Напоминание

"Технологии управления учителей индивидуальной и групповой познавательной деятельностью обучающихся на занятиях"


Автор: Солопова Зоя Васильевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №20
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: Реферат
Тема: "Технологии управления учителей индивидуальной и групповой познавательной деятельностью обучающихся на занятиях"
Раздел: среднее образование





Назад




1

Министерство образования Ставропольского края

МБОУ СОШ №20 г.Ставрополя

Тема: «Технологии управления учителей

индивидуальной и групповой познавательной

деятельностью обучающихся на занятиях».

Выполнила

Учитель технологии

Солопова Зоя Васильевна

г. Ставрополь 2015 г.

2

План.

1.

Требования современной системы образования

2.

Формы организации познавательной деятельности учащихся

3.

Технологии индивидуального обучения

4.

Технологии группового

5.

Сочетание технологий индивидуального и группового обучения

6.

Технологии индивиуального и группового обучегния на уроках ИЗО и

технологии

1.

Требования современной системы образования

В условиях высокой динамики общественного прогресса и огромного

информационного

потока

последних

десятилетий

перед

современной

школой

актуальной

становится з а д ач а

формирования

всесторонне

развитой, грамотной, творческой личности школьника, его способности к

самостоятельному

познанию

нового

и

решению

сложных

жизненных

проблем.

Отечественные

педагоги

ведут

поиск

новых

форм

и

методов

обучения,

способствующих

развитию

личности

ребенка,

его

активности

и

самостоятельности.

Цель педагогической деятельности – создание условий для развития

познавательных,

творческих,

коммуникативных

и

рефлексивных

способностей учащихся средствами учебного предмета в процессе обучения.

Мастерство учителя и состоит в том, чтобы грамотно, профессионально

организовать обучение, направленное на развитие личности ребенка, умело

включить ученика в познавательный процесс!

Перед учителем возникает проблема – как включить ребенка в учебный

процесс. Одним из путей решения данной проблемы и является организация

индивидуально – групповой, познавательной деятельности на уроке.

В современных условиях учителю необходимо ориентироваться в ши-

роком спектре современных технологий, идей, школ, направлений, чтобы не

тратить

время

на

«открытие»

уже

известного.

Конечно

традиционный

педагогический

опыт

-

наше

богатство,

к

которому

надо

относиться

с

уважением

и

максимально

использовать,

но

и

новые

идеи,

подходы

к

обучению

детей

заслуживают

внимания,

их

необходимо

изучать

современному

педагогу

и,

отобрав

наиболее

подходящие,

наиболее

целесообразные

с

точки

зрения

конкретного

педагога,

применять

для

совершенствования учебного процесса.

3

Считаю, необходимо разумное сочетание традиционных подходов и

новых идей. Ведь традиционные методы обучения разрабатывались в свое

время

наиболее

опытными

педагогами,

формировались

в

результате

длительной

практики

обучения.

Только

комбинируя

различные

методы

(традиционные и новые) можно добиться, на мой взгляд, серьезных успехов в

своей работе. А для этого надо отчетливо представлять себе достоинства и

недостатки

каждого

метода,

условия

его

применимости,

учитывать

возможности для использования того или иного передового опыта.

При

использовании

тех

или

иных

методических

приемов

важным

является конечный результат, который и является, в сущности, критерием их

эффективности. Главное - это желание учителя сделать процесс обучения

интересным и эффективным.

В

процессе

обучения

очень

важным

является

личностный

подход,

адаптация

к

индивидуальным

особенностям

ученика.

Конечно,

личность

ребенка в школе только формируется, и, мы педагоги, оказываем влияние на

формирование этой личности, а поэтому обязаны уважительно относиться к

формирующейся

личности

ребенка,

учитывать

его

индивидуальные

особенности,

характер,

способности,

потребности,

уровень

подготовки

и

многие другие факторы.

2.

Формы организации познавательной деятельности учащихся

Под формой организации познавательной деятельности (ФОПД) следует

понимать «.. целенаправленно формируемый характер общения в процессе

взаимодействия учителя и учащихся, отличающихся спецификой распределе-

ния учебно-познавательных функций, последовательностью и выбором звеньев

учебной

работы

и

режимом

-

временным

и

пространственным».

