Автор: Сафиуллин Булат Магсумзянович
Должность: преподаватель класса баяна и гитары
Учебное заведение: МБО ДО Арская ДШИ РТ
Населённый пункт: г. Арск
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Основные адаптивные методические положения обучения игре на баяне в сельской ДМШ"
Раздел: дополнительное образование
Основные адаптивные методические положения обучения игре на баяне в
сельской ДМШ
-
Традиционное
обучение
игре
на
баяне
в
музыкальной
школе
опирается, прежде всего, на русскую музыкальную культуру и на основы
классического академического музицирования, выражающееся в репертуаре.
Таким образом, возникает необходимость добавления в нотный материал
татарской
национальной
музыки
(народных
мелодий
и
авторских
национальных произведений).
-
Татарская
сельская
социальная
ситуация
характеризуется
ориентированностью на сельский труд и ведение личного хозяйства с одной
стороны,
и
сохранением
и
развитием
национальных
традиций
с
другой
стороны.
Таким
образом,
следует
учитывать
эти
факторы
при
структурировании учебного процесса.
- Современные возможности виртуального пространства могут быть с
успехом использованы в организации обучения игре на баяне в реализации
нескольких функций: информативная (осуществлять информативный обмен и
информационную
поддержку),
компенсаторная
(восполнять
нехватку
социокультурной
и
методической
информации);
коммуникативной
(предоставлять
возможности
виртуальной
тематической
коммуникации
ученик-ученик, ученик-учитель, учитель-учитель)
- Основная задача обучения игре на баяне в сельской музыкальной
школе
заключается
в
соблюдении
баланса
между
приобщением
детей
к
классике,
к
академическому
музицированию
и
реализацией
сохранения
национального музыкального культурного наследия. Это должно выражаться
в следующих методических приёмах.
Исходя
из
определённых
концептуальных
тезисов
можно
сформулировать
следующие
основные
положения
адаптивной
1
методики
1
Адаптация (от лат. adapto – приспособляю) – процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней
среды. В нашем случае, термин применён к своеобразной методике для сельской музыкальной школы.
обучения игре на баяне в сельской музыкальной школе, которая учитывала
бы
особенности
сельского
социокультурного
пространства,
но
при
этом
опиралась
на
обширный
методологический
материал,
который
прошёл
проверку
временем
и
доказал
уже
свою
научную
обоснованность,
эффективность и практическую состоятельность.
Начальный этап обучения
Как и авторы традиционных методик Семенов и Онегин, целесообразно
начать обучение со знакомства с устройством инструмента, с основными его
частями.
Целесообразно,
также
сопроводить
этот
этап
цветными
иллюстрациями,
причём
как
правильного
так
и
ошибочных
положений
посадки,
постановки
рук,
с
соответствующими
комментариями,
чтобы
ученики впоследствии сами могли соотносить свою посадку за инструментом
с вариантами, представленными на иллюстрациях.
С первых уроков ребенок должен освоить правильную посадку, которая
заключается в том, чтобы ребенок сидел ближе к краю стула. Дети бывают
разного возраста и роста, поэтому нужно подобрать правильные по высоте
стулья и подставки под ноги. Ребенок не должен сутулиться, напрягать спину
для свободы движений. Правое колено должно быть несколько выше левого
(для
этого
необходимо
левую
ногу
слегка
выдвинуть
вперед,
а
правую
подогнуть). Баян следует держать на коленях устойчиво. Низ правой части
корпуса инструмента (но, ни в коем случае не ребро грифа) должен упираться
в правое бедро, а левая часть корпуса стоять на левой ноге.
При обучении можно использовать адаптивные приспособления, такие
как подставки под ноги, защитные ткани на колени. Также изоляционной
лентой следует заклеить шурупы, которые могут испортить одежду ученика.
Могут быть полезны два небольших деревянных или пластиковых порожка,
толщиной 1-2 см, между ремнем и корпусом баяна в верхней и нижней его
частях, которые предотвращают скованность движений левой руки.
