Автор: Полтаева Гульмдан Феритовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУСОШ №1
Населённый пункт: с.Летняя Ставка Туркменский район Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование личности гражданина в России сегодня"
Раздел: полное образование
Формирование личности гражданина в России сегодня
Автор:учитель истории и обществознания
МБОУСОШ №1 с.Летняя Ставка
Туркменского муниципального района
Ставропольского края
Полтаева Гульмдан Феритовна
XXI в.- это век новых технологий и открытий. Но в связи с этим возникает
вопрос, как эти новшества влияют на формирование личности подростка. В
этот промежуток времени ребёнок формируется как личность, и окружающий
его мир непосредственно влияет на определение будущего человека, как
члена общества. Подросток проводит время, сидя у компьютера или смотря
телевизор, совсем не уделяя время для посещения кружков или секций.
Личность подростка формируется лишь информацией полученной из
телевизионной программы или из сайта Интернет. Современная молодежь
почти не читает книги и тем самым забывает великие шедевры, отправляя их
на пыльные полки. Молодое поколение- это будущее нашей страны и от того,
насколько оно будет образованно и культурно, зависит дальнейшее развитие
государства. Современное общество нуждается в молодых специалистах, в
новых кадрах и образованных личностях. Начальная ступень нравственного
состояния закладывается именно в этом возрасте. И это актуально!
Развитие общества идёт необычайно большими темпами. Возникновение
современных технологий заставляет задуматься, как это влияет на
внутренний мир ребёнка? С одной стороны это помогает подростку усвоить
те новшества, которые предлагает ему время, а с другой стороны формирует
замкнутость. Компьютерные и телевизионные «гении» существуют в том
мире, который придумали себе сами. Каждый второй ребёнок употребляет
бранные выражения, даже не задумываясь над тем, что это разлагает его как
личность. С каждым годом всё больше молодых людей попадают в сети
Интернета . Живя в современном мире очень не просто выбрать цель и
следовать ей неуклонно. Забываются старые порядки, и современное
общество диктует свои условия жизни. Но все ли они верны и так ли плохи
старые устоявшиеся порядки. Молодое поколение всё меньше и меньше
тратит свободное время на прослушивание классической музыки, чтение
книг, посещение театров и музеев. «Страна сильна молодыми!»,- говорят
многие политики и писатели. Но «здорово» ли молодое поколение? Ответ, к
сожалению плачевен! Происходит деградация молодёжи, падение ее
нравственности
.
Главной целью нашего государства сегодня является
поднятие экономического уровня в стране, улучшения жизни граждан, рост
авторитета нашего государства на мировом пространстве. Все эти задачи
достигаются благодаря массовым внедрениям различных технологий.
,оборудования, благодаря которым Россия действительно сократила
пропасть между нею и развитыми европейскими странами. Современное
общество стремится к поднятию своего развития на ступень выше, больше
работает, что, конечно же, привело к большим результатам, но все же несет и
свой негатив. Негативная сторона заключается в том, что желание человека
использовать новые технологии заставляют позабыть старое, т.е. он начинает
уделять мало внимания культуре и искусству. Современная молодежь нашла
более интересные занятия, которые отталкивают ее от участия в
общественно-политической жизни. Современная молодежь мечтает учиться
за границей, жить там, а не в России.
В российском обществе стал ощущаться
недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и
правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и
конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.
Проблема воспитания гражданственности приобретает практическое
значение, поскольку отсутствует полное представление о самом процессе
воспитания данного качества в условиях образовательной системы, хотя в
федеральных образовательных стандартах второго поколения упор делается
на воспитательный аспект. Воспитание гражданственности, является одной
из традиционно рассматриваемых во многих научных дисциплинах проблем.
И эта проблема волнует многих и в первую очередь государство. Оно
пытается возродить духовную жизнь народа, все многообразие культуры.
Поэтому оно пытается создать условия для развития творчества и различных
видов культурной деятельности, расширить культурные международные
связи. Передаваемая современными средствами массовой коммуникации
информация способна приблизить эти ценности к каждому человеку, но ему
необходимо и уметь пользоваться этим, ему нужно еще и «прикоснуться» к
ним, чтобы стать духовно богаче. Но, однако, знакомиться с ними не многие
стремятся, «прикоснуться» к ним не многие хотят. Перед человеком большой
выбор книг, но все ли книги читаются? Заметно, что те виды культуры и
искусства, которые требуют от человека серьезных размышлений, слияния с
ними умом и сердцем, расцениваются, как нудные, скучные и требующие
слишком много времени для осмысления. Почему же это так? Этот вопрос
был поставлен сравнительно недавно и к поиску на него ответа влечет
многих, особенно молодежь.
