Автор: Истоцкая Галина Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Грибинская ООШ"
Населённый пункт: с. Ильинское Великоустюгского района Вологодской области
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Конспект урока по химии в 8 классе "Воздух - смесь газов. Инертные газы - семейство элементов"
Раздел: среднее образование
Конспект урока по химии в 8 классе
«Воздух — смесь газов. Инертные газы — семейство элементов»
Презентация «Воздух»
Оборудование: кристаллизатор
с
водой,
стакан
большой,
воронка
большая
стеклянная,
кусочек
сухой
глинистой
почвы,
кусочек
кирпича,
стекло
препаровальное, свеча, спички, сосуд-колпак.
Раздаточный материал: Таблица «Состав воздуха», тест по теме «Воздух»
Ход урока
1. Индуктор
Я повсюду и везде:
В камне, в почве и в воде,
В кошке, мышке и в тебе,
И в небес голубизне.
2. Мотивация
Согласны ли с выражением, что человеку нужны знания как воздух?
3. Проверка знаний, актуализация знаний и фиксация затруднения в
деятельности
№ 4 — 5 а, б с. 42 (Два человека решают у доски)
Закончите фразу: Кислород и азот входят в состав воздуха.
Вопросы и эксперимент
1.Что в стакане?
2.Как доказать, что в стакане воздух?
3.Почему вода не входит в стакан?
4.Почему вода входит в воронку?
5.Есть ли воздух в почве? В кирпиче? Как доказать, что в почве кирпиче есть
воздух?
6.Что такое воздух?
4. Постановка учебной задачи
1. Как вы думаете какая тема урока?
2.Что бы вы хотели узнать о воздухе?
Вопросы подсказки: Что? Из чего ? Кем? От чего? Каково?
Задачи урока:
1.Изучить что такое воздух.
2.Изучить состав воздуха.
3.Изучить кем, когда и как был установлен состав воздуха.
4.Изучить от чего зависит состав воздуха
5. Каково значение воздуха
5.Изучение нового материала
Решение 1 и 2 задачи урока
1.Знакомятся с таблицей «Состав воздуха»,
строят столбчатую диаграмму в тетради,
делают вывод, что воздух — это смесь газов.
Вопросы:
1Какого газа больше всего в воздухе?
2.Кокой газ составляет примерно пятую часть воздуха?
3.Какого газа очень мало в воздухе?
4.Есть ли в воздухе вода?
5.Есть
ли
в
выдыхаемом
воздухе
вода?
Как
это
можно
доказать?
В
каком
агрегатном состоянии вода в воздухе?
6.Может ли быть вода в воздухе в твёрдом агрегатном состоянии? Приведите
пример. (туман над прорубью зимой)
7.Может ли быть вода в воздухе в жидком агрегатном состоянии? Приведите
пример. (туман при положительной температуре воздуха).
Вывод: Узнали, что воздух — смесь газов,
узнали процентный состав воздуха.
Решение 3 задачи урока
Подготовка и выступление с мини-сообщениями:
1.Определение состава воздуха Антуаном Лавуазье. - мальчики
2.Определение состава воздуха через реакции горения. - девочки
3.Открытие инертных газов в воздухе.-Лиза
Вывод: Изучили кем, когда и как был установлен состав воздуха.
Решение 4 задачи урока
Анализ схемы
рис. 34 учебника с. 99 «Сопоставление состава вдыхаемого и
выдыхаемого воздуха», отвечают на вопросы.
1.Когда больше кислорода в классе: до урока или после урока?
2.Когда больше углекислого газа в классе: до урока или после урока?
3.Что нужно делать после урока?
Сообщение учителя или обучающихся.
Должны
знать,
содержание
азота
и
инертных
газов
в
воздухе
практически
постоянно, а содержание других газов меняется. От чего это зависит?
Состав воздуха зависит
от высоты над поверхностью моря. Чем выше над
поверхностью
земли,
тем
меньше
в
воздухе
кислорода,
так
как
кислород
тяжелее
воздуха.
Состав
воздуха
зависит
от
выбросов
промышленных
предприятий.
Содержание пыли в воздухе за последние 30 лет возросло в 2 раза.
Состав
воздуха
зависит
от
выбросов
различных
газов
во
время
извержения
вулканов.
Состав
воздуха
зависит
от
сжигания
бытовых
отходов.
Нельзя
сжигать
пластмассы, так как образуется много вредных для здоровья веществ.
