Напоминание

"Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста"


Автор: Забалуева Оксана Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №2072
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Развитие мелкой моторики как средство формирования

речи детей младшего дошкольного возраста «

Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно

сказывается на становлении детской речи . Тесную связь пальцевой

моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что

переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из

причин возникновения у них заикания.

Для чего мы развиваем мелкую моторику рук у детей ?

К сожалению , о проблемах с координацией движений и мелкой

моторики большинство родителей задумываются только перед школой .

Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме

усвоения новой информации , приходится еще удерживать в непослушных

пальцах карандаш.

Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять

немалое внимание . Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-

6 годам станут его пальчики , зависят его успехи в обучении. Именно

поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно не только в младшем

дошкольном возрасте , но и в старшем ,и даже в начальных классах.

Известно, что двигательная система , особенно мелкая моторика рук ,

оказывает большое влияние на развитие всего организма ( прежде всего

головного мозга и центральной нервной системы). Мелкая моторика

взаимодействует не только с речью, но и с мышлением , вниманием,

координацией движений и пространственном восприятием ,

наблюдательностью ,воображением, зрительной и двигательной памятью.

Развитие навыков мелкой моторики является источником ускоренного

совершенствования речи, мышления и психического развития.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим

фактором , стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим

улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму

и , что не менее важно , мощным средством ,повышающим

работоспособность коры головного мозга , стимулирующим развитие

мышления ребенка.

Как мы развиваем мелкую моторику рук у детей ?

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить

систематически и ежедневно.

Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев

руки оказывает самомассаж ( пальчиковые упражнения , а также занятия

ИЗО деятельностью ( лепкой, рисованием ,аппликацией) и ручным трудом

( изготовление поделок из бумаги , картона, дерева, ниток, ткани,

природного материала ) и т. д. Пластилин или тесто тоже могут стать

отличным способом развития мелкой моторики .

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивает так

называемые * пальчиковые игры *

Пальчиковые игры - это инсценировка каких- либо рифмованных историй

сказок при помощи пальцев. Пальчиковые игры отображают окружающий

мир – предметы, животных, людей, их деятельность , явления природы .

Во время пальчиковых игр ребенок слышит и повторяет за взрослыми

стихи, песенки . Затем запоминает их и произносит уже без посторонней

помощи.

Мелкую моторику рук развивают:

- различные игры с пальчиками , где необходимо выполнять те или иные

движения в определенной последовательности ;

- игры с мелкими предметами , которые неудобно брать в ручку (только

под контролем взрослых);

- игры , где требуется что-то брать или вытаскивать , сжимать - разжимать ,

выливать- наливать, насыпать – высыпать , проталкивать в отверстия и т. д;

- рисования;

- застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание

и т. д;

Как в домашних условиях развивать мелкую моторику рук детей ?

Хорошо на развитие мелкой моторики руки ребенка влияют игры с

различными небольшими предметами . Можно воспользоваться

обыкновенными макаронами различной формы , пуговицами, и

другими мелкими предметами. Конечно , такая забава должна

происходить только под присмотром взрослых.

Малыш любит перекладывать предметы из одной кучки в другую .Можно

предложить ребенку поиграть самыми простыми предметами обихода .

Лепка из любого пластичного материала успешно развивает мелкую

моторику .Ребенок не только видит то, что создал , но и трогает, берет в

руку ,легко изменяет по своему желанию. Основным инструментом в

лепке являются руки. Из одного комка пластилина или соленого теста

можно создать бесконечное множество образцов, каждый раз находить

новые варианты и способы. В процессе лепки можно использовать

различные природные материалы.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор,

способствующий развитию речи. Необходимо развивать речь ребенка в

комплексе : много и активно общаться с ним , вызывая его на разговор ,

стимулируя вопросами , просьбами.



В раздел образования