Огромный творческий, физический потенциал, заложенный в молодежи
является одним из основных источников нынешних и будущих
преобразований. Именно молодым строить новую Россию. Поэтому
обязательно надо стремиться к тому, чтобы нашей сегодняшней молодежи
были близки и понятны такие нравственные категории, как патриотизм,
почитание духовных и культурных традиций предков, национальная
гордость, уважение к другим народам. Сохранение и передача из поколения в
поколение сложившихся традиций – не ностальгия по прошлому, а
требование будущего, для того, чтобы в третьем тысячелетии Россия стала
передовой державой. В посланиях Президента России Федеральному
собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство
народа и объединяющие нас моральные ценности -- это такой же важный
фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... и
общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные
задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в
стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к
самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой
странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство
является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит
основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и
политических отношений». И тогда же была разработана «Концепция
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России», где упор был сделан на школу, которая должна стать важнейшим
фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского
общества. Я считаю, что формирование личности гражданина в России
сегодня - это должна быть целенаправленная и систематическая
деятельность не только школ, но и училищ, и техникумов, и вузов по
формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства
верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и
конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Она должна
быть направлена на развитие личности, обладающей качествами
гражданина- патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские
обязанности в мирное и военное время.
Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней
осуществление идеала человечества и по мере сил своих способствовать
этому».
С помощью средств искусства, как считал Л.Н. Толстой, возможно устранить
насилие, воспитать чувства милосердия и любви к ближнему, осуществить
братское единение человечества.
Провозглашая идею воспитания гражданственности, патриотизма,
общественного долга, К.Д. Ушинский и В.И. Водовозов рассматривали
искусство как средство влияния на нравственное чувство человека.
Молодежь – стратегический ресурс общества, нереализованный потенциал
молодежи, нерешенные проблемы отбрасывают назад не только молодежь, но
и все общество, становятся проблемой всех, а не только молодежи. Поэтому
я считаю, должна быть государственная молодежная политика. В последние
годы наше государство начинает это осознавать, но другие тоже не дремлют.
Молодежь
необходимо
занять:
и
работой,
и
организацией
досуга,
и
привлечением
в
работе
государственных
органов.
Системы
работы
с
молодежью в стране нет, работа пущена на самотек. Наблюдаются отдельные
элементы
работы
с
молодежью
в
регионах,
усиливаются
они
в
период
предвыборных кампаний в стране и в регионах Есть национальные проекты и
программы «Молодая семья», «Материнский капитал» и другие, но это на
определенный
срок,
а
дальше?
Ведь
надо
воспитывать
молодежь
для
служения
Отечеству,
России
не
наскоками,
а
постоянно,
в
системе,
объединяющей семью, школу, общество и государство.
Огромная роль в усовершенствовании человеческой личности принадлежит
искусству. «Как физкультура выпрямляет стан человека, так искусство
выпрямляет его душу». Музыка, театр, живопись, художественная
самодеятельность – не только средство художественно-практического мира,
но оно способствует формированию таких качеств характера человека как
воля, мужество, оптимизм, любовь к труду. Композитор Д.Кабалевский
писал, что любовь к Родине, к своему народу, героизм и трудоспособность,
благородство и предательство, любовь к добру и ненависть к злу возникают в
сознании совсем ещё маленьких ребятишек под влиянием первых
услышанных, ими сказок или песен, первых увиденных рисунков, то есть под
влиянием искусства. Задачи формирования личности средствами искусства в
нашей стране выполняет, прежде всего, школа.
«Учитель создаёт нацию» - это древнее изречение справедливо и в
наши дни.
Воспитание
и
обучение
-
два
важнейших
неотъемлемых
момента
целостного
учебно-воспитательного
процесса
в
общеобразовательном
учреждении.
Ведущей
целью
воспитания
остаётся
идеал
личности,
способной
принимать
решения
и
нести
ответственность
перед
собой,
группой, страной и человечеством. Главное в воспитании- создание условий
для
саморазвития
человека.
Вся
жизнь
школы
призвана
формировать
активного
гражданина,
патриота,
обладающего
политической
культурой,
критическим мышлением. ориентация детей на вечные абсолютные ценности
(Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля.). Взятые в
самом общем виде, они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и
развития личности.
Эстетизация образовательного учреждения его окружения, всей жизни
детей - одни из ведущих путей гуманизации воспитания. Важно, чтобы у всех
детей
была
возможность
выразить
себя
в
художественной
деятельности
(театр, рисование, пение, танец).
Основы воспитания личности закладываются в семье. Удовлетворено
ли общество сегодняшним воспитанием в семье? Конечно же, нет, нет и нет.