Формы

организации познавательной деятельности — это, по сути дела, разновидности

взаимодействия обучающих и обучающихся, отличающиеся друг от друга

характером их общения.

Различают групповые и индивидуальные формы работы на уроке.

В

учебной

деятельности

чрезвычайно

важно

то,

насколько

самостоятелен

учащийся

в

усвоении

знаний,

формировании

умений

и

навыков.

Самостоятельность

в

учебной

деятельности

прямо

связана

с

самостоятельностью мышления, осознанным выбором вариантов решения

познавательной задачи, критической самооценкой всего воспринимаемого,

перерабатываемого. Познавательная самостоятельность школьника выступает

как условие его творческой деятельности, осуществляемых им продуктивных

мыслительных операций. Самостоятельность - качество, которое необходимо

воспитывать у учащихся. Для этого в процессе обучения нужно ставить их в

4

такое положение, чтобы они без чьей бы то ни было помощи, могли решать

предложенные познавательные задачи. Выполнение индивидуальных заданий

предполагает

работу

учащихся

без

помощи

товарищей,

учителя,

такую

деятельность, в которой каждый из них проявляет самостоятельность во всех

отношениях:

мышлении,

учении,

перено с е

знаний,

у ч е б н о й

работоспособности,

неподверженности

посторонним

влияниям.

Индивидуальная

форма

учебной

работы

применяется

во

всех

звеньях

процесса обучения.

Однако, индивидуализированная форма учебной работы, способствуя

воспитанию

самостоятельности

учеников,

таит

в

себе

и

существенные

недостатки.

Она

разъединяет

школьников,

создает

условия

для

развития

эгоизма,

эгоцентризма.

Ученик

может

замыкаться

в

себе,

у

него

не

формируется потребность в общении, передаче знаний.

Рассмотрим коллективные формы работы. Стремление ученика во время

ответа товарища что-то ему подсказать, благородны, проникнуты чувством

гуманности, доброты. Поскольку у ребят есть стремление помогать друг

другу,

надо

создавать

им

условия

для

этого,

укреплять,

развивать

это

качество.

Работая в группе, учащиеся учатся жить в обществе. Групповые занятия,

включая материализацию оценки, изменяют общественные отношения, что

способствует формированию у школьников нравственных качеств, чувства

сопереживания, взаимовыручки, ответственности, адекватной самооценки.

Реализуя

воспитательные

функции,

коллектив

спо собствует

всестороннему развитию своих членов, участвует в подготовке к труду и

жизни будущего поколения.

Но

при

групповой

форме

обучения

может

возникнуть

проблема

списывания,

"ложного

товарищества",

могут

возникнуть

проблемы

во

взаимоотношениях учащихся в группах, слабые ученики при неправильной

организации могут остаться в тени сильных учащихся.

Возникает противоречие: с одной стороны в конце обучения учащийся

должен

выйти

из

учебного

заведения

и

быть

максимально

полезным

обществу, людям, т.е. конечная цель обучения имеет общественный характер,

с другой стороны учащийся должен быть самостоятельной личностью.

Данную

проблему

можно

решить,

если

подробнее

разобраться

в

принципе групповой работы. Например, Новикова утверждает, что между

положением

ребенка

в

коллективе

и

уровнем

его

самостоятельности

существует прямая зависимость. Многочисленные авторы утверждают, что

только

в

процессе

общения

формируется

личность,

а,

следовательно,

и

самостоятельность личности. Конечно, нельзя исключать и то, что многие

5

работы

ученики

должны

выполнять

самостоятельно.

Но

при

правильно

организованной

групповой

форме

работы

каждый

ученик

выполняет

самостоятельно большую часть заданий учителя, и более того, он должен

научить выполнять эту же работу товарищей по группе. Дьяченко утверждает,

что коллективные способы обучения включают в себя и индивидуальные и

фронтальные способы обучения.

Сравнивая

можно

сказать,

что

в

одном

случае

каждый

учащийся

работает

самостоятельно

без

помощи.

