Автор: Липатенкова Олеся Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад № 59 ОАО"РЖД"
Населённый пункт: г.Смоленск
Наименование материала: конспект занятия по формированию здорового образа жизни
Тема: "Болезнь легче предупредить, чем лечить"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по формированию здорового
образа жизни в подготовительной логопедической
группе
Тема: «Болезнь легче предупредить, чем лечить»
Воспитатель:
Липатенкова О.В.
Образовательная область: познавательное развитие.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая.
Цель:
формировать представления детей о здоровье как одной из главных
ценностей человеческой жизни;
Задачи:
учить беречь свое здоровье и заботиться о нем;
продолжать прививать культурно-гигиенические навыки;
закрепить основные понятия: «распорядок дня», «личная гигиена»,
«витамины», «полезные продукты», «здоровый образ жизни»;
развивать мышление, воображение, память;
расширять знания о питании и его значимости;
воспитывать у детей навыки и потребности здорового образа жизни.
Материал:
иллюстрации на тему «Личная гигиена»;
иллюстрации на тему «Овощи и фрукты»;
влажные салфетки;
письмо;
кукла – Незнайка;
таблички с названиями улиц.
Предшествующая работа:
чтение пословиц, беседы про витамины и их пользе, рассматривание
картинок с продуктами, игра дидактическая «Самые полезные
продукты», заучивание загадок об овощах и фруктах, просмотр
иллюстраций на тему «Мое здоровье — мое богатство», чтение книги
«Мойдодыр» К. Чуковского, чтение и занятие по Г. Остеру «Вредные
привычки», беседы «Что такое здоровье».
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я шла на работу, встретила
почтальона, и он передал мне для нашей группы письмо. Я еще даже
не посмотрела от кого оно, давайте, сейчас вместе посмотрим и
прочитаем, может быть там что-то очень важное. Читаю:
«Здравствуйте, ребята! Я очень скучаю, приезжайте ко мне в гости!
Жду. Незнайка».
Ребята, у нас нет простуженных? Я надеюсь, что у нас в группе все
здоровы, и мы не заразим нашего друга. Ребята, а вы знаете, что
такое здоровье? (Ответы детей)
Воспитатель: Здоровье – это когда ты весел и все у тебя получается.
Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. Что
нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться
о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его
потерять. Ну, что, ребята, поедем в гости к Незнайке?
Дети: Да.
Воспитатель: Незнайка живет на улице Витаминной, дом 17.
Отправляемся в путь.
Скорее, ребята, места занимаем
Моторчик заводим и в путь, уезжаем!
Колёсики, колёсики, стучат, стучат,
стучат.
А в маленьких вагончиках кампания
ребят.
Встают друг за другом.
Дети «крутят» руками у
груди.
«Едут» по кругу.
Дети подходят к дому.
Ну, вот ребята, наконец-то мы приехали. Вот дом, где живет
Незнайка.
Пальчиковая игра.
На полянке дом стоит
Ну, а в домик путь закрыт,
Мы ворота открываем,
Всех вас в домик
приглашаем.
Но на дверях висит замок,
Кто его открыть бы мог?
Покрутили, постучали,
Потянули и открыли.
Ну, а в доме Незнайка
живет,
И нас в гости ждет.
Пальцы рук сомкнуты в виде крыши
дома,
Отводим большие пальцы в стороны
Пальцы обоих рук скрещены
Руки поворачиваем (от себя, на себя)
Тянем руки в стороны,
Большой, безымянный и мизинец
сомкнуты
Воспитатель: А где же Незнайка? Написал, что скучает, ждет в гости,
а его и дома нет. Ну, ребята, давайте его подождем. (Дети садятся на
стулья).
Появляется Незнайка, он еле-еле идет, грустный, вялый.
Воспитатель: Что с тобой Незнайка? Тебе нездоровится? Ты заболел?
Незнайка: Нет, просто я очень поздно лег спать и не выспался, а еще
я хочу конфет – в них очень много витаминов. Витамины полезны для
организма.
Воспитатель: Незнайка, ты говоришь правильно, что витамины
полезны. А какие витамины в конфетах? От них только болят и
портятся зубы. Ребята, что нужно употреблять в пищу, в каких
продуктах есть витамины?
Ответы детей. Свежие фрукты и овощи.
Воспитатель: Дети, какие витамины вы знаете? (Ответы детей)
- Ребята, а для чего нужны витамины? (Чтобы укреплялся наш
организм, было крепкое здоровье).
Воспитатель: Правильно, витамины укрепляют весь наш организм,
организму легче бороться с болезнями. Нужно есть больше овощей и
фруктов.
Воспитатель рассказывает детям, что в них много витаминов А, В, С,
Д. Объясняет в каких еще продуктах они содержатся и для чего
нужны.
Воспитатель: Витамин А – морковь, рыба, сладкий перец, яйца,
петрушка. Важно для зрения.
Витамин В-мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
Витамин С – цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от
простуды).
Витамин Д – солнце, рыбий жир (для косточек).
Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок черничный пьет.
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам,
И не только по утрам.
От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон
Хоть и очень кислый он.
Незнайка: Спасибо, ребята. Перехожу на фрукты и овощи, а также на
полезную пищу.
Игра «Совершенно верно!»