Ведь основы нравственности закладываются в семье. Добрая воля и совесть
человека пробуждается в благоприятной семейной обстановке. А родители
часто заняты заработками, а не развитием своего ребёнка через культуру.
Культура
-
великое
богатство,
накопленное
человечеством.
Мерой
культуры и воспитанности является его интеллигентность. Шекспир и
Пушкин независимо друг от друга пришли к одному выводу: причины всех
бед
человеческих
-
в
невежестве.
Именно
интеллигентность
-
антипод
хамству и невежеству. Говорить о культуре - значит говорить о духовности
как об одной из главных особенностей русского национального характера.
Россия
всегда
была
богата
великими
духоборцами,
нравственными
постоянными
исканиями,
возвышающими
человека,
интеллигента.
Интеллигентный
человек
постоянно
соотносит
свои
слова,
поступки,
поведение
с
другими
людьми.
Интеллигентность
проявляется
в
тысячах
мелочей: в приветливости и скромности, способности слушать и не мешать
другим, в доброте и умении незаметно прийти на помощь, в чистоте языка и
чистоплотности быта.
Ещё древние философы утверждали, что человек рождается дважды:
один раз физически, второй - духовно. Второе рождение - процесс сложный,
мучительный и длительный. Носители российской культуры всегда уделяли
ему первостепенное значение. Высокая духовность и культура - понятия
очень близкие, взаимопроникающие, не существующие друг без друга, они
охватывают все сферы человеческого бытия. Формирование же их связано с
базовой культурой личности гражданина , которая закладывается в семье и
школе.
Нередко культуру отождествляют с искусством, с приобщением к миру
прекрасного. Разумеется, это очень важно, но нельзя упускать из виду и
культуру
быта,
человеческих
отношений,
выработку
высокого
вкуса
и
неприятия пошлости, воспитание культуры поведения и эстетизации среды,
потребности строить жизнь по законам красоты и гармонии.
Я думаю, что формированием личности гражданина должны заниматься как
родители, так и школа, и общество, и государство. С самого раннего возраста
чувство
прекрасного,
чувство
патриотизма
должно
закладываться
родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. И, естественно, общество
играет в истории различных народов, населяющих Россию, немаловажную
роль. Ведь оттого, в каком окружении находится человек - зависит многое.
Вспомним,
как
наша
страна
праздновала
70-летие
Победы
в
Великой
Отечественной войне, как относились в эти дни к ветеранам: их старались
окружить вниманием и уважением. Жаль, что этим вниманием и заботой
ветеранов окружают не каждый день. По моему мнению, сейчас не хватает
молодым людям чувства патриотизма и этот недостаток нужно восполнить.
Сегодня очень много говорится о волонтерском движении. И в нашей школе
есть группа волонтеров «Смена».
Надо заметить, что идут бурные процессы изменения в обществе,
которые соответственно влияют на социализацию подростков как граждан
России. Вообще обществу требуются такие его члены, которые способны
жить
в
этом
обществе,
которые
будут
высоко
нести
звание
«гражданин
России», будут достойно представлять нашу страну в мировом сообществе.
Сегодня в России основные традиционные агенты социализации находятся в
кризисе. Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою
социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных
функций. Такие же процессы происходят и в обществе, и в государстве. И
только российская общеобразовательная школа может и должна стать
важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию
российского общества.
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но
и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к
школе как единственному социальному институту, через который проходят
все граждане России, является индикатором ценностного и морально-
нравственного состояния общества и государства.
Если народ имеет то правительство, которое он заслуживает, то народ и
правительство имеют дело с той молодёжью, которую они сами воспитывают.
И
давая
социальный
заказ
школе
–
воспитать
гражданина
и
патриота
-
создайте условия для формирования личности гражданина и патриота России
с
присущими
ему
ценностями,
взглядами,
установками,
мотивами
деятельности
и
поведения.
Главное
в
личности
гражданина
-
это
нравственность.
«Нравственные
убеждения,
взгляды,
привычки
-
всё
это
тесно
связано
с
чувствами...
чуткостью,
впечатлительность
души
формируется
в
детские
годы...»-
писал
В.А.Сухомлинский.
Процесс
формирования
нравственных
чувств
осуществляется
как
стихийно,
по
подражанию (и мы видим, что окружающая ребёнка жизнь, да и телевидение
пропагандируют
культ
силы,
но
не
добра),
так
и
сознательно
под
руководством старших в процессе обучения, воспитания, в игре, труде Эти
чувства формируются и проявляются в творческой деятельности детей. Все
дети талантливы от природы, взрослые только должны помочь им развить
себя как личность и как гражданина.
.