Учитель,

наблюдая

за

их

деятельностью, в крайних случаях оказывает помощь тем, кто испытывает

затруднения.

Они

подмечает,

в

чем

они

испытывают

затруднения,

какие

пробелы в знаниях мешают им успешно справиться с работой. В отдельных

случаях задание заменяется на более легкое.

В другом, учащийся, совместно со всеми разбирает в способах решения

заданий данного типа, обсуждает, и, при возникновении сложностей в любой

момент

может

получить

помощь

товарища

по

группе.

Для

организации

правильной

взаимопомощи

обычно

при

групповой

работе

применяются

"Алгоритм работы в группе" или "Правила работы в группе".

В

основу

классификации

форм

организации

учебно-познавательной

деятельности школьников положены следующие видовые признаки, которые

должны учитываться при организации учебно-познавательной деятельности:

состав учащихся (все, часть, отдельные ученики);

характер содержания заданий (различные, одинаковые);

темп работы (индивидуальный, средний, высокий);

исходный

уровень

подготовленности

(общий

для

класса

или

группы, индивидуальный)

3.

Технологии индивидуального обучения

Признаком индивидуальной формы организации учебно-познавательной

деятельности

является

одновременное,

самостоятельное,

проходящее

в

индивидуальном

темпе,

выполнение

различных

или

одинаковых

заданий

учащимися без взаимодействия между собой под контролем учителя.

Индивидуально-обособленная форма обучения имеет место в том случае,

когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного

изучения школьников. Познавательная задача в этом случае не выступает перед

классом как общая и решается индивидуальными усилиями каждого ученика

самостоятельно, без непосредственного его общения с другими учащимися. Ин-

дивидуальная форма особенно удачно используется во время самостоятельного

решения задач по физике, химии, математике, самостоятельного выполнения

письменных упражнений по русскому языку, иностранным языкам.

6

Педагогическая ценность этой формы организации познавательной дея-

тельности заключается в том, что она может хорошо учитывать особенности

каждого

учащегося.

Успех

ее

определяется

правильным

подбором

дифференцированных заданий и систематическим контролем учителя за их

выполнением.

Кроме

того,

дифференциация выражается

и

в

мере

оказываемой помощи ученику.

Она

способствует

не

только

более

сознательному

и

прочному

усвоению

знаний,

умений

и

навыков,

но

и

формированию

таких

ценных

качеств

личности,

как

самостоятельность,

организованность,

настойчивость

в

достижении

цели,

упорство, ответственность за выполнение порученного

дела и т.д.

Вместе с тем возможность применения индивидуальной формы познава-

тельной деятельности имеет и свои ограничения. Ее организация требует

больших расходов времени и усилий учителя.

При индивидуальной работе каждый ученик работает самостоятельно,

проявляя

инициативу;

темп

его

работы

определяется

степенью

целеустремленности,

работоспособности,

развитости

интере сов,

склонностей.

Каждый

учащийся

выполняет

задания

определенные

в

соответствии с его учебными возможностями.

4.

Технологии группового обучения

Признаком коллективной учебно-познавательной деятельности являются

взаимодействие, взаимозависимость и взаимная ответственность учащихся в

процессе

этой

деятельности

при

непосредственном

или

опосредованном

руководстве учителя;

Под

групповой

формой

организации

учебно-познавательной

деятельности учащихся мы понимаем одновременное выполнение группами

учащихся

класса

общего

для

группы

задания

под

руководством

учителя

(прямом или опосредованном), которое может проходить в индивидуальном

(без взаимодействия между учащимися) и коллективном (с взаимодействием

между учащимися) режимах.

На

основе

анализа

различных

определений

групповых

форм

организации

учебно-познавательной

мы

выделяем

следующие

признаки

групповой работы:

для решения конкретной задачи урока;

наличие задания для каждой группы (одинаковое, различное);

наличие

непосредственного

или

опосредованного

руководства

учителем работой группы;

7

наличие

учета

и

оценивания

вклада

каждого

члена

группы

в

работу.