Проблема «Как объяснить, что несмотря на использование воздуха в разных
сферах
деятельности
и
его
промышленное
загрязнение
состав
воздуха
остаётся примерно одинаковым?
Таким
образом,
состав
воздуха
может
менятся
и
задача
человечества
сохранить воздух чистым, так как он имеет огромное значение:
без пищи человек может прожить 5 недель, без воды - 5 дней, а без воздуха
только 5 минут.
Вывод: изучили, что состав воздуха зависит от многих факторов
Решение 5 задачи урока
Предлагает
составить
кластер
«Значение
воздуха»,
используя
слова:
воздух,
дыхание, горение, среда обитания, сырьё для получения кислорода, азота.
Вывод: Изучили значение воздуха
6. Закрепление, проверка знаний изученному материалу
Проведение
эксперимента, ответить на вопрос почему гаснет свеча, если её
накрыть стаканом? Почему под большим стаканом свеча горит дольше?
Выполнение теста по теме «Воздух и его состав»и его самопроверка и оценка.
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение
Презентация «Воздух» Комментарий слайдов презентации
8. Итог урока
Цель урока и задачи урока выполнены
Закончите фразы:
Воздух — это...
Состав воздуха открыл ….
В воздухе больше всего …..
Для дыхания и горения необходим …....
При фотосинтезе поглощается ….
При фотосинтезе выделяется ….
Урок мне …
На уроке я узнал...
На уроке я понял …
Я знаю...
Результаты
урока соответствуют...
9. Домашнее задание
Параграф 30 с. 100 — 101, № 3, 4 с. 101
Приложение
Состав воздуха
Составные части воздуха
Содержимое газов в % по объёму
Азот (N2)
78,00%
Кислород (O2)
21,00%
Инертные газы
( Ne, Ar, Kr, Xe)
0,94%
Углекислый газ (CO2)
0,03%
Прочие газы, водяные пары
0,03%
Состав воздуха
Составные части воздуха
Содержимое газов в % по объёму
Азот (N2)
78,00%
Кислород (O2)
21,00%
Инертные газы
( Ne, Ar, Kr, Xe)
0,94%
Углекислый газ (CO2)
0,03%
Прочие газы, водяные пары
0,03%
Определение состава воздуха Антуаном Лавуазье
Ещё в 15 веке итальянский учёный Леонардо да Винчи высказал
предположение о сложном составе воздуха.
В 1774 году французский учёный Антуан Лавуазье доказал, что воздух — это
смесь в основном двух газов - азота и кислорода.
Он нагревал металлическую ртуть в реторте на жаровне в течение 12 суток.
Конец реторты был подведён под колокол, поставленный в сосуд с ртутью. В
результате уровень ртути в в колоколе поднялся примерно на 1/5. На поверхности
ртути
в
реторте
образовалось
вещество
оранжевого
цвета
—
оксид
ртути.
Оставшийся под колоколом газ был непригоден для дыхания
и А. Лавуазье
назвал этот газ азотом, что в переводе с греческого означает «нежизненный»,
«непригодный для жизни».
Этим опытом было доказано, что в воздухе содержится примерно 1/5 кислорода
и 4/5 азота (по объёму)
Определение состава воздуха через реакции горения
Качественный состав воздуха можно доказать в следующем опыте. Сжигают
фосфор в воздухе под колоколом. Колокол разделён метками на 6 равных частей и
установлен в широком сосуде с водой так, что вода находиться на уровне первой
метки снизу. После сжигания фосфора вода в колоколе поднимается примерно на
1\5, так как при горении фосфора расходуется только кислород, а азот в реакцию
не вступает.
Открытие инертных газов в воздухе
В 1894 году английские учёные Дж. Рэлей и У. Рамзай обнаружили в воздухе
аргон. Затем было доказано, что в состав воздуха входят неон, криптон, ксенон. В
воздухе эти газы находятся в виде отдельных атомов. Суммарная объёмная доля
этих газов в воздухе составляет около 1 %. Главная особенность атомов этих
элементов — их химическая инертность, поэтому их назвали инертными или
благородными газами. Долгое время считали, что благородные газы вообще не
способны вступать в химические реакции. И только в середине 20 века были
получены химические соединения некоторых из них. В настоящее время эти газы
используются для изготовления ламп для световых реклам.
Тест по теме «Воздух и его состав»
I.Выбери один правильный ответ:
1. Что такое воздух?