С
первых
минут
знакомства
с
инструментом
важно
заинтересовать
ученика, ввести его в мир художественных образов, стать для него примером
для
подражания.
Художественное,
вдохновенное
исполнение
учителем
является отправной точкой в понимании музыки и дальнейшее развитие
ученика.
Постановка рук на клавиатурах
Постановку руки нужно начать с вариантов позиции на клавиатуре
правой руки. В России распространены четырех или пятипальцевые системы.
Для
нашей
адаптивной
методики
больше
подойдёт
четырёх
пальцевая
система.
На
начальном
этапе
рекомендуется
большой
палец
держать
за
грифом, это помогает для ориентации пальцев на клавиатуре. В дальнейшем
для отдельных учеников, тяготеющих к академическому музицированию на
баяне, можно перейти к пяти пальцевой системе.
Имеются три позиции: при первой позиции рука приподнята, кисть
слегка согнута, пальцы находятся под углом к грифу кончиками вниз и чуть-
чуть согнуты, запястье выше пальцев. Распространенная ошибка при игре во
второй позиции - это касание ладони грифа, если он слишком близко. Для
свободного и естественного движения пальцев нужно обращать внимание на
правильную аппликатуру.
Звукоизвлечение
Правильное
звукоизвлечение
зависит
от
правильного
ведения
меха,
которое
нужно
сопровождать
счетом
вслух.
Нам
представляется
целесообразным
использовать
детализированный
подход
к
этому
навыку
разработанный
Семёновым.
Так
как
в
его
методике
навык
меховедения
разработан достаточно качественно.
С самого начала следует обратить внимание ребёнка на эффективность
использования силы инерционного хода меха, возникающей за счёт веса
левого полукорпуса.
На счет «1и 2и» мех открываем на счеты «3и 4и»
закрываем.
Следующий
этап
осваивания
меховедения
–
это
добавление
интонирования.
Например, на разжим играть звук «до» на сжим - звук «ре» и так далее
осваивается остальные звуки в пределах первой октавы. Ученик должен
повторят за преподавателем, таким образом, параллельно выучивая нотную
грамоту.
Постепенно
ученик
должен
сам
научиться
играть
со
счётом.
Распространенная
ошибка
на
начальном
этапе
игры,
ребенок
плотно
упирается
ладонью
на
гриф,
при
жиме
тем
самым
сковывая
движения
пальцев
правой
руки.
Чтобы
этого
избежать,
баян
должен
быть
хорошо
зафиксирован
ремнями
и
правый
полукорпус
должен
располагаться
на
правом
бедре
ученика.
Рекомендуется
также
использовать
третий
соединительный ремень для более хорошей фиксации. Нужно добиваться
ровного, насыщенного звука (mf).
Подбор по слуху
Под
игрой
по
слуху
мы
понимаем
исполнение
на
инструменте
музыкального материала, усвоенного и непосредственно воспроизводимого
на основе музыкально слуховых представлений без помощи нот. Выявить у
учащегося наличие слуховых представлений, систематизировать их, всячески
способствовать их дальнейшему формированию.
Подбор по слуху рекомендуется начинать со знакомых татарских и
русских мелодий, которые детям знакомы и которые они смогли бы сыграть
на слух. Этап подбора по слуху является отправной точкой для ученика и
анализом
музыкально-слуховых
способностей,
планирование
дальнейших
задач для педагога. (Приложение 1, № 2-5)
Игра по слух решает комплекс задач: развитие музыкально-слуховых
способностей
ученика,
развитие
исполнительского
навыка,
развитие
коммуникативных навыков между учителем и учеником. На первых уроках не
рекомендуется
перегружать
ученика
игрой
на
инструменте,
так
как
с
непривычки могут появиться боли в мышцах плеча.
Нотная грамота
В переходе к исполнению по нотам необходимо соблюдать принцип
последовательности – от простого к сложному, учитывая индивидуальные
особенности
ученика
в
освоении
нотного
материала.
Предлагается
переходить
к
нотной
грамоте
на
примере
уже
подобранных
по
слуху
произведений,
чтобы
осуществить
постепенность
и
последовательность.
