Автор: Забалуева Оксана Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №2072
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Развитие мелкой моторики как средство формирования
речи детей младшего дошкольного возраста «
Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно
сказывается на становлении детской речи . Тесную связь пальцевой
моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что
переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из
причин возникновения у них заикания.
Для чего мы развиваем мелкую моторику рук у детей ?
К сожалению , о проблемах с координацией движений и мелкой
моторики большинство родителей задумываются только перед школой .
Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме
усвоения новой информации , приходится еще удерживать в непослушных
пальцах карандаш.
Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять
немалое внимание . Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-
6 годам станут его пальчики , зависят его успехи в обучении. Именно
поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно не только в младшем
дошкольном возрасте , но и в старшем ,и даже в начальных классах.
Известно, что двигательная система , особенно мелкая моторика рук ,
оказывает большое влияние на развитие всего организма ( прежде всего
головного мозга и центральной нервной системы). Мелкая моторика
взаимодействует не только с речью, но и с мышлением , вниманием,
координацией движений и пространственном восприятием ,
наблюдательностью ,воображением, зрительной и двигательной памятью.
Развитие навыков мелкой моторики является источником ускоренного
совершенствования речи, мышления и психического развития.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим
фактором , стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим
улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму
и , что не менее важно , мощным средством ,повышающим
работоспособность коры головного мозга , стимулирующим развитие
мышления ребенка.
Как мы развиваем мелкую моторику рук у детей ?
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить
систематически и ежедневно.
Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев
руки оказывает самомассаж ( пальчиковые упражнения , а также занятия
ИЗО деятельностью ( лепкой, рисованием ,аппликацией) и ручным трудом
( изготовление поделок из бумаги , картона, дерева, ниток, ткани,
природного материала ) и т. д. Пластилин или тесто тоже могут стать
отличным способом развития мелкой моторики .
Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивает так
называемые * пальчиковые игры *
Пальчиковые игры - это инсценировка каких- либо рифмованных историй
сказок при помощи пальцев. Пальчиковые игры отображают окружающий
мир – предметы, животных, людей, их деятельность , явления природы .
Во время пальчиковых игр ребенок слышит и повторяет за взрослыми
стихи, песенки . Затем запоминает их и произносит уже без посторонней
помощи.
Мелкую моторику рук развивают:
- различные игры с пальчиками , где необходимо выполнять те или иные
движения в определенной последовательности ;
- игры с мелкими предметами , которые неудобно брать в ручку (только
под контролем взрослых);
- игры , где требуется что-то брать или вытаскивать , сжимать - разжимать ,
выливать- наливать, насыпать – высыпать , проталкивать в отверстия и т. д;
- рисования;
- застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание
и т. д;
Как в домашних условиях развивать мелкую моторику рук детей ?
Хорошо на развитие мелкой моторики руки ребенка влияют игры с
различными небольшими предметами . Можно воспользоваться
обыкновенными макаронами различной формы , пуговицами, и
другими мелкими предметами. Конечно , такая забава должна
происходить только под присмотром взрослых.
Малыш любит перекладывать предметы из одной кучки в другую .Можно
предложить ребенку поиграть самыми простыми предметами обихода .
Лепка из любого пластичного материала успешно развивает мелкую
моторику .Ребенок не только видит то, что создал , но и трогает, берет в
руку ,легко изменяет по своему желанию. Основным инструментом в
лепке являются руки. Из одного комка пластилина или соленого теста
можно создать бесконечное множество образцов, каждый раз находить
новые варианты и способы. В процессе лепки можно использовать
различные природные материалы.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор,
способствующий развитию речи. Необходимо развивать речь ребенка в
комплексе : много и активно общаться с ним , вызывая его на разговор ,
стимулируя вопросами , просьбами.