Большое

значение

при организации групп приобретает мотивация

самостоятельной

учебной

деятельности

учащихся,

так

как

учителю

необходимо не только сформировать группы и дать им задание, а необходимо

добиться

того,

чтобы

учащийся сам

захотел

приобретать

знания,

смог

удовлетворить потребности,

влияющие на процессы внимания, развития,

интереса. Опыт

показывает, что учащиеся хотят и с большим желанием

работают в группах, но главным мотивом деятельности остается желание

получить хорошую оценку - преобладают мотивы социального характера, а

не познавательного. А качество знаний по предмету во многом зависит от

познавательного интереса ученика

к

предмету, от желания школьника

участвовать в процессе обучения.

Групповой формой познавательной деятельности является организация

таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится

перед определенной группой школьников. Величина группы различна, в зави-

симости от содержания и характера работы, она колеблется от 2 до 6 человек,

но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить

активную работу всех членов группы.

В.В. Котов, исследовавший групповую деятельность учащихся на уроке,

так определил ее составляющие.

1.

Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового

задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.

2.

Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в

группе,

определение способов его решения (ориентировочная деятельность), рас-

пределение обязанностей.

3.

Работа по выполнению учебного задания.

4.

Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных

учащихся.

5.

Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.

Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая

дискуссия в классе под руководством учителя, дополнения и исправления, до-

полнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.

6.

Индивидуальная оценка работы группы и класса в целом.

Успех осуществления этой формы познавательной деятельности, в пер-

вую очередь, зависит от тщательности ее подготовки учителем и его умения

уделить внимание каждой группе.

8

При групповой форме деятельности отдельные ученики уже ставятся в

положение учителя, появляется возможность оказания реальной помощи друг

другу Групповая форма порождает взаимную ответственность, вниматель-

ность, формирует интерес к работе товарища.

При

групповой

работе,

как

и

при

индивидуальной

необходимо

учитывать индивидуальные способности учащихся.

При

формировании

групп

необходимо

учитывать

такие

особенности

учащихся:

Темп работы

Прежде всего, для совместной работы необходим примерно одинаковый

темп работы. Исследования показывают, что скорость работы варьируется в

довольно

больших

пределах,

вследствие

чего

этот

показатель

нельзя

игнорировать

при

составлении

групп.

Прежде

чем

разбить

учащихся

на

группы, если учитель не знает учеников, их темп работы, то необходимо

выяснить это.

Уровень успеваемости

Наряду

с

темпом

работы

при

составлении

групп

важно

учитывать

уровень успеваемости. Опыт показывает, что нецелесообразно упражняться

совместно

по

физике,

если

уровень

предшествующих

знаний

учеников

заметно различается. Лучше, если в одну группу входят учащиеся с более или

менее одинаковой успеваемостью. Сами ученики предпочитают группы с

более или менее одинаковой подготовкой. И в тех случаях, когда школьникам

предоставляли возможность объединяться в группы самим, группы оказались

более или менее однородными по уровню успеваемости.

Можно

отметить

минус:

группировка

с

учётом

успеваемости

может

удручающе действовать на более слабых учеников.

Отрицательные

последствия

могут

наступить,

на

наш

взгляд,

лишь

тогда, когда состав групп стабилен. Этого не происходит, если состав групп

изменяется. Является различным для разных предметов и разных разделов

программы.

Внеучебная информированность

Исходя из принципа взаимного обогащения, при составлении групп

нужно

принимать

во

внимание

разную

внеучебную

информированность

отдельных учащихся по данному предмету.

Этот критерий в каком-то смысле противоположен предыдущему. Если

на основе успеваемости подбираются более или менее однородные группы,

то на основе внеучебной информированности целесообразно объединение

учеников с разным уровнем.

Разные способности

9

В

некоторых

случаях

при

формировании

групп

может

оказаться

существенным и учёт разных способностей.

Например, может понадобится умение рисовать чертить или в любой

ситуации сориентироваться и дать ответ. В этом случае, если есть такая

необходимость учителю лучше предупредить ребят, чтобы они включили в

свои группы ребят, который имеет соответствующие способности.

По

В.К.Дьяченко,

организационная

структура

групповых

способов

обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные

формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную.

При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение.