Здесь важно не потерять интереса ребёнка к свободному музицированию и, в
то же время, двигаться вперёд в освоении нового более сложного репертуара
с помощью нотной грамоты.
Исполнительские штрихи
Знакомство со штрихами рекомендуется начинать сразу после того, как
дети
освоили
нотную
грамоту.
Ребёнку
нужно
дать
представление
о
штриховом разнообразии. Определив «штрих» как окраску звука, учитель
должен
показать
и
объяснить
за
счёт
чего
достигаются
разные
способы
звучания на баяне, за счёт каких именно движений пальцев и меха.
Традиционно все инструментальные исполнители начинают освоение
штрихов со шриха Нонлегато, чтобы ученик освоил основное движение при
переходе
с
одного
звука
на
другой,
зафиксировать
отдельные,
но
взаимосвязанные звуки. («Алмагачлары», в Приложении № 1).
Штрих Легато – прием связной игры, при котором звуки как бы плавно
переходят один в другой, то есть когда предыдущий звук прекращается в
момент
возникновения
следующего
звука.
Этот
способ
звукоизвлечения
достаточно сложный, потому что есть риск зажатия правой руки. Переходить
к изучению этого штриха можно только после того, как ученик в достаточной
степени освоит навык освобождения мышц. Причём, освоение штриха легато
целесообразно
начинать
с
эпизодического
применения. (Приложение
№)
Следующим
этапом
применения
штриха
легато
может
быть
исполнение
длинных построений, длинных фраз (Пример «Туй кое» Приложение №)
Следующий
штрих Стаккато
-
прием
игры,
при
котором
звуки
извлекаются отрывисто, пальцы коротко ударяют по клавишам и как бы
отскакивая от них. Штрих можно закрепить на примере татарского народного
плясового наигрыша «Яшләр биюе».(Приложение № )
Динамические оттенки
Изучение динамических оттенков без меховедения не представляется
возможным.
В
методическом
пособии
А.Е.
Онегина
динамика
рассматривается в комплексе с разделом меховедения. Как пишет автор:
«Искусство ведения меха – трудное и сложное, от него зависит полнота,
точность,
певучесть звука а также динамические оттенки». [стр.] Первым
дается динамика пианиссимо, медленное движение которое обусловливает
очень тихое звучание. Затем нужно дать представление ученику и о других
динамических
оттенках:
пиано
(тихо),
меццо-пиано
(не
слишком
тихо),
меццо-форте
(не
слишком
громко),
форте
(громко),
фортиссимо
(очень
громко). Эти основные виды динамических оттенков даются на начальном
этапе обучения и показываются вначале учителем.
Следует
помнить,
что
исполнение
очень
громким
звуком
может
привести к мышечной зажатости, поэтому следует соизмерять динамическую
громкость с физическими данными ребёнка.
Техническое развитие (гаммы, упражнение, этюды)
Для
развития
беглости
пальцев,
мелкой
моторики,
для
лучшей
ориентации
на
клавиатуре,
расширения
музыкально-теоретических
представлений автор рекомендует игру гамм, этюдов и упражнений. Во время
самых
первых
упражнений
нужен
тщательный
контроль
над
усвоением
правильных движений. Параллельно с работой над гаммами и упражнениями
следует тщательно прорабатывать отдельные наиболее технически трудные
места,
следить
за
ровностью
и
точностью
исполнения
штрихов
(легато,
стаккато, нон легато). Но не стоит забывать об отдыхе и делать передышки и
расслабляющие упражнения для мышц.
Разбор и разучивание произведения
Разучиванию произведения должен предшествовать этап детального
анализа
нотного
текста.
Нужно
проанализировать
форму
произведения,
разделяя его на фрагменты для поэтапного разучивания. Отдельно должны
быть проанализированы технические трудности произведения. Но, работая
над
произведением
по
частям,
нельзя
забывать
о
целостном
его
представлении. Обязательным этапом должно быть соединение отдельных
построений между собой. И на завершающем этапе обязательно должно
происходить целостное художественное оформление произведения.