Напоминание

"Современная предметно-развивающая среда как условие полноценного развития детей с ОВЗ"


Авторы: Кондратьева Ирина Александровна, Аксянова Руфия Кябировна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №63"
Населённый пункт: город Нижнекамск, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Современная предметно-развивающая среда как условие полноценного развития детей с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Современная предметно-развивающая среда как условие полноценного развития

детей с ОВЗ.

Кондратьева И.А., Аксянова К.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ)

«Детский сад № 63 комбинированного вида» , г.Нижнекамск, Республика Татарстан,

воспитатели.

Современный детский сад-это место, где ребенок получает опыт широкого

эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее

важных для его развития сферах жизни.

Мы работаем с детьми с особыми возможностями здоровья. Дети с ОВЗ отличаются

от своих сверстников выраженными особенностями познавательной деятельности, у них

снижены речевые возможности, скуден запас об окружающем. Для того, чтобы расширить

запас знаний об окружающем, словарный запас, а также познавательную деятельность, мы

решили создать в группе такую развивающую среду, в которой ребенок мог бы почерпнуть

знания и раскрыться как личность. Мы уделяем много внимания созданию предметно-

развивающей среды, которая соответствует возрастным особенностям воспитанников, их

потребностям и интересам. При построении предметной среды, учитываем особенности

нашей

группы:

возраст,

уровень

развития,

интересы,

склонности,

способности,

л и ч н о с т н ы е

х а р а к т е р и с т и к и

д е т е й .

Организация

предметно-игровой

и

пространственно-развивающей

среды

является

необходимым условием формирования игровой деятельности ребенка. При организации

такой среды, мы стремимся сделать ее универсальной, т.е. способствующей различным

видам

детских

игр

(сюжетно-ролевым,

театрализованным,

дидактическим,

конструктивным и др.); разнообразным по содержанию (семья, аптека, стройка, магазин).

Поэтому

деятельность

воспитателя

по

обогащению

предметно-развивающей

среды

должна происходить на глазах детей с их посильным участием.

Одно из требований к организации развивающей среды – создание возможностей

для

удовлетворения

потребностей

детей

в

новых

впечатлениях,

в

открытии

нового,

позволяющих

фантазировать,

перевоплощаться

в

самых

разнообразных

героев

(В.А.

Петровский,

Л.М.

Кларина,

Л.А.

Смывина,

Л.П.

Стрелкова).

Чтобы

организовать

предметно- развивающую среду в групповом помещении, мы использовали небольшие

подиумы, пространства. Когда дети были помладше, мы подбирали предметы несложной

формы, разных размеров и изготавливали их из различных материалов. Для развития

мелкой моторики подбирали дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, шнуровки, и

т. Все материалы размещали на открытых полках, а сами материалы крупные, яркие.

В

группе

имелись

материалы

для

сюжетно-

отобразительной

деятельности,

театрализированных игр, физкультурный уголок, отведено место для игр с песком и водой,

для

самостоятельной

художественной

деятельности.

Сейчас

наши

дети

подросли,

и

пространство игровой комнаты мы организовали таким образом, чтобы оно позволяло

детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в

случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры.

Игра является совместной деятельностью, поэтому в своей группе, мы старались

предусмотреть

достаточный

ассортимент

игрушек,

обеспечивающий

возможность

одновременного

участия

в

игре

всех

детей

и

разнообразие

игр.

В

соответствии

с

требованиями зонирования группы выделили место для кукольного уголка, оборудованного

для различных игровых действий с куклой и сюжетно-ролевых игр (игрушечная мебель,

посуда, кукольная одежда, игрушки, имитирующие бытовые предметы: утюг, газовая плита,

предметы для стирки, предметы для уборки). Содержание кукольного уголка соответствует

разным ситуациям сюжетно-ролевых игр и постоянно дополняется, по мере освоения детьми

тех или иных игровых действий. Для отобразительных игр имеются образные игрушки. Они

размещены в различных местах группового помещения и используются педагогами и детьми

для создания игровых ситуаций. В наборе игрушек

содержатся и многофункциональные

игрушки (конструкторы), позволяющие развертывать такие игры, как «автобус», «поезд»,

«корабль». В игровом уголке имеются предметы, которые дети могут использовать в роли

предметов-заменителей.

Кроме

того,

среди

игровой

атрибутики

значительное

место

занимают детские поделки, используемые в играх (деньги, кошельки из бумаги, таблетки,

бланки для рецептов и многие другие).

Использование самоделок повышает у детей интерес к игре. Привлекаем к

оформлению игровых зон самих детей, вместе с ними расставляем игрушки, обыгрывая

каждую новую игрушку и вызывая к ней эмоциональное отношение, следить за чистотой

игрушек

и

их

состоянием,

отдаем

игрушки

в

семью

воспитанников

для

ремонта

и

обновления.

Особое внимание мы уделяем развитию мелкой моторики у детей. Для этого мы

создали

в

группе

сенсомоторные

уголки,

где

наши

воспитанники,

с

удовольствием

занимаются в свободное время.

Прежде всего, эти коррекционные уголки развития, предназначены для активизации

деятельности детей, как самостоятельной, так и под руководством взрослого. Огромное

позитивное влияние на личность ребёнка оказывает использование коррекционных

уголков в игре. Для развития сенсорных способностей очень важно, чтобы дети не только

получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли

восприятие этих предметов: испытывали различные ощущения от прикосновения к ним,

от действия с ними. На это мы обращаем особое внимание.

Правильно организованная развивающая среда в группе позволяет каждому ребенку

найти

занятие

по

душе,

поверить

в

свои

силы

и

способности.

К

самостоятельным

активным действиям ребенка побуждает не взрослый, а предметный мир.

Нам взрослым, необходимо развить в ребенке чувство красоты. Именно от нас

зависит; какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. И поэтому мы стараемся

также и на игровом участке детского сада создать интересную атмосферу. Вот так мы,

при участии наших родителей, этим летом оформили наш участок. Наблюдая за детьми,

мы поняли, как важно обеспечить детям зону ближайшего развития. Поэтому наша

деятельность по обогащению предметно-развивающей среды происходит на глазах детей.

ЛИТЕРАТУРА

1.Елецкая О.В. День за днём говорим и растём. М., 2006.

2.Логинова В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. СПб.

Детство-Пресс., 2000.

3.Павлова Л.Н. Раннее детство – познавательное развитие. М., 2000.

4.Печора

К.Л.

Дети

раннего

возраста

в

дошкольных

учреждениях.

М.,

изд.

центр

ВЛАДОС, 2004.

5.Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. М.Мозаика-Синтез., 2005.



В раздел образования