для группы №2
Покажите
выигрышный
путь,
со стоящий
из
формул
в е щ е с т в ,
взаимодействующих
с
соляной
кислотой.
Составьте
уравнения
реакций
взаимодействия соляной кислоты с веществами, формулы которых составляют
выигрышный путь.
Задание для группы №3
Покажите
выигрышный
путь,
со стоящий
из
формул
в е щ е с т в ,
взаимодействующих
с
аммиаком.
Составьте
уравнения
реакций
взаимодействия
аммиака
с
веществами,
формулы
которых
составляют
выигрышный путь.
Задание для группы №4
Покажите
выигрышный
путь,
со стоящий
из
формул
в е щ е с т в ,
взаимодействующих
с
карбонатом
калия.
Составьте
уравнения
реакций
взаимодействия карбоната калия с веществами, формулы которых составляют
выигрышный путь.
Задание 4
Учитель загадывает загадки, а команды отвечают. Право отвечать первым
дается тому, кто быстрее поднимет руку. За каждый правильный ответ – 1
балл.
1) Джозеф Пристли как-то раз,
Окись ртути нагревая,
Обнаружил странный газ.
Газ без цвета, без названья,
Ярче в нем горит свеча,
Угадайте Вы меня! (Кислород)
2) Из меня состоит все живое,
Графит, антрацит и алмаз.
Я на улице, в школе и в поле,
Я в деревьях и в каждом из вас. (Углерод)
3) Тяжелый, жидкий и пахучий,
Подвижный, сильно ядовит.
Удушлив и весьма летучий
Сквозь поры пробки он летит.
Лечебным действием заметен
И всем известен потому. (Бром.)
4) Я - газ легчайший и бесцветный,
Неядовитый и безвредный.
Рождаю воду, когда сгораю,
Аэростаты наполняю,
А с кислородом образую
Я смесь горящую, взрывную. (Водород)
5) Гулять в грозу - какой резон?
Подышим воздухом, дружище.
В природе словно стало чище,
Повсюду в воздухе ... (Озон.)
6) Я светоносный элемент.
Я спичку вам зажгу в момент.
Сожгут меня, и под водой
Оксид мой станет кислотой. (Фосфор)
7) Предупреждаю вас заранее:
Я не пригоден для дыхания!
Но все как будто бы не слышат
И постоянно мною дышат. (Азот)
Задание 5
Напишите
уравнения
реакций,
с
помощью
которых
можно
осуществить
превращения.
Посмотрим
на
результаты.
Представитель
команды
записывает
на
доске
уравнения и все проверяют (за каждое уравнение – 1 балл).
Знаете ли вы, что:
1)
…алхимикам
удалось
получить
серную
кислоту
еще
в
Х
в.
при
прокаливании
некоторых
сульфатов
(купоросов).
Отсюда
и
произошло
историческое название купоросное масло.
2) …самое обыкновенное средство тушения пожаров – вода – горит в струе
фтора светло-фиолетовым пламенем;
3) …алхимики называли серу «желчью бога Вулкана»
Задание 6
«Реши задачу»
Учитель выдаёт командам карточки с условием задачи. Группа решает задачу.
Решения записывают в свою рабочую тетрадь. Через 5 минут работы учитель
собирает решения.
Какой объем водорода (н.у.) выделится при взаимодействии алюминия с 49г
20% раствора серной кислоты?
III. Подведение итогов.
Учитель оценивает работу групп и выставляет оценки.
IV. Домашнее задание:
1) повторить п. 27-31
2) подготовиться к контрольной работе.
Литература
1. Габриелян О.С. Химия, 9 класс. М. Дрофа, 2008
2.
Девяткин
В.В.,
Ляхова
Ю.М.
Химия
для
любознательных.
Ярославль:
Академия развития, 2000.
3. Зайковский И.И. Занимательная химия. М.: Учпедгиз, 196