Напоминание

Обобщение и систематизация знаний по теме: "Неметаллы"


Автор: Болховитина Людмила Васильевна
Должность: учитель химии, физики
Учебное заведение: МКОУ Терновская ООШ
Населённый пункт: с.Терновое
Наименование материала: Обобщающий урок
Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме: "Неметаллы"
Раздел: среднее образование





Назад




муниципальное общеобразовательное учреждение

Терновская основная общеобразовательная школа

Обобщение и систематизация знаний по теме:

«Неметаллы»

Химия, 9 класс

Провела:

учитель химии МКОУ Терновская ООШ

Болховитина Людмила Васильевна

ноябрь, 2016 г.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Данная

разработка

представляет

собой

урок

обобщающего

повторения

и

систематизации

знаний

учащихся

о

неметаллах

на

основе

сравнительной

характеристики состава, строения и свойств неметаллов.

Цели урока:

образовательная: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся

о

строении

атомов

неметаллов,

свойствах

неметаллов

и

их

соединений,

формировать

умения

систематизировать

и

анализировать

информацию,

полученную на уроках химии; рассмотреть значение неметаллов в жизни

человека.

развивающая: развивать логическое мышление, способность обобщать, речь,

коммуникативные способности, самостоятельность, познавательный интерес;

воспитательная: воспитывать культуру умственного труда, ответственность за

результаты своей работы.

Оборудование:

компьютер,

мультимедийный

проектор,

карточки

для

учащихся,

периодическая

таблица

химических

элементов

Д.И.Менделеева,

таблица растворимости.

Ход урока

I. Организационная часть урока.

Учитель

подчеркивает

значение

неметаллов

для

современных

отраслей

промышленности,

повседневной

жизни

людей

и

вместе

с

учащимися

определяет тему и цели урока.

II. Повторение и обобщение пройденного материала.

Учащиеся

класса

разбиваются

на

3

группы

для

работы

над

учебным

материалом.

Учитель

предлагает

вспомнить

строение

неметаллов

и

выводит

на

экран

задание:

Задание 1

Провести сравнительную характеристику неметаллов на примере углерода,

кислорода, фосфора. Каждая группа получает таблицу

Вывод:

для

атомов

неметаллов

характерны

четыре

и

более

электрона

на

внешнем

энергетическом

уровне,

тенденция

к

приёму

недостающих

до

8

электронов, атомы элементов-неметаллов способны как принимать электроны,

проявляя

окислительные

функции,

так

и

отдавать

их,

проявляя

восстановительные функции.

Неметаллы имеют 2 типа кристаллических решёток:

- молекулярные ( O2, O3, N2, Cl2),

- атомные (алмаз, графит).

Для

неметаллов

простых

веществ

характерна

ковалентная

неполярная

химическая связь.

Задание 2

Учитель зачитывает определения, относящиеся к загаданному химическому

элементу неметаллу. Если ответ готов после первого определения, то команда

получает 5 баллов, после второго – 4, после третьего – 3,после четвертого – 2,

после пятого – 1, не угадано вещество – 0.

Задание для группы №1

- Его простое вещество называют всесъедающим.

- Он обладает высокой химической активностью.

- Его соединения входят в состав зубных паст.

- Он входит в состав фреона.

-Его находят в тефлоновых покрытиях.

О т в е т. Фтор

Задание для группы №2

- Это распространенный неметалл.

- Его атомы входят в состав белков.

- Простое вещество горит синеватым пламенем.

- Используют в производстве резины.

-Используют в производстве спичек.

О т в е т. Сера

Задание для группы №3

- Простое газообразное вещество оказывает сильное раздражающее действие

на слизистую оболочку глаз и дыхательную систему.

- Он входит в состав некоторых гербицидов, инсектицидов и пестицидов.

-

Простое

вещество

получают

главным

образом

в

результате

электролиза

солей.

- Войска Антанты и германские войска применяли это вещество в боевых

действиях.

-

Соединения

этого

элемента

используют

для

дезинфекции

воды

в

плавательных бассейнах.

О т в е т. Хлор

Задание для группы № 4

- Этот неметалл образует аллотропные модификации.

- Академик А.Е. Ферсман навал его «элементом жизни и мысли»

- Входит в состав костей.

- Открыт в 1669 году немецким алхимиком Брандом.

- Одна из аллотропных модификаций светится в темноте.