1) смесь газов
2) чистый кислород
3) чистый азот
2. В состав воздуха входят:
1) азот и углекислый газ.
2) азот и кислород.
3) азот, кислород, углекислый газ и другие газы.
3. Какого газа в воздухе больше:
1) кислорода
2) азота
3) углекислого газа.
4. Для горения и дыхания необходим:
1) азот;
2) кислород;
3) углекислый газ.
5. Какой цвет у воздуха:
1) воздух бесцветный
2) голубой
3) тонкий слой воздуха — бесцветный, толстый слой воздуха — голубой.
6. Какой газ относится к семейству инертных газов:
1) углекислый газ
2) аргон
3) азот
II. Вставь в текст пропущенные слова:
1.
воздуха
2.
горение
3.
гаснет
4.
1/5
5.
кислород
Когда горящую свечу накрывают цилиндром, она быстро __________, потому что
______________,
составная
часть
_______________,
которая
поддерживает
__________
свечи,
заканчивается.
Уровень
воды
поднимается
примерно
на
_______ объема цилиндра.
Ответ ________________
III. Закончи предложения:
1. Воздух – это __________________________________________________
2. Воздух состоит в основном из __________________ и _________________
3. Без воздуха не проходят процессы _______________и_________________ 4.
При горении органических веществ в воздухе образуются
______________________ и _____________
5. Воздух – бесценный дар природы, его нужно _______________ _________
IV. Выбери из предложенных 5 верных утверждений:
1. Атмосфера —это воздушная оболочка земли.
2. Атмосфера есть у всех планет.
3. Воздушный океан служит защитным покрывалом Земли.
4. В воде нет воздуха.
5. Воздух состоит из смеси газов.
6.Все объекты живой природы вдыхают кислород, а выдыхают углекислый газ.
7.Воздух не имеет массы
8.Воздух занимает весь предоставленный ему объём.
9. В процессе фотосинтеза растения выделяют углекислый газ.
10.Свеча под сосудом гаснет, так как для горения необходим азот.
Ответ ______________
V. Напиши комплимент воздуху
или составь синквейн на тему «Воздух» .
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
__________________________________________________________
Инструкция для самопроверки
I.Выбери один правильный ответ:
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
№ ответа
1
3
2
2
3
2
II. Вставь в текст пропущенные слова:
Ответ: 35124
III. Закончи предложения:
1.
смесь газов
2.
из азота и кислорода
3.
дыхания и горения
4.
углекислый газ и вода
5.
беречь
IV. Выбери из предложенных утверждений верные
Ответ: 13568
V. Напиши комплимент воздуху
или составь синквейн на тему «Воздух» .
Варианты комплиментов:
Воздух чистый, прозрачный, бодрящий!
Воздух всем необходим!
Без воздуха нет жизни! (и т. д.)
Вариант синквейна:
Воздух в жизни береги,
Дрянь ты всякую не жги!
Да будет воздух чистым,
На радость всем живущим!
Бланк ответа
I.Выбери один правильный ответ:
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
№ ответа
II. Вставь в текст пропущенные слова:
Ответ: _____________
III. Закончи предложения:
1.______________
2._______________
3._______________
4.______________
5._______________
IV. Выбери из предложенных утверждений верные
Ответ: ________________
V. Напиши комплимент воздуху
или составь синквейн на тему «Воздух» .
Варианты комплиментов:
Воздух чистый, прозрачный, бодрящий!
Воздух всем необходим!
Без воздуха нет жизни! (и т. д.)
Вариант синквейна:
Воздух в жизни береги,
Дрянь ты всякую не жги!
Да будет воздух чистым,
На радость всем живущим!
Ваш вариант:
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Бланк ответа
I.Выбери один правильный ответ:
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
№ ответа
II. Вставь в текст пропущенные слова:
Ответ: _____________
III. Закончи предложения:
1.______________
2._______________
3._______________
4.______________
5._______________
IV. Выбери из предложенных утверждений верные
Ответ: ________________
V. Напиши комплимент воздуху
или составь синквейн на тему «Воздух» .
Варианты комплиментов:
Воздух чистый, прозрачный, бодрящий!
Воздух всем необходим!
Без воздуха нет жизни! (и т. д.)
Вариант синквейна:
Воздух в жизни береги,
Дрянь ты всякую не жги!
Да будет воздух чистым,
На радость всем живущи