Напоминание

"Правописание слогов ЧА и ЩА"


Автор: Никишина Марина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОГБОУ "Школа №23"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: Урок письма и развития речи
Тема: "Правописание слогов ЧА и ЩА"
Раздел: начальное образование





Назад




Открытый урок письма и развития речи в 3 классе

Тема: Правописание слогов ЧА и ЩА

Цель: отработать навык правильного написания слов со слогами ЧА и Ща

Задачи:

-писать слова со слогами ЧА и ЩА;

-развивать фонематический слух, орфографическую зоркость;

-прививать мотивацию к учению.

Ход урока

1.

Орг. Момент.

Учитель:

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наш ушки на макушке,

Глазки шире открываем,

Ни минуты не теряем –

Письмо нас ждет!

Учитель: - Сегодня урок мы начнем с повторения. Ребята, какое правило мы с

вами повторяли на прошлом уроке?

Учащиеся: Ча-ща пиши с буквой А!

2.

Пальчиковая гимнастика.

Учитель: -

Урок

начинаем

с

гимнастики

для

пальцев

рук.

Подготовим

пальчики к работе.

Прилетайте, птички!

(«Зовущие» движения пальцами обеих рук)

Сала дам синичке.

(«Режущие движения» одной ладони по другой)

Приготовлю крошки,

(Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)

Хлебушка немножко.

(Тереть подушечки пальцев друг о друга)

Эти крошки – голубям,

(Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)

Эти крошки – воробьям.

(Тоже самое с левой ладонью)

Галки да вороны,

Ешьте макароны!

(Тереть ладонь о ладонь, катая из хлеба «макароны»)

3. Запись даты в тетрадь.

Учитель: - Открыли тетради. Прочитайте дату. Запишите дату в тетрадь.

Ниже запишите слова «Классная работа».

Учитель: - А сейчас минута чистописания. Отгадайте, какие слоги мы будем

прописывать. А ответить правильно вам помогут чистоговорки:

Ча-ча-ча – нет у меня ключа.

Ща-ща-ща – мы поймали леща.

Учитель: - На какое правило эти чистоговорки? Прописываем слоги ЧА-ЩА.

Учитель: - Сможет кто-нибудь из вас сформулировать тему нашего урока?

4. Сообщение темы урока

Учитель: - Тема нашего урока «Правописание слогов ЧА и ЩА». Будем

учиться правильно и без ошибок писать слова, предложения с этими слогами.

5.Работа по теме урока

Учитель: - Послушайте загадки и отгадайте их.

а) Загадки

Пролетел мешок с водою.

Наскочил на дальний лес –

Прохудился и исчез. (Туча)

Из горячего колодца

Через нос водица льётся. (Чайник)

Ночь. Но если захочу,

Щёлкну раз – и день включу. (Выключатель)

Пять амбарушек –

Одни ворота. (Перчатка)

Горит столб,

А дыму нет. (Свеча)

В огороде есть трава,

Очень кислая она.

Всякая пригодится-

В щи она годится. (Щавель)

Учитель: - Запишите слова-отгадки в тетрадь. Подчеркните слоги ЧА, ЩА.

Еще раз вспомните правило написания слогов ча-ща.

Учитель: - Так каким правилом мы пользовались при выполнении этого

задания.

6. Физминутка

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны,

(Прыжки на одной ноге, на другой ноге)

Кар-кар-кар.

(Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе)

Целый день они летали,

(Бег на месте со взмахами рук в стороны)

Спать ребятам не давали,

Кар-кар-кар.

(Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе)

Только к ночи умолкают,

Вместе с нами засыпают,

(Ходьба на месте)

5 б) Распределение слов на группы по общим признакам.

На карточках написаны слова:

Часть, чашка, кочан, куча, гуща, туча, площадь, вращать, пищать.

Учитель: - На какие две группы можно распределить данные слова?

Дети: - Слова с ча – в один столбик, а с ща - в другой.

(Задание выполняется на доске. Параллельно дети работают в тетрадях)

Учитель: - Сделайте вывод: как пишутся слоги ЧА – ЩА?

7. Работа с учебником

Учитель: - Откройте учебник на стр.102, упр.11

(Разбор упражнения вместе с детьми. Самостоятельная работа в тетрадях)

8. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: - Чем мы занимались сегодня на уроке?

Учитель: - Какие задания выполняли?

Учитель: - Знание какого правила помогало нам выполнять все задания?

Учитель: - Как вы считаете: мы хорошо поработали? Помашите рукой те, кто

считает, что работал сегодня отлично.

Выставление отметок за урок.

Домашнее задание: карточка

Спиши. Вставь пропущенные буквы.

В слове гущ… и свеч…,

Пищ…, куч…, каланч…,

Туч…, чащ…, саранч…,

Рощ…, дач… и печ…ть –

Нужно с буквой а писать!



В раздел образования