К групповым способам обучения можно отнести

- классно урочную организацию;

- лекционно-семинарскую систему;

- формы дифференциации учебного процесса;

- дидактические игры;

- бригадно-лабораторный метод;

- метод проектов ;

Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что

в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы

организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные,

так и внутри-классные групповые.

И.

Б.

Первин

выделяет

пять

уровней

коллективной

учебно-

познавательной деятельности:

1) Фронтальная

(одновременная)

работа

в

классе,

направленная

на

достижение общей цели.

2) Работа в статичных парах.

3) Групповая работа (на принципах дифференциации).

4) Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).

5) Фронтально-коллективная

деятельность

при

активном

участии

всех

школьников.

При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы

позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей

цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и

контроль.

Собственно

групповыми

технологиями

в

практике

называют

лишь

третий и четвертый уровень организации учебной работы в классе.

Такая работа требует временного разделения класса на группы для

совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить

задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец,

10

представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем

фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся,

открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения

коллективной познавательной деятельности.

Способ организации деятельности детей является особым фактором

совместной

(коллективной)

деятельности,

которая

оказывает

мощное

стимулирующее действие на развитие ребенка. Групповые технологии как

коллективная деятельность предполагают:

- взаимное обогащение учащихся в группе;

-

организацию

совместных

действий,

ведущую

к

активизации

учебнопознавательных процессов;

-

распределение

начальных

действий

и

операций

(задается

системой

заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);

- коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и

взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной

задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;

-

обмен

способами

действия

-

задается

необходимостью

построения

различных способов для получения совокупного продукта деятельности -

решения; проблемы;

-

взаимопонимание

-

диктуется

характером

включения

учащихся

в

совместную деятельность;

-

рефлексию,

через

которую

устанавливается

отношение

участника

к

собственному

действию

и

обеспечивается

адекватная

коррекция

этого

действия.

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на

уроке являются:

- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных

задач;

- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо

дифференцированное)

и

выполняет

его

сообща

под

непосредственным

руководством лидера группы или учителя;

-

задания

в

группе

выполняются

таким

способом,

который

позволяет

учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

-

состав

группы

непостоянный,

он

подбирается

с

учетом

того,

чтобы

с

максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные

возможности

каждого

члена

группы,

в

зависимости

от

содержания

и

характера предстоящей работы.

Руководители

групп

и

их

состав

подбираются

по

принципу

объединения школьников разного уровня обученности, информированности

11

по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно

дополнять и обогащать друг друга.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими

группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная -

выполнение

различных

заданий

разными

группами.

В

ходе

работы

поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за

советом друг к другу.

При

групповой

форме

работы

учащихся

на

уроке

в

значительной

степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней

ученику

как

со

стороны

учителя,

так

и

своих

товарищей.

Причем

помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый,

поскольку

его

знания

актуализируются,

конкретизируются,

приобретают

гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Технологический процесс групповой технологии складывается из следующих

элементов:

1) Подготовка к выполнению группового задания.

а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

б) Инструктаж о последовательности работы.

в) Раздача дидактического материала по группам.

2) Групповая работа.

г) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

д) Распределение заданий внутри группы.

е) Индивидуальное выполнение задания.

ж) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

3)

Обсуждение

общего

задания

группы

(замечания,

дополнения,

уточнения, обобщения), и) Подведение итогов группового задания.

з) Заключительная часть.

к) Сообщение о результатах работы в группах.

л) Анализ познавательной задачи, рефлексия.

м) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Дополнительная информация учителя на группу.

Опыт показывает, что если вводную часть взять за единицу времени, то

групповая работа должна продолжаться примерно 6 и заключительная

часть - 2 единицы.

Во

время

групповой

работы

учитель

выполняет

разнообразные

функции:

контролирует

ход

работы

в

группах,

отвечает

на

вопросы,

регулирует

споры,

порядок

работы

и

в

случае

крайней

необходимости

оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

12

Групповая форма работы на уроке может применяться для решения

почти

всех

основных

дидактических

задач.

