Автор: Никишина Марина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОГБОУ "Школа №23"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: Урок письма и развития речи
Тема: "Правописание слогов ЧА и ЩА"
Раздел: начальное образование
Открытый урок письма и развития речи в 3 классе
Тема: Правописание слогов ЧА и ЩА
Цель: отработать навык правильного написания слов со слогами ЧА и Ща
Задачи:
-писать слова со слогами ЧА и ЩА;
-развивать фонематический слух, орфографическую зоркость;
-прививать мотивацию к учению.
Ход урока
1.
Орг. Момент.
Учитель:
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наш ушки на макушке,
Глазки шире открываем,
Ни минуты не теряем –
Письмо нас ждет!
Учитель: - Сегодня урок мы начнем с повторения. Ребята, какое правило мы с
вами повторяли на прошлом уроке?
Учащиеся: Ча-ща пиши с буквой А!
2.
Пальчиковая гимнастика.
Учитель: -
Урок
начинаем
с
гимнастики
для
пальцев
рук.
Подготовим
пальчики к работе.
Прилетайте, птички!
(«Зовущие» движения пальцами обеих рук)
Сала дам синичке.
(«Режущие движения» одной ладони по другой)
Приготовлю крошки,
(Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)
Хлебушка немножко.
(Тереть подушечки пальцев друг о друга)
Эти крошки – голубям,
(Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям.
(Тоже самое с левой ладонью)
Галки да вороны,
Ешьте макароны!
(Тереть ладонь о ладонь, катая из хлеба «макароны»)
3. Запись даты в тетрадь.
Учитель: - Открыли тетради. Прочитайте дату. Запишите дату в тетрадь.
Ниже запишите слова «Классная работа».
Учитель: - А сейчас минута чистописания. Отгадайте, какие слоги мы будем
прописывать. А ответить правильно вам помогут чистоговорки:
Ча-ча-ча – нет у меня ключа.
Ща-ща-ща – мы поймали леща.
Учитель: - На какое правило эти чистоговорки? Прописываем слоги ЧА-ЩА.
Учитель: - Сможет кто-нибудь из вас сформулировать тему нашего урока?
4. Сообщение темы урока
Учитель: - Тема нашего урока «Правописание слогов ЧА и ЩА». Будем
учиться правильно и без ошибок писать слова, предложения с этими слогами.
5.Работа по теме урока
Учитель: - Послушайте загадки и отгадайте их.
а) Загадки
Пролетел мешок с водою.
Наскочил на дальний лес –
Прохудился и исчез. (Туча)
Из горячего колодца
Через нос водица льётся. (Чайник)
Ночь. Но если захочу,
Щёлкну раз – и день включу. (Выключатель)
Пять амбарушек –
Одни ворота. (Перчатка)
Горит столб,
А дыму нет. (Свеча)
В огороде есть трава,
Очень кислая она.
Всякая пригодится-
В щи она годится. (Щавель)
Учитель: - Запишите слова-отгадки в тетрадь. Подчеркните слоги ЧА, ЩА.
Еще раз вспомните правило написания слогов ча-ща.
Учитель: - Так каким правилом мы пользовались при выполнении этого
задания.
6. Физминутка
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны,
(Прыжки на одной ноге, на другой ноге)
Кар-кар-кар.
(Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе)
Целый день они летали,
(Бег на месте со взмахами рук в стороны)
Спать ребятам не давали,
Кар-кар-кар.
(Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе)
Только к ночи умолкают,
Вместе с нами засыпают,
(Ходьба на месте)
5 б) Распределение слов на группы по общим признакам.
На карточках написаны слова:
Часть, чашка, кочан, куча, гуща, туча, площадь, вращать, пищать.
Учитель: - На какие две группы можно распределить данные слова?
Дети: - Слова с ча – в один столбик, а с ща - в другой.
(Задание выполняется на доске. Параллельно дети работают в тетрадях)
Учитель: - Сделайте вывод: как пишутся слоги ЧА – ЩА?
7. Работа с учебником
Учитель: - Откройте учебник на стр.102, упр.11
(Разбор упражнения вместе с детьми. Самостоятельная работа в тетрадях)
8. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: - Чем мы занимались сегодня на уроке?
Учитель: - Какие задания выполняли?
Учитель: - Знание какого правила помогало нам выполнять все задания?
Учитель: - Как вы считаете: мы хорошо поработали? Помашите рукой те, кто
считает, что работал сегодня отлично.
Выставление отметок за урок.
Домашнее задание: карточка
Спиши. Вставь пропущенные буквы.
В слове гущ… и свеч…,
Пищ…, куч…, каланч…,
Туч…, чащ…, саранч…,
Рощ…, дач… и печ…ть –
Нужно с буквой а писать!