Автор: Беляева Антонина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Малоархангельский районный ДДТ"
Населённый пункт: г. Малоархангельск, Орловская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Колосок"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное
бюджетное
образовательное
учреждение
дополнительного
образования
«Малоархангельский
районный
Дом
детского
творчества»
Методическая
разработка
«Колосок»
Разработала
:
Беляева
Антонина
Николаевна
-
педагог
дополнительного
образования
г
.
Малоархангельск
Аннотация.
1
Для методической разработки выбрано учебное занятие «Колосок».
Занятие подготовлено и проведено педагогом дополнительного образования
Беляевой Антониной Николаевной в Малоархангельском районном Доме
детского творчества. Цель разработки –контроль навыков в технике
бисероплетения : петельное плетение. Создание коллективной работы
«Колосок». Занятие разработано для учащихся объединения бисероплетения
первого года обучения и является заключительным в разделе образовательной
программы.
В данной методической разработке определены цели, задачи, представлен
план занятия, определён тип и форма его проведения.
Содержание.
1.
Введение. Стр.2
2.
Структура занятия Стр.4
3.
План занятия. Стр.5
4.
Ход занятия. Стр.7
5.
Заключение. Стр. 12
6.
Приложение. Стр.13
Введение.
Бисероплетение для школьников - это полезное во всех отношениях
искусство. В процессе бисероплетения у детей развивается вкус, фантазия и
творческие способности, мелкая моторика.
Конспект раскрывает методику изготовления творческой работы из бисера,
демонстрирует технологию работы, закрепляет навыки в технике петельного
плетения.
В ней раскрываются этапы изготовления творческой работы, указываются
материалы, которые используются. Так как бисер довольно мелкий и
сыпучий материал, то работа с ним требует аккуратности, усидчивости,
терпения, трудолюбия. А самое главное - работа с бисером и его
заменителями вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому
создать что-то яркое, необыкновенное. Процесс выполнения требует от
ребенка многих действий, к которым школьники подготовлены плохо. В ходе
систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы
становятся гибкими. Это оказывает решающее воздействие на становление
2
красивого, ровного почерка. Ручной труд способствует развитию мелкой
моторики рук - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию
координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.
Доказано, что развитие мелкой моторики способствует развитию памяти,
внимания и мышления.
Занятие проводится в группе , и дают возможность общения со сверстниками,
одновременно получая удовольствие от процесса работы с бисером.
Приобщение учеников к изготовлению творческих работ, к овладению
приемами, вовсе не означает, что все ребята в дальнейшем будут работать в
художественном направлении. Эстетическая значимость связана с самим
процессом изготовления красивых, нужных и полезных вещей. Умение
создавать их на первых порах гораздо важнее для общего художественного
развития ребят, воспитания в них здорового нравственного начала, уважения
к труду, познания даже в какой-то мере самого себя, развития
художественного вкуса. Бисер очень нравиться детям красочностью,
яркостью. Они охотно работают с этим материалом.
Представленное в методической разработке занятие «Колосок» является
заключительным в разделе образовательной программы. Цель занятия –
контроль навыков в освоении техники бисероплетения : петельное плетение.
Раздел «Основные приёмы бисероплетения на проволке» предполагает
изучению нескольких приемов плетения на проволке. К изучению приёма
«Петельного плетения» учащиеся приступают в начале раздела. Они знакомы
с материалами и инструментами, владеют приёмами работы с ними, соблюдая
технику безопасности.
Занятие «Колосок» позволяет выявить знания, умения и навыки учащихся в
изучении приёма «Петельного плетения». От занятия к занятию учащиеся
будут переходить к более сложным приёмам бисероплетения, поэтому так
важно знать их возможности в изучении приёма «Петельного плетения»
Перед ними будут возникать проблемные ситуации. В таких ситуациях
воспитанники учатся использовать ранее полученные знания.
Структура занятия.
3
Тема занятия
«Колосок».
Цель занятия
Контроль навыков в освоении техники бисероплетения
: петельное плетение.
Задачи
Обучающие:
- контроль навыков петельного плетения;
- контроль знаний о материалах и инструментах,
используемых в работе с бисером;
- научить детей интересно проводить свой досуг;
- обобщить полученные знания о бисероплетении.
Развивающие:
-
развивать познавательный интерес к бисерному
творчеству;
- развивать творческое мышление, память,
воображение;
- способствовать развитию мелкой моторики;
- развивать творческую самостоятельность, вызвать
желание фантазировать
.
Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к материалам для
бисероплетения, усидчивости, аккуратности;
- воспитывать благодать и почитание к творческому
наследию своего народа, его культуре;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие и чувство
взаимопомощи, стремление доводить начатое до
конца.
- создать благоприятную атмосферу для
неформального общения детей, увлеченных общим
делом.
Возраст
воспитанников
7-8лет
Время занятия
1 академический час (40 мин.)
Тип занятия
Контрольное-обобщаюшее занятие.
Форма
организации
занятия
Тематическая.
Методы обучения
- объяснительно-иллюстративный;
-
проектно-конструкторский;
- элементы проблемного обучения;
- элементы проблемного обучения;
4
-практический.
Межпредметные
связи
Технология, математика.
Материалы
Бисер (№8), проволока для бисероплетения (№ 0.3-0.4).
Инструменты
Ножницы, линейка, хлопчатобумажная салфетка.
Средства
обучения
Готовое изделие из бисера; компьютер и мультимедиа;
призентация отображающая основные этапы
занятия.
План занятия.
Этапы.
Содержание.
Примечание.
Организационная
часть.