Наиболее

применима

и

целесообразна

она

при

проведении

практических

работ,

лабораторных

и

работ-практикумов

по

естественнонаучным

предметам;

при

отработке

навыков разговорной речи на уроках иностранного языка (работа в парах); на

уроках трудового обучения при решении конструктивно-технических задач;

при изучении текстов, копий исторических документов и т.п. В ходе такой

работы максимально используются коллективные обсуждения результатов,

взаимные консультации.

В любой групповой работе не должно оставаться ученика, который бы

пассивно сидел и следил за работой других. Это достигается правильной

организацией групповой работы и включением в задания для группы пункты

для обязательного самостоятельного решения. Также при групповой работе

необходимо видеть индивидуальность каждого ученика. Дать возможность

для проявления его личных качеств.

5.

Сочетание технологий индивидуального и группового обучения

В

обычном

понимании

индивидуальные

и

групповые

формы

работы

являются

альтернативными.

Либо

мы

организовываем

самостоятельную

работу учащихся на уроке с помощью карточек или индивидуальных заданий,

либо организуем работу групп, давая учащимся совместные задания.

Но если поглубже разобраться в коллективной деятельности, то можно

прийти

к

выводу,

что

при

правильной

организации

совместная

и

индивидуальная

работа

дополняют

друг

друга.

Так

как

ученики

обрабатывают новый для них материал без предварительного изложения его

учителем, то их работа хотя и проходит в группе, но она действительно

является

самостоятельной,

хотя

по

форме

организации

не

является

индивидуальной. Это самостоятельная работа в коллективе. Ученик в группе

должен

сам

выполнить

часть

задания.

Так

можно

успешно

сочетать

индивидуальные и групповые формы работы.

Групповую и индивидуальную работы необходимо применять, исходя из

принципа

оптимального

сочетания

групповых,

индивидуальных

и

фронтальных форм обучения.

6.

Технологии индивидуального и группового обучения на уроках

технологии

В

системе

своей

работы

я

использую

технологии

индивидуального

и

группового обучения. Индивидуальный подход используется в отношении к

каждому ученику, в зависимости от уровня его успеваемости и мотивации к

13

обучении. С одаренными и мотивированными к обучению учащимися веду

индивидуальную

развивающую

работу

на

высоком

уровне

трудности.

Организуя проектную деятельность, даю опережающие задания и задания

творческого

характера.

Со

слабо

успевающими

учащимися

веду

дополнительную работу по совершенствованию умения и навыков, на уроках

им

даю

задания

посильного

характера,

чтобы

поддержать

уровень

самооценки этих учащихся. Они также привлекаются к посильной проектной

и творческой деятельности. В ходе процесса обучения наблюдается рост

мастерства и интереса к предмету у этой категории учащихся.

Формы группового обучения также используется на уроках технологии,

например, даются коллективные творческие проекты на три, пять учеников. В

ходе реализации каждый из них выполняет определенный вид работы, вносит

в проект свои идеи. В ходе такого коллективного творчества были созданы

оригинальные проекты: картина «Горы Кавказа», выполненная из круп и

макарон

различной

величины

и

конфигурации,

картина

«Апельсиновое

дерево» из ткани, проволоки, мешковины, шерстяных ниток, футляров от

«киндер-сюрпризов» и т.д.

Во

внеурочной

деятельности

использую

разновозрастные

группы

для

подготовки проектов к школьным мероприятиям: пошив народных костюмов,

выполнение декораций к спектаклям.

Гармоничное сочетание методов индивидуального и группового обучения

дает

положительные

результаты:

повышается

интерес

к

предмету,

формируются

навыки

работы

в

команде,

что

увеличивает

самооценку

и

способствует саморазвитию учащихся.

7.Литература

Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991.

Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под. ред.

И.Б.Первина. М.: Педагогика, 1985.

14

Маркова А.К., и др. Формирование мотивации ученья. - М.: Просвещение,

1990.

Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991.

Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под. ред.

И.Б.Первина. М.: Педагогика, 1985.

ЛийметсХ.Й. Групповая работа на уроке. - М.: Просвещение, 1975.

Маркова А.К., и др. Формирование мотивации ученья. - М.: Просвещение,

1990.



В раздел образования