Воспитатель зачитывает четверостишия о продуктах. Если в них
говорится о полезных вещах, дети все вместе говорят: «Правильно,
правильно, совершенно верно!» А если о том, что для здоровья
вредно, дети молчат.
1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь очень строен и высок.
2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить
Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.
3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу, мед и виноград.
4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.
И Серёже и Ирине всем полезны витамины.
5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.
Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.
6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,
Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.
Воспитатель: Молодцы, вы все справились с заданием. Ребята,
давайте познакомимся с соседней улицей. Называется эта улица
Физкультурная.
Воспитатель: Незнайка, а ты зарядку делаешь по утрам?
Незнайка: Я не умею делать зарядку.
Воспитатель: А вы, ребята, делаете зарядку?
Дети: Делаем.
Воспитатель: По утрам зарядку делай
Будешь сильным,
Будешь смелым.
Прогони остатки сна
Одеяло в сторону,
Всем гимнастика нужна
Помогает здорово.
Чтобы нам не болеть
И не простужаться,
Мы зарядкой с вами
Будем заниматься.
Физкультминутка «Зверобика»
Уселась кошка на окошко.
И стала лапкой ушко мыть.
И мы движение за кошкой
Рукою можем вам изобразить.
1,2,3 – ну-ка, повтори.
3,4,5 – повтори опять.
(Наклоны головы вправо-влево.
Круговые движения ладошкой поочерёдно возле правого и левого уха.
Хлопки в ладоши.
Круговые движения ладошкой поочерёдно возле правого и левого
уха)
Змея ползёт лесной тропой,
Как лента по земле скользит.
И мы движение такое
Рукою можем вам изобразить.
1, 2, 3 – ну-ка, повтори.
3, 4, 5 – повтори опять.
(Извивающие движения туловищем.
Рукой показываем такое движение.
Волнообразные движения рукой)
Мартышка к нам спустилась с ветки.
Мартышка хочет погулять.
Ведь обезьяны – наши предки,
А предков, дети, надо уважать!
1, 2, 3 – ну-ка, повтори.
3, 4, 5 – повтори опять.
(Имитация движения спуска по канату.
Подскок на месте.
Имитация движения спуска по канату)
Незнайка: Спасибо ребята, я научился. Каждое утро буду делать
зарядку.
Воспитатель: Как говорит пословица: «Здоровье в порядке – спасибо
зарядке».
Воспитатель: Дети, а вы знаете, чтобы быть здоровым, нужно не
только кушать витамины и быть сильным! Нужно еще знать и
выполнять правила личной гигиены.
И следующая улица, которая нас ждет, это улица Чистоты.
Воспитатель: Незнайка, а почему ты такой чумазый, ты не умывался?
Незнайка: А зачем умываться, мне и так хорошо.
Воспитатель: Ребята, давайте объясним Незнайке, правила личной
гигиены.
Какие правила гигиены, ребята, мы с вами соблюдаем дома и в
детском саду? Мы умываемся по утрам и вечерам, чистим зубы и др.
- Для чего это надо делать? (Чтобы быть чистыми, хорошо выглядеть,
чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закаленными,
чтобы смыть микробы.)
– Как попадают микробы в организм? (при чихании, кашле не
прикрывая рот; если не мыть руки перед едой, после туалета; не мыть
овощи, фрукты)
– Что нужно выполнять, чтобы уберечься от них? (Ответы детей)
Незнайка: Дайте мне скорей умыться, я боюсь микробов.
(Воспитатель умывает Незнайку влажной салфеткой).
Воспитатель: Ребята, чтобы мы могли успешно бороться с микробами,
нам нужны помощники. Про них я загадаю загадки.
Ускользает, как
живое,
Вот какой забавный
случай:
Лег в карман и
караулит
Но не выпущу его,
Белой пеной
пенится,
Руки мыть не
ленится.
(
Мыло)
Поселилась в ванной
туча.
Дождик льется с потолка
Мне на спину и бока.
До чего ж приятно это!
Дождик теплый
подогретый,
На полу не видно луж.
Все ребята любят
(Душ)
Реву, плаксу и
грязнулю,
Им утрет потоки слез,
Не забудет и про нос.
(Носовой
платок)
Костяная спинка,
Жестяная щетинка,
С мятной пастой
дружит,
Нам усердно служит.
(Зубная
щетка)
Оказались на макушке
Два вихра и завитушки.
Чтобы сделать нам
причёску,
Надо что иметь?
(Расческа)
Вафельное и
полосатое,
Ворсистое и мохнатое,
Всегда под рукою -
Что это такое?
(Полотен
це)
Вместе с детьми воспитатель делает вывод, который дети должны
хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с
мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета, есть только
мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот
и нос платком; есть только из чистой посуды.
Воспитатель: Что еще помогает нам стать здоровыми?
Дети: Занятия физкультурой, подвижные игры, гуляние на свежем
воздухе, солнечные лучи, катание на санках, коньках.
На прогулку выходи
Свежим воздухом дыши
Только помни при уходе
Одевайся по погоде!
Воспитатель: Молодцы ребята, помогли Незнайке. Давайте вспомним,
чему мы сегодня его научили (научили делать зарядку, рассказали о
правилах гигиены, о полезных и вредных продуктах, как беречь свое
здоровье…).
Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить,
Научись его ценить!
Незнайка: Спасибо ребята, я столько интересного узнал. До свидания
ребята.
Воспитатель раздаёт детям витамины.