Определение и разъяснение целей
занятия
.
Теоретическая
часть
-
установление связи с ранее
изученным материалом;
- ответы на вопросы.
Воспроизведение
учащимися
знаний, связанных
с содержанием
предстоящей
работы.
Исрользование
презентации.
Инструктаж по
выполнению
работы.
- читается стихотворение ;
- рассмотреть колосок пшеницы
(зернышки , усья, листочки)
- сравнить с изделеем колоска из
бисера;
Использование
компьютерной
презентации.
5
- разбор поэтапной работы над
изделием.
Физкультминут-
ка
Дети выполняют упражнения
вместе с педагогом.
Практическая
часть.
Выполнение учащимися заданий и
решения задач.
Использование
компьютерной
презентации
Подведение
итогов
Собирается одна коллективная
работа.
__________________________
Обсуждение с детьми их работы.
Педагог
прощается с
детьми,
благодарит их за
работу.
Ход занятия.
1.
Организационный этап.
Дети проходят и рассаживаются по своим местам.
Задача: эмоционально настроить детей на творческую активность на
занятии.
Поздороваться с детьми. Сориентировать детей на сотрудничество,
взаимопонимание, творчество.
Педагог: Заниматься начинаем, время даром не теряем.
2.
Теоретический этап.
Задача: вовлечь детей в обсуждение по теме беседы.
Дети отвечают на вопросы:
- Какие приёмы техники бисероплетения мы используем в своих работах?
(параллельное плетение, петельное, игольчатое, низание дугами,
комбинированные приёиы).
Более подробно остановимся на петельном приёме бисероплетения.
6
- Для изготовления каких изделий используется этот приём? (деревья,
цветы…)
С этом приёмом бисероплетения мы хорошо с вами знакомы. И уже
выполнили различные работы в технике петельного плетения. Последней
нашей работой в этой техники были «Цветы для мамы».
- Скажите вы можете определить какая работа выполнена в технике
петельного плетения?
(демонстрируются деревья выролненые в различных техниках бисерного
плетения, найти дерево выполненное в технике петельного плетения и
оргументировать ответ).
- Назовите особенности технологии петельного плетения.( изготовления
петелек на проволке)
- Какие инструменты и материалы необходимы для изготовления изделия
петельным приемом?(бисер, проволка, ножницы…)
7
-А теперь посмотрите на схемы бисероплетения.
Рис. 1
рис.3
рис. 4
-Скажите под каким номером расположнна схема петельного плетения ?
3.
Инструктаж по выполнению работы.
Задача: сформулировать алгоритм деятельности.
В каждом зернышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится и земли родной.
И растёт под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный
Хлебный колосок.
(Орлов В)
Скажите, о чем это стихотворение и почему я вам его прочитала? (о колоске).
Молодцы!
Правильно мы будем плести колосок.
Рассмотреть колосок пшеницы (зернышки , усья, листочки)
8
Показать колосок изготовленный из бисера.
-
Ну,что появилось у вас желания сплести такой колосок?
Для изготовления колоска нам потребуются много «зернышек», а это долгоя
работа. Поэтому каждый из вас зделает по несколько заготовок «зёрнышек» и
мы их соединим в одном колоске.
А как выполнить это задания нам подскажет призентация.
9
-Но прежде чем приступить к работе, давайте проверим какие вы знаете
правила безопасности при работе с бисером.
Инструктаж по технике безопастности при работе.
Задача: повторить правила по технике безопасности.
Повторение техники безопастности при работе с бисером, проволкой,
ножницами.
4.
Физкультминутка.
Задача: укрепления здоровья
Дети выполняют упражнения вместе с педагогом.
5.
Самостоятельная работа.
Задача: активизировать детей на поэтапное изготовления изделия.
Во время самостоятельной работы обращать внимание на качество работы,
оказывать помощь неуспевающим, обращать внимание на устранение общих
недостатков,сообщать дополнительные сведения.
6.
Подведение итогов.
Задача: привлечь детей к оценке выполненных работ.
Педагог: Давайте посмотрим, что у вас получилось. Из всех заготовок
собирается колосок.
Педагог, рассматривая с детьми работу, в порядке очерёдности,
задаёт вопросы и мягко указывает на ошибки и недочёты в работе, отмечает
удачи, интересуется, кому занятие понравилось и наоборот, кто и с какими
10
трудностями столкнулся при изготовлении изделия.
7.
Завершение работы.
Поблагодарить детей за сотрудничество. Дети хором могут поблагодарить
друг друга. Убрать рабочие места (дети). Попрощаться с детьми.
Заключение.
Данную методическую разработку могут использовать в своей работе
педагоги дополнительного образования в объединениях подобного
направления, материалы методической разработки могут быть полезны
руководителям школьных кружков.
Возраст занимающихся бисероплетением– это дети от 7 лет и старше,
так как технология достаточно кропотливая, требующая внимания и
усидчивости. Для занятий каждый ребёнок должен иметь удобное рабочее
место, необходимое оснащение. Помещение, где проводится занятие,
должно отвечать требованиям противопожарной безопасности и
санитарным нормам.
Занимаясь бисероплетением, дети получают знания, умения и навыки в
данной области, знакомятся с красотой, неповторимостью, с преимуществом
изделий выполненных из бисера, а также приучаются к аккуратности,
экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия. При
изучении приёмов бисероплетения закладываются основные навыки
11
бисероплетения, которые в последствии являются «фундаментом» для всех
занятий .
Приложение.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки к верху потянули.
Рази два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два назад прогнуться.
Вот и стали мы сильней (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
12