О т в е т. Фосфор

Задание 3

Химические

свойства

неметаллов

и

их

соединений

повторяем,

играя

в

«крестики-нолики». Уравнения реакций представители команд записывают на

доске. Правильное выполнение задания оценивается в 5 баллов.

Задание для группы №1

Покажите

выигрышный

путь,

со стоящий

из

формул

в е щ е с т в ,

взаимодействующих

с

оксидом

серы

(IV).

Составьте

уравнения

реакций

взаимодействия оксида серы (IV) с веществами, формулы которых составляют

выигрышный путь.

Задание для группы №2

Покажите

выигрышный

путь,

со стоящий

из

формул

в е щ е с т в ,

взаимодействующих

с

соляной

кислотой.

Составьте

уравнения

реакций

взаимодействия соляной кислоты с веществами, формулы которых составляют

выигрышный путь.

Задание для группы №3

Покажите

выигрышный

путь,

со стоящий

из

формул

в е щ е с т в ,

взаимодействующих

с

аммиаком.

Составьте

уравнения

реакций

взаимодействия

аммиака

с

веществами,

формулы

которых

составляют

выигрышный путь.

Задание для группы №4

Покажите

выигрышный

путь,

со стоящий

из

формул

в е щ е с т в ,

взаимодействующих

с

карбонатом

калия.

Составьте

уравнения

реакций

взаимодействия карбоната калия с веществами, формулы которых составляют

выигрышный путь.

Задание 4

Учитель загадывает загадки, а команды отвечают. Право отвечать первым

дается тому, кто быстрее поднимет руку. За каждый правильный ответ – 1

балл.

1) Джозеф Пристли как-то раз,

Окись ртути нагревая,

Обнаружил странный газ.

Газ без цвета, без названья,

Ярче в нем горит свеча,

Угадайте Вы меня! (Кислород)

2) Из меня состоит все живое,

Графит, антрацит и алмаз.

Я на улице, в школе и в поле,

Я в деревьях и в каждом из вас. (Углерод)

3) Тяжелый, жидкий и пахучий,

Подвижный, сильно ядовит.

Удушлив и весьма летучий

Сквозь поры пробки он летит.

Лечебным действием заметен

И всем известен потому. (Бром.)

4) Я - газ легчайший и бесцветный,

Неядовитый и безвредный.

Рождаю воду, когда сгораю,

Аэростаты наполняю,

А с кислородом образую

Я смесь горящую, взрывную. (Водород)

5) Гулять в грозу - какой резон?

Подышим воздухом, дружище.

В природе словно стало чище,

Повсюду в воздухе ... (Озон.)

6) Я светоносный элемент.

Я спичку вам зажгу в момент.

Сожгут меня, и под водой

Оксид мой станет кислотой. (Фосфор)

7) Предупреждаю вас заранее:

Я не пригоден для дыхания!

Но все как будто бы не слышат

И постоянно мною дышат. (Азот)

Задание 5

Напишите

уравнения

реакций,

с

помощью

которых

можно

осуществить

превращения.

Посмотрим

на

результаты.

Представитель

команды

записывает

на

доске

уравнения и все проверяют (за каждое уравнение – 1 балл).

Знаете ли вы, что:

1)

…алхимикам

удалось

получить

серную

кислоту

еще

в

Х

в.

при

прокаливании

некоторых

сульфатов

(купоросов).

Отсюда

и

произошло

историческое название купоросное масло.

2) …самое обыкновенное средство тушения пожаров – вода – горит в струе

фтора светло-фиолетовым пламенем;

3) …алхимики называли серу «желчью бога Вулкана»

Задание 6

«Реши задачу»

Учитель выдаёт командам карточки с условием задачи. Группа решает задачу.

Решения записывают в свою рабочую тетрадь. Через 5 минут работы учитель

собирает решения.

Какой объем водорода (н.у.) выделится при взаимодействии алюминия с 49г

20% раствора серной кислоты?

III. Подведение итогов.

Учитель оценивает работу групп и выставляет оценки.

IV. Домашнее задание:

1) повторить п. 27-31

2) подготовиться к контрольной работе.

Литература

1. Габриелян О.С. Химия, 9 класс. М. Дрофа, 2008

2.

Девяткин

В.В.,

Ляхова

Ю.М.

Химия

для

любознательных.

Ярославль:

Академия развития, 2000.

3. Зайковский И.И. Занимательная химия. М.: Учпедгиз, 196



В раздел образования